Последний зачёт

Анатолий Роттербаум
      Интересный предмет  - «ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ». Это электронная система управления движением поездов. Диспетчер нажимает кнопки, и где-то далеко-далеко переводятся стрелки, переключаются светофоры и по проложенным маршрутам бегут грузовые и пассажирские поезда.
 Это уже пятый курс, готовимся стать специалистами, изучаем реальные и сложные системы железнодорожной автоматики.

        На изучение системы отведено три месяца. Большую систему изучаем поэтапно. И каждую неделю сдаём изученный материал, потом зачёт. Если все этапы сданы, зачёт получаем автоматом. По предмету есть отличный учебник, предмет ведёт прекрасный преподаватель, а в большой аудитории висит реальная принципиальная схема длиною около двенадцати метров.

       При первой же попытке сдать пройденный материал, увидел нереальную очередь студентов. При второй тоже. На третий раз решил разобраться, почему такая очередь, и почему она почти не продвигается. Оказалось, что многие студенты, а особенно студентки, по предмету откровенно плывут. Преподаватель добросовестно проверяет их знания, и многих отправляет на повторное изучение материала.

       С детства не люблю очередей. А что делать? Выход один – сдавать всю систему в конце семестра. Всё и сразу! Необходимо будет лишь подготовиться так, чтобы сдать весь материал с первого раза. Вот здесь и пригодится сэкономленное на очередях время. Мои расчёты оказались верными. Почти. На последней зачётной неделе в очереди на сдачу предмета было всего пять человек. Большинство студентов уже «отстрелялось». Остались только последние мученики и я.

       Нашего преподавателя звали Ираида Геннадьевна. Все её лекции я слушал с большим удовольствием. И это был один из немногих предметов, лекции по которому, я никогда не пропускал. Подготовился я тщательно и надеялся на успех.

       – Анатолий, наконец-то собрался что-то сдавать? Ну, с чего начнём? – Совсем неласково встретила меня моя любимая преподавательница.

       – Ираида Геннадьевна, – начал я – Ваш предмет это одна сложная система. Поэтому считаю, что и сдавать её нужно не по частям, а целиком. Я готов!

       – Зато я не готова. Целыми днями пропадаю в институте  – хвосты всяких неуспевающих студентов, зачёты, заочники, а тут ещё и ты? Готов сдавать сразу всё? У меня нет на это времени. Будешь сдавать, как и все по частям. В сессию между экзаменами, когда у меня найдётся свободное время!

       – Ираида Геннадьевна, – взмолился я, – без зачёта меня и до сессии не допустят.
Я ещё много чего собирался объяснить, но услышал лишь суровое:
       – Свободен!

       В грустных размышлениях я медленно шагал по коридору. Ноги сами привели меня к кабинету заведующего нашей кафедры. Ну, да  – надо как-то доложить, почему я не сдал зачёт. Потом ещё надо будет идти в деканат, выпрашивать временное разрешение на сдачу экзаменов при отсутствии  зачёта.

        Всегда сдержанный зав. кафедры выслушал меня невозмутимо и взялся за телефон.
        – Ираида Геннадьевна, зайдите пожалуйста ко мне. – услышал я.

        – Ираида Геннадьевна, –  обратился он к вошедшей вскоре преподавательнице, указывая на меня кивком головы, ¬ это Ваш студент? Вот и принимайте у него зачёт. Зачётная неделя ещё не закончилась.

Я не на шутку заволновался, увидев, как лицо нашей высокой и статной преподавательницы наливается кровью.

       – Хорошо, Анатолий. Придёшь сдавать 30 декабря. Специально для тебя выделяю целый день! – Металлическим голосом произнесла, немного успокоившись, Ираида Геннадьевна.

        – Ну, Анатолий, держись! Похоже, тебя ждёт нечто!  – Сам себе сказал я, оценив сложившуюся ситуацию. Оставшиеся два дня я вновь перелопачивал конспекты и повторял схемы.

       В назначенной аудитории неожиданно оказалось много народа. В качестве зрителей здесь собралась в полном составе вся наша кафедра, включая декана факультета. Похоже, порка мне назначена публичная? Нет, не получится господа-товарищи. Буду биться. Сдаваться я не собираюсь. Подготовился, и даже отработал трудный, но особо эффектный способ подачи материала  – на заданный вопрос решил указывать на схеме начальную и сразу конечную точку процесса. В детали вдаваться только при дополнительных вопросах. Такие ответы указывают для специалиста идеальное знание предмета и экономят много времени.

       Опытный преподаватель быстро оценил уровень моей подготовки, и началось… Ираида Геннадьевна стала задавать вопросы так, что я только успевал метаться от одного края 12-ти метровой схемы к другому, на бегу успевая припомнить точки назначения. Только один раз я успел мельком глянуть на зрителей. За годы учёбы у меня со многими из них успели сложиться непростые отношения. Но на всех лицах я увидел какой-то неподдельный азарт и нескрываемое удовольствие. И только знакомый лаборант показал мне одобрительно большой палец.

       – Интересно, что они сейчас видят перед собой, клоуна в цирке или укрощение строптивого студента? – Мелькнула и пропала отвлечённая мысль.

Сколько так прошло времени час, два? Счёт времени я потерял, но почувствовал, что у меня начинает заплетаться язык, и подгибаются ноги. Заметила это и Ираида Геннадьевна:

       – И последний вопрос, Анатолий, блокировка ошибки диспетчера в ситуации …

        – В данной ситуации срабатывает, срабатывает …  – и здесь я понял, что отказывать начинают не только ноги. Перед глазами мысленно стояла нужная страница конспекта, а что там написано я не видел, а точнее не помнил.

      – Ага, не знаешь! Ну, досдавать зачёт будешь в следующем году.
И здесь я не выдержал:
        – Ираида Геннадьевна, да как же так? Вся страна будет праздновать Новый год! И лишь я один, весь расстроенный, буду грустно сидеть с несданным зачётом! А может, войдёте в положение бедного студента?
        –  Нет-нет. Жду тебя здесь 7-го января!
В аудитории раздался дружный хохот. Преподаватели с улыбками покидали аудиторию, а декан, проходя мимо, одобрительно похлопал меня по плечу.

И здесь я окончательно понял, что победил. А последний вопрос? Да может оно и к лучшему. Все остались довольны. Я тоже.

       Седьмого января в аудитории было полно народу. Теперь зачёт сдавали заочники.
        – Пришёл? Молодец! Я с тобой потеряла целый день, теперь отрабатывай.  Будешь принимать зачёт у заочников, – с улыбкой встретила меня Ираида Геннадьевна.
       – А как же мой зачёт?
        – Да предмет ты знаешь на отлично. Так что садись и берись за дело.

          Я проверял знания у заочников одного, другого, третьего. Одни знали предмет лучше, другие не очень. Всем Ираида Геннадьевна, после моей устной оценки, ставила зачёт. Последними зачёт сдавали два друга. Они попросились сдавать одновременно. Вот с ними я намучился. Они знали меньше, чем ничего и не могли ответить на самые простые вопросы. Я высказал  своё отрицательное мнение преподавателю.

       – Да что ты понимаешь? Это же заочники! Ты знаешь, как им трудно учиться? Порой у них на учёбу нет ни времени, ни возможности. Это у вас дневников никаких забот кроме учёбы.

Вот так я сдал свой последний институтский зачёт.

Послесловие:

      Я уже год работал на железной дороге, когда к нам пришли двое новеньких. Это были те самые неразлучные друзья-заочники. Они так и работали всегда вдвоём. Народ прозвал их «два брата- акробата». Вреда от них двоих всегда было как от четверых. К счастью начальство вскоре от них избавилось.

       А ещё через год к нам на работу приехал один молодой специалист, тоже выпускник нашего института. Я провёл для новичка вводной инструктаж и представившись объяснил, что теперь буду его наставником.
       – В чём дело? Я что-то не то сказал, – спросил я, увидев, что у новенького после моих последних слов буквально отвисла челюсть.
       – Извините, а Вы и есть тот самый Анатолий?
        – Какой тот самый?
       – Нам рассказывали про Вас на кафедре. Советовали никому не повторять Ваших «подвигов».
       – Да какие там подвиги?  Учился как мог, просто не всегда так как другие. Был ещё молодой и глупый. – смутился я.


       Ещё несколько лет спустя, проходя неподалёку от нашего института, увидел преподавательницу нашей кафедры. Одну из тех, с которой у меня сложились во время учёбы очень (мягко говоря) непростые отношения. Она, мельком взглянув на меня, прошла было мимо. Я её остановил:
       – Здравствуйте, Людмила Николаевна! Вы что меня не узнали?
       – Ну почему же, узнала, Анатолий. Просто подумала, что Вы не захотите со мной здороваться.
        – А почему?
        – Ну как же? Мы ведь доставили Вам столько разных неприятностей.
       – А разве я в долгу оставался? – задал я встречный вопрос.
        – Ой, не оставался, не оставался! Мы на кафедре Вас часто вспоминаем. – И с этими словами она радостно бросилась меня обнимать.
После этого мы перешли к дружеской беседе. Вспомнить было чего…

      Чуть не забыл про самое главное во всей этой истории!
Сразу после окончания института, мне пришлось непосредственно заниматься системой «Диспетчерской централизации» - одной из первых на Свердловской железной дороге.