Микеланджело Антониони, загадочный и непостижимый

Лев Алабин
Неизвестно зачем посмотрел сегодня «Блоуап», то есть «Фотоувеличение». Все, что я читал о фильме оказалось чепухой.  Снято в 1966 году. Какая-то неслыханная древность и удивительная свежесть фильма.
Хотя, вот эти бесцельные похождения, бессмысленная жизнь, которая разлита по всем фильмам Антониони,  сильно раздражает.  Все герои его фильмов скучают, томятся и жаждут развлечений.  Фильм «Ночь» это целиком  заснято  как развлекаются люди всю ночь напролет, изобретая все новые и новые способы развлечься.  «Приключение» тоже богатенькая, беззаботная молодежь в поисках развлечений, приключений, пускается в путешествие на катере.
Таинственно исчезновение  в центре многих фильмов. В «Приключении» теряется главная героиня, ее ищут, а потом и вообще забываю о ней. В поздних «Фотоувеличение» и «Профессия репортер» исчезновение носит криминальный характер.
Два упомянутых фильма о творческих людях. Поиски творческие, это объясняет их образ жизни. Причудливый и непредсказуемый.
«Творческие поиски» - это, конечно, многое якобы объясняет. Сначала в фильме показана работа модного и успешного фотографа. Работа с моделями – красивыми девушками. Конечно, это можно снимать, можно смотреть. На работу фотографа уходит три четверти фильма. На работу космонавтов в «Вызове» смотреть намного интереснее, это, так, между прочим.
Фотограф сам не знает что снимать, скорее мучает девушек, чем снимает их.
Фотограф снимает все подряд, фотоаппарат всегда с ним. Снимает и парочку в парке. Девушка  требует вернуть негативы. На следующий день она приходит к нему домой и опять требует вернуть негативы. Причину не говорит.  Часть снимков он возвращает, а часть проявляет и тут же печатает. На снимках он видит руку с пистолетом, который целится в  женщину.
Потом в его дом вваливаются две молоденькие девушки, жаждущие сниматься и стать фотомоделями. Они  весело проводят время, причем полностью раздеваются. Но все-таки 1966 год. Обнаженного тела мы тут не увидим. Даже не увидим «топлесс». Груди тщательно скрывает  оператор. Это даже смешно. Сколько ухищрений, чтобы в кадр не попала обнаженная грудь.
И в конце концов фотограф  решил опять заехать в парк. И на тот самом месте обнаруживает труп.  Но вместо того, чтобы позвонить в полицию, вызвать врачей, он опять отправляется домой, где его ждет та самая женщина из парка. Потом он едет на вечеринку. На вечеринке между прочим показана сцена коллективного употребления наркотиков. Это развлечение  потом станет модным.  И только на следующий день он возвращается  в парк, чтобы снять труп, но труп  исчез.
По дороге  он встречает машину, полную развеселой молодежи. Среди молодежи два мима, которые  на корте  изображают игру без ракеток и мяча. Кончается фильм тем, что фотограф «находит» в траве воображаемый мячик, который по мнению мимов подкатился к нему, берет его в руки и запускает в направление корта. Финита.
Что все это означает, совершенно необъяснимо. Множество красивых и молоденьких женщин  и девушек, бессмысленно смеющихся. Бессмысленные поступки. До чего только не доведет праздность. Фильм оставляет тревожное ощущение. Ощущение неизвестно откуда надвигающейся  опасности. Наверное, в этом и смысл. В атмосфере беспечности ожидание неминуемой катастрофы.