Очередь за картошкой

Алиса Евселевская
 День Победы. Когда-то это был большой праздник. У нас дома всегда собирались после парада участники Кременчугского подполья. Сейчас совсем другое настроение. Вспомнила я один из Дней Победы в 90-х годах. Дома было совсем не праздничное настроение. Мы с сестрой «сидели на чемоданах», мама разрывалась между желанием тоже уехать с нами и папиным полным несогласием с нами. Утром позвонил Александр Андреевич Кривицкий, я его всегда называла дядей Сашей, и сказал, что он приехал всего на один день и ему очень нужно поговорить с папой. Дядя Саша с папой дружили. Они доверяли друг другу и могли говорить на такие темы, о которых с другими не заговорили бы никогда. Уходя на парад, папа сказал мне, чтоб я приготовила немного больше еды, чем обычно, что дядя Саша останется с папой поговорить, когда все уйдут. Мы с мамой вопросительно посмотрели на папу. Он пожал плечами и сказал, что не знает о чем Саша хочет с ним говорить.
После парада, у нас было много гостей. Они пили за победу, закусывали. Обычно папа что-то рассказывал, расспрашивал, но в тот раз папа больше молчал. Гости не стали задерживаться. Остался только дядя Саша. Я стала убирать со стола посуду. Разговор был такой, что я им не мешала. Точнее, это был рассказ дяди. Папа только вздыхал и иногда кивал головой.
Рассказ Александра Андреевича Кривицкого я приведу здесь сжато от первого лица.

Лева, меня пригласили на международную конференцию в Германию. Со многими профессорами я переписывался, читал их работы в научных журналах, они знали мои открытия и достижения. (А. А. Кривицкий в совершенстве владел немецким языком) Меня выпустили на конференцию. Не те уже времена, чтобы не пускать за рубеж. О конференции рассказывать не буду. Один из профессоров пригласил меня на ужин к себе домой. Большой трехэтажный дом с садом. Жена не работает, дома с детьми. Дети учатся в школе. Прислуга накрывала на стол. Когда я похвалил жену профессора за вкусную еду, она сказала, что готовит у них приходящий повар. После конференции, я прилетел к себе домой в Днепропетровск. В холодильнике пусто. Базар уже закрыт. Пошел в магазин за продуктами. Пусто. Молоко и хлеб разобрали еще утром. Взял какие-то рыбные консервы. Решил купить картошку в овощном магазине. Смотрю, огромная очередь. Привезли картошку. Только один пакет картошки в руки. Картошка вся полу гнилая. Весна. Старая уже почти вся закончилась, а сезон молодой еще не начался. Стою я, профессор, в очереди за гнилой картошкой и думаю достанется мне картошка, или ее разберут те, что стоят впереди меня. Лучше бы я на конференцию не ездил. Стоял бы себе в очередях, радовался бы своей квартире и думал, что так и надо жить.



Я тихонечко ушла на кухню. О чем они говорили дальше, я не знаю. Только через неделю, после этого разговора, папа сказал мне, чтобы я заполняла анкеты на всю семью. Они с мамой тоже поедут.
90-е. Мыло и водка по карточкам. Огромные очереди за молоком и хлебом. День Победы и профессор, воин-освободитель в очереди за гнилой картошкой.