Трилогия доброты

Галина Куриленко
Многие считают  актёра Евгения Леонова эталоном доброты. Написав эту миниатюру, я, совершенно случайно, прочитала его слова- «Бог в сердце человека не позволит пнуть собаку или обидеть старика». - Эти слова можно поставить эпиграфом к этой публикации, они о истинной вере - Бог и вера внутри нас. Доброта по отношению к слабому - от Бога.
 Старость. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?  Немощь, деменция, сварливость? Или  мудрость, доброта, умение? Как вы относитесь к старикам? С презрением, раздражением, брезгливостью или с теплотой, благодарностью и нежностью?  На мой взгляд, отношение к старикам является основополагающим тестом на человечность. Как и отношение к животным.  Человек с добрым сердцем никогда не обидит немощного старика, страдающего деменцией или сварливым характером.  Не пнёт ботинком  голодного пса, выпрашивающего косточку. Он никогда не обидит ребёнка. Три объекта для постоянного проявления  доброты и терпения.
 Читает человек эти строки и думает — к чему эти прописные истины? На большее не хватило таланта, нет больше тем?
  Нет, я просто  пытаюсь сказать — люди, мы все смертны. Мы все состаримся, если не умрём молодыми. Любить и жалеть стариков так же естественно, как  любить  детей,  как  жалеть котёнка или пса. Старость так же беззащитна и бесхитростна, как и детство. Так же уязвима, как и животные. Все ли мы помним об этом?
 Я люблю стариков и много пишу о них.  Несколько коротких зарисовок о пожилых людях.

 Счастливый день

 Идёт навстречу старушка с тростью. Лет 80 ей, не меньше. Маска марлевая на одном ухе висит.
- Милая, а где тут обменник? Мне вот тысячу рублей российскую на гривны поменять надо. Глянь, она не фальшивая? А то опозорюсь ещё.
Я смеюсь.
- Вы что, в своих деньгах не уверены?
- Та... Они не мои. Мне парень чёрномазенький, как цыган, дал в супермаркете. Я там подошла к кассе с картошкой, 2 кг набрала, больше мне тяжело нести. А картошку эту пробовала уже, вкусная, понравилась. Вот, и беру понемногу каждый день. Так, подхожу, значить, к кассе, а за мной парень с полной тележкой продуктов стал и спрашивает.
- Чего,  мать, так мало купил? - Я возьми и пошути.
- Так, на больше денег нет. - Он достаёт эту тысячу и кладёт в мою сумку.
- Возьми, поменяй только на украинский деньги. - Я давай отнекиваться, говорить, что пошутила, мол, а он.
- Бери!
- Вот, иду менять. А сколько мне за них наших дадут? И так, ведь, бывает, проснулась утром и не думала, и не гадала, что встречу сегодня доброго человека. Я не голодаю, у меня всё есть. Много ли мне одной уже надо? Но так же на душе хорошо стало. Значить , не всё ещё пропало, если молодые у нас такие добрые ...
 Люди, вы не поверите, но на душе и у меня стало хорошо, при виде этой старушки с маской на одном ухе и с улыбкой на морщинистом лице!

 Флорист

 Знаете, достоинство можно, ведь, сохранить будучи старым и бедным. Можно стоять и просить милостыню, а можно стоять возле супермаркета и предлагать букетик цветов, собранный старенькими руками на своём огороде, за смешную цену. При покупке старушка суетится.
- Подожди, панчохи ( чулочки)  надену ему на стебли, чтобы водичка не капала тебе на брюки.- И надевает пакетик, на аккуратно обрезанные стебли.
- Как Вас зовут?
- Евдокия.- Улыбается.
- Спасибо, Евдокия! Здоровья Вам!
- И тебе, детка , и тебе здоровья...
Вот, так пожилой человек общается, реализует свой талант флориста и продавца! А не уныло просит милостыню, давя на жалость.
 Спустя два года, я встретила Евдокию на том же месте, она продавала букетики. Постаревшая, глаза по прежнему светятся добротой. Цветы в букетике стали менее разнообразны.
 -"Панчохи" я уже надеть не смогу,- извиняется - упала, поломала руку в двух местах, срасталось долго, возраст. Плохо рука действует...

  На фото к публикации новый  букетик Евдокии. Смотрю на него и улыбаюсь, вспоминая про «панчохи», которые надеть уже трудно, и про старушку, которой собрать букетик, принести и продать, чтобы добавить копеечки к пенсии, пообщаться с людьми, совсем не трудно. Вот, такой характер...

 Бюрократия

Конторы с их неимоверным хамским бюрократизмом превратились а камеру пыток для стариков. В очередях случаются инсульты, инфаркты и нервные срывы.
Пришла квитанция за электроэнергию, а там лишних 200 квт. приплюсовано и вместо 150 гр. старуха должна заплатить 500 гр.  Ночь не спала , переживала – как же долг образовался, если  она добросовестно по счётчику всё оплачивала? "Побежала" она утречком выяснять это недоразумение в одну из таких контор, а там очередь 128 человек. Стало бабульке плохо. После того, как скорая уехала, а бабулька, понюхав бесплатного нашатыря, получила исправленную квитанцию и  успокоенная   отправилась домой, у меня возник вопрос - на сколько дней, месяцев, лет её жизнь стала короче?  И кто несёт за это ответственность?

Система требует равновесия? Хорошо, вот, вам для равновесия
Есть примеры и другие - нас , старых, бюрократией не возьмёшь! Мы закалённые. В ту же контору, в тот же день,  вошла старушка - ухоженная, опрятно и красиво одетая, причёсанная, слегка подкрашенные губы, на руке часы, лёгкий запах парфюма. Впечатление - супер, язык не поворачивается назвать это старостью! Только, движения, слегка, скованные. Вижу, что она гораздо старше меня и пытаюсь уступить ей место на "скамейке ожидания".
- Зачем Вы меня усаживаете? Мне 88 лет, но я ещё способна и постоять!- С обидой в голосе говорит она.- В Японии в общественном транспорте минимум мест для сидения, чтобы люди больше стояли, это полезно для позвоночника. Я придерживаюсь правил жизни японцев, они , ведь, живут дольше нас?

 Тимуровец

Иду к пешеходному переходу на оживлённом , сложном перекрёстке. У края тротуара стоит пожилая женщина,  смотрит на светофор. Свет на нём сменился уже несколько раз, а она не решается ступить на дорогу. Подхожу ближе, беру за локоть.
- Пойдёмте, не бойтесь. Нам зелёный свет.
Женщина кивнула и медленно пошла рядом со мной. Очевидно, быстрее идти она не могла из-за возраста. Когда мы  благополучно пересекли проезжую часть, она подняла на меня глаза, улыбнулась и сказала.
- Спасибо вам большое. Я думала, что тимуровцы, которые переводят старушек через дорогу, остались в прошлом.  Понимаете, я хожу медленно. На светофорах установили таймеры, выставили 30 секунд, а я никак не могу вложиться в это время. Когда-то собьёт меня машина, точно.
- Не собьёт, если будете идти не одна.  Старайтесь примкнуть к кому-то, переходя дорогу. Всего доброго!
 И я быстро пошла в нужном мне направлении, размышляя о старости, конторах, светофорах, цветах и доброте.