С западным ветром...

Станислав Климов
     Старший брат моего папы с юности хотел стать лётчиком, мечтал об этом и по окончанию войны, после десятилетки, подался поступать в летное училище. Поступил, окончил и направили его в город Пярну Эстонской ССР, служить Родине, охранять её мирное небо с запада...

     Новоявленный офицер нашёл себе невесту, Эмму из Воронежа, женился и родили они с разницей в девять лет двух моих старших двоюродных братьев Петю и Игоря.  Они к нам приезжали в гости из своей Прибалтики несколько раз, но мне запомнился один...

     Лето 1979 года. Каникулы.
     - Надя, племянники из Эстонии приезжают, говорят на два месяца каникул, - папа ездил проведать свою маму, бабушку Олю, которая после смерти деда в 1976 году, осталась в частном доме одна.
     - А какие у них каникулы? - не поняла мама.
     - Игорь только закончил девятый класс, вот и едут отдохнуть.
     - Понято...

     Когда мы собрались все у бабушки Оли посмотреть на приехавших братьев, я их не узнал, просто не помнил. Петя уже отслужил в армии, невысокого роста, коренастый, поджарый, лысоватый, как мой и его папа, но больно уж рано. Это потом я узнаю, что он служил на космодроме, вот и рано облысел. Вроде, солидный мужчина под тридцать, а одет в цветную рубашку клоунскую и потертые джинсы "трубочки". "Далеко ноги просунул", так их тогда нарекла моя мама. Я и сегодня помню ту её улыбку и эти слова, а мне самому никогда не нравилось и не нравится сегодня носить короткие поцевские брюки, из-под которых видны носки. Игорь же оказался высоким плечистым скуластым парнем с длинными волосами и это в девятом-то классе! Джинсы-клеш и тоже потертые, рубаха белая с таким щеголеватым воротником. Оба в лёгких летних мокасинах и классных солнцезащитных иностранных очках. Прибалтика, блин, веяния запада и так далее...

     После всех обнимашек-целовашек-улыбашек и прочих возгласов друг другу "о, как ты вырос!", торжественная часть раздачи гостинцев и комплиментов перевалила в обычную беседу про "как дела" и "чем занимаетесь". И оказалось, что наши западные родственники приехали сделать в рабочем поселке небольшой бизнес, заработать денег, что бы купить себе потом Чехословацкий мотоцикл "Ява".
     - А что продавать привезли? - начали первыми мой любимый брат Саша и его ровестница сестра Марина.
    Они оба чуть старше Игоря, разбираются в некоторых разноплановых нововеяниях "загнивающего запада" на фоне нашего "процветающего коммунизма" и им же помогать братьям в реализации иностранного товара. И тут из спортивной сумки наши эстонцы вытянули на свет белый японский кассетник "Panasonic" размером со школьный учебник. Классический вариант черно-серебристого цвета, миниатюрный по нашим меркам проигрыватель компакт-кассет. Саша покрутил в руках, пощелкал клавиши, включил кассету, зазвучал классная медленная мелодия западной попсы, как мне потом объяснили группы "ABBA".
     - Сколько за него хотите?
     - Врать не будем, брали за 250, отдадим за 450, - ответил Петя на правах старшего.
     Саша присвистнул, но промолчал, Марина сделала глаза по "пять копеек"...

     Затем братья вытащили из той же чудо-сумки, словно факиры, приличную стопку больших виниловых дисков в ярких блестящих конвертах.
     - И кто тут у нас? - Саша со знанием зарубежной полузапрещенной рок-эстрады начал их перебирать. - Вот это у нас в технаре продают спокойно, это тоже. Ага, - улыбнулся он, - а вот эти штучки с удовольствием купят парни из моей группы. По чём будете продавать?
     Диски новомодных тогда в узких кругах ценителей рока "KISS", "Led Zeppelin", "Uraia Heep", "The Who", "Pink Floyd", "Eaglis" карточным веером расположились на столе, мелькая в глазах советского школьника своим шикарным глянцевым разноцветием. Честно говоря, я сейчас не помню цену, которую называл Петя, но Саша присвистнул и почесал затылок:
     - Круто берёшь, братан, у нас в деревне за столько не возьмут. Сбавляй на треть, честно говорю, тогда, думаю, с десяток дисков у меня купят.
     Петя почесал лысый лоб, поморщил нос и... Махнул рукой:
     - Будь по твоему, брат, по твоей цене отдам, но все скопом, договорились?
     Здесь пришла очередь Саши подумать, наверное, он прикидывал, сколько все вместе стоить будет, потому, что Игорь назвал количество пластов. Он начал складывать все вещи в сумку:
     - Дайте мне три-четыре дня, в технаре все заберут. А пока отдыхайте, загорайте, вот бабушке помогите по огороду.
     - По рукам, - ответили эстонцы и все сели за стол...

     Спустя время приехали одни взрослые к бабушке, потом вторые и к вечеру дом гудел, словно пчелиный улей. Всем хотелось знать, как там дядя Саша и тётя Эмма поживают. Как там вообще на западе нашей большой и дружной страны, хотя, по отличию прикидов и так всем было видно невооружённым деревенским, даже, взглядом, где та Эстония и где этот Горький...

     - Ну что, Пётр, когда к нам в гости придёте? - поддатый дядя Серёжа, самый младший папин брат обнял старшего племянника.
     - Дядь Серёж, сегодня у бабули переночуем, а завтра и по гостям пойдём, с дороги сегодня устали.
     - Заметано, - махнул рукой дядька и жена выпроводила его из дома.
     Спустя время все разошлись, а эстонские гости улеглись.
     - Я вам утречком куриного супчика сварю, внучкИ, а пока спите, - бабушка Оля постелила братьям в большой комнате и вышла в сени...

     - Ба, что это?! - ужасный крик Игоря поднял крышу на доме с самого утра.
     В прихожей стоял тазик, а в нем лежала неощипанная от перьев тушка курицы с отрубленной головой и в луже крови. Бабушка испуганно вошла из сеней:
     - Что Игорек случилось?
     - Что это, ба? - с глазами по "пять копеек" внук ткнул пальцем в курицу.
     - Курицу забила, сейчас ощипаю и сварю вам супчик. А чего? - спокойно ответила и тут же спросила бабушка.
     - Бабушка!!! Я теперь это есть не буду!!! Как же так, ты её убила, а я увидел труп!!!
     Впечатлительный Игорь не стал кушать супчик из курицы, которую видел мёртвой в крови...

     Братья отдыхали и загорали, я был их гидом, водил на озеро и по посёлку, пока старшие учились в техникуме и работали. Я рассказал во дворе, что ко мне приехали крутые братаны из Эстонии и привезли классные диски зарубежных рок-исполнителей. Мой друг Лёшка со своим одноклассником Андрюхой уже тогда пытались заниматься бизнесом на фотках и доставали диски для изготовления копий фото конвертов.
     - А ты можешь принести мне диски! Я сфотаю для бизнеса. Тебе с каждой проданной фотки две копейки перепадать будет.
     Я почесал затылок, заманчиво:
     - Диски Сашка забрал в технарь продавать.
     - Жаль...

     А через несколько дней Саша отдал вырученные с магнитофона и дисков деньги и вернул несколько пластов, их не взяли в технаре. Я попросил разрешения сфоткать для себя их.
     - Бери, фотай, только из дома не выноси.
     И они ушли гулять по вечернему посёлку и к Саше в гости, у того тоже всегда было, чем похвастать из своей фонотеки. Братан всегда был продвинутым в этом направлении. А я бегом к Лёшке:
     - Пошли с фотиком ко мне, братан несколько дисков привёз обратно и их завтра Маринка заберёт сёбе на работу продавать.
     Лешку не надо долго уговаривать, он только зарядил в темноте спальни плёнку и мы вернулись ко мне...

     Так появились более-менее качественные фотки "киссов" и "роллингов", "смоков" и "пинкфлоидов", а мы начали с другом свой бизнес на них...

     - Так ты для продажи что ли снимал фотки, Стасик? - увидев пару фотографий среднего качества с дисков на моём письменном столе, засмеялся Игорь.
     Я покраснел, как рак, словно меня застукали на воровстве, опустил голову и тихо сказал:
     - Да.
     Игорь увидел моё смущение, потрепал по плечу и мягко произнёс:
     - Бизнес - это хорошо. Деньги надо учиться зарабатывать с юности, тогда поймёшь, как они зарабатываются.
     Слова вчерашнего девятиклассника прозвучали, словно умудренного опытом мужчины. Видимо, "загнивающий запад" умеет это делать, а "в ппоцветающем коммунизме" этому не учат.
     - Я вернусь домой и пришлю тебе качественные фотки. У меня их много. Ты на них хорошие деньги сделаешь. А на таком качестве, как вот это, - и он помахал одной копией, - только начинающий бизнес загубишь...
     Я не дал ему закончить и выпалил:
     - Да в нашем посёлке за это пятнадцать копеек дают!
     Теперь пришёл черёд ему краснеть, я его уел. Он и не думал, что такой ширпотреб так неплохо здесь идёт. Он переждал минутку и ответил:
     - Тогда за те фотки, что я пришлю тебе, ты по рублю легко возьмёшь.
     Мои глаз неподдельно загорелись:
     - А не обманешь? Пришлёшь?
     - Честное братское, - и Игорь протянул мне свою широкую крепкую ладонь...

     Они уехали через неделю, а не спустя месяц, как говорили взрослые. Недостающую сумму для покупки мотоцикла братья набрали легко, реализовав в посёлке вместе с магнитофоном и пластами несколько пар джинсов и с десяток красивых солнцезащитных очков. А я с нетерпением стал ждать от Игоря обещанное, уже растрезвонив "по секрету всему свету", что у меня скоро будут качественные фотки зарубежных рок-групп. Пацаны уже захотели у меня их купить, начали копить деньги...

     - Сынок, тут лично тебе посылка от Игоря, - как-то спустя пару месяцев после отъезда братьев, когда я уже и подзабыл о фотках, папа приехал от бабушки и протянул увесистый бумажный пакет, - Саша прислал маме гостинцев из Эстонии, а там ещё лично тебе было, на.
     Когда я увидел качество фоток, размером от А4 до А6, моей радости не было предела. Не обманул братан! Теперь я заработаю себе денег!..

     Так в конце 70-х у вчерашнего шестиклассника Стасика начался первый самостоятельный бизнес, о котором есть совсем другая история...

     А тот первый и последний приезд эстонских братьев помню до сих пор. Помню, как ненавидел временами Игоря за то, что его, гостя, моя мама не заставляла есть суп, а я почти со слезами ел его каждый день перед тем, как хотелось сладкого. А Игорь сидел рядом и уплетал бутерброды с белым хлебом, сливочным маслом и вкуснючим земляничным вареньем, запивая чаем, в то время, когда нам с сестренкой такие сладости разрешались только по великим праздникам. Помню, как нам не разрешалось то, что дозволено было им, приехавшим оттуда, с другой Советской Республики. И я назло всем и вопреки всему в восьмом классе отрастил длинные волосы, с которыми так и запечатлен на  общей школьной фотографии класса...

     Многое помню и сейчас...

     И мы с Игорем все это вспоминали с улыбками и слезами счастья, сидя за накрытым столом с рюмкой коньяка в руке, спустя сорок лет после того приезда, встретившись в номере частной гостиницы на улице Рубинштейна города Санкт-Петербурга в мае 2019, в канун моего пятидесятидвухлетия...

     Как быстро бежит время,
     Догнать его невозможно.
     Как быстро бежит время,
     Не зная совсем, куда.
     Ты только присядь на мгновение
     Да рюмку возьми осторожно,
     Смотри, на нас смотрит память
     Сквозь терпкий нектар и года...

     11 мая 2023 года,
     мне сегодня уже 56...