Геройский тральщик

Вячеслав Прытков
                ГЕРОЙСКИЙ   ТРАЛЬЩИК

В  августе  1941  года  тральщики  Т – 209  и  Т – 214, доставлявшие  авиабомбы  на  остров  Эзель  погибли, подорвавшись  на  минах. На  острове  находился  аэродром, с  которого  взлетали  балтийские  лётчики  полковника  Е. Преображенского  на  бомбёжку  Берлина. Эзель  (Саарема)  являлся  ближайшим  местом, откуда  до  столицы  фашистского  рейха  было  ближе  всего, к  тому  же  в  то  время  не  имелось  других  аэродромов, дававших  возможность  не  только  долететь  до  Берлина, но  и  вернуться  обратно.
Бомбы  для  авиации  доставляли  корабли  Балтийского  флота – базовые  тральщики, охраняемые  сторожевиками  и  морскими  охотниками. Путь  из  Кронштадта  до  Эзеля  осложнялся  проходом  через  минные  поля, на  корабли  велись  непрерывные  воздушные  атаки.

Командир  БТЩ  Т – 203  Михаил  Павлович  Ефимов  был  срочно  вызван  в  штаб  Кронштадтской  военно – морской  базы  к  оперативному  дежурному. Конечно, он  знал  о  гибели  своих  товарищей  и  догадывался  о  задаче, которую  ему  предстоит  выполнить. За  столом  оперативного  дежурного  висела  большая  карта, задёрнутая  занавеской. Ещё  вчера, подумал  Михаил, здесь  изучали  эту  карту  командиры  погибших  тральщиков – старшие  лейтенанты  Б. Фролов  и  К. Тимофеев. К  сожалению, их  уже  нет. От  грустных  размышлений  его  вернул  к  действительности  голос  оперативного  дежурного:

«В  Ораниенбауме  примете  на  палубу  30  авиабомб  и  взрыватели  к  ним. Только  взрыватели  храните  в  своей  каюте  в  личном  сейфе. Вы  назначаетесь  командиром  конвоя, в  котором  с  Вами  пойдёт  скр  «Коралл», тральщик  «Вистурис»  и  охранение – морской  охотник  МО – 208. Ваша  задаче – доставка  на  остров  Эзель, как  можно  большего  количества  авиабомб. Это  приказ.»

«Есть», - ответил  Михаил.

«Теперь  взгляните  на  карту  минной  обстановки, - дежурный  отдёрнул  занавеску, и  перед  старшим  лейтенантом  открылся  маршрут  следования  конвоя, - наши  минные  поля, заграждения, банки – всё  это  чётко  обозначено  и  известно, а  вражеские – обозначены  условно  только  границами  опасных  районов, сколько  их, неизвестно, немцы  за  прошедшее время  могли  поставить  мины  где  угодно, поди  узнай…»

Но  приказ  есть  приказ, и  его  надо  выполнять.


Нештатный  груз  получали  в  Ораниенбауме. Вместе  с  помощником  лейтенантом  Спорышевым  и  боцманом  Шевченко  решили  крепить  бомбы, находившиеся  в  контейнерах, цепями  минных  креплений, плотно  прижимая  их  к  палубе. Собрав  экипаж  на  баке, командир  объяснил  морякам:

« Пойдём  на  Эзель, у  нас  бомбы  для  бомбёжки  Берлина, путь  нелёгкий, но  надо  дойти. Лётчики  ждут, у  них  своя  задача, бомбить  столицу  рейха.»

В  кильватерном  строю  дошли  до  Лавенсари, используя  темноту  августовской  ночи. С  рассветом  всё  и  началось. В  небе  один  за  другим  появились  «юнкерсы». На  кораблях  конвоя  заработали  зенитные  орудия  и  пулемёты. Маневрируя, давая  то  «полный  вперёд», то  «полный  назад», уходили  от  сброшенных  бомб. Короткая  передышка, и  снова  налёт.
Разрывы  от  бомб  всё  ближе  и  ближе  к  бортам  тральщика. Попадание, и - пробоина  в  районе  левого  борта  под  ходовым  мостиком. Аварийная  партия  устраняет  повреждение. Расчёт  комендоров  сбивает  один  из  самолётов  противника. Появляются  первые  раненые  и  убитые, но стрельба  не  прекращается, не  умолкают  разрывы. Бой  продолжается. Конвой  яростно  отбивается  от  атак  фашистских  самолётов  и  упорно  идёт  вперёд. 17  раз  «юнкерсы»  атаковали  корабли, но  моряки  не  дрогнули, дошли. Бомбы  и  детонаторы  к  ним  лётчикам  доставили. Было  это  25  августа  1941  года, а  уже  через  сутки  наши  самолёты  снова  бомбили  Берлин.

8  мая  2023  года                Вячеслав  Прытков