Бакарина vs Я стала злодейкой. Какое аниме лучше?

Анатолий Зоренко
Моя очередная рецензия на аниме; осторожно, возможны спойлеры.

Сегодня на рассмотрении 2 похожих аниме-сериала, оба в жанре "исекай" (попаданцы), и оба имеют схожую завязку: главная героиня умирает в нашем мире и перерождается в мире альтернативном, где выясняется, что новый мир является улучшенным и совершенным воплощением её любимой видеоигры - со всеми игровыми атрибутами, вроде локаций, ставших полноценной частью реального мира, и персонажей, ставших вполне реальными людьми. Кроме того оказывается, что наша героиня и не героиня как бы, а... антагонистка, ибо переродилась в теле персонажа-злодейки. Речь идёт об аниме-сериалах "Моя реинкарнация в отоме-игре в качестве главной злодейки" и "Я стала злодейкой, поэтому мне нужно заарканить последнего босса"; да, у этих японцев в последнее время появилась какая-то ненормальная тяга к длинным названиям.

К слову о длинных названиях: первое из двух сегодняшних аниме, т. е. "Моя реинкарнация в отоме-игре", обзавелось неофициальным сокращением от зрителей - "Бакарина"; сокращение образовалось от имени главгероини "Катарина" и японского слова "бака", что значит - дура / дурак. Да, тамошняя ГГ не блещет умом, что-то воспринимает слишком буквально и не понимает намёков. Сразу же возникает вопрос, как Катарина с такими-то мозгами ухитрялась в прошлой жизни проходить отоме-игры (визуальные романы), где необходимо угадывать настроения персонажей и улавливать намёки ради правильного выбора реплик и действий... Ну да ладно, можно предположить, что ГГ в прошлой жизни была какой-нибудь Есенкой, а реинкарнировала в Габенку (оффтоп момент в виде соционического объяснения; извините, не удержался). Далее - сюжет. Он более-менее предсказуем, что не так уж плохо, учитывая "лайтовую" атмосферу всего аниме; проблемы начинаются, когда сюжет пытается стать НЕ предсказуемым, ибо тут всё превращается в какую-то несуразицу. Например, внезапно возникший основной злодей первого сезона возникает настолько внезапно, что... не успевает даже обзавестись логичной мотивацией к злодействам. Серьёзно - что такого ему сделала главгероиня, что он решил испоганить ей жизнь?.. Да ничего! Они знали друг друга весьма недолгое время, при этом их отношения складывались тёплыми и дружескими, а их семьи даже не враждовали м/у собой! Ещё и одна из подружек главной героини удивила (в плохом смысле), когда по воле сценария внезапно увидела ауру тьмы, исходящую от тайного антагониста, чего раньше не демонстрировала, хотя своей магией владеет с рождения (так и хочется крикнуть: "ты же виделась с ним каждый день, а зловещую ауру рассмотрела, только когда это стало нужно для сюжета?!"). Ну, и сводный братец главгероини во втором сезоне тоже сумел "удивить" - при мастерском владении магией земли не смог самостоятельно сбежать из... подземной темницы (ещё один фейспалм). Конечно, все эти ситуации МОЖНО было как-то объяснить сценарно, но... объяснений не завезли - настолько "продуманный" сценарий! Да и сюжетной интригой "Бакарина" не удивила - самые важные сюжетные конфликты строятся по следующему принципу:

"Вот вы думали, что это главный злодей? Нет! Это не главный злодей, ведь за ним стоит ЕЩЁ кто-то, а именно - эпизодический персонаж без предыстории и чёткой мотивации, и он злой просто потому, что злой! А может - этот вроде бы положительный персонаж является ещё одним злодеем, раз уж на него указывают улики? Нет! На этот раз злодеем окажется некто, кого (без шуток!) даже не показали (и, соответственно, наказали ТОЖЕ за кадром!)".

Да, с интригами и злодеями в "Бакарине" всё ОЧЕНЬ плохо; должно быть, сложно придумать интересного злодея, когда само аниме про сплошной позитив, а все более-менее серьёзные противостояния нужны лишь для разнообразия.

Небольшое отступление. Знаете, похожая проблема присутствует в аниме "Песнь ночных сов" (правильное название - "Песнь ночи", но его изменили, дабы избежать путаницы с другим, более ранним и одноимённым аниме). Казалось бы, как "Песнь сов" связана с темой статьи? Там и жанр - не "исекай", а "вампиры", и сюжет строится вокруг главного героя, а не героини; но ситуация и проблема те же: атмосфера - сплошной позитив, и в ней не нашлось места адекватному злодею. Одной антагонисткой выступает частный детектив, а по совместительству охотница на вампиров, а другим антагонистом оказывается вампир, обезумевший от жажды крови. Пока что всё выглядит логично; однако в аниме у безумного вампира есть чёткая предыстория - обезумел он именно оттого, что НЕ ПИЛ кровь, причём осознанно, намеренно! А спрашивается - с чего бы? Ну, ХЗ. Ведь вместе с тем аниме прямо заявляет, что вампирам не нужно убивать, чтобы пить кровь, и даже более - укушенные НЕ становятся вампирами. И зачем какому-то вампиру понадобилось отказываться от крови, чтобы мучить себя и подвергать людей куда большей опасности? Ещё раз - ХЗ. Ведь это нужно было не вампиру, а сюжету, чтобы показать, что даже (ранее няшные) вампиры могут представлять опасность, и у детектива-охотницы было право сделать свои выводы (разве что сценарный ход для этого придумали крайне неудачный). Такая вот проблема "лайтовых" аниме - тамошние злодеи вполне могут оказаться полным дном.

Ладно, отступление закончилось, возвращаюсь к "Бакарине". Интриги и злодеи - самая слабая её часть. Да и остальной сюжет, если порассуждать, немногим лучше... Видимо, если кому-то уготовано быть злодейкой, отвертеться не получится. Казалось бы - ГГ делала ВСЁ, лишь бы не стать злодейкой; почему же я уверен, что ей не удалось это? Да потому, что своими действиями она, очень может быть, испоганила судьбу другим героям! Во-первых, горничная Катарины, Анна: её отец хотел выдать свою дочь за муж, что преподносилось, как не самое радостное событие (подразумевалось, что брак будет по расчёту), потому вмешалась наша Катарина и уговорила отца горничной отменить свадьбу. Не самая однозначная ситуация! Не было и намёка, что неизвестный жених окажется каким-нибудь моральным уродом или толстым, плешивым стариком, к которому даже прикасаться противно; да и, скорее всего, Анне было бы лучше стать чьей-то женой (утвердиться в жизни), а не оставаться прислугой (стагнировать). Однако данная дилемма не развивается, а превращается в догму: Катарина отменила свадьбу, а боящаяся перемен Анна оказалась рада этому, так что всё в порядке (но в порядке ли?; ведь жизнь прислуги тоже, знаете ли, не сахар...). Ещё - по ходу сюжета Катарина явно перебарщивает, стараясь оставить о себе только лучшее впечатление среди основных героев аниме, в результате - МНОГИХ влюбляет в себя. Это забавно ровно до тех пор, пока не задумаешься, что все эти мальчики и девочки (!) могли бы строить собственную судьбу, а не страдать от безответной любви и попыток отбить Катарину друг у друга. К тому же авторы, похоже, не учли, что помимо романтического интереса существует такая штука, как дружба, а потому наделять целых ТРЁХ подруг Катарины вполне конкретными наклонностями - как-то... перебор. Да, я знаю, что юмор отчасти строился именно на этом, но стоило бы и меру увидеть: когда персонажи творят глупость - это смешно, а когда сценаристы - уже не очень (этим даже комедию можно превратить в глупость). В общем, усилиями авторов Катарина собрала себе немаленький "гарем" из представителей обоих полов; а вот что она будет делать с этим, как будет выкручиваться из ситуации, - интересный вопрос (остаётся лишь надеяться, что не кончит, как Макото из "Школьных дней", - кто понял, тот понял...). Да и к метаболизму Катарины есть вопрос - КАК ей удаётся столько хомячить и не то что не полнеть, а даже не страдать от прыщей?! Можно было бы предположить, что она ведёт подвижный образ жизни, вот и сжигает калории; однако в реальной жизни хватает людей, которые и полноваты, и пашут весь день - но без диеты не похудеют. В общем, я не нахожу ничего милого или забавного, когда героиня позволяет себе думать не головой, а желудком - и это ничуть не аукается ей. Ну да ладно.

Теперь о хорошем. К плюсам "Бакарины" можно отнести хорошо чувствующуюся атмосферу добра, позитива и беззаботности, а также более-менее приемлемый юмор и приятнейшую музыку; рисовка и анимация... ну, в норме. Оба сезона смотрятся крайне легко (если не включать голову!), а многим зрителям большего и не надо; к примеру, после тяжёлого дня - в самый раз!

Наконец-то настало время для другого аниме - того самого, с которым я сравниваю "Бакарину". Дамы и господа, "Я стала злодейкой"! Это аниме вышло чуть позже "Бакарины", но, по целому ряду причин, которые я подробно описывал в одной из предыдущих статей - "Как Бродяга Кэнсин повлиял на индустрию аниме", его нельзя назвать плагиатом. На этот раз главная героиня не такая глупая, "гарем" не собирает и, можно сказать, с чистой совестью добивается поставленной цели, а именно - выходит замуж в конце аниме, как и планировала в его начале. Да, тут она обскакала Катарину, которая вроде и помолвлена с целым принцем, но какого-то фига продолжает тянуть резину - даже на работу устроилась, а до свадьбы или хотя бы интимных отношений дело никак не дойдёт; а ведь уже второй сезон закончился! Второй! Для сравнения - Айлин, т. е. главная героиня аниме "Я стала злодейкой" уже в конце первого сезона устроила личную жизнь; в общем-то, историю можно считать законченной (с таким подходом даже второй сезон необязателен; но поживём - увидим). Подробнее об этом аниме:

На этот раз мы имеем не то чтобы идеальный, но гораздо более крепкий сюжет, чем в "Бакарине" (напомню: ещё и законченный!). При этом атмосфера добра и позитива вполне на месте, как и юмор; разве что беззаботностью пришлось пожертвовать ради достойной антагонистки - но, как по мне, это лишь плюс! Однако к её подсосу (в смысле, помощнику голубых кровей) остались некоторые вопросы - возможно, авторы перегнули палку, стараясь очернить персонажа, который по сюжету аниме являлся положительным героем в игре, с коей списан тамошний альт. мир (а может, это игра была списана с альт. мира?..). Ну да ладно - свалим это на "протёкшую крышу" персонажа и на отсутствие моральной поддержки от его невесты, которая (по сюжету игры) должна была оказывать поддержку после кое-какого трудного решения, но не сделала того в реальности альт. мира (ибо сюжет закрутился в другом направлении, и вместо любящей невесты рядом с героем оказалась холодная, хитроумная и расчётливая... особа). Да и сама тамошняя протагонистка - не сказать, что убедительно играла роль злодейки из отоме-игры до того, как к ней вернулась память о прошлой жизни (да, характер резковат, но для главной злодейки отоме-игры, явно, не годился); хотя и это можно простить - списать на разницу характеров видеоигрового персонажа и реального человека, т. е. девушки, которая по самой своей природе не могла быть жестокой. Теперь немного о сюжете - он не лишён банальностей, допущений и глупостей, но для комедийного и позитивного фэнтези-исекая очень даже хорош. Остаются вопросы, вроде "где героиня прятала свои пышные волосы, когда притворялась парнем?" (магия помогала?..) и прочее по мелочи; хотелось бы побольше конкретики, но имеем, что имеем - просто неплохой исекай, а в своем роде так и вовсе хороший! Рисовка, анимация и музыка вполне средненькие; но это тоже можно простить.

Подытожу. Аниме "Я стала злодейкой" выигрывает за счёт сюжета и персонажей, а "Моя реинкарнация в отоме-игре" - за счёт приятной атмосферы беззаботности и запоминающейся музыки. Рисовка и анимация - там и там неплохие; комедийные элементы - тоже. Оба аниме-сериала смотрятся на одном дыхании; так что, если кто ещё не видел, их вполне можно посмотреть поочерёдно; а с какого начинать - решайте сами. Напоследок хочется привести цитату: "Умные мысли приходят к нам из космоса, зато производство глупостей мы наладили сами". По-моему, эта фраза неплохо объясняет, почему некоторые видеоигры оказываются так похожи на реальные альтернативные миры - пусть всего лишь в аниме...