Фильмоскоп для диафильмов

Степан Каширин
Фотография этого фильмоскопа сразу вернула в далёкое и счастливое детство, вспомнил всё, что было с этим прибором связано; как трещал этот аппарат при нагревании и его часто приходилось выключать, что бы не испортилась плёнка. Вспомнил как крутил чёрную ручку, как смотрел картинки на стене и читал текст. У меня были даже друзья которые приходили смотреть ко мне сказки, а потом я шёл к этим друзьям и смотрел диафильмы у них, такие которых у меня не было. Помню как пришёл к своей подружке Маше, но её не было дома, меня встретила её младшая сестра и её папа. Подружку свою я так и не дождался, но за то посмотрел с её сестрой диафильмы. Эти картинки которые демонстрировал фильмоскоп, были аналогом телевизора, только персонажи там не двигались, а зритель читал текст, поглядывая на картинку. Изобретение интересное, это нечто между телевизором и книгой, но ни то и не другое. Вспоминаю вечера когда я приходил из детского сада домой, доставал белую простыню, закреплял её к стене железными иголками и она превращалась в экран. Потом вставлял плёнку в фильмоскоп, выключал свет в комнате и попадал в совсем другой мир. Видеомагнитофонов тогда ещё не было, компьютеров тем более, фильм можно было посмотреть только в кинотеатре. А тут сидишь дома, сам включаешь диафильм и крутишь его столько сколько лично тебе хочется. Это действительно было настоящим счастьем!
Вспоминаются и пластмассовые баночки в которых хранилась плёнка, они были с крышечками. На баночках располагалась бумажка жёлтого или оранжевого цвета, с названием диафильма и как правило, фамилией художника. Всё это помогало быстро найти нужный диафильм.
Помню, как часто мы с соседом Лёшей смотрели диафильмы и нас было не оторвать от этого занятия.
Диафильмов у меня было много, но не было одного, очень известного, который назывался: <<Волшебная лампа Аладдина>>.
Такой диафильм был только у одного моего друга. Этот друг жил с мамой. Родители у него развелись когда ему было два года и c тех пор папе разрешалось видеться с сыном только один раз в неделю, в воскресенье, но общаться было можно не дольше трёх часов.
Мой друг очень любил своего папу, всегда ждал конца недели считая дни. Столько всего хорошего рассказывал про своего отца и очень гордился им! Когда наступало воскресенье, его папа приезжал и они либо ходили гулять, либо сидели, общались во дворе на скамеечке, или куда-то ехали в центр, но к сожалению эти счастливые три часа всегда очень быстро пролетали, настолько быстро, что моему другу казалось прошло всего лишь минут десять, а уже надо расставаться. Строгая мама приходила домой и папа быстро исчезал. Мой друг начинал плакать, не хотел отпускать папу, но, увы, эти взрослые вечно всё решают за нас, порой даже очень резко и грубо.
Поскольку папу мальчик видел только раз в неделю, он всегда пытался любым путём продлить эти три часа, что бы подольше побыть с отцом и всегда искал любую причину по которой можно было бы затянуть долгожданную встречу. И вот однажды мой друг пригласил меня к себе домой. Его папа сидел в комнате подбирая диафильмы для просмотра. Все эти три часа свидания с отцом, мой друг провёл за просмотром диафильмов, всё это время я просидел с ними. Замечательный был день, мы увидели много лент и каждую нам показывал и читал вслух его папа. И вот ненавистные настенные часы показали семь вечера. Открылась входная дверь, это пришла строгая мама моего друга.
-Всё!- громко сказал папа своему сыну.- Пора. Я пошёл.
Мой друг воскликнул:
-Подожди! Ещё один диафильм и всё.
Недовольная мать заглянула в комнату и возразила:
-Хватит! Время закончилось!
-Ну мама!- Закричал мой друг.- Пожалуйста! Ну последний диафильм и всё!
Мальчик слезливо умолял так, что в конечном итоге вечно хмурая мать поддалась уговору и разрешила папе остаться ещё на один диафильм.
Мой друг обрадовался до безумия, он наклонился ко мне и на ухо прошептал:
-Я всех обманул! Я папе специально дал самый большой диафильм, <<Лампа Аладдина>>! Он самый длинный и читать его папа будет долго.
Всё действительно пошло по плану моего друга, диафильм задержал папу ещё на дополнительных минут 15.
Рассматривая вещи моего детства, я сразу вспоминаю и всё, что было с ними связанно много лет назад. Эти вещи проходят через судьбы людей. Любой подобный предмет это маленький листочек на большом дереве жизни.