Белая чечётка

Вадим Светашов
                Белая чечётка.

          Я учился на последнем курсе лесотехнического института, когда у меня выдалась свободная от занятий пятница, и я решил съездить к родителям. Поскольку от Свердловска до Кировграда расстояние около ста километров или полтора часа езды на автобусе, вечером в четверг был уже дома. Родители, конечно, очень были рады, но в первую очередь за ужином принялись расспрашивать, как продвигается  написание дипломной работы и когда намечается защита диплома. Я   очень обстоятельно  рассказал обо всём, не забыв и о том, как продвигается с этим делом у жены (мы учились на одном курсе лесохозяйственного факультета, правда на разных отделениях).  После моего рассказа, отец вдруг заявил, что меня вторую неделю настойчиво домогаются соседские мальчишки Санька с Колькой, спрашивая, когда ты у нас появишься.
          -- А зачем это я им так срочно понадобился?
          -- Спрашивал, но они с таинственным видом не ответили. Нужен и всё тут.
          -- Опять, наверное, что-нибудь интересное в лесу,  на пруду или на речке обнаружили.
          -- Не могу знать, только темнят чего-то.
          Ночью выпал первый небольшой снежок и я утром вышел с метлой, чтобы разгрести его у ворот. Медленно водил старой метлой по мёрзлой земле, сгребая в кучку рыхлый пушистый снег и, погружённый в свои мысли, вздрогнул от неожиданно раздавшегося громкого радостного вопля: «Санька! Ура-а! Дядя Вадим приехал!!».
          Подняв голову, с удивлением увидел, как от соседнего дома, отбросив в сторону такую же метлу, бежит Колька. Из ворот на улицу выскочил второй парень и тоже направился ко мне.
          -- Здрасте, дядя Вадим! -- с улыбкой во весь рот поздоровался Колька, восхищённо глядя на меня.
          -- Здравствуйте! – степенно подошедший Санька, и слегка смущённо, неожиданно протянул мне руку.
          -- Привет, парни! – пожал я протянутую сухую ладошку – Только давайте сразу договоримся, зовите меня Вадим Кузьмич,а лучще просто Вадим. Вот тебе Саша сколько лет?
          -- Шестнадцатый пошёл, а Колюне ещё тринадцать.
          -- Да! – обиженно воскликнул Колька – Мне совсем скоро уже пятнадцатый пойдёт!
          -- Вот видите, я не  так уж намного старше вас, на каких-то пять-шесть лет, и я вполне  могу быть вашим старшим другом.
          -- Здорово! – восхитился Колька, и тут же получил подзатыльник от старшего брата.
          -- Непривычно как-то, -- хрипловатым баском задумчиво протянул он, но мы постараемся…
          -- Ну и ладненько. Мне отец вчера сказал, что вы про меня несколько раз спрашивали. Рассказывайте, что у вас за секреты появились?
          -- Мы поймали неизвестную белую птицу и не можем догадаться, что за она! – выпалил Колька.
          Старший укоризненно посмотрел на него. – Можно немножко попозже? Мамка послала меня в магазин за хлебом и молоком, я быстренько сбегаю в наш магазин, а потом мы Вам всё расскажем и покажем.
          -- Не Вам, а тебе. Мы же договорились!
          -- Ну да, тебе… Вадим -- не очень уверенно проговорил Санька – так я пошёл? И не дожидаясь ответа, он повернулся от нас.
          -- А я за это время успею подмести у ворот – Колька вприпрыжку побежал к дому. 
          «Наш» магазин был совсем рядом и уже через пятнадцать минут Санька возвратился с покупками и позвал меня в дом. Мы  зашли, разделись в прихожей, сняли ботинки и прошли в ребячью комнату. На столе у окна стояла большая проволочная клетка с маленькой белой птичкой, нахохлившейся на ветке. Я как-то не сразу, но с удивлением признал в ней чечётку. Ребята молча смотрели а меня.
          Не показывая своего удивления, спросил – И что для вас здесь удивительного и непонятного?
          -- Мы ходили на Бабаевку ловить чечёток. Мой друг одноклассник дал нам на три дня специальную ловчую клетку с чечёткой и научил ею пользоваться. Вы видели такую?
          -- Да, конечно. У нас на команду была такая клетка, и мы ловили в неё синиц, чечёток, снегирей и даже щеглов. У нас у каждого дома зимой жила какая-нибудь птица, а весной мы их выпускали.
          -- Так вот, пошли мы на Бабаевку. Там недалеко от скалы росло несколько кудрявых берёз, прямо усыпанных серёжками. На эти самые берёзы часто небольшими стайками прилетали чечётки, чтобы полакомиться семенами. Их птички шелушили не только из серёжек, но и подбирали на земле. Мы повесили клетку на нижнюю ветку и тщательно насторожили ловушку. Ждать пришлось недолго. Стайка чечёток опустилась на соседнюю берёзу и сразу принялась за дело, перекликаясь между собой. Ну-ка, Николка, изобрази...
          -- «Чичи-ии, чичи-и»  -- выдал Колька птичий щебет.
          -- Наша птичка засуетилась в клетке и тоже принялась призывно щебетать. Несколько чечёток слетели вниз и окружили клетку. А в ловушке на пол были насыпаны шелушенные серёжки. Одна из птичек прыгнула на жёрдочку, жёрдочка  упала, дверка захлопнулась. Мы, довольные, бросились к добыче.
          Как только Колька защебетал, белая птичка, сидевшая в клетке, встрепенулась, повертела головой и произнесла «чичи-ии»
          -- Ой, она дразнится – громким шёпотом произнёс Колька, а Санька раскрыл рот, но ничего не сказал.
          -- Что? Теперь-то вы поняли?
          -- К-кажется это чечётка – заикаясь медленно произнёс  Санька – но почему белая?
          -- Вы что ребята, никогда не слышали, что существуют животные-альбиносы, как звери, так и птицы. У них от рождения отсутствует в окраске цветной пигмент, полностью или частично.
          -- Конечно, читал! Но что частично, нигде не написано. Ведь у неё на лбу красное пятно, а кончики крыльев и перья хвоста бурые. Значит, это и есть частичный альбинос чечётки. Ох, и глупые мы ещё с тобой Колян! – улыбающийся Санька по привычке шутливо двинул младшего брата по затылку.