Блажен кто живет без дум

Иван Кудрявцев
В качестве заголовка повествования использовано утверждение, что блажен тот, кто живет без дум. С этим можно согласиться, если вспомнить людей блаженных, которые появляются  на белом свете в результате каких-то сбоев в генном аппарате родителей, а возможно, и в результате внешнего природного воздействия. Возникает вопрос – а хочет ли хоть один человек стать таким блаженным в своей земной жизни? Думаю, что ответ будет отрицательным. Все мы хотим быть и сильными, и умными, и успешными. Уж такова человеческая природа, природа его «Я».

В результате этого утверждения возникает другой вопрос – а что такое наш «Я» и где оно располагается? На эту тему людьми умными сломано тысячи копий-мнений, но внятного ответа, устраивающего всех, так и не получено. Даже именитые ученые в результате этих потуг, в конце концов, переадресовали ответ на этот вопрос Богу. Ответ знает лишь он один, но нам о том не сообщает.

Все мы привыкли к праву собственности, особенно при рыночной экономике, когда все продается и все покупается, и это следует из нашего утверждения, что нога может быть или чьей-то или моей, как и прочие части нашего тела. Даже о голове мы говорим моя голова, мои мозги, что привело ученый люд к попыткам найти это «Я» внутри нашего мозга, в гиппокампе или в гигантском нейроне клауструме, в мозговом содержимом позвоночника и даже в мозговой ткани кишечника. Все оказалось напрасным.
 А ведь, на мой взгляд, ответ лежит на поверхности, поскольку любой живой организм это некая реальность, по отношению к которой весь остальной мир представляет собой нечто внешнее. И это внешнее способно тем или иным образом воздействовать на живой организм, в результате чего последний  должен воспринимать блага и защищаться от вреда. Вся структура живого организма и является этим самым «я», которое может полноценно функционировать только в своем единстве со всеми частями организма. Лишение какой-то части, допустим, ноги, сразу не убивает этот организм, но ведет его к ускоренной гибели. И скорость прекращения жизнедеятельности организма зависит от важности функционального предназначения его составной части.

Не каждый согласиться с этим утверждением, поскольку есть много примеров когда люди, пользуясь протезами, живут полноценной человеческой жизнью. Да, так оно и есть. Но это происходит только потому, что человечество помимо природной среды создало для себя еще социальную среду, которая и помогает человеку выжить в экстремальных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного,  смею утверждать, что человеческое «Я» заключено в системе взаимозависимых физиологических органов, обеспечивающих его нормальное функционирование в окружающей среде, в том числе и социальной. А наш мозг это всемогущий по отношению к организму диспетчер, воспринимающий сигналы от органов чувств, от нашей памяти, и корректирующий деятельность всех органов во благо организма. И этот наш орган обладает способностью к самообучению, что и делается после появления человека на белый свет. Человеческий мозг уподобляется биологическому компьютеру, который все запоминает, всем руководит, но не может быть ассоциирован с человеческим «Я».
Ведь в мозгу человека от восьмидесяти до ста миллиардов нейронов, каждый их которых сопоставим с быстродействующим компьютером, хотя работают эти микрокомпьтеры не так быстро, если измерять это в битах, как современные технические устройства. Но обрабатывают они информацию значительно быстрее, чем наши кампы, используя при этом пока непостижимые нами методы кодирования информации. Так что не получится у нас ассоциировать наше «Я» с этим биокампом, состоящим из многих миллиардов нейронов. А это и не требуется, поскольку всякий компьютер лишь средство, а его действия определяются программой, заложенной в него окружающей средой и в первую очередь социальной средой.
Отсюда сам собой напрашивается вывод, что нашим биокомпьютером руководит программа, которую человек давно именует душой. Кто и с какой целью составил эту программу, нам пока что неведомо, но мы надеемся и верим, что и на этот вопрос когда-нибудь получим ответ. Между прочим, ученые считают, что в нашем теле накапливается опыт от жизнедеятельности, который мы используем благодаря нашей памяти. Вот только остается вопрос – почему реакция тела на вызовы окружающей среды в два три раза быстрее, чем подобная реакция посредством сознания. Неужели, в нашем организме, в нашем  биокомпьютере заложены две программы – одна на уровне физиологии, а вторая на уровне сознания?

Вот я употребил слово сознание, а что оно означает вразумительно ответить на этот вопрос вряд ли по силам даже известным ученым-биологам или психологам. Какой процесс происходит в голове человека, когда он осмысливает нечто отличное от его самости? Такой же как и в компьютере? Так в чем же тогда вопрос? А слово сознание созвучно со словом самосознание? А самосознание является простым пониманием человеком своей обособленности от внешнего мира, базирующегося не только на чувствах, но и на результатах деятельности его личного биокомпьютера.
Но Бог с ним, с этим сознанием. Каким бы образом мы не представляли его для себя, оно нацелено на познание окружающего нас мира с одной целью – понять, что мир нам уготовил и что мы должны предпринимать, чтобы в нем выжить. При этом имеется в виду не только мир природы, но и мир социальный, который не менее сложный, чем тот, в котором обитают все живые существа.

Социальный мир является миром условным, поскольку создан группами людей с одной целью – не навредить себе и своим ближним, соблюдая определенные договоренности с другими людьми во имя общего блага. И поскольку в мире живых существ каждый желает заполучить для себя, для своей семьи, как можно больше благ,  то необходимо было условиться о не причинении вреда друг другу. Для этой цели народами были созданы договоренности, закрепленные обычаями и правилами, которые в итоге получили наименование морали. Но поскольку не всякий человек способен в своих действиях руководствоваться этой моралью, то требовался авторитет, который бы неотвратимо наказывал за нарушение этих самых обычаев и моральных устоев социума. Таким авторитетом мог оказаться вначале глава семьи, в том числе и давно покинувший этот мир, но, в конечном счете, таковым оказался Бог. Без Бога, без религии человек не выжил бы на нашей планете.

Бог, Создатель, Мировой Разум и как бы еще мы его не называли,  един для всех, но совсем не едины религии, которые исповедуются разными народами.  Ведь народы на нашей планете разнообразны, и это разнообразие определяется ландшафтами, то есть, условиями мест их проживания. Религий много, но смысл их един – через авторитет Создателя посеять мир между людьми. Но, как известно, войны между народами не прекращались все известное нам историческое время. Возникает вопрос – почему это происходит. На мой взгляд, потому, что человек хочет видеть образ Бога похожим на себя, и наделяет его характером, схожим с человеческим. А люди, как это ни странно, имея одинаковые органы чувств, воспринимают окружающий нас мир не совсем одинаково, и это является причиной конфликтов между людьми, в том числе и между целыми народами. И это еще более усугубляется корыстью, завистью и жаждой первенствовать.

В свое время лет этак полтысячи до нашей эры древнегреческий философ Ксенофан высказался на тему образа Бога довольно резко, мол, если бы лошади имели возможность размышлять и рисовать, то они нарисовали бы Бога в виде лошади. И с этим трудно не согласиться. Мы не можем представить себе иной образ Создателя в силу ограниченности нашего представления о вселенной. Но что каждый из людей верит в Создателя, изображаемого в его сознании ему подобным, хотя и не каждый в этом признается – это бесспорная истина. Вместе с тем все беды, которые постигают каждого отдельного человека, свидетельствуют о том, что каждый из нас идет по жизни своими путем, выбираемым нами самостоятельно. Мы не хотим признаваться в этом, поскольку оказывается, что зачастую сами являемся носителями зла. Именно поэтому даже в нашем внутреннем мире появился образ сатаны, который, мол, и вершит все черные дела на земле.

Невольно возникает вопрос о происхождении человека. Кто нас создал? Ответ очень простой – каждого из нас создали наши родители. А вот вопрос о происхождении человека на Земле очень сложен, и на него даже сегодня, когда биология развивается стремительными темпами, пока вразумительного ответа нет. И если кирпичики жизни, аминокислоты, вполне могли появиться на земле, можно сказать, самостоятельно из неорганических элементов, то появление пептидных связей между ними, с образованием белков, процесс настолько сложный, что появиться сами собой  они вряд ли могли.
 Говорят, что подобное могло произойти на границе между водой и воздухом при определенных обстоятельствах и даже в космическом газообразном мусоре. Но как это произошло на самом деле, никто до сих пор однозначно утверждать не может, и виной тому чрезвычайная сложность генома живых существ. Если для жизни многоклеточных организмов требуется изрядное количество белков, производство которые кодируется всего лишь двумя процентами генома живого существа, то возникает вопрос – а зачем тогда остальные девяносто восемь процентов генов, содержащихся в геноме? В последующем их назвали геномным мусором, но с этим делом ученые явно поспешили, и сегодня роль этого мусора в жизни клеток постоянно возрастает. И вообще если попытаться вникать в процессы, происходящие в наших генах, то поневоле поверишь во вселенский творящий разум.

Ведь даже продолжительность нашей жизни закодирована в наших генах, как и всевозможные болезни, даже цвет волос или размеры тела, его физические возможности. А ведь одними и теми же генами наделены почти все клетки нашего организма. А в нашем организме наличествует свыше пятидесяти триллионов клеток, и в каждой из них по двадцать три пары хромосом. И в каждой клетке кипит работа в рибосомах по производству белков, и в митохондриях, по обеспечению любой деятельности в ней энергией с помощью АТФ. И любое непредусмотренное генами вмешательство в жизнь клетки может спровоцировать ее или на самоликвидацию, или на непредусмотренное геномом бурное развитие, что вызывает онкологию. 

Можно попытаться взглянуть на генетику глазами любопытствующего человека, но то, что он увидит, вполне может указать ему дорогу или к религиозной обители, или к психиатрической лечебнице. По этой причине прежде чем заглянуть в наше геномное сооружение, на мой взгляд, неплохо вспомнить о дошедшем до нас предупреждении наших пращуров об опасности вкушения плодов с дерева познания.

Ведь в библии говорится, что Бог, указав Адаму и Еве на дерево познания в Эдемском саду, предупредил их, чтобы они не вкушали плодов с этого дерева. Спрашивается – а зачем Бог это сделал? Не проще ли было убрать это дерево из эдемского сада? Но понятно, что все это за исторический период обросло человеческими домыслами, поэтому оставим на переднем плане только суть самого вопроса – познание таит в себе опасность, о чем и предупреждают нас наши пращуры. Существует много всяческих домыслов по этому поводу, но, как мне кажется, лейтмотив всех подобных рассуждения лишь один – человек должен знать об опасности познания, и в связи с этим взять ответственность за последствия своих деяний на себя, и только на себя. И в этом вся суть вопроса. Поэтому следует оставить в покое высшие силы мироздания, в какие бы одежды мы их не наряжали, и обратить свой взор на себя.

Ведь наши знания об окружающем нас мире увеличиваются с все возрастающей скоростью. И что в итоге сегодня мы имеем? Как мне кажется, разделение людей на интеллектуалов и обывателей. И существует это разделение по одной простой причине – тем, кто производит хлебушек насущный и прочие блага современного общества, некогда задумываться о каких-то джетах или генах, вникать в суть синергетики. Да и социальный слой общества, в котором они пребывают, не подталкивает их к подвигам Ломоносова и ему подобных. Употребляя наименование «обыватели», я имею в виду, что эта группа людей физиологически нисколько не отличается от элитных слоев населения. Просто у того, кого следует считать интеллектуалом, голова занята мыслями, направленными на установление причинно-следственных связей в определенной области науки и культуры. Именно в определенной области, которая постоянно углубляется,  одновременно сужаясь, делаясь просто недоступной для людей даже смежных  профессий, не говоря уже о прочем народонаселении.
 
 К чему я все это? А к тому, что наука уже сегодня  разобщает людей, и в своем дальнейшем развитии это разобщение будет только углубляться. И если раньше человек фатально зависел от матушки природы, то сегодня эта зависимость очень сильно сместилась на социальную среду, которая и делает человека человеком. Что это именно так легко увидеть на примере того же Маугли и других детей человеческих, взращенных в стае животных. Но как бы там ни было, дальнейшее развитие науки может оказаться фатальным для человечества.

Сегодня перед нами воочию уже видны четыре опасности, которые могут погубить человеческую цивилизацию. Первая из них – это экологическая катастрофа из-за обыкновенной неряшливости, неспособности людей соизмерить свои потребительские аппетиты с возможностями мест обитания, то есть, экологической безопасности нашей планеты. Вторая опасность висит над нами постоянно из-за нездоровых устремлений к первенству как отдельных людей, так и целых стран, что может окончиться ядерной войной. Третья опасность заключается в чрезмерно высоких амбициях человечества, вознамерившегося покорить космическое пространство, где вполне могут существовать другие цивилизации разумных существ, жизнь которых основана не на кислородном, а на совершенно иных принципах. Ведь мы возомнили себя вершиной развития разумных существ и совершенно игнорируем возможность иных принципов организации живого, хотя и на земле имеем тому весомое доказательство. Ведь и на нашей планете существует сероводородный принцип организации жизни в гидротермах, вокруг горячих источников на дне океанов. Так почему же мы думаем, что не существует иных принципов обеспечения энергией живых организмов в других звездных системах или даже на спутниках Юпитера? И этот вопрос основополагающий. Ведь мы, люди, не можем мирно устроиться на подаренной нам судьбою планете из-за каких-то мелких расхождений во взглядах на проблемы религии, собственности, культуры и так далее. Так почему же мы думаем, что встреча с иными цивилизациями закончится для нас вполне благополучно? Непостижимо.

Последняя, четвертая опасность таится в нашем геноме, и она способна, вопреки нашей разумности, закончиться для нас трагедией планетарного масштаба. Вот теперь мы можем попытаться заглянуть в наш геном. Все клетки нашего организма, за исключением стволовых, имеют определенную специализацию. Как, допустим, клетки кожи и клетки ногтей. И по этой причине они руководствуются при своем делении, с образованием ткани каких-то органов, указаниями генов, а точнее, информацией определенных участков генов. Правда, при этом сама клетка может считывать информацию с РНК, определенным образом и по своему, так сказать, желанию, которое определяется потребностями в определенном белке на текущий момент. Получается, что все строительство ткани диктуется определенным геном, но одновременно клетка не лишена возможности считывать с РНК только определенную часть информации. И вот таких головоломок в нашем геноме вагон и не одна маленькая тележка.

Когда в 2001 году учеными была определена вся последовательность оснований генома человека, то казалось, что ученые совершили самое главное в постижении тайн устройства человеческого организма. Но ни тут-то было. Оказалось, что самое сложное впереди. И если число генов, кодирующих белки, у нас в сравнении с прочей живностью не слишком различается, то мусора в нашем геноме во много крат больше, чем у любого иного существа. Получается, что вся сложность человеческого генома заключена в геномном мусоре. Отсюда становится понятным, что никакой это не мусор, а нечто неизмеримо более сложное, чем даже гены, кодирующие белки, которых в организме около двадцати тысяч.

Помимо того у ученого люда возникли вопросы в отношении первичности ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота), кто из них появился в живых организмах первым. Ведь ДНК – это всего лишь хранилище информации, которое может пребывать в спокойствии и без каких-то подвижек долго, до конца жизни. А вот РНК – это нечто совсем иное. Это подвижный многодеятельный агент строительства организма на протяжении всей его жизнедеятельности. Да и самих РНК существует значительное количество видов, в том числе изготовленных с помощью мусорной части ДНК. Но лезть в эти дебри не стоит – легко заблудиться. Ведь знать, что существуют какие-то сплайсинги, инсуляторы, промоторы, теломеры,  центромеры и прочие диковинные наименования, за которыми стоят определенные действия генного аппарат, нас нисколько не приблизит к пониманию сути происходящего в наших клетках. Достаточно и того, что мы, а точнее ученые, подозревают теломеры в определении срока нашей жизни, хотя это может быть всего лишь информаторы, поскольку существуют еще и хрономеры, замешанные также в этом деле.

Поскольку ранее упоминалась неподвижная деятельность наших ДНК, что они, эти двухнитевые сооружения, соединенные между собой  четырьмя основаниями, притом попарно: аденин всегда соединяется только с тимином, а гуанин только с цитозином, настолько важны для жизнедеятельности клеток, что даже сама упаковка ДНК вокруг  белковой группы специфична для каждого типа клеток.

Сегодня ученые знают, что в своем геноме мы многое унаследовали от более примитивных живых существ. Они знают и насколько более сложным является наш геном в сравнении с геномами прочих млекопитающихся. Получается, что в наших генах записано все наше прошлое. Поскольку значение всех мусорных генов ученые еще не расшифровали, то невольно возникает вопрос – а не хранится ли в этих нерасшифрованных генах наше будущее? Более того, невольно возникает уверенность в том, что к этой информации уже добрались некоторые умы, которым все эти нобелевские премии и прочие блага не так уж и важны в сравнении с тем, что им открылось. Можно спросить, мол, откуда возникла такая догадка?

Ответ на этот вопрос уже дает сама жизнь. Ведь не зря в средствах массовой информации цивилизованного мира так навязчиво распространяется трансгендарство. Особенно этим грешат страны Запада. Можно спросить, мол, какая между этими вопросами связь? Ответ будет следующим – прямая.  Но только это самое трансгендарство нацелено не на сокращение численности населения земли, хотя и здесь связь существует, а на разрушение института семьи.

Возникает вопрос – причем здесь институт семьи? Ответ прост как дважды два – притом, что семья до сих пор является фундаментом социального устройства человечества.  И чтобы его, этот фундамент изменить, семью требуется разрушить. Начался этот процесс давно, еще в 1978 году с появлением на свет Луизы Браун, которая была зачата искусственным путем в пробирке, и только потом оплодотворенная яйцеклетка была помещена в утробу матери. Искусственное оплодотворение открыло дорогу к искусственному выращиванию детенышей сначала мышей в колбе, в которой создавались все необходимые условия для развития плода. Насколько  известно, этот вопрос сильно заинтересовал многие страны, в которых дело дошло до искусственного выращивания детей человеческих, что естественно возмутило консервативную часть общество, поскольку в этом увидели посягательство на институт семьи. Вопрос был временно прикрыт. Требовалось убедить людей, что семья ни есть нечто извечное и незыблемое. В окно Овертона был сделан вброс трансгендарного характера, и пошло, поехало среди человеческого отребья, для которых сексуальные удовольствия важнее отца и матери, важнее всего на свете.

Сегодня институт семьи находится под угрозой. После его разрушения искусственное детопроизводство приобретет закономерный характер, что и является конечной целью этого замысла. И если теперь вернуться к вопросам генетики, то можно предположить, что ученым удалось разрешить вопрос продления жизни человека путем каких-то манипуляций с теломерами или хрономерами, или еще Бог знает с какими участками генома. Ведь не зря в научном мире столь много внимания обращается на животных долгожителей, к которым относятся некоторые виды черепах, китов, но самое главное внимание среди долгожителей привлекает к себе бессмертный голый землекоп. Каким образом, за счет чего он может жить почти вечно? Что такого особенного имеется в его геноме, что он совсем не стареет? Являясь ближним родственникам таким грызунам как мыши и даже крысы, он живет в десяток раз дольше, чем они.

Голое, довольно примитивное на вид существо, весом всего лишь грамм тридцать, спряталось от жизненных невзгод под землю, где у него не имеется врагов кроме змей. Кстати, со змеями в семействе голых землекопов борются воины, которые подав сигнал тревоги, вступают в схватку с врагом. За это время его сородичи изолируют место схватки, чтобы в случае победы змеи, она не смогла проникнуть вглубь системы подземных ходов их семейства. Голые землекопы обладают довольно сложной системой устройства своего, так сказать, общества, с разделением всех его членов по возложенным на них обязанностям.

В 2011 году ученые расшифровали геном голого землекопа. Во многом он схож с геномом мышей и человека. Но имеются и серьезные отличия. Суть его в том, что в геноме голого землекопа значительно меньше мобильных элементов, подверженных влиянию внешнего воздействия. А так же  было обнаружено при сравнении с геномом крыс дополнительно около двух сотен новых элементов. Помимо того у землекопа ген, отвечающий за здоровье клеток его мозговой ткани у него активен постоянно, а у нас, у людей, к старости его экспрессия снижается. Обнаружено так же у землекопа повышенное содержание гиалуронана, что, возможно, снижает вероятность повреждения клеточных мембран активной формой кислорода. Что еще там обнаружено необычного, знают только ученые. Но факт исследования генома голого землекопа говорит сам за себя. Человек желает заполучить бессмертие, или, по крайней мере, продлить свою жизнь в десяток раз, лет этак до восьмисот.

Представляете, что все люди станут подобными долгожителями! Уже сегодня численность человечества вызывает у людей думающих тревогу за наше будущее. Земля подобного нашествия человека на свои ресурсы не выдержит. Следовательно, подобное долголетие  должно распространяться не на всех людей, а только на избранных, численность которых будет регулироваться посредство выдач избранным лицензии на право рождения ребенка, в узаконенном природой порядке. Остальным гомо сапиенсам должно быть достаточным житие продолжительностью лет  пятидесяти. А для этого требуется помимо прямого вмешательства в наш геном, узаконить это вмешательство через разрушение института семьи и внедрение в жизнь человечества искусственного зачатия и выращивания людей будущего. И главное здесь заключается даже не в том, сколько лет каждый новопроизведенный человек будет жить, а в том, что его можно сделать человеком среднего рода, без половых влечений, и даже с каким-то усредненным органом, предназначенным для отправления малой нужды. Правда, культур и искусство для них исчезнут, поскольку все это зиждется на любви людей разного пола.
Но зато исключение из жизни человека сексуальных влечений, ликвидирует многочисленные конфликты на этой почве, как и желание первенствовать среди людей среднего рода.  Дальше будет больше. На биофабриках станут воспроизводиться люди, предназначенные для выполнения каких-то функций в обществе, которые станут с удовольствием исполнять обязанности кочегаров или плотников, и даже монтажников высотников. Можно, разумеется,  и боксеров с футболистами. Это будут, так сказать, служебные люди, с ограниченным самосознанием, смысл жизни которых будет зиждиться на одном – заполучить эндорфины, так называемы гормоны счастья. Дайте ему дофамин, или что-нибудь такое, чтобы его мозг мог вырабатывать серотонин или окситацин, и больше такому человеку ничего не нужно.

Ну а за порядком на планете будет следить искусственный интеллект, у которого есть все шансы преодолеть временный запрет на саморазвитие, что рано или поздно может привести его к тотальному руководству всем человечеством. В этом заключена еще одна угроза существованию современной цивилизации человека разумного. Но будет ли эта цивилизация гомо сапиенсов, вот в чем вопрос, на которые сегодня ответить невозможно.