Первая спасательная миссия в космосе

Александр Гусев-Львов
Первая спасательная миссия в космосе для защиты Земли
25 сентября 2021

...Для подобной миссии нужна была специальная подготовка, но время для нее было крайне ограниченным. Баллистики предполагали, что «Салют-7» будет медленно снижаться и примерно через полгода сойдет с орбиты. Тогда к потере станции добавится ее неконтролируемое падение: возможно, на один из крупных городов или даже на АЭС....

Необыкновенный полёт Владимира Джанибекова и Виктора Савиных

Мне (А.Л. Гусеву) посчастливилось участвовать в качестве одного из руководителей Боевого Расчета вакуумных станций СМ-702 и СМ-357 при испытаниях космического корабля "Союз" в барокамере СМ-702 и скафандров для космонавтов Виктора Савиных и Владимира Джанибекова в барокамере СМ-357...

Помню как в огромном зале Монтажно-Испытательного Корпуса (МИК) на Байконуре командир в/ч 44275 генерал-лейтенант Алексей Александрович Шумилин перед длинной шеренгой Боевого Расчета, состоящего из офицеров и гражданских зачитывал Боевой приказ на подготовку двух космических кораблей "Союз" (основного и запасного) и скафандров для полета основного и запасного экипажей.

Генерал Алексей Александрович Шумилин у перископа при запуске ракетоносителя на стартовом комплексе
После зачитывания Боевого приказа Алексей Александрович сказал, что это фантастический полет - впервые к мертвой станции "Салют" полетит корабль во главе с командиром корабля полковником Владимиром Джанибековым.

Выведенная на орбиту в апреле 1982 года станция «Салют-7» была последним словом конструкторской мысли своего времени. Она представляла собой второе поколение проекта «Долговременная орбитальная станция» (ДОС).

Эксплуатационный ресурс «Салюта-7» был рассчитан на 5 лет: ни один орбитальный комплекс до этого не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока.


Одной из версий выхода из строя электроники на корабле является - перенасыщение материала полупроводниковых деталей всепроникающим газом гелием - пробным газом, которым мы заполняли бытовой отсек космической станции до небольшого давления -0,2 АТИ для определения интегральной негерметичности БО. В будущем, при испытаниях станции "Мир" для испытаний БО мы использовали элегаз (шестифтористую серу) и для испытаний БО мы использовали уже не гелиевые масс-спектрометрические течеискатели, а хроматограф. Примечательно, это внедрение было диссертацией одного из участников испытаний на герметичность станции "Мир" - Владимира Ивановича Тройникова..
И моих воспоминаний:

http://proza.ru/2020/04/01/2335

....Мне посчастливилось молодым инженером быть в составе Боевого расчета, которым руководил генерал Шумилин Алексей Александрович (1-е управление Космодром "Байконур") - , испытывать в большой барокамере на герметичность космический корабль космонавтов Джанибекова и Савиных, и в маленькой барокамере - их скафандры. Работал я, будучи инженером отделения в чине старшего лейтенанта, под руководством своих коллег: начальника отдела - полковника Зорина, подполковника Шарапова, начальника лаборатории - майора Владислава Топорнина, майора Игоря Левыкина вместе с инженерами войсковой части полковника Юрия Лукьянова (Гагаринский старт): ст. лейтенантом Сергеем Баутиным, ст. лейтенантом Константином Летягиным, капитаном Олегом Фокиным, ст. лейтенантом Сергеем Рахмановым, лейтенантом Алексеем Снытниковым, нач. команды №3 - капитаном Владимиром Поповкиным, нач. группы №7 - подполковником Михаилом Нестерчуком.

http://proza.ru/2020/04/23/1701

http://proza.ru/2020/04/13/2050

Нашей задачей было испытать на герметичность два космических корабля и скафандры космонавтов. Это технически очень сложная задача, во всех многочисленных замкнутых полостях кораблей и скафандров не должно быть микроотверстий, а для самых ответственных и наноотверстий...

https://cyberleninka.ru/.../pretsizionnye.../viewer

Хорошо помню себя летом 1985 года стоящим в Монтажно-Испытательном Корпусе (МИКе) в длинной шеренге из военных и гражданских специалистов - членов Боевого расчета по подготовке двух космических кораблей (одного запасного) к мертвой космической станции и руководителя расчета, зачитывающего Боевой Приказ о подготовке к полету фантастического экипажа.

Генеральские погоны и мундир Джанибекова.

Также вспомнилось, что в ателье на ул. Ниточкина, что рядом с моим домом в г. Ленинске во время полёта уже шили генеральский мундир для моего земляка - ташкентца - космонавта Джанибекова. После полета он должен был стать генералом... И он им стал!....

СМИ о полете

https://aif.ru/.../spasti_salyut-7_podlinnaya_istoriya...

Экспедиция на мертвую станцию

Среди специалистов было немало тех, кто считал ситуацию неразрешимой и предлагал смириться со случившимся. Но большинство поддержало другой вариант: отправить на «Салют-7» спасательную экспедицию.

Ничего подобного история космонавтики не знала. Экипажу предстояло отправиться к мертвой станции, не подающей сигналов, которая к тому же хаотично вращается в пространстве. Нужно было состыковаться с ней и установить, возможно ли восстановление работоспособности.

Риск был колоссальным: космонавты могли столкнуться с неуправляемой станцией, могли, состыковавшись, застрять на ней навсегда, могли отравиться продуктами горения, если на «Салюте-7» был пожар.

Для подобной миссии нужна была специальная подготовка, но время для нее было крайне ограниченным. Баллистики предполагали, что «Салют-7» будет медленно снижаться и примерно через полгода сойдет с орбиты. Тогда к потере станции добавится ее неконтролируемое падение: возможно, на один из крупных городов или даже на АЭС.