Буссоль и Астролябия

Окороков Владимир
               В очерке «На все воля Божья» я вскользь упоминал о  французском адмирале Жане Франсуа де Гало, графе де Лаперузе. Вторично это имя мною упоминается в  другом  очерке «Так съели ли аборигены Кука?». Правда, первый раз упоминание Лаперуза было связано с персоной его знаменитого соотечественника, на тот период времени, лейтенанта французской армии Бонапарта Наполеона. А второй раз с Джеймсом Куком – прославленным британским путешественником и мореплавателем.

               Собственно говоря, трагический конец третьей экспедиции Джеймса Кука так и не давшей ответ на вопрос, существует ли Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий и  стал причиной и целью экспедиции Лаперуза. А потому было бы несправедливо не написать о самом адмирале и о его великой, трагически погибшей, экспедиции.

                ***
               Известно, что флотскую службу пятнадцатилетний гардемарин начал в самый разгар Семилетней войны. А всего за период своей военно-морской карьеры Лаперуз участвовал в восемнадцати военных компаниях. Дослужившись до звания адмирала, в 44 года граф ушел в отставку и поселился в своем родовом поместье на южном побережье Франции.

               Кстати сказать, по иронии судьбы эти два великих мореплавателя  и Лаперуз, и Кук принимали участие в Семилетней войне Франции с Англией. Конечно же, каждый защищал интересы своего короля.

               В 1785 году  де Лаперузу было предложено возглавить морскую экспедицию. Несмотря на то, что  граф всего лишь два года назад женился и теперь, уйдя в отставку, наслаждался тихой и безмятежной  семейной жизнью в своем родовом замке, отказать королю Людовику и военному министру маркизу де Кастри он не смог.

               И вот, 1 августа 1785 года экспедиция, в составе двух 500-тонных фрегатов «Астролябия» и «Буссоль», покинула французский порт приписки  Брест.
На борту кораблей имущество и запасы продовольствия, рассчитанные на долгое плавание, а также товары для подарков туземцам: зеркала, расчески, швейные иглы и, конечно же, яркие, разноцветные бусы, их на кораблях более тонны.

               Поначалу плавание складывалось весьма благоприятно.  Оба фрегата, благополучно преодолев Атлантический океан, 25 января 1786 года  минуя мыс Горн, вошли в воды Тихого океана.
               Неизвестно по каким соображениям, но из многочисленных островов Гавайского архипелага караван выбрал и причалил для длительной стоянки именно остров Мауи, где 8 лет назад трагически погиб Джеймс Кук.

               Но дальше все пошло не так, как этого хотелось. Словно фортуна отвернулась от Лаперуза. На следующей плановой стоянке у берегов Канады при проведении научных изысканий, в результате неосторожных действий, погибло более двадцати  членов команды.

               3 января 1787 года экспедиция пересекла Тихий океан и вошла в китайский порт Макао, являвшийся на то время колонией Португалии. Здесь Лаперуз устроил самую длительную стоянку. Потрепанным бурями и штормами фрегатам требовался серьезный ремонт, а членам команды отдых.

               В сентябре 1787 года экспедиция, миновав остров Сахалин, причалила к полуострову Камчатка. Прошло уже два года, как  Лаперуз покинул французский порт Брест. Здесь, на этой дикой и  необжитой окраине России, в Петропавловске, Лаперуз высадил своего офицера Лессепса и двух матросов с заданием пересечь Россию и доставить во Францию отчет о проделанной экспедицией работе.
               Только 22 сентября 1788 года Бартоломи де Лессепс прибыл в Санкт-Петербург. Ему потребовался целый год, чтобы пересечь огромную территорию государства российского. Добросовестно выполнив поручение своего адмирала, вручив документы представителям французского правительства, он решает остаться на службе в Российской империи.

               Тем временем экспедиция Лаперуза, пополнив запасы пресной воды и пропитания,  30 сентября 1787 года вышла из Петропавловска  по направлению к Австралии. Но неудачи продолжали преследовать французов. В декабре на острове Тутуила в архипелаге Самоа, во время стоянки, на членов экипажа напали туземцы. Они убили 12 человек, в том числе заместителя графа де Лаперуза капитана фрегата «Астролябия» - Флерио де Лангля.

               24 января 1788 года фрегаты подошли к Австралии и в Ботаническом заливе, именно так в то время называлась «Гавань Стингрей», в Тасмановом море их встретила целая эскадра английских кораблей, прибывших  для колонизации  материка.
               Недавние враги встретили французских коллег не очень любезно. Пополнив запасы пресной воды, оба фрегата снялись с якорей и выйдя в море направились к архипелагу Новая Каледония.
Больше  фрегаты «Буссоль» и «Астролябию» никто никогда не видел.

               Известно, что 14 июля 1789 года во Франции вспыхнула революция, которая продолжалась целых десять лет. Так что об экспедиции графа де Лаперуза больше никто и не вспоминал, не до этого было. Правда, говорили, что когда Людовика Шестнадцатого вели на эшафот, он спросил у палача: «Нет ли вестей от Лаперуза?», но скорее всего это миф.
                ***

               В 1826 году английский капитан в отставке Питер Диллон, промышляя торговлей в Калькутте, по пути на Фиджи случайно на одном из рынков  острова Трикопиа купил у туземца гарду от эфеса шпаги с гравировкой герба графа де Лаперуза.
               Аборигены рассказали ему, что якобы их отцы и деды видели, как два огромных корабля разбились о рифы. Большинство членов команды либо погибли сразу, либо были съедены акулами, кишащими в прибрежных водах в неимоверном количестве. Но некоторые все же спаслись, в том числе их «вождь» и его слуга.  Они, якобы, еще долго жили на этом острове, пока не умерли.

               Для установления истины, на остров прибыл официальный представитель Франции Эжен Шеньо. Вместе с Питером Диллоном, путем подкупа и другими хитростям, им удалось настолько войти в доверие к туземцам, что те показали место недалеко от берега, где на дне моря лежали затонувшие бронзовые пушки. Их без труда удалось поднять. Кроме того был поднят и корабельный колокол на котором была надпись «Меня отлил Базен, Брест 1785».
               Все найденные или выкупленные у туземцев вещи, якобы ранее принадлежавшие членам экспедиции, были перевезены  в Калькутту, а оттуда во Францию.
               В Феврале 1829  года в Париж из Санкт-Петербурга приехал помощник графа де Лаперуза. Единственный оставшийся в живых участник экспедиции Бартоломи де Лессепс. Он то и подтвердил, что представленные предметы действительно вещи с фрегатов «Буссоль» и «Астролябия».

P. S.
      
               Посмотрите на карту, на это путешествие у графа де Лаперуза ушло почти четыре года. Четыре года штормов, бурь и ураганов, жары и лютого холода, схваток с туземцами и обманутых надежд. И это было всего лишь каких-то 200, с не большим, лет назад.