Тайный канал связи Папы Римского с Гитлером

Марк Турков
Перевод с английского языка.
Недавно обнародованные документы Ватикана раскрывают давнюю тайну: когда началась война, Пий XII использовал нацистского принца для переговоров с Адольфом Гитлером.
Автор: Дэвид И. Кертцер. Опубликовано в "The Atlantic" 31 мая 2022 года.

О журналe "The Atlantic".
С 1857 года журнал "The Atlantic" бросает вызов предположениям и стремится к истине. Oн был основан в Бостоне (США) весной 1857 года.

Об авторе.
Дэвид Израэль Кертцер (родился 20 февраля 1948 года) - американский антрополог, историк и академик, специализирующийся на политической, демографической и религиозной истории Италии. Он - Пол Дюпи-младший, профессор социальных наук в Университете Брауна, профессор антропологии и профессор итальянских исследований в Университете Брауна. Его книга "Папа римский и Муссолини: тайная история Пия XI и расцвет фашизма в Европе" (2014) в 2015 году получила Пулитцеровскую премию за биографию или автобиографию. С 1 июля 2006 года по 30 июня 2011 года Кертцер занимал должность проректора в Брауне.
***
                "Тайный канал связи Папы Римского с Гитлером"

В августе 1939 года, завершая разработку планов вторжения в Польшу, Адольф Гитлер также вел переговоры с папой Римским Пием XII, настолько деликатные, что о них не знал даже посол Германии при Святом Престоле. Существование этих переговоров было секретом, который Ватикан стремился сохранить в тайне еще долгое время после смерти Пия XII — как это было на протяжении восьми десятилетий.

12-томная подборка документов Святого Престола о Второй мировой войне, завершенная в 1981 году, которая на сегодняшний день представляет собой официальный отчет о деятельности Ватикана за этот период, не содержит никаких упоминаний о переговорах. Информация о них стала известна только сейчас, после недавнего открытия архивов Пия XII в Ватикане.

Немногие темы в истории Церкви или истории Второй мировой войны вызывают столь горячие споры, как решение Пия XII избегать прямой публичной критики Гитлера или его режима и хранить публичное молчание перед лицом Холокоста. Многие церковные консерваторы изображают Пия, тем не менее, стойким, мужественным противником Гитлера и фашизма.

Другие резко критиковали его за то, что он не осудил нацистскую агрессивную войну и усилия Гитлера по уничтожению всех европейских евреев. Даже когда нацистские эсэсовцы арестовали более 1000 евреев в самом Риме 16 октября 1943 года, папа отказался, чтобы его голос был услышан. Продержанных в течение двух дней в комплексе у стен Ватикана евреев затем посадили на поезд, направлявшийся в Освенцим.

Сообщается, что папа Иоанн Павел II готовился причислить Пия XII к лику блаженных в 2000 году, когда оппозиция, особенно со стороны еврейской общины Рима, вынудила его приостановить этот процесс. Его преемник Бенедикт XVI призвал подождать, пока не будут открыты архивы Ватикана за годы войны, прежде чем принимать окончательное решение.

Однако он согласился провозгласить Пия XII “достопочтенным”, что стало шагом на пути к причислению к лику святых. В 2019 году Папа Франциск санкционировал открытие архивов Пия XII, которые стали доступны ученым в 2020 году. За прошедшие с тех пор два года ни одно новое открытие не было столь драматичным, как открытие того, что вскоре после того, как он стал папой Римским, Пий XII вступил в секретные переговоры с Гитлером, история, рассказанная здесь впервые.

В последние месяцы своей жизни предшественник Пия XII, Пий XI, стал головной болью для Адольфа Гитлера. Папа Римский все больше и больше приходил в ярость из-за того, что Гитлер сокращал влияние Церкви в Германии, заменяя католические приходские школы государственными, закрывая многие религиозные учреждения и вытесняя христианское учение нацистской доктриной. В 1937 году Пий XI издал энциклику, в которой осудил нацистское правительство за преследование церкви и отстаивание языческой идеологии.

Гитлер был разгневан. Год спустя, когда Гитлер посетил Рим, Пий XI покинул город ради Кастель Гандольфо, своего летнего пристанища на Альбанских холмах. В замечаниях, которые привели в ярость Бенито Муссолини, правителя Италии и хозяина Гитлера, папа римский заявил, что не может смириться с прославлением свастики, которую он назвал “крестом, который не является крестом Христа”.

Пий XI умер в начале 1939 года, к большому облегчению Гитлера и Муссолини. Кардинал Эудженио Пачелли, который был государственным секретарем, был избран папой римским, приняв имя Пий XII. Теперь Гитлер увидел шанс улучшить отношения с Ватиканом или, во всяком случае, удержать нового папу от открытой критики своего режима. В качестве своего тайного посредника с папой римским он выбрал 36-летнего принца Филиппа фон Гессена, зятя короля Италии Виктора Эммануила III.

Немногие немецкие аристократы имели более выдающуюся родословную, чем фон Гессен, чьим дедом был германский император Фридрих III, а прабабушкой - британская королева Виктория. Он был одним из первых членов СА, штурмовиков нацистской партии, и носил их униформу с коричневой рубашкой. И у него был опыт хранения секретов, поскольку он предпринял шаги, чтобы не допустить раскрытия своих любовных отношений с английским поэтом Зигфридом Сассуном.

Вскоре после избрания Пачелли Гитлер вызвал фон Гессена в свою штаб-квартиру. Учитывая очевидное стремление нового папы перевернуть страницу в непростых отношениях Ватикана с национал-социалистическим режимом, Гитлер решил изучить возможность сделки. Фон Гессену было велено выяснить, может ли он назначить тайную встречу с папой римским, чтобы начать обсуждение.

Чтобы сохранить тайну, переговоры между фон Гессеном и папой римским должны были проходить по неофициальным каналам. Обходной маршрут, который неоднократно использовался в течение следующих двух лет, был связан с человеком по имени Раффаэле Травальини, тайным другом принца Умберто, будущего короля Италии, и братом жены фон Гессена, принцессы Мафальды. Травальини был интриганом и саморекламщиком, а также ярым фашистом. И он был глубоко вовлечен в социальную сеть, которая доходила до Ватикана.

В воскресенье в середине апреля 1939 года, всего через месяц после того, как Пачелли стал папой Римским, фон Гессен вызвал Травальини в итальянскую королевскую резиденцию в Риме. Там он объяснил, что Гитлер попросил его начать переговоры с новым понтификом вне обычных дипломатических каналов. Травальини немедленно написал кардиналу Лоренцо Лаури, человеку, близкому к папе римскому, с просьбой помочь в организации встречи фон Гессена с Пием XII.

Папа Римский впервые встретился с посланником Гитлера 11 мая. Чтобы обеспечить секретность, папа пошел на весьма необычный шаг и провел встречу в апартаментах кардинала Луиджи Мальоне, своего государственного секретаря. Двое мужчин говорили по-немецки, которым папа римский владел свободно, проведя дюжину лет в качестве папского нунция в Германии.

В архивах Ватикана хранится запись их беседы на немецком языке. Примечательно, что папа римский приказал спрятать немецкого прелата таким образом, чтобы записать полную стенограмму их бесед незаметно для нацистского принца. Полученные в результате расшифровки, недавно обнаруженные, дают точное представление о том, что было сказано.

На этой первой встрече папа достал копию письма, которое он отправил Гитлеру, выражая свою признательность за добрые пожелания фюрера по случаю его избрания на папский престол. Он зачитал это вслух принцу, затем зачитал ответ Гитлера. Закончив чтение, папа римский сказал: “Я был очень внимателен, и ответ рейхсканцлера был очень добрым. Но с тех пор ситуация ухудшилась”.

В качестве примера он привел закрытие католических школ и семинарий в Третьем рейхе, публикацию книг с нападками на Церковь и папство, а также сокращение государственных средств, выделяемых Церкви в Австрии. Он сказал принцу, что горит желанием достичь соглашения с Гитлером и готов идти на компромисс, насколько позволяет его совесть, “но для того, чтобы это произошло, прежде всего должно быть заключено перемирие … Я уверен, что если мир между Церковью и государством будет восстановлен, все будут довольны.

Немецкий народ един в своей любви к Отечеству. Как только у нас установится мир, католики будут лояльны больше, чем кто-либо другой”.