«183. Так как на небесах есть общества и ангелы живут там, как люди, то у них есть и жилища, которые также различны по состоянию жизни каждого: великолепные у тех, которые в высшем состоянии, и менее великолепны у тех, которые в низшем».
Жить, как люди они уж точно не могут, у них нет физического тела, которое даётся помимо тела эфирного. А у физического тела свои запросы. У них тоже нет равенства, у всех разные жилища и разная одежда? Кто даёт им эти жилища? А нужны ли им жилища?
«Я (Свёденборг) иногда говорил с ангелами о жилищах небесных и при этом высказывал им, что ныне едва ли кто поверит, что у них жилища и обители: иные, потому что не видят их; другие, потому что не знают, что ангелы люди; а некоторые, потому что принимают ангельские небеса за то самое небо, которое мы здесь видим своими глазами; а так как оно кажется пустым, и они воображают, что ангелы эфирные образы, то и заключают про них, что они живут в эфире…»
Небеса следует искать не на небе, а внутри себя. Ангелы имеют эфирные образы, а живут они в астральном мире. Права ли я? Так люди имеют физические (плотные) тела, а живут в воздушном пространстве.
«… к тому же люди эти не понимают, чтоб в духовном мире могло быть то же самое, что в природном, потому что они вовсе не знают, что такое вещь духовная».
Имеют ли жилища ангелов физическое проявление в природном мире или они существуют только в духовном мире. Если они существуют только в духовном мире, то как же наука соответствий: то что есть в природном мире, есть и в духовном?
«Люди, продолжали ангелы, могли бы это понять, если б они думали, отрешаясь от тех понятий, которые себе составили об ангелах и духах, и если б тотчас не спрашивали, и не думали наперёд всего: «Так ли это?» Каждому человеку свойственно то понятие, что ангелы в таком же образе, как и человек, и что у них есть жилища, называемые небесными обителями (райскими кущами), которые великолепны в сравнениях с земными; но это общее понятие, образовавшееся по наитию свыше, тотчас пропадает в человеке, когда он внутреннему воззрению и мысли предпосылает вопрос; «Так ли это?»…
Такой же участи подвергнулось и верование в посмертную жизнь человека: кто говорит об этом и в то же время думает о душе, не мудрствуя, и не на основании учения о восстании мёртвых и соединении тогда тела с душой, тот верит, что после смерти он будет жить человеком и вместе с ангелами, если жил здесь хорошо; что тогда он увидит чудные вещи и насладится несказанным блаженством, но как только он обращается к учению о воссоединении тела (физического!) с душой или к обыкновенным предположениям о душе и он задаёт себе вопрос: «Такова ли душа и так ли это?» - его первоначальное понятие о ней исчезает».
По вере вашей и будет. Чтобы достигнуть ангельские небеса необходимо к ним подняться, преодолев определённые трудности. Вокруг Земли в астрале образовался определённый слой, который необходимо пройти, чтобы попасть на небеса.
Что представляют обители ангельские?
«184. … Это совершенно такие же дома, как и у нас на земле, но гораздо красивее; в них много различных комнат, отдельных покоев и почивален, а вокруг – дворцы с цветниками, садами и полями. Там, где ангелы живут вместе, целым обществом, жилища их смежны, одно возле другого и расположены в виде города, с площадями, улицами и рынками, совершенно так, как и в наших городах.
185. … можно сказать, что там видишь искусство в первообразе своём, и неудивительно, потому что оно снизошло к людям с небес. Ангелы говорили, что хотя все эти предметы и безчисленное множество других, ещё более совершенных, являются им от Господа так, что они видят их глазами, но что они наслаждаются ими более духом, чем глазами, потому что в каждом из этих предметов они видят соответствие и через соответствие – что-нибудь Божественное.
186. … не только дворцы и дома, но даже всё, что вообще и в частности находится внутри их и снаружи, соответствует всему внутреннему, что есть в ангелах от Господа: дом вообще соответствует их благу; то, что внутри дома, различным частностям, из которых состоит их благо; то, что вне дома, истинам, исходящим от блага, постижению и познаниям; а как дома и их принадлежности соответствуют и любви их, а следовательно, мудрости их и разумению, потому что любовь относится ко благу и к истине, а разумение – к истине, исходящей от блага. Вот что постигают ангелы, когда они смотрят на эти предметы, и отчего предметы эти более поражают и радуют дух их, чем зрение».
Получается, что и одежда, и жилище, и окружающие предметы у ангелов, зависят от их мудрости и разумения.
Интересно, как человек воспринимает окружающий мир, в большей степени через дух или зрение? Через зрение.
187. Из этого мне (Свёденборгу) стало ясно, почему Господь назвал себя храмом, бывшим в Иерусалиме (Иоан. II.19.21), и почему Новый Иерусалим был узрен из числа золота, с жемчужными вратами и с основанием из драгоценных камней: потому именно, что храм изображал Божественную человечность Господа; Новый Иерусалим – церковь, которая должна была впоследствии возникнуть; врата – истины, ведущие ко благу; а основания – истины, на которых будет основана эта церковь.
188. Ангелы, образующие небесное царство Господне, большей частью обитают в высоких местностях, которые кажутся горами; ангелы, образующие духовное царство Господне, обитают в менее высоких местностях, которые кажутся холмами; ангелы же низших небес обитают в местностях, которые кажутся как бы каменными скалами. Всё это основано также на соответствии; ибо всё внутреннее соответствует высокому, а всё внешнее низкому. Вот почему горы в Слове Божьем означают небесную любовь, холмы – духовную любовь, а камни – веру.
189. Есть также ангелы, которые не живут в обществе, а отдельно, по домам; они обитают в самой середине небес, как лучшие из ангелов.
190. Дома, в которых живут ангелы, не строятся, как дома на земле, но даются им в дар от Господа по мере принятия ими блага и истины; в домах этих также бывают небольшие перемены, смотря по изменениям внутреннего состояния ангелов… Всё, что есть у ангелов, считается ими за дар Господень, и всё, в чём они нуждаются, даруется им».
Если считать, что природа создана Господом, то и человечество для своего существования получает всё как дар от Господа.
Могло ли человечество существовать без техногенной цивилизации? В принципе да, если бы земные условия благоприятствовали этому, а человечество бережно относилось к окружающей природе, принимая от неё всё необходимое для жизни. Каким бы был тогда человек? Развивался ли он духовно?
И всё-таки, зачем ангелам жилища? А человеку? Человеку для физического тела.
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 88).