Афоризм Л. да Винчи

Поль Читальский
Если нет любви, что же тогда есть?

Леонардо да Винчи

***

Кон-текст:

В апреле 1476 г за неделю до того, как Леонардо исполнилось 24 года, его обвинили в содомской связи с мужчиной, занимавшимся проституцией.
Там упоминалось имя 17-летнего Якопо Сальтарелли
В сексуальных связях с этим человеком обвинялись четверо молодых людей, в том числе и “Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, живущий с Андреа де Верроккьо”.
Блюстители нравственности (ufficiali di notte – “ночные должностные лица”), рассматривавшие такие донесения, начали расследование, но четверку спасли связи с правящим домом Медичи...

Спустя несколько недель поступил новый донос написанный на латыни. В нем говорилось, что те четверо молодых людей неоднократно вступали в половую связь с Сальтарелли. Поскольку это письмо тоже было анонимным и ни один свидетель не явился подтвердить его, обвинение снова сняли.

30 лет спустя Леонардо оставил горькую запись в своей книжке:

“Когда я сделал Христа-дитя, ты вверг меня в тюрьму, а теперь, если я покажу его взрослым, ты поступишь со мной еще хуже”.

Тут скрыта какая-то загадка. Быть может, Сальтарелли позировал для одного из изображений юного Христа?

В ту пору Леонардо чувствовал себя покинутым. “Как я уже говорил тебе, я остался без друзей”, – записал он.

На оборотной стороне написано:

“Если нет любви, что же тогда есть?”

***
см. Айзексон У. L’amore masculino