12. 3 Вишну один, а имён у него много

Лариса Болотова
«Вишну один, а имён у него 1.008. Каждое из этих имён есть название одного из качеств Единого. А личные качества Вишну воплощаются, в свою очередь, в других второстепенных богов индийского пантеона. Превратившись таким образом в отдельную от Вишну личность (между тем как сам Вишну есть лишь олицетворение одного из семи главных качеств или атрибутов Свайамбувы), каждое олицетворение называется одним из аспектов или «видов» Вишну, Брамы или Шивы, словом, того или другого из главных богов или богинь. У всех поскольку же имен, которые священнодействующий брамин той или другой секты повторяет в наше время как попугай, но из коих каждое имело в дни древности глубокое значение. Свайамбува первая эманация  или луч Парабрама, безкачественного божества, первое веяние духа его; он и есть тримурти, синтезис трёх духовных сил в соединении с тремя силами материальными.   А из качеств этих трёх пар родятся меньшие боги,  dii minors, представляющие в свою очередь качества наибольших богов.

Так семь первобытных цветов призмы, на которые  разлагается безцветный луч, в дальнейших сочетаниях образуют вторичные сложные цвета и разнообразятся ad infinitum. У бога Сурьи (солнца), говорят брамины, семь сыновей, потомство которых составляет добрую треть пантеона дев. А бог воздуха, Вайю, родитель семи первородных слогов и семи музыкальных тонов, в которых зарождаются и из коих исходят все возможные комбинации звуков в гармонии природы".

             Если окружающий нас мир создан, то и любые звуки в нём должны быть тоже созданы. Так у кошки свой звук, у собаки свой, но другой звук и так далее. У воды , у ветра и у других стихий много звуков, но человек пока не способен их различать и понимать, а особенно общаться с ними.

"В древней Индии религия была тесно связана с созерцанием природы. В Божестве олицетворялись всемирные истины и самая суть Истины. Всякая открытая истина, в чём бы она ни заключалась, имеет прямое отношение к божеству или самобытной истине. В пантеизме, индуской религии, груб, собственно только внешний метод выражений, обыкновенно имеющий отталкивающую и карикатурную форму.

Естественный вывод из всего этого тот, что пантеизм Индии, видимо обоготворивший все грубые силы природы и как бы олицетворяющий одни внешние образы, связан с областью физического ведения, химии, особенно астрономии, и представляет собою как бы опоэтизированный материализм, продолжение халдейского сабетзма. Но если отбросить его внешнюю форму, доведшую тёмные массы до самого отвратительного поклонения кумирам, мы проникнем до первоначального происхождения мифов пантеизма, то не найдём в них ни богов, ни даже внешнего поклонения разным предметам из царств природы в их обыкновенном образе, а поклонение духу вездесущему, поэтому столь же присущему малейшей травки, как и силе, зародившей и вырастившей её.

Таким является простое и естественное объяснение 33 крорам (330 миллионов) богов Индии. Эти боги зародились и получили бытие вследствие тёмного стремления олицетворить неолицетворяемое, сотворяя себе тем самым «кумира». Краеугольный камень философского и религиозного мировоззрения их мудрецов очутился с течением времени в руках властолбивых, холодно расчётливых браминов, и этот камень был разбит ими на осколки, истолчён в мелкий порошок для удобнейшего усвоения массами. Но для мыслителя, как и для всякого непредубеждённого ориенталиста, эти исковерканные осколки, как и мельчайший щебень от них, всё-таки от того же камня, - атрибуты проявленной энергии Парабрамы, единого, безначального и безконечного сущего».

               Источник информации книга Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» (стр.365).