Просчет

Армен Григорян
На долю моего поколения выпал переход ("Метавасис") из века в век и из тысячелетия в тысячелетие, на обломках империи.
Многие хотели бы оказаться на нашем месте.

Понимали ли мы значение событий того времени? И да, и нет.
Старшее поколение, например, металось между эсхатологическо-апокалиптическими предчувствиями и радужно-оптимистичными ожиданиями. Сбылись их предчувствия, оправдались ожидания.

Мы же рассматривали происходящее более спокойно. Отчасти потому, что не имели жизненного опыта, отчасти - по причине того, что советская пропаганда на нас  полностью повлиять не успела, а западная - не смогла подействовать "с нуля". Мы не были борцами, мы были мыслителями. Мы не давали ответов, но мы научились задавать правильные вопросы ("Когда втуне вопрос не задают, то и не получают лживый ответ", как писал армянский поэт и писатель Паруйр Севак). Задавать напрасные вопросы, имея перед собой ответы - удел предыдущих и последующих поколений. В отличие от них мое поколение тяжело сагитировать и спровоцировать.

Первые одиннадцать-двенадцать лет нашей жизни прошли счастливо. Следующие пять лет нас оберегали наши родители - от государственного произвола, от беспредела представителей той части общества, которая, после масштабных социальных потрясений, поставляет пену и грязь.

Каким мы видели мир?
Вот американская ракета падает на иракские позиции, и мы это видим в настоящем времени, в онлайн-режиме. Что же, значит, так будут воевать и дальше. Вот - самолет-невидимка "стелс". А вот его уже сбивают в Югославии. Значит, их можно сбивать, хотя и трудно. Вот главный герой "боевика" перебил всех "плохих" антагонистов. Мы смеялись над неуязвимостью персонажей Шварценеггера и Сталлоне, но, одновременно, записывались в секции карате, у-шу, занимались культуризмом. Потому что понимали, что, в первую очередь, следует надеяться на себя, а не на представителей правопорядка или добродетельных сограждан.

Интернет для нас был средством, а не самоцелью, и мы знали, что изменение климата, например, не столько опасно экологически, сколько политически. Не верите? Почитайте Маргарет Тэтчер.

Все же, полярность этой жизни не обошла нас стороной: мой одноклассник в 20 лет подорвался на мине, во время службы в армии. А другой приятель, в этом же возрасте, учился за границей, получал стипендию.

...Мы видели Ноама Чомского, посещали музеи, в которых картины не обливали краской, носили сшитые в Италии джинсы "Версаче", а флакон "Хуго Босс" мы покупали за ту цену, за которую сегодняшнее поколение "тыкающих указательным перстом в экран" покупает десять пузырьков, произведенных не пойми где.

Задумываться о женитьбе мы стали после тридцати. Неудачниками продолжала двигать романтика, прагматики подходил к делу с расчетом. И те, и другие были согласны с Февронией Муромской: "... естество женское одинаково".

Один мой хороший знакомый, хитрый и щедрый одновременно, познакомился с одной девушкой, работавшей в госучреждении. Она была младше него на пару лет. Не буду описывать ее внешность - девушка была не в моем вкусе, подобных ей сегодня полно на городских улицах - от Торонто до Аделаиды и от Манагуа до Киото. А я не люблю тех, кто, неосознанно, следует навязанным шаблонам.

После первых свиданий мой знакомый был в восторге. Его устраивали и внешность девушки, и ее интеллектуальный уровень. Он пересказывал мне основные моменты их бесед - поведение девушки мне не понравилось, было в нем что-то повелительное, надменное. Общий уровень ее развития меня не впечатлил. Скажут: много ли можно узнать о человеке со чужих слов? Отвечу: да, если вы - наблюдательны. Да и предпочтительнее обратить внимание на отрицательные черты человека. Если вы ошибетесь, то ничего страшного не произойдет. Но если ваш опыт вас оправдает?

- Холодная она, - заметил я на просьбу приятеля высказать свое мнение.

Через несколько свиданий он подтвердил мои опасения:

- Она властная, любит, когда ей подчиняются.

- Не все же в госучреждения случайно попадают, - подытожил я, - а она у тебя - девушка целеустремленная. И ты ее боишься - до сих пор ни с кем из твоих друзей не познакомил.

Через некоторое время они расстались.

- Слишком она зациклена на карьере, - сказал мой приятель.

Я развел руками:

- Но ведь ты не на домохозяйке хочешь жениться?

- Нет, конечно, - ответил он, - но в отношениях с такими, как она, либо следует быть подчиненным, либо - начальником. И в обоих случаях тебя ждут конфликты. Стоит ли ради такой перспективы тратить ресурсы?

- Особенно, при условии, что устройство на один фасон у госпожи и у Лизон, - улыбнулся я, - но, чисто ради спортивного интереса, можно было бы побороться.

- Вот и поборись, попытай счастье, - поощрил меня приятель.

- У меня нет денег на свидание в тех кафе и ресторанах, в которых вы встречались, - с показной печалью в голосе сказал я.


Не прошло и 10 лет, как вышеупомянутая девушка заняла политическую должность. Мой приятель, к тому времени, уже стал отцом двоих детей. В далекой европейской стране. Она, кстати, вышла замуж и стала мамой.

...Жалеет ли он, что не женился на ней?