14. 2 Два мира в человеке. Сознание и тело

Лариса Болотова
 «Заключая в себе два мира (мир ноуменальный и мир феноменальный), «человек» даёт нам возможность понять, в каком отношении один к другому находятся эти два мира во всей природе.

Раньше мы пришли к выводу, что ноумен вещи заключается в её функции в другой сфере, в её значении, непонятном в данном разрезе. Затем мы пришли к заключению, что число значений одной и той же вещи в различных разрезах должно быть безконечно разнообразно, что оно должно делаться собственной противоположностью, возвращаться опять к началу (с нашей точки зрения) …, безконечно расширяясь, опять суживаясь …

И нужно помнить, что ноумен и феномен не есть различные вещи, а только различные стороны одного и того же. Причём феномен есть конечное выражение в сфере нашего познания органами чувств безконечного ноумена.

С нашей точки зрения мы совершенно одинаково можем сказать, что известный феномен или известная группа феноменов с ноуменальной стороны выражаются сознанием какой-то безконечной и безконечно разнообразной сущности; или что безконечное и безконечно разнообразное сознание выражается для нас тем или другим определённым  явлением.

Феномен есть трёхмерное выражение ноумена. Эта трёхмерность зависит от трехмерных форм нашего познания, то есть, говоря просто, от нашего мозга, нервов, глаз и кончиков пальцев.

В человеке мы нашли, что его ноумен это сознание, что именно в сознании лежит разгадка, непонятных со стороны, функций и значений человека. Что такое сознание человека, как не его функция, непостижимая в трёхмерном разрезе мира?

Действительно, если мы будем всеми доступными нам способами объективно со стороны изучать и наблюдать человека, мы никогда не найдём его сознания и не определим функции этого сознания. Мы должны сначала осознать своё сознание, затем или вступить в разговор (знаками, жестами, словами) с другим человеком, начать с ним обмениваться мыслями и на основании его ответов вывести заключение, что он обладает сознанием… Прямым методом объективного исследования без помощи речи или без помощи заключения, по аналогии, мы в другом человеке сознания не найдём.  Что недоступно прямому методу исследования (то есть нашими органами чувств?), но существует, то ноуменально. И, следовательно, мы не будем в состоянии определить функции и значения человека в ином разрезе мира, чем мир геометрии Эвклида, единственно доступный «прямым методам исследования».  Поэтому мы с полным правом можем рассматривать «сознание человека», как его функцию в разрезе мира, отличном от того трёхмерного разреза, где функционирует «тело человека».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 121).