Позор американского спецназа

Смотритель Дебаркадера
Эта занятная история случилась в 1980 году, 25 апреля.
Напомню читателю ситуацию вкратце.

Иранскими студентами в здании американского посольства в Тегеране были захвачены заложники – всего 53 человека. В их числе: временный поверенный в делах США в Иране, глава местной резидентуры ЦРУ (!), несколько американских разведчиков (!).

Что требовали бедные студенты? Да немного. Они требовали извинений от США за причинённые их стране и народу страдания. Ну извинился бы Картер, и не было бы такой смешной ситуации, прогремевшей на весь мир. Избежал бы позора.

Но надвигались выборы, и дело требовало решения. Картер пустил в ход дипломатию, желая надавить на аятоллу Хомейни. Но аятолла послал президента США по американской матушке, да и по иранской тоже.
Общественность давила, и уже нужно было что-то делать. Картер принимает решение – осуществить секретную спец операцию по освобождению американских граждан. Разработка плана была поручена антитеррористическому подразделению Пентагона «Голубой Огонь». Одно название уже сулило успех – а как же. Помпезность и апломб – главное у американцев. Соответственно, сама операция получила название тоже подходящее – «Коготь Орла». Орёл, надо понимать, это как бы сам Картер.

«Мы свернём им шеи», как говаривал Штирлиц.

24 апреля с базы Масира взлетели шесть «Геркулесов» ВВС США и взяли курс на пустыню Язд Табас, в 80 километрах от Тегерана. На борту находились рейнджеры подразделения «Дельта» и американский спецназ, 30 добровольцев – «лучшие из лучших, сэээр!» Сущие дьяволы в беретах.
В то же время с авианосца «Нимиц» стартовали восемь тяжёлых вертолётов, на которых тоже летел спецназ.

Но вмешались форсмажорные обстоятельства.
Первый вертолёт сломался сразу, ибо американская военная техника крайне несовершенна и ненадёжна. Остальные попали в песчаную бурю Хабуб. Песок с водой попал в двигатели, и ещё два вертолёта сломались.
Восемь негритят пошли купаться в море…
Оставшиеся пять таки достигли заданной точки.

Но выбранное место оказалось не столь безлюдным, как о том сообщила разведка накануне. Рядом проходила оживлённая автотрасса.
На ней показался иранский бензовоз.
Дабы соблюсти секретность операции, «специалисты» по спец-делам начали шманять по нему из гранатомёта. Бензовоз ярко вспыхнул, а водитель пустился наутёк. Рейнджеры, беспорядочно стреляя, начали его догонять.
Но не тут-то было. Иранец явно превосходил по бегу на длинные дистанции лучшие спец-силы Америки.
Плюнув на это дело, Рэмбы вернулись к самолётам.
Через пять минут на трассе появился автобус, в котором находились примерно 40 пассажиров. Автобус остановился, сидящие в нём иранцы с интересом наблюдали за погрузкой и выгрузкой оружия из самолётов. Бэквиз, командир соединения, приказывает захватить всех в плен, «чтобы не разболтали».

«Неожиданно» выясняется, что горючего на полёт в Тегеран не хватает. Решили залить тысячу галлонов в один из «Геркулесов» из вертолёта.
Так и сделали.
Вертолёт завис над транспортником, но его качнуло, и он пропорол винтом фюзеляж «Геркулеса».
Тот мгновенно вспыхнул.

…Погиб весь экипаж вертолёта, несколько спецназовцев получили «боевые» ранения. Оставшиеся герои погрузились в самолёты и отбыли на базу, в сень кондиционеров, к своим стаканам с коктейлями… Вертолёты пришлось бросить в пустыне.

Прибывшие на место иранские войска захватили технику, напичканную секретнейшим вооружением и оборудованием, и воздали молитву Аллаху.

Заложников иранские студенты освободили в день инаугурации Рейгана. Но после того, как Америка заплатила Ирану 8 млрд. долларов.