Курган Суворовская гора

Владимир Едапин
Как ни странно, но первым препятствием в моих поисках пути к кургану стало его название. Как оказалось, «Суворовской горой» местные жители называют не только сам курган, но и лесистую возвышенность, на которой собственно и находится древнее святилище, и не все, у кого просишь подсказать дорогу к «Суворовской горе», понимают, что тебя интересует именно курган, а не возвышенность. Или же – таким образом «местные» просто «отмахиваются» от очередного «туриста».
Вообще, название места это отдельная, особая тема и к ней я ещё вернусь.
Первое впечатление, когда, после всех перипетий, связанных с поиском, после преодоления подъёма по усеянному непроходимыми зарослями тёрна лесному массиву, наконец, перед твоим взором предстаёт он, – это благоговение. Благоговение и трепет, – на грани открытия, пусть и строго индивидуального, личного. Перед тобой – древнее священное место, и место – невероятной мощи. И это, – казалось бы, – в «обычной» грунтовой насыпи практически правильной прямоугольной формы. «Земляная гора» – «и всё».
Пожилая женщина (настоящая крестьянка современного пригорода), переводившая через ещё чудом «выжившую» речушку Гырло двух своих коров, даже удивилась моему интересу к «горе». «А что там смотреть?» И действительно, с этой точки зрения, точки зрения «зрелищ» или «зрелищности», «на горе», как и около неё, нет ничего «визуально примечательного и необычного».
В сторону леса, с западного, «короткого», склона, смотрит одинокое и единственное на «горе» деревце. Рядом, чуть ниже, примерно в метре от него, в поросшем густой травой «окопчике» – низенький и простенький («дощечка на дощечке») деревянный поминальный крест. Кому – неизвестно, ни таблички, ни надписи нет.
Юго-восточная сторона кургана отмечена «шрамом» – чернеющей на зелёном покрове «канавой», проделанной автотранспортом и/или тяжёлой техникой.
Два столба ЛЭП у южного склона. Там же, чуть дальше, – повреждённая гранитная плита с остатками «граффити», сделанного синей краской.
На склонах и у самого подножия кургана я насчитал всего что-то около трёх камней (один из них рассечён надвое), небольших размеров, совсем не то, что валуны, обнаруженные мною в лесу, – на «Суворовской горе» – возвышенности (откуда в лесу валуны – отдельный и очень интересный вопрос). Камни разного происхождения и, думаю, времени.
Покрытые густой и высокой растительностью «рыхлины», – продолговатые и округлые (диаметром до двух – трёх метров) углубления в грунте наверху «горы»…
Вокруг – поле, в котором и расположен курган.
И – больше ничего.
И о названии. Несмотря на то, что А. В. Суворов никогда в этих краях не был, наименование «Суворовской» к «горе» всё же «прицепилось» и странным образом «прижилось». Впоследствии топоним «оброс» и «легендами», сродни той, согласно которой курган был якобы «насыпан суворовскими солдатами буквально шапками»…
На одной из старых, дореволюционных карт курган обозначен как «Суворова могила». Именно могила. И это ключевое слово. Ведь прямое предназначение курганов – захоронение. И, как думается, судя по форме и размерам «горы», не одного человека.
А что касается «Суворовской»… Позволю себе немного «поиграть словами». При всей своей очевидной «ошибочности» топоним ведь вполне мог, пусть и в искажённом виде, донести до наших дней и некую истину. Например, в том случае, если «Суворова могила» изначально была, скажем, «Суровой могилой»…
Суровая могила, Суровая гора… Или – Сурова могила, Сурова гора… Сур.
Здесь, пожалуй, можно вспомнить и топоним ногайского происхождения «Тембосары» (нынешние Дубоссары) с его составной частью «сары» (жёлтые). Почему нет?
Или же можно пойти по другому пути – Сур, Чур («чур меня»), Щур… Пращур. Или пра – щур, значит, пра – отец, пра – родитель. То есть «щур» – родитель, отец. А курган – могила, захоронение.
Но это – не более чем «игра в слова». На самом деле, курган, конечно же, мог называться совершенно по-другому. Или, – получив в озвученный выше исторический период наименование «Суворовской могилы» или «Суворовской горы», до «момента наречения» – мог не называться никак, будучи и ещё долго оставаясь – «просто» местом захоронения.


1 мая 2023 г. Бендеры – Гиска – «Суворовская гора» – Курган.