Артисты - участники Великой Отечественной войны

Анна Магасумова
  Очень много артистов советского кино воевали на Великой Отечественной войне. Советские актеры-участники Великой Отечественной Войны — они ушли на фронт совсем детьми, а вернулись мужчинами. Кто-то прошел войну без единой царапины, а кто-то навсегда остался инвалидом, участвуя в боях за нашу Родину против фашизма. Но ни один из актеров никогда не забывал о пережитом.

1. Басов Владимир Павлович (28.07.1923 - 17.09.1987) - советский актёр кино и озвучивания, кинорежиссёр, сценарист, народный артист СССР (1983).
  Владимир занимался в театральной студии, и после школы собирался поступать во ВГИК, но  началась Великая Отечественная война, и он пошёл на фронт добровольцем.
"истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага",  - писал Басов позже в своих воспоминаниях.
  Окончив артиллерийское училище, в 1942 году  Басов ушёл воевать в звании младшего лейтенанта интендантской бригады. Сначала он занимался организацией концертов художественной самодеятельности,(он провёл на передовой больше 150), а затем его перевели в миномётную бригаду.
  И во время войны будущий режиссёр не оставлял своего увлечения кинематографом. Он часто помогал киномеханикам устраивать показы даже на передовой.
  В феврале 1945 года  Басов с ранением попал в госпиталь, но после выздоровления вернулся в строй. За подвиги в сражениях был награждён орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", а день Победы встретил в чине капитана. После войны он ещё год служил в артполку. Он мог бы сделать блестящую карьеру военного, но не оставлял своей юношеской мечты о кино:
"По сути, я стал профессиональным военным, но я все четыре года войны не переставал думать о другом образовании – режиссерском, и всё представлял себе, как сниму фильм о фронте", – рассказывал актёр в своих мемуарах.
  В 1947 году Басов поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а после окончания учебы начал работать на "Мосфильме".  О войне он не забывал никогда, но не любил вести разговоры на эту тему, подобно другим фронтовикам. Басов мог бы написать не одну книгу о своих фронтовых буднях, но оставил лишь разрозненные записи в своих мемуарах и дневниках. Он никогда не бравировал своими военными заслугами и предпочитал ходить в гражданском. На вступительные экзамены во ВГИК многие абитуриенты-фронтовики надели военную форму с орденами и медалями, а Басов пришел в белой рубашке и чёрном костюме. А когда преподаватели его спросили о том, чем он занимался во время войны, ответил коротко: "Воевал".
Каждый год 21 июня Басов выезжал с семьей в Суздаль, чтобы встретить рассвет 22 июня - день начала войны.  О войне никогда не говорил.
2.  Бондарчук Сергей Фёдорович (25.09.1920- 20.10.1994) - советский и российский актёр кино, кинорежиссёр, сценарист,педагог.
С 1938 по 1941 год Бондарчук учился в театральном училище Ростова. Когда началась Великая Отечественная война, Сергей Бондарчук уже работал в труппе Театра Красной армии в городе Грозном. Был призван на фронт, воевал под Грозным, Армавиром, Моздоком. Сергей Фёдорович прошел всю войну солдатом, был награждён орденом Отечественной войны II степени.
После окончания службы Бондарчук поступил во Всероссийский государственный университет кинематографии Герасимова.
Дебют в кино у актера состоялся в 1948 году в фильме "Молодая гвардия". Большой успех пришел к Сергею после фильма "Тарас Шевченко" (1951).
  В 1952 году Бондарчук получил звание Народного артиста СССР. Как режиссер дебютировал в 1959 году, сняв фильм "Судьба человека". Среди его известных режиссерских работ: "Война и мир", "Ватерлоо", "Они сражались за Родину" и многие другие. В своих работах режиссер часто снимал жену Ирину Скобцеву и детей. За всю жизнь Сергей Бондарчук сыграл более чем в 30 фильмах.
Также он занимался преподаванием, был руководителем режиссерской, актерской мастерских, а с 1974 года - профессором ВГИКа.
Последняя режиссерская работа Бондарчука - "Тихий Дон" - так и не была завершена до его смерти. Это сделал его сын Федор Бондарчук.
"Каждый человек может сыграть одну роль, то есть самого себя. И при этом гениально. По не каждый может создать галерею образов"
(Сергей Бондарчук)
3. Быстрицкая Элина Авраамовна  (4.04. 1928 - 26.04. 2019) -  советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог; народная артистка СССР, лауреат премии Правительства России в области культуры. Во время  Великой Отечественной войны .
   Её отец был военным врачом - инфекционистом, а мать - поваром в больнице. Жили скромно. Когда началась война, Элине Быстрицкой было 13 лет. Она хотела быть наравне со взрослыми, поэтому умоляла маму идти работать санитаркой в госпиталь. Прошла курсы медицинских сестёр. Но допускать до экзамена комиссия её не хотела. Девочка была настолько маленькая и хрупкая, что на вид ей не давали и 8 лет. Но юная Элина проявила настойчивость и справилась с экзаменом на "отлично".
Хрупкая  девочка  работала санитаркой в военном госпитале.  В  её руках была жизнь наших солдат.  Заботилась о каждом бойце, раненых таскала на себе. Боль войны народная артистка СССР Элина Быстрицкая пронесла через всю жизнь.
"Потрясающая особенность нашей профессии заключается в том,что там-в кино или на сцене-мы можем всё. Там мы всего достигнет,у нас всё получится,осуществятся наши самые несбыточные и заветные мечты. Мне кажется, что наша жизнь-черно-белая, а искусство- всё цветное. А если наоборот, то не будет ни жизни, ни искусства"
(Элина Быстрицкая)
4.Гайдай Леонид Ивович (30.01.1903 - 19.11.1993)  -  советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Участник Великой Отечественной войны. Один из самых популярных и признанных советских режиссёров.
  18 июня 1941 года Леонид Гайдай окончил школу. А 22 июня началась Великая Отечественная война. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал "Я".
"Кто в артиллерию?" - "Я". - "В кавалерию?" -  "Я". -  Во флот?" -  "Я" - "В разведку?" -  "Я".
  Этим вызвал недовольство начальника.
 "Да подождите вы, Гайдай, -  сказал военком. -  Дайте огласить весь список".
  Вам ничего не напоминает этот эпизод? Да, из этого случая через много лет родился эпизод фильма "Операция "Ы"…".
     Гайдая направили на Калининский фронт, где он служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка, был награждён медалями. В 1943 году возвращаясь с задания, подорвался на мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провёл в госпиталях, перенёс пять операций. Ему грозила ампутация, но он от неё отказался. "Одноногих актёров не бывает" -  сказал он.
  Вернулся Гайдай в родной Иркутск на костылях, но уже в феврале 1944 года был принят в театральную студию при Иркутском областном театре. В 1949 году  он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а в 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая "Долгий путь". Дальше были короткометражные фильмы – "Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики". Эти работы принесли известность и режиссеру, и легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. После перерыва режиссер выпускает три фильма, которые становятся жемчужинами советского кинематографа. Кинокомедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", занимает первое место в прокате 1965 года,  так же как и следующие два фильма "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука". Эксцентрическая комедия "Бриллиантовая рука"  была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей.
"Надо все-таки людям дарить радость"
(Леонид Гайдай)
5. Герд Зиновий Ефимович (21.09.1916 - 18.11.1996) - советский и российский актёр театра и кино; народный артист СССР.  В 1941 году, окончив курсы по сапёрному делу, Гердт добровольцем ушёл на фронт. Воевал в сапёрной роте. Старший лейтенант,
начальник инженерной
службы полка.
  Участвовал в боях на Калининском и Воронежском фронтах. Награждён боевыми орденами: "Красной Звезды", Отечественной войны I степени.
   Война для Зиновия Гердта закончилась в феврале 1943 года, когда при разминировании полей для прохода советских танков он был ранен осколком в ногу. Его спасла медсестра, дотащив до медсанбата. Гердт перенёс 10 операций, но нога не заживала, грозила ампутация. К счастью, ногу удалось сохранить, хоть она и стала короче другой, перестала сгибаться. Но актёр был очень рад. "Хоть на восемь сантиметров короче, но моя!" - любил он пошутить по поводу своей хромоты.
Гердт считал, что дорога на сцену для него закрыта, и решил выводить на подмостки других героев – кукол. Но спрятать за ширмой актёрский талант ему не удалось. Всех удивлял его неподражаемый тембр. Голосом Гердта заговорили герои зарубежных фильмов: "Фанфан-тюльпан", "Кромвель", "Полицейские и воры". Харизматичного артиста заметили режиссёры, и он стал сниматься в кино.
 Многие его роли были эпизодическими, но они не могут не запомниться. Как, например,  роль ветерана-фронтовика в фильме "Городской романс" режиссёра Петра Тодоровского.
    Зиновий Гердт останется в памяти зрителей как яркий, блистательный и всеми любимый актёр.
"...процесс истории - это живой процесс. Слова и деяния многолетней давности, благодаря рассекречиванию архивов, в конце концов становятся всеобщим достоянием"
(Зиновий Гердт)
6.Глузский Михаил Матвеевич (20.11.1918 - 15.06.2001) -  советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, мастер художественного слова, театральный педагог; народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. 
 Артист Глузский в  1940 году был призван в армию, проходил службу в команде при Центральном театре Советской армии. В годы войны участвовал во фронтовых бригадах.
"Я человек войны"
(Михаил Глузский)
 После войны и до 1995 года Михаил Глузский - актёр Театра-студии киноактёра.
Режиссёры охотно звали его сниматься в кино, но в основном на небольшие роли. Глузский снялся более чем в 150 кинофильмах, в том числе: в "Повести о настоящем человеке", "Тайне двух океанов", "Тихом Доне", "Кавказской пленнице", "Сказе про то, как царь Пётр арапа женил", "ТАСС уполномочен заявить…" и многих других. Одним из лучших образов актёра в кинематографе стала роль академика Сретенского в фильме И. Авербаха "Монолог" (1972). Актёр также работал на радио и телевидении, его голосом говорят многие персонажи дублированных иностранных фильмов.
7.Гринько Николай Георгиевич (22.05.1920 - 10.04.1989) - советский украинский актёр театра и кино. Народный артист Украинской ССР. Участник Великой Отечественной войны.
  Отец был актёром в Черновицком театре, мать - ассистентом режиссёра в Запорожском театре. С детства Николай Гринько мечтал стать актёром, но планы нарушила Великая Отечественная война.
В 1940 году Гринько был призван в Красную армию, направлен в 619-й БАО (батальон аэродромного обслуживания). Все четыре года Великой Отечественной войны был на фронте. Служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия (АДД ВВС СССР) под командованием главного маршала авиации Александра Голованова, был комсоргом полка. Гвардии старшина. В 1943 году стал членом ВКП(б). Награждён Орденом Отечественной войны II степени и медалью "За боевые заслуги" . После войны с 1946 года осуществил свою мечту, стал помощником режиссёра, потом ведущим актёром Запорожского драматического театра имени Н. Щорса, актёром Ужгородского музыкально-драматического театра. В 1949 году окончил театральную студию при Запорожском театре.
С 1956 года - актёр Киевской киностудии художественных фильмов имени А. П. Довженко.
В 1963 году актёр был первоначально утверждён на роль Горацио и стал сниматься в фильме "Гамлет", но из-за слишком большой разницы в росте (198 см у него самого) с Иннокентием Смоктуновским возникли скандальные недоразумения, и актёр предпочёл расторгнуть договор с киностудией "Ленфильм".
В 1969 году Николаю Гринько  присвоили звание Заслуженного артиста УССР, в 1973 году - Народного артиста УССР.
Снимался в нескольких фильмах Андрея Тарковского, которого называл своим "талисманом". Фактура актёра -  высокая, чуть сутулая худая фигура, выразительное доброе лицо с мягкими чертами, большое положительное обаяние. Своих героев артист неизменно наделял большой душевной теплотой, мягкостью и мудростью. В кинофильмах его роли часто озвучивались другими актёрами.
Всего актёр снялся более чем в 150 фильмах.
Самые известные роли, сделавшие его популярным в Советском Союзе:
Папа Карло ("Приключения Буратино"), Профессор ("Сталкер"), отец Криса ("Солярис"), профессор Громов ("Приключения Электроника").
Фильм "Приключения Буратино",  в котором Николай Гринько сыграл роль папы Карло, киночиновники не хотели выпускать на экраны, называя безобразной картиной, вредной для детей. Но фильм всё же вышел, и с тех пор на нём выросло не одно поколение юных зрителей. С тех пор в судьбах актёров произошло много перемен, для некоторых из них этот фильм стал единственным в кинокарьере, а представителей старшего поколения уже, к сожалению, нет в живых.
8. Ерёменко Николай Николаевич (старший) (17.06.1926 - 30.06.2000) - советский и белорусский актёр театра и кино; народный артист СССР, народный артист Белорусской ССР, лауреат Государственной премии БССР. Член КПСС с 1964 года.
 Когда началась война, Еременко исполнилось 15 лет. Николай очень хотел попасть на фронт, для чего исправил свои документы - прибавил к возрасту три года. Попросился добровольцем, его направили в
в школу младших лейтенантов в Новосибирске, где обучали по ускоренной программе.
Летом 1942 года боец 11-го кавалерийского корпуса Николай Ерёменко попал под Вязьмой в окружение. Затем были немецкий плен, концлагеря, работы на каменоломне… Выжил, пройдя через все круги ада.
  В книге "Николай Ерёменко. А свет не погас...", изданной в серии "Жизнь знаменитых людей Беларуси" (ЖЗЛБ) и составленной известным журналистом Леонидом Екелем, Ерёменко-старший подробно рассказал о трагических страницах своей биографии. Некоторые из них невозможно читать без комка в горле.
  Белорусскому драматическому театру имени Янки Купалы Ерёменко-старший отдал почти 40 лет жизни.
  27 ноября 2001 года в Минске на улице Максима Танка была торжественно открыта мемориальная доска в честь Николая Николаевича Ерёменко. В Витебске названа улица в честь отца и сына Ерёменко - улица Актёров Ерёменко.
9. Заманский Владимир Петрович   (род. 6.02.1926) -   советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974), народный артист РСФСР (1989) о  , почётный гражданин Мурома (2013).
Во время  Великой Отечественной войны  рядовой,
заряжающий самоходной
артиллерийской установки.
Отец оставил семью, едва Володя появился на свет. Мальчик рос с матерью. Но в 1941 году, в первые же дни войны, она погибла. Эвакуация с тётей в Узбекистан парня не устраивала. Он рвался громить фашистов, мстить за маму. Только в ноябре 1943 года Заманского призвали в армию. Да и то благодаря тому, что приписал себе лишний год. Спустя шесть месяцев, в мае 1944-го, начался его фронтовой путь. Он спас командира из горящей самоходки. Сам был тяжело ранен в голову. 1945 году был награждён медалью "За Отвагу".
  Сразу вернуться домой  после Победы не довелось. Служба в армии продлилась почти шесть лет.
  И вот "перед самой демобилизацией совершил грех большой", как вспоминал спустя годы актер. Фронтовику казалось диким, что мальчишка, едва окончивший сержантскую школу и ставший помощником комвзвода, качает права. Вместе с товарищами по взводу Владимир Петрович избил помкомвзвода. Военный трибунал приговорил Заманского к девяти годам лагерей. Как сложилась бы судьба, отсиди он весь срок, сложно даже представить. Ему было бы уже за 30. А за спиной -  ни образования, ни работы, ни семьи...
  Он оказался одним из нескольких тысяч заключенных, строивших Главное здание МГУ на Ленинских горах. Говорят, многие там погибали, сорвавшись с большой высоты. Заманскому повезло. Едва умер Сталин, Ворошилов объявил амнистию, под которую попал и Владимир, проведя в лагере больше трёх лет. Это было то самое холодное лето 1953-го, о котором позже снимут фильм: преступность тогда совершила страшный скачок.
  Но Заманский уже знал, что хочет быть артистом. Откуда возникло это желание, неизвестно. Когда успел полюбить сцену, непонятно. А выбор был абсолютно точным. К моменту выхода на свободу Владимир Заманский уже знал, что будет поступать в Школу-студию МХАТ, и смог уговорить начальника при выписке документов "списать" два года возраста, чтобы стать студентом. Долгие годы в документах актёра стоит 1928 год рождения, хотя на самом деле он появился на свет в 1926.
  6 февраля 2023 года Заманскому исполнилось 97 лет. Вместе со своей женой Натальей Климовой (помните Снежную королеву в одноимённом фильме?) с 1998 года они постоянно проживают в Муроме, ведут затворнический образ жизни, посещают храм. Супруги стараются мало разговаривать, читают духовную литературу, молятся, ухаживают, по мере сил, за своим домом и участком возле него.
  Владимир Заманский вспоминает своё актёрское прошлое со светлой грустью и надеется, что смог пробудить у зрителей какие-то высокие чувства, заставить их задуматься о смысле жизни, о чести, доброте, порядочности.
  Наталья Климова и Владимир Заманский не знают, сколько им осталось жить, но хотят пройти достойно остаток своего пути.
10. Рина Зелёная (7.11.1901 - 1.04.1991) - советская актриса театра и кино, артистка эстрады; народная артистка РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны актриса выступала с фронтовыми бригадами, за что в 1944 году была награждена орденом "Красной Звезды".
    Рина Зелёная играла в театре, ставила миниатюры, озвучивала мультфильмы. Никто кроме нее не мог так мастерски говорить голосом Вовки из Тридесятого царства или Щенка, который искал, кто сказал "мяу".
  Она не представляла своей жизни без кино и соглашалась даже на самые маленькие эпизоды, которые превращала в яркие и запоминающиеся шедевры. Роли  в советских фильмах: "Светлый путь", "Весна", "Встреча на Эльбе". Она актриса знаменитых комедий Л. Гайдая – "Жених с того света", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "12 стульев". А как много бы потеряли шедевры детского советского кино, не будь в них добрых и весёлых ролей Рины Зелёной в фильмах: "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Три толстяка", "Сказка о потерянном времени". Запомнилась актриса и ролью миссис Хадсон в фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
   Она поражала всех своим остроумием,  вокруг нее всегда раздавался смех.
"Добраться до понимания самого себя - это то, что делает для человека праздник. Оказывается, что он тоже существует. Надо быть самим собой, и ты становишься прекрасным"
(Рина Зелёная)
11. Капелян Ефим Захарович (12.04.1912 - 6.03.1975) - советский актёр театра и кино; народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Один из ведущих актёров ЛБДТ имени М. Горького. 
  Ему не было ещё двадцати лет, когда, учась на архитектурном факультете Академии художеств в Ленинграде, он участвовал по вечерам, в называемых массовках, в спектаклях Большого Драматического театра имени Горького. Участвовал не только потому, что студенту надо было подрабатывать на жизнь. Сцена давала ему нечто большее. Подтверждение тому - уход со второго курса Академии и начало учёбы в театральной студии.
  Окончив Студию при ГАБДТ в Ленинграде (1935), стал актёром этого театра. Копелян получал роли одну за другой и в каждую из них вкладывал  всю свою молодую жажду творчества. А жажда эта была неутолимой. Казалось, актёр мог играть круглосуточно, каждый час готов был выйти на сцену. И сразу же определился круг ролей, наиболее близких его дарованию. Так появлялись на подмостках герои Копеляна -  напористые, темпераментные, взрывчатые, увлекаемые потоком своих страстей или упрятавшие их глубоко-глубоко, где они ждут момента, чтобы вырваться на волю.
 Начало Великой Отечественной войны застало театральную труппу БДТ на гастролях в Баку. После возвращения в Ленинград БДТ эвакуировался в Киров, Копелян же с первых дней стремился попасть на фронт и 4 июля 1941 года записался добровольцем в отряд народного ополчения.
В 1941-1943 годах выступал в "Театре народного ополчения", который вскоре был преобразован в "Ленинградский фронтовой агитвзвод". С июля 1943 года, после возвращения БДТ из эвакуации, Копелян вновь стал играть в основной труппе театра. В 1944 году сыграл Яшу в "Вишневом саде" Антона Чехова. В середине
  В начале  1940-х годов Ефим Копелян стал "главным отрицательным героем БДТ".
"Не могу могу сказать, что все сыгранное в кино доставило мне удовольствие"
(Ефим Капелян)
В 1960-х годах Копелян попробовал себя в режиссуре, поставив несколько спектаклей на Ленинградском телевидении: "Рембрандт" (1963), "Расточитель" (1966), "Доктор Стокман" (1967). Первую
инематографическую награду Ефим Копелян получил в 1968 году за роль Саввы Морозова в фильме "Николай Бауман", став лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премия за актерскую работу". За выдающиеся успехи на театральной сцене и в кинематографе в 1973 году Копелян получил звание Народного артиста СССР. В 1976 году (посмертно) был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за чтение авторского текста за кадром в фильме "Семнадцать мгновений весны".
Был награждён медалями "За победу над Германией", "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд".
12.Любимов Юрий Петрович (30.09.1917 - 5.10.2014) -  советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог, народный артист РФ. Лауреат Сталинской премии II степени и Государственной премии России. Один из реформаторов российского театра. Художественный руководитель и директор Московского театра на Таганке. 
  Любимов участвовал в Советско-финской войне; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД был конферансье и одним из ведущих его артистов. Выступал перед бойцами Красной Армии непосредственно на линии фронта. В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова.
За 18 лет работы он сыграл на вахтанговской сцене около тридцати ролей. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича "Много ли человеку надо".
 С 1953 года преподавал в училище имени Щукина. В 1963 году поставил на выпускном курсе спектакль "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольта Брехта. В 1964 году участники спектакля составили ядро труппы нового "Театра драмы и комедии на Таганке". Очень скоро "Таганка" стала одним из самых ярких театров страны. Каждая премьера становилась событием общественной и культурной жизни Москвы. Попасть на спектакли было почти невозможно. При этом все спектакли проходили жёсткую цензуру и принимались с боем.
  Как режиссёр, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно "Под жарким солнцем любви" в "Ла Скала" в 1975 году.
В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль "Владимир Высоцкий",  посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова -  пушкинский "Борис Годунов" (1982) и репетиции "Театрального романа" М. Булгакова (1983).
  В 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в газете "Times" его интервью, в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.
  В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно и оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Имя Любимова было запрещено к упоминанию в афишах и программах Театра на Таганке, хотя ряд его спектаклей остался в репертуаре. Вместо Любимова художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.
  После лишения гражданства Любимов работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Запад с удовольствием принял Любимова - Израиль предоставил ему гражданство, театры разных стран наперебой предлагали ему работу.
  В СССР Любимов смог вернуться только после начала перестройки. Когда в мае 1988 года он приехал в Москву, его встретили как победителя. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли "Борис Годунов", "Владимир Высоцкий",  "Живой" .
13.Никулин Юрий Владимирович (18.12.1921 - 21.08.1997) - советский и российский артист цирка, цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, кавалер двух орденов Ленина. Участник Великой Отечественной войны.
Никулин прошел не одну войну, а две. После окончания школы в 1939 году 18-летнего Никулина призвали в армию в 115-й зенитно-артиллерийский полк. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов зенитная батарея, где служил Юрий Владимирович, охраняла воздушные подступы к Ленинграду. Весной 1941 года Юрий Никулин уже готовился к демобилизации, но началась Великая Отечественная война, и он продолжил службу, оставшись под Ленинградом.
"Первого убитого при мне человека невозможно забыть, - вспоминал актер. -  Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто".
  Весной 1943 года после контузии и лечения в госпитале был переведён в 72-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под Колпино на должность командира отделения разведки, позднее там же стал помощником командира взвода. В составе дивизиона  и встретил победу.
  В 1946 году Юрий Никулин был демобилизован в звании старшего сержанта. За заслуги в боевых действиях Юрий Владимирович  награждён медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией".
  После демобилизации  пытался поступить во ВГИК, куда его не приняли, так как председатель комиссии Сергей Юткевич не обнаружил в нём актёрских способностей.(!)
  После провала хотел поступить в ГИТИС на театральный факультет. Но председатель комиссии С. Гушанский также не нашёл в молодом человеке актёрских задатков. В конце концов Никулин поступил в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре и окончил учебное заведение в 1948 году.
  Первое выступление на манеже состоялось 25 октября 1948 года в паре с Борисом Романовым в репризе "Натурщик и халтурщик". Затем стал работать ассистентом вместе с популярным тогда клоуном Карандашом.
  Работая у него, познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом, сам актёр и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Проработав с Карандашом два с половиной года, в 1950 году Шуйдин и сам актёр вместе ушли от него из-за рабочего конфликта. Начав работать самостоятельно, составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин хотя по характеру артисты были совершенно разные.
  Дебютировал в кино в 1958 году в эпизодической роли пиротехника в фильме "Девушка с гитарой".
  Продолжая выступать в цирке ( в течение 50 лет!), снимался в кино. За долгие годы творческой деятельности артист сыграл более тридцати ролей в фильмах.
  За маской клоуна и Балбеса скрывался человек, который  о военном прошлом рассказывать особо не любил.
    Среди множества картин, в которых снялся Никулин  (в большинстве своем, комедии), было две особенных. В 1975 году на экраны вышла киноэпопея "Они сражались за Родину" режиссера-фронтовика Сергея Бондарчука, а в 1976 году фильм Алексея Германа "Двадцать дней без войны", сценарий к которому написал Константин Симонов. Он же, Симонов, выбрал Никулина на главную роль.
  Воспоминания о войне всегда ранили Юрия Владимировича. Он пытался было отказаться, но Симонов сумел убедить актёра, что лучше него, пережившего войну, эту роль не сыграет никто.
С 1982 по 1997 год Никулин -  директор и художественный руководитель цирка на Цветном бульваре.
      21 августа 1997 года Ю.В.Никулина не стало. Но до сих пор живут его герои, которые дарят нам бесценный талант своего исполнителя. Фильмы с его участием можно смотреть бесконечно и всегда находить для себя что-то новое.
Сын -  Максим Никулин (род. 1956), выпускник факультета журналистики МГУ (1980), после смерти отца с 1997 года стал генеральным директором и художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре.
  Внучка - Мария (род. 26.12. 1981), врач-нейрохирург, живёт с мужем в Мюнхене.
  Внуки - Юрий (род. 29.05.1986), театровед-менеджер, руководитель отдела рекламы, PR-службы и спецпроектов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре;
  Максим (род. 13.11.1988), продюсер, специалист зарубежного отдела цирка на Цветном Бульваре.
  Среди близких друзей Юрия Никулина были Олег Табаков, Леонид Гайдай, а также популярный в Советском Союзе индийский актёр и режиссёр Радж Капур. Фронтовой друг - Илья Гутман (1918-1999) - советский режиссёр и оператор документального кино.
"Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение.
Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь. Когда ты подпрыгиваешь от радости, смотри, чтобы кто-нибудь не выбил у тебя из-под ног землю. Порой что-то отложишь на завтра и с ужасом думаешь: а завтра - это же практически через несколько часов"
(Юрий Никулин)
14.Озеров  Юрий Владимирович (26.01.1921 - 15.10.2001) -  советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Участник Великой Отечественной войны, член КПСС с 1947 года. Брат Николая Озерова, спортивного комментатора.
Во время  Великой Отечественной войны  майор, помощник начальника
оперативного отдела штаба армии войск связи.
 За плечами Юрия Озерова  непростая жизнь, военные годы и много интересных киноработ. Главной, самой значимой и грандиозной можно назвать киноэпопею "Освобождение", которую он начал снимать в 1968 году по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова.
Киноэпопея из пяти фильмов о Великой Отечественной войне была снята совместно несколькими странами в 1968 - 1972 годах.
15.Окуджава Булат Шалвович (9.05.1924 - 12.06.1997) - родился в День Победы, который наступит только через 21 год, а скончался в День России...
 Советский и российский поэт, прозаик, сценарист, бард, композитор. Лауреат Государственной премии СССР. Член Союза писателей СССР и партии КПСС. В 1942 году, как только исполнилось 18 лет, Окуджава  пошёл  добровольцем на фронт. Воевал  минометчик   пятого гвардейского Донского казачьего корпуса Булат  Окуджава недолго – около двух месяцев, пока под Моздоком не получил тяжелейшее ранение. После госпиталя на передовую Окуджава не вернулся, служил в запасном полку. Демобилизован в 44-м по состоянию здоровья.
 О таких, как он, мальчишках, только что вставших из-за парты и рвавшихся на фронт, он написал повесть "Будь здоров, школяр", где рассказывал о страшном и смешном. Режиссёр Владимир Мотыль снял фильм "Женя, Женечка и Катюша".
Действие трагикомедии  происходит во время Великой Отечественной войны. Фильм повествует о любви интеллигентного юноши гвардии рядового Жени Колышкина (Олег Даль) и связистки Женечки Земляникиной (Галина Фигловская).
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака -
Вот и станете вы человеком.
(Булат Окуджава)
16.Папанов Анатолий  Дмитриевич (31.10.1922 - 5.08.1987) -
советский актёр театра и кино, театральный педагог и режиссёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии СССР. Участник Великой Отечественной войны, сержант, командир взвода зенитной артиллерии войск ПВО.
 Папанов воевал с первых дней войны, командовал взводом зенитчиков. В 21 год стал инвалидом третьей группы после тяжелого ранения в ногу под Харьковом.
"Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из 42 человек осталось 13?" - вспоминал Анатолий Дмитриевич.
 Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он
гастролировал по фронтовым госпиталям. Выступлениями артисты поддерживали боевых товарищей. Папанов награждён орденами Отечественной войны I и II степени. В ГИТИС он поступил уже после войны.
Он сумел убедить педагогов в том, что победит свою хромоту. И его  взяли  с условием, что он научится ходить без палки. Спустя много лет, уже не молодой Анатолий Папанов, на съёмках фильма "Одиножды один" (1974) исполнял сложные танцевальные номера, никто даже не догадывался, что у него нет практически половины ступни.
  Об актёре Папанове широкая публика узнала после фильмов "Берегись автомобиля"(1966), "Бриллиантовая рука" (1968). Полюбившиеся зрителю фразы из фильма "Берегись автомобиля", такие как: твой дом - тюрьма, положь птичку, Папанов придумал сам. Особенно запомнилась фраза из кинокомедии "Бриллиантовая рука": "Будет тебе там и ванна, будет и кофа, будет и какава с чаем. Поехали!"
  Папанов не любил роли, за которые его обожали люди. Актёрская богема считала его чужаком. Он не стремился быть публичным. И это казалось странным для человека его профессии. И только в фильмах о войне, бывший фронтовик Папанов был самим собой.
Своим  талантом и обаянием,  актёр впоследствии  щедро делился со зрителями.
Папанов снялся более чем в 70 кинолентах, в  кино и в театре сыграл  больше сотни ролей.
  Военные роли Анатолия Папанова - это особый этап творчества актера и множество незабываемых образов: генерал Серпилин "Живые и мёртвые" (1964), Николай Иванович Дубинский "Белорусский вокзал" (1970).
  Роль политического ссыльного в художественном фильме "Холодное лето пятьдесят третьего" (1987)
  Эта была последняя картина, в которой сыграл Анатолий Папанов. Он скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в своей квартире от сердечного приступа.
"Как хочется пожить.... и поработать"
(А. Папанов из фильма "Холодное лето 53-го).
17.Пуговкин Михаил Иванович (13.07.1923 - 25.07.2008) -
советский и российский актёр; народный артист СССР. Участник Великой Отечественной войны.
18-летний самородок из самодеятельности снимался в картине "Дело Артамоновых". Эпизод с его участием досняли 22 июня 1941 года, а 24 июня  он ушёл на фронт добровольцем.
С января 1942 года служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте.
В августе 1942 года разведчик стрелкового полка красноармеец Пуговкин получил ранение в ногу под Ворошиловградом. Началась гангрена, бойца готовили к ампутации. Он взмолился: "Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!" Хирург спас ногу и спас жизнь. Через год комиссованный солдат Пуговкин отплясывал на съёмочной площадке фильма "Свадьба". Никто не видел, как после каждого дубля он выливал из сапога кровь.
  Народный артист СССР Михаил Пуговкин много лет прослужил на театральных подмостках, сыграл 101 роль в кино, в двух десятках сюжетов киножурнала "Фитиль". Своим артистизмом завоевал любовь зрителей.
  Запомнился по ролям: Яшка-артиллерист. "Свадьба в Малиновке" (1967) (1967), Отец Федор. "12 стульев" (1971), режиссёр Якин. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) и др.
"Я дальновидный, стратег. Я хотел поставить точку"
(М.Пуговкин из фильма "Артистка из Грибова" (1988)
18. Самойлов Владимир Яковлевич (15.03.1924 - 8.09.1999) -  советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского и двух Государственных премий СССР.
Окончил школу в 1941 году. Ушёл добровольцем на фронт, где получил тяжёлое ранение, после которого всю жизнь хромал.  Сыграл в театре около 250 ролей.
С 1959 года  снимался в кино. Сыграл более 100 ролей.
. Вся страна знала
Владимира Самойлова, прежде всего, как Назара из знаменитой и такой любимой музыкальной комедии "Свадьба в Малиновке". Когда в 1967 году фильм вышел на экраны кинотеатров, то его посмотрело рекордное количество зрителей - 74,5 миллиона человек, фильм буквально растащили на цитаты, и по его сей день смотрят все поколения зрителей.
  Но Самойлов всегда считал себя, в первую очередь, театральным актёром. На театральной сцене он сыграл больше 250 ролей, хотя и с удовольствием снимался в кино. А вне профессии у Владимира Яковлевича была прекрасная семья: жена Надежда Фёдоровна и сын Александр, который пошёл по стопам отца.
Со спектаклем по пьесе О’Нила "Долгий день уходит в ночь" Самойлов побывал в США, где после одного из спектаклей коллеги устроили актёру  праздник в честь его 75-летия. Владимир Яковлевич выглядел радостным и довольным. Но потом позвонил сыну и сказал, что в роду Самойловых мужчины никогда не доживают до семидесяти пяти.
Скончался в Москве на 76-м году жизни от сердечного приступа, во время репетиции роли короля Лира.
19. Смоктуновский Иннокентий Михайлович (28.03.1925 - 3.08.1994) - советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, кавалер трёх орденов Ленина. Участник Великой Отечественной войны.
18-летний сибиряк Иннокентий Смоктунович (настоящая фамилия артиста, у него белорусские корни) попал на фронт в 1943 году. После Курской дуги участвовал в форсировании Днепра. За доставку под огнем донесения был представлен к медали "За отвагу".
Освобождал советскую Украину и Польшу,  закончил войну гвардии старшим сержантом в немецком городке Гревесмюлене.
Написал книгу "Ненавижу войну", которую  Иннокентий Михайлович посвятил памяти своего отца, погибшего в начале августа 1942 года.
 "Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь".
(Из книги И.М. Смоктуновского "Быть!" - М. 1998)
Образы, созданные Смоктуновским на сцене - князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе - вошли в "золотой фонд" русского театрального искусства.
  Его называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах "Солдаты" (1956), "Девять дней одного года" (1962), "Гамлет" (1964), "Чайковский" (1970), "Дамский портной" (1990). Блистал Смоктуновский  в роли борца за справедливость Деточкина в  лирической комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966).
"В кино, так же как и в жизни, - то, что одних настораживает и пугает, других радует и вдохновляет"
(Иннокентий Смоктуновский)
20. Смирнов Алексей Макарович (28.02.1920 - 7.05.1979) - советский актёр театра и кино; заслуженный артист РСФСР. Член ВКП с января 1944 года. Участник Великой Отечественной войны
  У Смирнова было 11 боевых наград, но о войне он вспоминать не любил и никогда не хвастал фронтовыми заслугами. Командир огневого взвода 169-го минометного полка прошёл путь от рядового до лейтенанта. Несколько раз сходился с немцами врукопашную, в наградных документах отмечали его отчаянную смелость. Очень хотел поучаствовать в штурме Берлина, но армейскую биографию прервала тяжелейшая контузия.
Смирнов лично взял в плен не один десяток человек. Роковым сражением для него стала одна из битв при форсировании реки Одер. 22 января 1945 года Смирнов и его расчёт переправили на себе миномёт и расширили плацдарм в районе деревни Эйхенрид. Этот бой стал последним для Смирнова: он был тяжело контужен взрывом снаряда.
Дочь однополчанина, жизнь которого Смирнов спас во время одного из боёв, рассказывала, что с боевыми товарищами он никогда больше не общался, не отвечал на их звонки и письма. Не хотел вспоминать о войне, которая ему, весельчаку и балагуру на экране,  обошлась очень дорого. Он никогда не имел семьи. Заботился только о матери.  Невеста, которую он оставил, узнала причину только через много лет.
Алексей Смирнов получил широкую известность благодаря комедийным ролям в кино, наиболее известной из которых стал тунеядец Федя из фильма Леонида Гайдая "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (1965). Позже Смирнов был "открыт" зрителю как талантливый драматический актёр, прежде всего благодаря роли механика Макарыча в фильме Леонида Быкова "В бой идут одни „старики“ (1973).
21. Стржельчик  Василий Игнатович (31.01.1921 - 11.09.1994) -  советский и русский актёр театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, кавалер ордена Ленина. В самом начале Великой Отечественной войны был призван в армию, служил на передовой, в пехоте. Позже стал участвовать в различных армейских ансамблях.
 Командуя взводом, отличился в бою за расширение плацдарма на реке Вуокси в Финляндии в 1944 году.
 Награждён медалями - "За оборону Ленинграда" и "За боевые заслуги".
  Стржельчик принимал активное участие в работе армейского ансамбля художественной самодеятельности. Представляя его к награде, командование отмечало,  что Стржельчик "средствами агитационного слова разжигал в красноармейских массах ненависть к врагам нашего Отечества и прививал любовь к произведениям Пушкина, Гоголя, Горького, Чехова".
  В детстве Владислав Стржельчик мечтал стать музыкантом, но вместо консерватории после школы в 1938 году он поступил в студию при Большом драматическом театре. Там артист служил более 50 лет и играл в спектаклях "Горе от ума", "Ханума", "Последний пылкий влюбленный". Как киноактёр Стржельчик стал известен благодаря ролям офицеров, военачальников, дворян.
  Он играл Наполеона в киноэпопее "Война и мир", генерала Ковалевского в "Адъютанте его превосходительства", полковника Берга в военном фильме "Майор Вихрь". Стржельчик вспоминал:
"«Полковник Берг и генерал Готтбург стали для меня очень интересным обращением к теме войны через образы умных, коварных, дальновидных и тем особенно опасных врагов".
  В 1970-х годах Стржельчик снялся более чем в 20 фильмах. Актёр сыграл афериста Нарышкина в фильме  "Корона Российской империи, или Снова неуловимые", богатого садовода Антуана Нонанкура в мюзикле "Соломенная шляпка", графа Лаваля в "Звезде пленительного счастья",  чиновника Яичницу в экранизации пьесы Николая Гоголя "Женитьба".
В 1974 году за роли в театре и кино Стржельчик получил звание народного артиста СССР
  В телефильме "Гардемарины, вперед!" Стржельчик исполнил роль лейб-медика Лестока.
На предпремьерной репетиции "Макбет"  он вышел на сцену и вообще забыл слова. Тогда он поклонился коллегам, произнес:
"Со мной всё, ребята", -  и ушёл.
21.Танич Михаил Исаевич (15.09.1923 - 17.04.2008) - советский и российский поэт и поэт-песенник, народный артист Российской Федерации. Во время  Великой Отечественной войны сержант командир орудия. На фронт будущего поэта призвали в 1942 году. Танич участвовал в боях на Белорусском и Прибалтийском фронтах, несколько раз был ранен, получил Орден Славы III степени и Орден Красной Звезды.
В 1945 году Михаил Танич демобилизовался, вернулся в Ростов-на-Дону. Он поступил в Ростовский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет, но закончить его не смог. В 1947 году кто-то из друзей донёс руководству, что в кругу друзей Танич хвалил автомобили и качество дорог в Германии. В документе были стенограммы и других разговоров поэта с друзьями: обсуждение войны, быта немцев. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и осудили на шесть лет лагерей. Танича сослали на Урал, под Соликамск.
  Из лагеря Михаил Танича вышел после смерти Сталина — в 1953 году закончился шестилетний срок его заключения. Первые несколько лет после этого он прожил на Сахалине, затем в городе Волжском недалеко от Саратова. Здесь Танич впервые опубликовал свои стихи в местной газете. В это время поэт сократил свою настоящую фамилию - Танхилевич, стал подписывать свои работы как Танич.
В 1956 году Танича реабилитировали, и теперь он мог жить в других городах. Он несколько раз отправлял свои стихи в московскую "Литературную газету", сотрудником которой был Булат Окуджава. Бард оставил положительный отзыв на творчество молодого поэта и посоветовал ему переехать ближе к столице. Танич вместе с женой и детьми поселился в подмосковном городе Орехово-Зуево.
Карьера поэта развивалась стремительно: его стихи печатали в московских газетах и журналах - "Литературной газете", "Юности", "Смене" и других, а вскоре вышел и первый сборник. В редакции «Московского комсомольца» Танич познакомился с композитором Яном Френкелем. Встреча оказалась судьбоносной: первая же совместная песня - "Текстильный городок" -  прославила их на всю страну.
В 1963 году Танич совместно с композитором Юрием Саульским написал новую песню  - "Чёрный кот". Песня стала очень популярной и в СССР, и в других странах.
  А потом были песни: "Мы выбираем, нас выбирают..."("Чёрное и белое"), "Погода в доме", "Идёт солдат по городу". Песни "Белый лебедь", "Я куплю себе дом" в репертуаре группы "Лесоповал", созданной Таничем в 1990 году.
22. Чухрай Григорий Наумович (23.05.1921 - 28.10.2001) - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, общественный деятель; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Участник Великой Отечественной войны. 
 Был призван в РККА в конце 1939  года. Служить он начал в Мариуполе . В апреле 1941 года Чухрай был переведён в дивизионный подготовительный лагерь для радистов под Белгородом Начало войны застало его в тренировочном походе под Полтавой .
Во время войны Григорий Чухрай служил в роте связи. С мая 1942 года Чухрай воевал на Тамани, с июня-сентября 1942 года - на Сталинградском фронте, с ноября 1942 по февраль 1943 года - на Донском фронте. В сентябре-октябре 1943 года он принимал участие в военно-воздушной операции "Днепровский десант" в составе 2-го Украинского фронта, а с марта 1945 года участвовал в боях на 3-м Украинском фронте. Григорий Чухрай был четыре раза ранен; последнее ранение он получил в апреле в бою у венгерского города Папа на пути к Вене. День Победы  он встретил в госпитале и в конце декабря 1945 года демобилизовался.
  В 1946 году, после десяти месяцев госпиталя, Григорий Чухрай поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. После окончания с 1953 по 1955 гг.работал на Киевской киностудии, а с 1955 года стал режиссёром студии "Мосфильм". Успех фильма "Баллада о солдате" (1959) принесла ему мировую славу. Этот фильм участвовал во многих международных фестивалях и на всех получал призы.
Во мне всегда жила боль потерь. Мы потеряли на этой войне миллионы людей. Память о них для меня свята. Для того чтобы понять, что значит потерять миллион человек, нужно пережить и понять, что значит для мира потеря одного хорошего человека. Об этом я рассказал в своем фильме "Баллада о солдате".
(Из книги Г.Н. Чухрая "Моя война".)
Потом были фильмы "Чистое небо" (1961), "Жили-были старик со старухой" (1964),  "Трясина" (1977),  "Вор" (1997), документальный "Монстр. Портрет Сталина кровью" (1998) и др.
  В 2001 году вышли две книги воспоминаний Григория Чухрая - "Моя война" и "Моё кино".
"На войне наиболее ярко и контрастно проявляются характеры людей и их поступки. Все мои фильмы, в разной степени, построены на опыте, полученном на войне".
(Из книги Г.Н. Чухрая "Моя война")
23. Шварц Исаак Иосифович (13.05.1923 - 27.12.2009) - советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, трёхкратный обладатель кинопремии "Ника". Он известен широкой публике прежде всего, как автор музыки к кинофильмам: почти каждому россиянину знакомы мелодии песен "Ваше благородие, госпожа удача" и "Кавалергарды, век недолог". Однако творческое наследие композитора огромно. Исаак Шварц написал музыку к симфонии, трем балетам, кантатам, симфоническим поэмам, квартетам, трио, скрипичным сонатам и еще к множествам камерных сочинений, к 35 спектаклям и более, чем к 120  фильмам.
24. Этуш Владимир Абрамович (6.05.1922 - 9.03.2019) - советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог; народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации. Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". Участник Великой Отечественной войны. 
Когда началась  Великая Отечественная  война у  студента театрального училища Владимира Этуша была "бронь". Но осенью 1941 года  Этуш ушел на фронт добровольцем.
  Сражался в горах Северного Кавказа, освобождал Ростов-на-Дону, Украину. Награждён переводчик - помощник начальника штаба полка Этуш орденом Красной Звезды, медалями. В 1944 году  лейтенанта Этуша тяжело ранило. Он получил вторую группу инвалидности и был  демобилизован.
Сразу же вернулся на четвёртый курс училища,  через год окончил актёрский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова, где вскоре стал одним из ведущих актёров.
  В кино начал сниматься в 1953 году и первую роль (Сеид-Али, флотоводец) сыграл в исторической картине Михаила Ромма "Адмирал Ушаков".
  Владимир Этуш был мастером острохарактерных и комедийных ролей. Особенно запомнились  его великолепные работы в комедиях Леонида Гайдая - Б. Г. Саахов из "Кавказской пленницы" (1966), инженер Андрей Брунс из экранизации "12 стульев" (1971) и стоматолог Антон Семёнович Шпак из картины "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
  После "Кавказской пленницы"  Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье.
Он снимался в  мюзикле "31 июня" (1978), поставленном Леонидом Квинихидзе по мотивам одноимённой фантастической повести Джона  Пристли, и в телевизионном фильме "Приключения Буратино" (1975).
  Герои актёра были людьми преимущественно хитрыми и алчными. Большинство из них при этом вызывает смех зрителей, однако если роль требует серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски ведёт её в совершенно иной интонации. Ему были подвластны все жанры - от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии.
  Помимо работы в кино и театре, выступал на концертах, в качестве артиста разговорного жанра. В 2011 году актёра пригласили в детский юмористический киножурнал "Ералаш",  где он примерил на себя роль доброго старика -  привидения.
  В 2002 году в издательстве "Олма-Пресс" вышла книга воспоминаний актёра "И я там был". В 2012 году издана новая книга актёра "Всё, что нажито…". В этой книге он подробно рассказывал читателям о своей жизни и творчестве, вспоминая детство, войну, первые роли, своих учителей и товарищей, знаменитых артистов.
"Нам было бы очень легко жить, если бы хорошее и дурное угадывалось с первого взгляда"
(Владимир Этуш)
25.Эшпай Андрей Яковлевич  (15.05 1922 - 8.11.2015) - советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981),  лауреат Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976)
Во время  Великой Отечественной войны  военный переводчик.
 В начале войны Андрей Эшпай вместе с родителями уехал к родственникам в Мариинский посад, где окончил среднюю школу. Он очень хотел попасть на фронт, но его не взяли из-за юного возраста.
 Будущий композитор тогда понял, что музыка может быть полезной. Он много выступал в госпиталях, аккомпанировал певцам, глядя на раненых, видео, как нужна им музыка.
В 1943 году Андрей Эшпай поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулемётное училище. С детства он хорошо владел немецким языком. В ходе учебы Эшпай был отобран представителями Военного института иностранных языков, открывшегося в Ставрополе, на курсы переводчиков и вскоре вновь оказался в Москве. В 1944 году Эшпай  на 1-ый Белорусский фронт. От Магнушевского плацдарма (на Висле) в составе Третьей ударной армии лейтенант взвода разведки Андрей Эшпай прошёл путь до Берлина. Он был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал,  принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты.
   Его взвод вёл бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине (район Маобит, театр "Комише Опер",  Рейхстаг).
Тогда в последние дни войны погибли два лучших друга Андрея Эшпая, разведчики Владимир Никитинский из Архангельска и Геннадий Новиков из Ташкента. Эти трагические события наложили отпечаток на мировоззрение будущего композитора. Впоследствии он говорил: 
"Дружба бойцов  - совершенно особенное чувство, я хорошо понял это там, под Берлином. "Я" - само это понятие как-то исчезает, остаётся только "мы".
  Когда закончилась война, Андрей Эшпай до конца жизни оставался верен фронтовой дружбе. Он поддерживал отношения с однополчанами, с родственниками погибших, с Советом ветеранов. Композитор также активно общался с молодым поколением и участвовал в патриотических мероприятиях.
  После Победы и до сентября 1946 года Андрей Эшпай служил в управлении информации в Берлине.
  За боевые заслуги он был удостоен правительственными наградами, получил благодарность от Советского правительства за мужество, проявленное в боях против немецко-фашистких захватчиков. В 1945 году его наградили орденом Красной Звезды, медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", "За освобождение Варшавы" и "За взятие Берлина", а также польской медалью "За Варшаву 1939-1945 гг."
   Великая Отечественная война стала сквозной темой в творчестве Андрея Эшпая. Её звучание слышно во многих его произведениях.
  Под влиянием того периода в 1958 году Андрей Эшпай написал музыку к песне "Москвичи", более известную как "Серёжка с Малой Бронной". Стихи поэта-фронтовика Евгения Винокурова композитору принёс сам Марк Бернес. Певец увлёк его желанием создать песню о невернувшихся с войны молодых ребятах, и вскоре появилось знаменитое произведение.
  Андрей Эшпай рассказывал, что когда впервые прочитал текст, то очень удивился тому, насколько точно в нём отражены события из его жизни, хотя с автором стихов он тогда ещё не был знаком. Композитор тоже уходил на фронт с Бронной улицы, правда, с Большой, находившейся рядом с Малой, принимал участие в боях на берегах Вислы. В строчках стихотворения он увидел свою мать, которая до последних дней продолжала ждать его старшего брата, погибшего в самом начале войны.
  Композиция  "Серёжка с Малой Бронной" до сих пор считается одним из лучших советских произведений, посвящённых памяти погибших фронтовиков.
  Тема войны звучит и в других вокальных сочинениях Андрея Эшпая:  "Песня о тишине" из телефильма "Майор Вихрь", "Непришедшие с войны" (из кинофильма «Парашюты на деревьях»), "Уходили парни на войну", "Я не забуду".  Андрей Эшпай вспоминал:
"Песня "Я не забуду" была написана для радиопостановки "Мой дневник", рассказывающей о военных годах. Главный герой - школьник, эвакуированный в тыл. Он очень глубоко чувствует свою причастность к событиям, происходящими на фронте. Об этом и написана песня. Это память о погибших, о счастье продолжения жизни".
  В конце 50-х годов XX века  Андрей Эшпай обратился к такому серьёзному музыкальному жанру, как симфония. Созданные произведения были наполнены философски-трагедийным содержанием и получили высокую оценку среди деятелей искусства. Известный дирижёр Евгений Светланов отмечал, что в них можно было услышать отголоски Великой Отечественной войны, думы о сегодняшнем дне и о будущем своего народа, о судьбах человечества.
  Первая Симфония, написанная в 1959 году, была создана композитором очень быстро. Сочинение предварял эпиграф "Надо вырвать радость у грядущих дней".
  Первая симфония стала известной не только в России, но и за рубежом. Её с удовольствием слушали в Зальцбурге, Брюсселе, Антверпене, Карловых Варах, Остраве, Варшаве, Будапеште, Загребе и других городах.
   О вере в победу добра и света над злом и тьмой повествует Вторая Симфония. Она была написана Андреем Эшпаем в 1962 году и имела подзаголовок "Хвала свету". Современники композитора называли её гимном преодолению, мужеству и надежде.
  Премьера состоялась 4 ноября 1962 года в исполнении Государственного симфонического оркестра Союза СССР под управлением Константина Иванова.
  Андрей Эшпай сумел раскрыть тему войны и в произведениях лёгкого жанра. Так, в 1968 году он закончил работу над опереттой  "Нет  меня счастливее". В тот период как раз наметилась тенденция к драматизации этого жанра.
  Оперетта была создана по пьесе Bладимира Константинова и Бориса Рацера, в которой нашли отражение дни мужественного сопротивления советских людей фашизму.
  Военные эпизоды, рассказывающие о подвигах в борьбе с врагом, сменяются сценами современной мирной жизни. В  прологе и эпилоге звучит песня фронтовиков:
" Мы память тех далёких дней храним в душе с тобою!"
  Сочинение было удостоено премии на Всесоюзном конкурсе, посвящённом 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Произведение стало популярным как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1972 году спектакль поставили на сцене Пражского музыкального театра в Карлине под измененным названием "Седьмое небо". В нём приняла участие труппа артистов Московского театра оперетты. Постановка высоко была оценена публикой и прессой.
  Оперетта  обрела не только сценическую, но и экранную жизнь. В 1974 году на киностудии имени М. Горького была снята музыкальная кинокомедия "Звезда экрана".
  Наиболее значительным произведением Андрея Эшпая о Великой Отечественной войне считается Пятая "Военная" симфония для большого симфонического оркестра. Она повествует о судьбах людей и о мире, где не должно быть места злу и насилию. По мнению современников, симфония является "музыкальным переосмыслением боевого пути".
   Толчком к её созданию послужила поездка в Берлин в феврале 1985 года. Когда композитор спустился в метро на Александер-плац, то нахлынуло множество воспоминаний о военном периоде. В результате возникли музыкальные идеи, воплотившиеся в знаменитом сочинении.
  По масштабу художественного воплощения войны и по силе эмоционального воздействия на слушателей исследователи сопоставляют произведение Андрея Эшпая с Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича.
  Впервые сочинение было исполнено 1 апреля 1986 года в Большом зале консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Светланова.
   В настоящее время Пятую "Военную" симфонию считают ярчайшим произведением отечественной инструментальной музыки.
  Она получила известность и за рубежом. Осенью 2014 года в Германии состоялась премьера балета Антуана Жюлли  "Deca-Deci". За основу постановки была взята выдающаяся Пятая "Военная" симфония Андрея Эшпая.
  Таким образом, перу композитора принадлежит множество произведений различных жанров: песни, балеты, оперетты, симфонии, концерты, камерная музыка и другие. До сих пор они привлекают слушателей со всего мира своей искренностью, жизнелюбием, сердечной теплотой, глубокой эмоциональностью. В них утверждаются высшие духовные ценности и идеалы, торжество добра над злом.
  Несмотря на поэзию чувств, лирическую одушевленность, обилие светлых красок, все произведения Андрея Эшпая созданы под влиянием событий Великой Отечественной войны.
26. Юматов Георгий Александрович
Во время  Великой Отечественной войны  краснофлотец, сигнальщик на бронекатере. Военно-морской флот.
  Однажды корабельный пёс, пригретый  Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнул за борт. Матрос бросился за ней, а в торпедный катер угодил немецкий снаряд, погиб весь экипаж...

Георгий Юматов принимал участие во взятии Будапешта, Бухареста. Отличился в боях за Вену, при штурме Имперского моста. За время войны несколько раз был ранен и контужен.
  После войны возвратился в Москву. Его сразу заметил режиссёр Григорий Александров и пригласил в эпизод фильма "Весна". С 1945 года Юматов - актёр киностудии "Мосфильм" и актёр Театра-студии киноактёра.
  Сергей Герасимов взял молодого актёра в свою картину "Молодая гвардия", но настоящая слава и любовь зрителей пришла к Георгию Юматову в 1950-е годы, после фильмов "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Герои Шипки",  "Педагогическая поэма", "Разные судьбы",  "Они были первыми". Своей лучшей ролью считал Веньку Малышева в фильме "Жестокость" (1959).
  Юматов претендовал на роль красноармейца Сухова в легендарном фильме "Белое солнце пустыни", но, выпив, в ходе съёмок устроил драку, в которой ему разбили лицо; тогда режиссёр фильма Владимир Мотыль выслал телеграмму с просьбой вернуться на роль актёра Анатолия Кузнецова.
  Наибольшую популярность Юматов получил после фильма "Офицеры" (1971), в котором он снялся в главной роли -  Алексея Трофимова.
  Георгий Александрович после войны подсчитал, что стопроцентно мог погибнуть не менее ста раз - во время десантов на Малую Землю в Новороссийске и в Евпаторию, при штурмах Бухареста, Будапешта и Вены. Но рулевой-сигнальщик бронекатеров Азовской и Дунайской флотилий всем смертям назло выжил.
***
"Война совпала с моей юностью и была самым ярким явлением моей жизни. Она научила меня не отделять свою судьбу от судьбы Родины и народа, знать цену каждого клочка родной земли, оплаченную жизнями и кровью бесчисленных поколений. ..
  Война кончилась, а я никак не мог забыть о ней. Не только потому, что болят старые раны. Не только потому, что во мне живёт боль о погибших товарищах, о моих фронтовых братьях...

(Из книги Г.Н. Чухрая "Моя война")

(По материалам Википедии, rg. ru, культура. ру, vgik.info, kulturologia.ru и  др.)