Символ жизни, дающий здоровье (исцеление).
Кровь исцеляет, дает жизнь тем, кто ее теряет, поддавшись
хвори, или же обеспечивает здоровье тем, что отпугивает
болезнетворных духов.
«Палку, смоченную кровью рождественской свиньи, бросали в
очаг; этой кровью обмазывали тушу свиньи на рожне, чтобы
домочадцы были такими же «полнокровными» (Косово). 20.I. в
Петловден (болг.), Петљовден (серб.) режут петуха, кровью
которого обмазывают постройки и лица детей ради их здоровья.
Кровь ягненка, зарезанного в день св. Георгия (23.IV.), /…/ ею
мазали лица членов семьи, чтобы они были здоровы (болг., серб.,
макед.)», «В южной Сербии /…/ от дня св. Георгия до Вознесения к
большому камню приходили /…/ больные /…/ и резали принесенных
с собой ягнят, баранов, петухов или индюков, чтобы пролившаяся
кровь обагрила южную сторону камня»118, «В Болгарии /…/ ради
выздоровления заболевшего члена семьи на заговенье
рождественского поста совершался обряд «наместник» — на
гумне резали барана, петуха или курицу, кровь собирали в ямку и
обрызгивали ею стены дома» (СД 2, С. 678, 679); от болезни
«бешихи» на Украине лечили так: «Когда перед пасхою режут
поросенка, то в его крови мочат полотенце, которым и
подкуривают больного» (Чубинский 1, С. 117); «у южных славян
(хорватов, болгар, македонцев) на Мясное заговенье и в последний
118 В определенном смысле, можно считать хворыми и других людей,
упоминаемых в данной цитате: «В южной Сербии /…/ от дня св. Георгия
до Вознесения к большому камню приходили бездетные супруги,
женщины, рождающие только девочек, /…/ несчастные в любви, /…/ и
резали принесенных с собой ягнят, баранов, петухов или индюков, чтобы
пролившаяся кровь обагрила южную сторону камня» (СД 2, С. 679).
165
день масленицы обязательно кололи и ели курицу… а кровью от нерисовали детям на лбу крестики» (Агапкина, С. 147). В Белоруссии
лечение душевной хвори проводилось следующим образом.
Отсекают голову петуху и подсовывают миску, чтобы кровь
стекала в нее, при этом говорят: «Як певень адкрычаўся, так i раб
(iмя) не будзе крычаць i кiдацца»; затем этой кровью мажут лоб
больного и тут же стирают ее (Замовы, № 2224). В данном случае к
магии крови приплетается также закон подобия.
Можно предполагать, что в приведенной группе магических
обычаев большое значение имеет цвет используемой субстанции,
что непременно учитывается традиционной магией. Так, в качестве
оберега от желтухи используют золото или любой металл желтого
цвета. Здесь связь столь же прямая, учитывая семантическую
нагрузку красного цвета крови — красивый, жизненный, полный
сил, здоровый.
Влх. Богумил