Символ жизни, дающий здоровье исцеление. Влх. Богу

Нина Ленчик
Символ жизни, дающий здоровье (исцеление).
Кровь исцеляет, дает жизнь тем, кто ее теряет, поддавшись
хвори, или же обеспечивает здоровье тем, что отпугивает
болезнетворных духов.
«Палку, смоченную кровью рождественской свиньи, бросали в
очаг; этой кровью обмазывали тушу свиньи на рожне, чтобы
домочадцы были такими же «полнокровными» (Косово). 20.I. в
Петловден (болг.), Петљовден (серб.) режут петуха, кровью
которого обмазывают постройки и лица детей ради их здоровья.
Кровь ягненка, зарезанного в день св. Георгия (23.IV.), /…/ ею
мазали лица членов семьи, чтобы они были здоровы (болг., серб.,
макед.)», «В южной Сербии /…/ от дня св. Георгия до Вознесения к
большому камню приходили /…/ больные /…/ и резали принесенных
с собой ягнят, баранов, петухов или индюков, чтобы пролившаяся
кровь обагрила южную сторону камня»118, «В Болгарии /…/ ради
выздоровления заболевшего члена семьи на заговенье
рождественского поста совершался обряд «наместник» — на
гумне резали барана, петуха или курицу, кровь собирали в ямку и
обрызгивали ею стены дома» (СД 2, С. 678, 679); от болезни
«бешихи» на Украине лечили так: «Когда перед пасхою режут
поросенка, то в его крови мочат полотенце, которым и
подкуривают больного» (Чубинский 1, С. 117); «у южных славян
(хорватов, болгар, македонцев) на Мясное заговенье и в последний

118 В определенном смысле, можно считать хворыми и других людей,
упоминаемых в данной цитате: «В южной Сербии /…/ от дня св. Георгия
до Вознесения к большому камню приходили бездетные супруги,
женщины, рождающие только девочек, /…/ несчастные в любви, /…/ и
резали принесенных с собой ягнят, баранов, петухов или индюков, чтобы
пролившаяся кровь обагрила южную сторону камня» (СД 2, С. 679).
165
день масленицы обязательно кололи и ели курицу… а кровью от нерисовали детям на лбу крестики» (Агапкина, С. 147). В Белоруссии
лечение душевной хвори проводилось следующим образом.
Отсекают голову петуху и подсовывают миску, чтобы кровь
стекала в нее, при этом говорят: «Як певень адкрычаўся, так i раб
(iмя) не будзе крычаць i кiдацца»; затем этой кровью мажут лоб
больного и тут же стирают ее (Замовы, № 2224). В данном случае к
магии крови приплетается также закон подобия.
Можно предполагать, что в приведенной группе магических
обычаев большое значение имеет цвет используемой субстанции,
что непременно учитывается традиционной магией. Так, в качестве
оберега от желтухи используют золото или любой металл желтого
цвета. Здесь связь столь же прямая, учитывая семантическую
нагрузку красного цвета крови — красивый, жизненный, полный
сил, здоровый.
Влх. Богумил