3. 11 О пространстве на небесах

Лариса Болотова
«191. Хотя все предметы на небесах являются в известном месте и в пространстве совершенно так, как и на земле, тем не менее, у ангелов  вовсе нет ни мысли, ни понятия о месте и пространстве …

192. Всякое перемещение или передвижение … в мире духовном совершается вследствие изменения внутреннего состояния самих ангелов, так что передвижение там суть не что иное, как изменения в состоянии. Точно так же, когда и меня (Свёденборга)  Господь переносил на небеса и на земли, вращающиеся во вселенной, это совершалось со мной только относительно духа (души?), а тело моё оставалось на том же месте; таким образом, переносятся с места на место и все ангелы. Вот почему расстояния для них не существуют; если же нет расстояний, то нет и пространства, а место тех и других – состояния и изменения в них».

                То есть, само тело ангела не переноситься, а только дух его?  Если тела остаются на месте, то изменения должны происходить в окружающем мире относительно этих тел, чтобы создалась иллюзия движения. Так ли это?

«193. Если всякое передвижение совершается таким образом (изменением внутреннего состояния), то очевидно, что приближение  происходит от сходства в состоянии внутренних начал, а удаление от несходства: вот посему вблизи друг от друга живут те, кои в сходном состоянии, а вдалеке те, кои не в сходном; и пространства на небесах суть не что иное, как внешние состояния, соответствующие внутренним. По  этой единственной причине различны между собой не только небеса, но и каждое общество небесное и затем каждый ангел в обществе; по этой же причине и ад совершенно отдалён от небес: по состоянию своему он совершенно им противоположен».

                Следовательно, пространство всё-таки существует и ангелы передвигаются по нему, хотя и не воспринимают это как пространство?

«194. На этом основании всякий дух в том мире немедленно является перед другим, если только пожелает этого, ибо тогда желающий мысленно видит другого и переносится в его состояние; и, наоборот, один удаляется от другого по мере своего отвращения от него: а как всякое отвращение происходит от противоположности и несогласия мыслей, то случается, что, когда многие там соберутся в одно место и согласны между собой, то видят друг друга, а когда не согласны, то исчезают.

195. Точно так же, когда там идёт кто из одного места в другое по своему городу, по площади, или саду или к живущим в другом обществе, то он приходит ранее, когда желает этого, и позже, когда не желает. Сам путь, хотя всё тот же, удлиняется или укорачивается, смотря по желанию идущего …»
 
                Значит, у них разная скорость перемещения? А зачем им нужно идти, если они могут приблизить то место, куда идут?  Они изменяют пространство или своё восприятие пространства?

«Из сказанного снова ясно, что расстояние и, следовательно, пространство совершенно зависят от внутреннего состояния ангелов; а если это так, то и мысль о пространстве вовсе не доступна их понятиям, хотя (в сущности) у них такие же пространства, как и в мире».

                А есть ли у ангелов мысли и понятия о том, что их движение зависит от их желания  и внутреннего состояния?

«196. Это можно пояснить свойством мысли человека: для неё нет пространства; то о чём человек непрестанно и много думает, как бы само является перед ним».

                Но время-то расходуется в физическом мире, а, следовательно, пространство тратится в мире мыслей, когда человек мыслит.

«Всякому, кто захочет вникнуть, известно, что он не иначе судит о пространстве, как по промежуточным предметам, которые он в то же время видит на земле, или по тому расстоянию, которое находится между этими предметами; это происходит оттого, что пространство безпрерывно, а на безпрерывном протяжении пространство обнаруживается не иначе, как по тем предметам, которые не БЕЗПРЕРЫВНЫ».

                Здесь возникает мысль об иллюзии  пространства в физическом мире.  Если бы не было: во-первых расстояния между предметами, во-вторых мы бы видели предметы такими, как они есть, а не в перспективе, то чувствовали бы мы, что нас окружает пространство?

                Получается, что мы запрограммированы видеть предметы в  перспективе и в конечных формах?

                Если существует пространство, и мы перемещаемся по нему, то      просыпаемся ли мы в том мире, что уснули или уже в другом? Насколько они могут отличаться друг от друга?

«… у ангелов … зрение не раздельно от мысли, а мысль от любви; и что близкие и дальние предметы являются и меняются, смотря по состоянию их внутренних начал…»

                О чём думают, то и видят вблизи?

«197. … места и пространства в Слове Божьем и всё, что некоторым образом касается по  значению своему к пространству, относится к состояниям; например: расстояние, близость, дальность, путь, дорого, странствие; миля, стадии, локти и, вообще, всякие меры; села, поля, сады, города, площади; всякое движение; длина, ширина, высота, глубина и многое другое; потому что большая часть того, что находится в мыслях человека, возникла в нём от мира сего и более или менее относится к пространству и времени».

                А как же само эфирное тело ангелов, имеет ли оно измерения? Как видят окружающий мир ангелы? Люди, например, видят мир в перспективе, объёмно.

«Объясню, например, что означает в Слове Божьем длина, ширина и высота: здесь на земле, говорится о длине, ширине и высоте относительно пространства; но на небесах, где нет мысли о пространстве, длина означает состояние блага, ширина – состояние истины, а вышина – разность  этих состояний по степеням…Такое значение этих трёх видов величины  основано на том, что небеса простираются в длину от востока  к западу и что на этом обитают живущие в благе любви; в ширину небеса простираются от полудня к северу, и тут обитают живущие в истине по благу…; а вышина на небесах означает и то и другое, и благо и истину, относительно степеней.

 Вот почему и в Слове Божьем длина, ширина и высота имеют это же самое значение; так у Иезекиила, от гл. XL  до XLVIII, описание нового храма у новой земли, с дворцами, горницами, дверьми, вратами, окнами и принадлежностями и с размерами всего этого в длину, ширину и высоту, означает новую церковь и принадлежащие ей истины и блага, если же не так, то к чему исчисление всех этих размеров? Подобным образом и Новый Иерусалим описан в Апокалипсисе в следующих словах: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и ширина. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и ширина и высота его равны». Гл. XXI. 16. Здесь Новый Иерусалим означает новую церковь, а размеры эти – все, относящиеся к этой церкви: длина благо её любви; ширина – истину по этому благу; высота – благо и истину, относительно их степеней (имеется в виду степени состояний ангелов, их четыре); двенадцать тысяч стадий  - всякое благо и всякую истину в совокупности; иначе какой смысл в том, что высота города в двенадцать тысяч стадий равна его долготе и широте? Что в Слове ширина означает истину, это видно у Давида: «И не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте». Пс. XXX.9. «Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь». Пс. CXVII. 5. …

198. Из всего этого видно, что хотя на небесах и есть такие же пространства, как здесь, но что там ни о чём не судят по пространству, а по состояниям; следовательно, и пространство там не может быть вымерено, как это делается здесь, но что оно только видимо согласно внутреннему состоянию жителей.

199.Первая и главная причина всего этого та, что Господь присущ в каждом по мере его любви и веры и что все предметы на небесах являются вблизи или вдали от ангелов, смотря по присутствию в них Господа; оно определяет положение каждого предмета на небесах и дарует ангелам мудрость, потому что оно же даст мыслям их силу всюду простираться, а всему прочему на небесах – силу взаимного общения; словом вследствие присутствия в них  Господа, они одарены способностью мыслить не природно, как люди, а духовно».

                Получается, что человек обладает большей свободой действий, чем ангел? Способны ли ангелы менять сами своё внутреннее состояние?

                Каковы размеры видимых ангелами предметов тех, которые вдали и близи, они разные или равные? Люди, например, видят удалённые предметы меньшими, чем те, что находятся вблизи и тем самым воспринимает длину пространства.

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  91).