Решительный промоушн

Олег Сенатов
  promotion  -  продвижение (англ.)

Предуведомление: все события, обстоятельства и персонажи данного рассказа мною вымышлены; любые сходства случайны.

На Совете директоров одного довольно крупного банка обсуждался вопрос  о необходимости изыскания денежных средств для инвестиций, столь актуальных в наше судьбоносное время. Речь держал видный член Совета, солидный мужчина высокого роста с благообразным лицом и сверкающей лысиной.
 - На счетах физических лиц - накоплены огромные средства, но все инструменты, придуманные нашими «умными головами» для временного изъятия денег наших клиентов  на сроки, достаточные для их инвестирования в долгоиграющие проекты, остаются крайне непопулярными; население предпочитает держать деньги «в кубышке». Нельзя сказать, что мы этой проблемой не занимались; - напротив, мы применяли так называемый  «энергичный промоушн».
- И каковы результаты? – раздался голос с места.
- Да, почитай, нулевые – с досадой ответил докладчик. -- Я полагаю, что мы использовали недостаточно эффективные приемы промоушена. Посмотрите на мошенников: какую откровенную клюкву им запросто удается впаривать своим клиентам; просто завидки берут!
- Что вы предлагаете? – раздался голос с места.
- У нас сидят по тюрьмам тысячи и тысячи мошенников. Им нужно предложить искупить свою вину общественно полезным трудом.
- Принять на работу менеджерами? – раздался с места восхищенный возглас.
- Это было бы чересчур радикально – возразил докладчик – нет, потребовать, чтобы они обучили наш персонал своим полезным ноу-хау.  И это будет наш последний и решительный промоушн!
 
Данная сцена разыгралась лишь в моем воображении; в реальности же мне предстал молодой человек с внешностью Мефистофеля офисного масштаба с черной бородой на бледном лице и с ускользающим взглядом. Предложенный мне финансовый инструмент он даже не рекламировал, ведя себя так, как будто вопрос о его использовании уже за меня решен; лишь для того, чтобы я понял, как меня осчастливили, он показал мне листок с денежной суммой, на которую я стану богаче через N лет; она соответствовала  аж n% годовых на вложенную сумму. Кроме того, по словам Мефистофеля, уже через пару лет я смогу забрать внесенную мною денежную сумму с приличными процентами. И тут передо мной возник ворох бумаг на подпись. Полагаясь на стены банка, как на гарантию, я подписал договор, его не читая.
Через несколько дней меня начало беспокоить воспоминание о совершенной сделке; что-то в поведении Мефистофеля меня насторожило, и я решил прочитать договор, который подмахнул, не глядя. Что же я там обнаружил? Через N лет я получу сумму, соответствующую не n% годовых, а всего лишь половину, а  досрочное снятие средств практически забанено   (ban –запрещать ( англ.)). Значит, Мефистофель показывал мне одни бумаги, а на подпись дал другие.
И здесь мне вспомнилось, как 15 лет назад, отправляясь в турпоездку в Америку, по пути в аэропорт я в обменнике подкупил на всякий случай дополнительно  четыреста долларов, а приехав в Нью-Йорк, обнаружил «куклу»: между двумя стодолларовыми купюрами были положены две десятидолларовые. Но я прекрасно запомнил, как кассирша обменника  перед моими глазами пересчитала купюры: все они были стодолларовыми (на всех четырех был изображен Бенджамен Франклин). Значит, кассирша совершила ловкую подмену одной пачки на другую.
К счастью, в договоре обнаружилась возможность выйти из него без потери денежных средств в течение короткого срока с момента подписания, и он еще не вышел.
Я явился в банк, и с гневным видом предстал перед Мефистофелем; он же был абсолютно спокоен и уверен в себе, как будто обманывать клиента – в порядке вещей.
- Я требую аннулировать договор, заключенный между мной и банком.
- Если вас проценты не устраивают, то имейте в виду: даже половина n% годовых - совсем  не плохой доход.
- Во-первых, использованным вами приемом в выгодные сделки не вовлекают. Во-вторых, меня не устраивает фактический запрет на досрочное снятие моих средств, поскольку  отдавая свои деньги на столь длительный срок, я лишаюсь приятного чувства собственника, - ведь в течении N лет я не смогу ими распоряжаться. – объяснил я.
 - Вернутся к вам ваши деньги – произнес офисный Мефистофель.
Набрав на моем смартфоне текст заявления (я ему это позволил), он указал мне на кнопку, которую я должен был нажать.
- Теперь вы подали заявление на расторжение договора. Деньги вернутся на ваш счет через 15 дней – сказал мой визави ободряющим тоном.
Я уходил из банка с сознанием человека, хоть не сразу, но не позволившего себя обмануть. Меня только беспокоило выражение лица офисного Мефистофеля, истолковать которое я никак не мог.
Это мне удалось лишь пятнадцать дней спустя, когда выяснилось, что он меня снова обманул: никакого заявления на самом деле не было подано. Ироническая полуулыбка офисного Мефистофеля прочитывалась так: «Думаешь, рухлядь, ты меня уел? Кукиш тебе, а не безболезненный выход из договора; с моего крючка тебе не сорваться!»
 Договор я все же успел аннулировать без потерь, но меня не отпускает ощущение жизни, как хождения по тонкому льду; ведь «решительный промоушн» никуда не делся; более того, кажется мне, - он набирает обороты!
                Август 2022 г.