Деньги - это зло?

Ю.Новиков
К проблеме денег я уже неоднократно обращался в книгах, статьях и стихах. В основном люди соглашались со мной. Но были и те, которые недоуменно спрашивали: «Так что же, выходит, что деньги — это зло?». Ну что же, повторю ещё раз: «Деньги — не зло, а удобный инструмент взаимодействия людей. А вот помешательство человека на деньгах — это зло. Как, впрочем, и любое другое помешательство».

Все рассуждения о том, как было бы хорошо вообще отменить деньги, совершенно бессмысленны. Трудиться без вознаграждения согласятся единицы. И ещё неизвестно, будут ли кому-то нужны результаты их труда. Зато даром получать всё нужное и желаемое захотят все. Простой обмен между людьми результатами своего труда тоже не поможет. Ведь очень трудно найти человека, у которого есть то, что нужно тебе, и которому нужно то, что есть у тебя. Обязательно нужен некий универсальный эквивалент произведённой человеком полезной работы, то есть деньги.  А за них уже можно купить именно то, что тебе нужно.

Полностью без денег может существовать только концлагерь, в котором начальник сам решает, кому что делать и кому сколько еды дать. А жизнь в концлагере мало кому понравится. Так что деньги совершенно необходимы для нормального существования любого общества.

Но почему же тогда многие люди видят именно в деньгах корень всех проблем, всех бед и несчастий? Да просто потому, что они не понимают настоящего места и истинной роли денег.

Конечно, злодей с деньгами может принести миру и людям гораздо больше вреда,  сделать гораздо больше зла, чем злодей без денег. Но корень проблемы здесь вовсе не в деньгах, а в свободном выборе зла этим негодяем. А помочь ему творить зло могут ведь не только деньги, но и физическая сила, оружие, власть, эрудиция, знакомства и т.д.  Но никто же не объявляет все их безусловным злом, не призывает к их полному уничтожению.

Конечно, погоня за всё большим количеством денег может подтолкнуть человека на путь зла. Но с не меньшим успехом на путь зла могут подталкивать также забота о детях или об уюте в доме, стремление получить образование, стать известным, объездить весь мир, добиться любви и т.д. Мотивация может быть самой разной, но вовсе не она определяет, выберет человек добро или зло, а только сам этот человек. Поэтому считать злом всё, к чему стремятся злодеи, совершенно неправильно.

Конечно, деньги очень часто являются причиной ссор, вражды, войн между людьми. Но люди легко находят и другие поводы для вражды: власть, национальность, язык, вера, идеология, политические предпочтения, научные разногласия и т.д. Нередко деньги — это только внешнее прикрытие истинных причин неприязни и вражды. А так как всем людям эта денежная мотивация близка и понятна, глубокие корни разногласий мало кто стремится понять.

Конечно, нехватка денег может очень сильно испортить жизнь человеку, довести его до нищеты, депрессии, воровства, даже до самоубийства. Но виноваты ли в этом сами деньги? Вовсе нет. Виноват механизм распределения денег, установленный властью в данном обществе. Например, власть может установить огромные зарплаты чиновникам и силовикам, но оскорбительно низкие — преподавателям, врачам, инженерам, учёным. Хотя именно эти специалисты — самые нужные люди в любом обществе. Правда, иногда в нехватке денег виноват ещё и сам человек, просто не желающий или не умеющий трудиться.

Что же касается помешательства на деньгах, то эта болезнь сейчас распространилась очень широко. В большей или меньшей степени ей страдают огромное количество людей. Попробуем перечислить некоторые симптомы, которые говорят о том, что человек одержим этим недугом. Кстати, если найдёте такие симптомы у себя, то есть повод серьёзно задуматься.

Во-первых, больные, одержимые деньгами, обязательно сильно закомплексованы, не считают себя полноценными людьми, если у них нет большого количества денег, например, миллиона. Им кажется, что без этого они ничтожества, никому не нужные, никому не интересные, бесполезные для мира. И лучше бы они вообще не рождались. Хотя на самом деле миру и Богу нужен каждый человек.

Во-вторых, эти больные отождествляют деньги со счастьем, считают, что без денег счастья не бывает, зато деньги автоматически делают человека счастливым. Хотя на самом деле есть много счастливейших бедняков и несчастнейших богатеев.

В-третьих, больные считают количество денег безошибочным критерием ума человека. Умный, по их мнению, обязательно богат, а бедный — точно глупец. Например, уборщица из нефтегазовой компании намного умнее любого академика, так как богаче их всех. Хотя из истории известно, что многие гениальные писатели,  учёные, философы жили бедно, тогда как среди богачей было немало откровенных глупцов.

В-четвёртых, больные считают, что богатый человек — непременно основательный, верный, надёжный. Мол, только богатых и можно рассматривать в качестве кандидатов в друзья, мужья, жёны. Хотя, как известно, многие богачи добились своего богатства именно обманом, насилием, предательством, вымогательством. И нет никакой гарантии, что они не будут точно так же вести себя с друзьями и супругами.

В-пятых, одержимые деньгами считают, что ради денег можно пожертвовать всем: семьёй, родиной, друзьями, любимой работой, своими талантами, можно наплевать на мораль, совесть, веру и т.д. Хотя именно всё это, отбрасываемое ими, и делает человека человеком, а не кошельком с деньгами.

Что ещё интересно, одержимые деньгами никак не могут понять тех людей, которые не посвящают свою жизнь погоне за богатством. Они считают таких людей глупыми, бездарными, ленивыми неудачниками. Или же подозревают их в тайных незаконных доходах.

Например, если преподаватель вуза работает за гроши, его считают или дураком, или хитрым взяточником, обирающим несчастных студентов. Одержимые деньгами не могут даже допустить мысль, что преподавателю просто нравится его работа, что он считает её нужной людям, что в ней его призвание.

То же самое относится к врачам. Раз врача устраивает его мизерная зарплата, значит, он ни на что другое не способен, не достоин большего. Или же он получает основной доход от вымогательства у своих пациентов и от спекуляции лекарствами. А то, что врач — важнейшая специальность, постоянно нужная людям, что многие врачи всю жизнь шли к этой работе, это всё отговорки глупцов.

Если человек говорит, что не уедет из своего дома, города, страны ни за какие деньги, то одержимые деньгами смотрят на него, как на сумасшедшего. Им совершенно непонятны доводы о корнях, о могилах предков, о культуре народа, о родном языке. Как же можно предпочитать бедную или даже нищую жизнь большим деньгам где-то там, вдали?

А ведь одержимость деньгами широко распространилась в мире не так уж и давно. Ещё век-другой назад жизнь была совсем иной. Многими поколениями люди жили на одном месте, честно трудились и вовсе не стремились сказочно разбогатеть любой ценой.

Крестьяне работали на земле, совершенствовали своё умение, накапливали имущество, отстраивали новые дома себе и детям. И совершенно не думали бросить всё и поехать куда-то, чтобы стать, например, ростовщиками или чиновниками.

Ремесленники шили одежду, обувь, ковали инструменты, делали мебель, пекли хлеб, строили дома и храмы. И детей своих сызмальства учили своему ремеслу. А потому и создавали настоящие шедевры на века и тысячелетия. Да, они могли развивать своё дело и богатеть, но им и в голову не приходило оставить всё ради лёгких денег где-то за океаном.

Мелкие торговцы поколениями работали в своём магазинчике, своей аптеке, своей закусочной. Все жившие рядом люди уже прекрасно знали, где лучше покупать тот или иной товар, где вкуснее готовят. И почему-то никто из этих торговцев не стремился создать торговую сеть по всему городу, по всей стране, по всему миру. Даже ради заманчивых миллионов.

Интересно, что в 19 веке в Англии выходило много книг, предлагавших разные способы быстро разбогатеть. Но описание всех этих способов кончалось всегда одним и тем же: скопите капитал в 50 000 фунтов и дальше живите как сквайр (помещик). То есть даже люди, стремившиеся к богатству, понимали тогда, что деньги — не цель, а средство для жизни. И когда их достаточно, пора уже наконец начинать жить по-настоящему, а не продолжать фанатично бегать за деньгами.

А вот нынешние одержимые деньгами люди никак не могут понять, как можно бросить дело, приносящее огромные деньги, как можно довольствоваться тем, что уже имеешь. Для них смысл жизни — это даже не богатство, а постоянное приумножение богатства, причём любыми путями, даже ценой своей загубленной жизни.

Ещё раз повторюсь: зло — это не деньги, а одержимость деньгами. Когда ради денег разрушают свою жизнь, жизнь близких, жизнь своего народа, своей страны, всего мира — это самое настоящее зло. И точно так же злом является любая другая одержимость. Идти к какой бы то ни было цели, всё сметая на своём пути, просто недостойно человека. Так можно и всю свою жизнь прожить напрасно.