Моя Шкала Бофорта состояния моря

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов.

Моя «Шкала Бофорта» состояния моря и видимости на море. 08.05.2023.

«Шкала Бофорта» - это 12-ти балльная (в США, Китае и на Тайване 17-ти балльная) таблица с параметрами скорости ветра, высотой и размерами волн в открытом море и характерным описанием воздействия и последствий воздействия ветра и волн на суда и корабли, на их рангоут, такелаж, надстройки, корабельное оборудование и вооружение, на моряков. 12-ти балльная «шкала Бофорта» принята Всемирной метеорологической организацией (ВМО) «для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море» (Источник данных: Википедия и иные открытые источники). При этом в стандартной «шкале Бофорта» средняя скорость ветра указывается «на стандартной высоте 10 метров над открытой ровной поверхностью моря или суши».

Данная 12-балльная шкала-таблица разработана ирландским гидрографом Фрэнсисом Бофортом в 1805 году. Сэр Фрэнсис Бофорт (англ. Sir Francis Beaufort, родился 7 мая 1774, Ан-Уавь — умер 17 декабря 1857, Хов) — британский адмирал, военный гидрограф и картограф. В 1838 году 12-балльная «шкала Бофорта» была принята на английском флоте, а потом — во всём мире. С 1829 по 1855 годы сэр Фрэнсис Бофорт руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 году стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований. Был избран членом Ирландской королевской академии.
Впервые была «шкала Бофорта» была применена в экспедиции корабля HMS «Beagle» («Бигль») под командованием капитана Роберта Фицроя, затем ставшего основоположником Метеорологического департамента.

HMS «Beagle» (Корабль Его Величества «Бигль») — десятипушечный бриг-шлюп типа «Чероки», второй корабль Королевского флота Великобритании, носивший это имя. «Бигль» (второй) назван в честь породы собак бигль (англ. beagle). Во время празднования коронации Георга IV «Бигль» первым прошёл под новым Лондонским мостом. С 27 декабря 1831 по 2 октября 1836 года «Бигль» участвовал в исследовательской экспедиции, в которой принял участие великий учёный Чарлз Дарвин. Кстати, в Королевском флоте Великобритании было 8 кораблей с именем «Бигль»…
Капитан Роберт Фицрой (Фиц-Рой, Фитц-Рой; англ. Robert FitzRoy; родился 5 июля 1805 — умер 30 апреля 1865) — офицер военно-морского флота Великобритании, метеоролог, командир экспедиции корабля «Бигль», генерал-губернатор Новой Зеландии, основатель и руководитель Метеорологического департамента, член Лондонского королевского общества (1851), член-корреспондент Парижской академии наук (1863).

В начале XIX века наблюдения за ветром, волнением и погодой в море велись активно, с записями в вахтенных журналах, но единой шкалы классификации скорости ветра и волнения на море принято не было. Поэтому появление «шкалы Бофорта» одномоментно поставило всё на свои места; с 1874 года «шкала Бофорта» повсеместно используется в международной синоптической практике.
Первоначально в «шкале Бофорта» Фрэнсиса Бофорта образца 1805 года не указывалась скорость ветра (добавлена в 1926 году). При этом в шкале были даны эмпирические меры и описания скорости ветра и морского волнения, основанные на опыте, на непосредственных наблюдаемых условиях окружающей обстановки, на сравнениях опытных данных, на материале наблюдений за морем и погодой.

При этом, как известно, эмпирические знания являются фактически ведическими знаниями, потому что эти знания возникают на основе совокупности данных, получаемых и накапливающихся путём наблюдений естественных проявлений окружающей среды и мира, путём обретения экспериментального и практического опыта, но не как следствие какого-либо теоретического учения, исследования, прогнозирования или предположения (гипотезы). Фрэнсис Бофорт систематизировал и составил свою шкалу ветров и волнения из своего ведического восприятия окружающей морской действительности на основе наблюдений за силой ветра, воздействующего на паруса, рангоут, такелаж корабля и поверхность моря.

Первоначальная шкала Бофорта состояла из 13-ти классов (от 0 до 12) и описывала качественные ветровые условия с воздействием на паруса военного корабля (фрегата), затем на главный корабль Королевского флота и этого было достаточно, чтобы дать штурману оценочные критерии ветрового воздействия на паруса до того, что «не выдерживают никакие парусиновые паруса».
Эта словесная описательная «шкала Бофорта» была удобна для образного восприятия и запоминания, в конце 1830-х годов была «сделана эталоном для кораблей и для производства эталонных записей в журнале кораблей Королевского военно-морского флота». С 1850-х годов «шкала Бофорта» была «адаптирована для использования вне флота с номерами шкалы, соответствующими вращению чашки анемометра» (прибора для измерения скорости движения воздуха в атмосфере). В 1853 году «шкала Бофорта» была принята как «общеприменимая» на Первой международной метеорологической конференции в Брюсселе.

В 1916 году были учтены изменения в конструкции судов и кораблей, в частности, появление мощных паровых машин и увеличения скорости движения судов. Вследствие этого описания «шкалы Бофорта» были «изменены на то, как ведёт себя море, а не паруса, и распространены на наземные наблюдения». В 1923 году сэр Джордж Симпсон, директор UK метеорологического управления для добавления наземных дескрипторов стандартизировал «повороты на шкале Бофорта». Через несколько десятилетий «эти показатели Джорджа Симпсона были немного изменены, чтобы повысить их полезность для метеорологов».

В настоящее время все метеорологи измеряют скорость ветра в километрах в час (км/ч), или в милях в час (мили/ч), или в метрах в секунду (м/с), но традиционно терминология «шкалы Бофорта» используется для прогнозов погоды для судоходства и описания ураганов и тайфунов. В 1946 году «шкала Бофорта» была расширена и в неё были добавлены силы ветра с 13 до 17 класса. Однако они предназначались для применения только в особых случаях, таких как уникальные ураганные тропические циклоны или разрушительные тайфуны. Наставление ВМО «по морскому метеорологическому обслуживанию» (2012) определяет «шкалу Бофорта» только до 12 баллов, и не было рекомендаций по всеобщему использованию расширенной шкалы.

Собирая материал и работая над книгой воспоминаний «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый», основанной на моих дневниковых ежедневных записях (своеобразный личный «вахтенный журнал» трёх лет срочной военном-морской службы с ноября 1971 год по ноябрь 1974 года), моих письмах родителям, сохранённых моей мамой, а также на известных и опубликованных мемуарах и иных произведениях разных авторов, я решил восстановить изначальную образно-фактологическую описательную форму «шкалы Бофорта», чтобы не только сообщать цифровые данные, но и дать живое естественное представление феноменам, классифицированным в классической современной «шкале Бофорта». Так возникла моя «шкала Бофорта»…
Для обеспечения богатства восприятия морской тематики, морской традиции, морской романтики и морской практики, я использую как современные, так и традиционные старинные меры и термины, например, узел, миля (морская миля), фут, балл и т.д.

Узел (единица измерения) - Knot (unit), единица измерения скорости, например, движения корабля (судна) в море, воздушной скорости. Используется в системах: метеорологии, авиации, морском деле. Выражение «один узел в…» означает «… равен…». Например:

1 узел равен 1,852 км / ч (километров в час);
1 узел равен 1,15 078 миль / ч (миль в час);
1 узел равен 0,514444 м / с (метров в секунду);
1 узел равен 1,68781 фут / с (футов в секунду).

Узел – это единица измерения скорости, равная одной морской миле в час, точно 1,852 км / ч (приблизительно 1,15078 миль / ч или 0,514 м / с).

Символ по стандарту ISO для узла - kn; символ kt распространен в авиации по рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO ). Узел не является единицей системы SI. Узел используется в метеорологии, а также в морской и воздушной навигации. Кстати, корабль или судно, движущееся со скоростью 1 узел по меридиану (точно с севера на юг или наоборот), проходит примерно одну минуту географической широты за один час.

Слово-понятие-термин «узел» происходит «от подсчёта количества узлов в лине (тонком корабельном тросе, изготовленном из пеньки), который распустился за определенное время с вьюшки (барабана, «бревна» (англ.log) или «чурбана» (нидерл. log, от исл. Lag) лага – прибора для измерения скорости хода парусного корабля (судна) в море.

Древний ручной или секторный лаг – это чурбан, короткое бревно или доска треугольной формы (сектор) с привязанной к одному концу верёвкой (линем, лаглинем), а к другому концу грузом. Таким образом, лаг погружался в воду вертикально относительно поверхности воды (как поплавок). На лине на одинаковом расстоянии друг от друга (47 футов 3 дюймов или 14,4018 м) завязывались узлы. Чурбан, бревно или доска лага выбрасывалась за корму движущегося корабля (судна), оставалась в свободном плавании за кормой и линь разматывался с вьюшки сквозь пальцы моряка. В это время другой моряк переворачивал 30-секундные песочные часы (сегодня принят стандарт 28-секундных песочных часов) – это был принятый временной интервал для измерения скорости движения корабля (судна) лагом.

Количество прошедших сквозь пальцы моряка узлов на лине лага за 30 секунд (обычно — 15 секунд, 0,5 минуты или 1 минуту) сообщалось капитану (вахтенному офицеру) и использовалось в навигационных расчётах. Как рассчитывался шаг узлов на лине лага? 1 kn (узел) = 1852 м / ч = 0,5144 м / с, поэтому за 28 секунд будет 14.40 метров между двумя узлами на лине, что составляет длину в 1 узел.

Этот метод измерения скорости движения корабля (судна) ручным лагом даёт значение для 1 узла 20,25 дюйма в секунду, или 1 морскую милю в час, или 1,85166 км / ч. Кстати, отличие в точности от современного определения скорости движения корабля (судна) составляет менее 0,02%. Вот откуда пошло измерение скорости корабля (судна) в узлах.

1 международный узел равен:
1 морская миля за час (по определению),
1852,000 метров в час (точно),
0,51444 метра в секунду (приблизительно),
1,15078 миль в час (приблизительно),
20,25372 дюйма в секунду (приблизительно)
1,68781 фута в секунду (приблизительно).

При этом 1 морская миля составляет 1852 м. США до 1954 года считала длину морской мили равной 1853,248 м. Великобритания приняла международный стандарт длины морской мили в 1970 году и до этого британское адмиралтейство традиционно использовала длину морчкой мили равную 6080 футов или 1853,184 м.

Преобразование между общепринятыми единицами измерения скорости:
1 м / с = 1 м / с = 3,6 км / ч = 2,236936 миль / ч * = 1,943844 узел * = 3,280840 фут / с *.
1 км / ч = 0,277778 м / с * = 1 км / ч = 0,621371 миль / ч * = 0,539957 узел * = 0,911344 фут / с *.
1 миль / ч = 0,44704 м / с = 1.609344 км / ч = 1 миль / ч = 0,868976 узел * = 1,466667 фут / с *.
1 узел = 0,514444 м / с * = 1,852 км / ч = 1,150779 миль / ч * = 1 узел = 1,687810 фут / с *.
1 футов / с = 0,3048 м / с = 1,09728 км / ч = 0,681818 миль / ч * = 0,592484 узел * = 1 фут / с.
(знаком «звёздочка» * даны приблизительные значения).

Для обеспечения однообразия в навигационной терминологии скорости приливных течения, речные течения и скорости ветра на суше также измеряются в узлах. Таким образом, скорость относительно земли (SOG; путевая скорость (GS) в самолёте) и скорость продвижения к удалённой точке («скорость достигнута», VMG) также приводятся в узлы.

Почему узлы сохраняются в морском деле и в авиации? Потому что «длина морской мили, на которой основан узел, тесно связана с долготой и широтой географической системы координат. В результате морские мили и узлы являются удобными единицами измерения для навигации на самолете или корабле. Поскольку длина морской мили для практических целей эквивалентна одной минуте широты, расстояние в морских милях на карте можно легко измерить с помощью разделителей и шкалы широты по сторонам карты. Недавние британские карты Адмиралтейства имеют шкалу широты посередине, чтобы сделать это ещё проще. (Источник данных: сайт ВикибриФ).

Миля (от лат. mille passus) – это «тысяча двойных шагов римских солдат в полном облачении на марше», то есть «путевая мера для измерения расстояния, введённая в Древнем Риме. Величина древнеримской мили (миллиария) составляла 1482 метра». (Источник: Википедия). Термином «миля» в разное время и в разных странах назывались разные расстояния. Морская миля – это «единица измерения расстояния, используемая в мореплавании и авиации, принятая на Международной гидрографической конференции в Монако в 1929 году, международная морская миля (International Nautical Mile) равна ровно 1852 метрам» (Источник: Википедия).

Фут (русское обозначение: фут; международное: ft, а также ; — штрих; от англ. foot — ступня) – единица измерения длины в английской системе мер. Точное линейное значение различается в разных странах. В 1958 году на конференции англоговорящих стран страны-участницы унифицировали свои единицы длины и массы. Полученный «международный» фут стал в настоящее время равняться в точности 0,3048 м. Фут является внесистемной единицей и не входит в Международную систему единиц (СИ). В то же время в Российской Федерации фут допускается к применению без ограничения срока наравне с единицами СИ с областью применения «авиационная навигация» (Источник: Википедия).

Балл – условная (безразмерная) единица оценки степени чего-либо, интенсивности какого-либо явления, например, волнения моря, силы ветра, мощности землетрясений; цифровая отметка об успехах и поведении учащегося; оценка достижений на спортивных состязаниях (Источник: Википедия).

Таким образом, моя «шкала Бофорта» имеет стандартные общепринятые международные термины и единицы измерений, практически основана на всех имеющихся описаниях состояния и волнения моря при разном ветре, описание проявления силы ветра и его воздействия на рангоут, такелаж, оборудование, вооружение, на надстройки и корпус корабля, ощущение и восприятия ветра человеком (моряком) на открытой площадке верхней палубы корабля, и представляется в следующем виде:

«Шкала Бофорта» автора книги «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый» Суворова Александра Сергеевича (писательский псевдоним: Александр Суворый).

Число Бофорта, или 0 баллов.

Штиль, или полный штиль. Скорость движения воздуха (ветра) менее 1 узла, менее 1 мили в час, менее 2 км/ч, менее 0,5 м/с. Такое движение воздуха (ветра) практически не ощущается никем и ничем: воздух кажется неподвижным, покойным, недвижимым. Трудно дышать. Пот с лица и тела практически не испаряется. На солнце температура тела человека, во внутренних помещениях, корпуса корабля и надстроек повышается. Отсутствие движения воздуха воспринимается болезненно с неудовольствием, ощущением дискомфорта. Флаги на фалах висят неподвижно или слегка редко шевелятся. Корпус корабля в движении или в дрейфе не качается с борта на борт. Только, возможно, корабль медленно поднимается и опускается вместе с толщей морской водной поверхности (гладкая океанская зыбь от дальних штормов). Паруса не ловят ветер, и парусник практически не двигается. Дым поднимается вертикально вверх. Море гладкое, как зеркало. Поверхность моря ничего не рябит и не волнует. Высота ветровых волн нулевая. Море как будто спит, отдыхает, не шевелится, замерло вместе с ветром и чего-то ждёт. На побережье моря волны практически не набегают на берег. Над поверхностью воды вдали ощущается дымка испарений, а край моря на горизонте сливается с небом так, что море и небо превращаются во что-то единое. Паруса, рангоут и такелаж парусника недвижимы и корабль не имеет хода, просто дрейфует вместе с покойным морем. Экипаж корабля изнывает от вынужденного и тревожного безделья.

Число Бофорта, или 1 балл.

Тихое нежное море и лёгкий воздух. Скорость ветра 1–3 узла, или 1–3 миль / ч, или 2–5 км / ч, 0,5–1,5 м / с. Такое движение воздуха ощущается как приятное, освежающее, дающее возможность свободно и легко дышать, наслаждаться комфортом и свежими запахами моря, вкушать или пить лёгкий приятный морской воздух. Движение воздуха ощущается кожей лица, щёк, шеи. Пот с лица и тела человека испаряется естественным образом, поэтому общее состояние организма комфортное. Флаги на фалах шевелятся, но не разворачиваются и не развеваются. На поверхности моря образуется лёгкая ветровая рябь, похожая на водяные чешуйки. Высота волновой ряби 0–1 фут, или 0–0,3 м. На вершинах лёгкой волновой ряби пены нет. Гладь моря практически не нарушается. При этом, лёгкие движения воздуха (ветра) создают на гладкой поверхности воды эффект движения «стай» мелких волн-чешуек-ряби. Движение воздуха определяется направлением сноса дыма. При этом лопасти анемометра на движение воздуха не реагируют. Море и ветер кажутся ожившими, шевелящимися, но ещё не проснувшимися. Море по-прежнему может сливаться с небом в лёгкой туманной дымке. На берегу мелкие («живые») волны пульсируют и шевелятся на границе прибоя. Паруса, рангоут и такелаж парусника начинает шевелиться, наполняться ветром, а корабль  начинает потихоньку двигаться. Экипаж корабля с облегчением оживает, начинает шевелиться, что-то делать по своим корабельным обязанностям.

Число Бофорта, или 2 балла.

Живое море и лёгкий ветерок. Скорость ветра 4–6 узлов, или 4–7 миль / ч, или 6–11 км / ч, 1,6–3,3 м / с. Движение воздуха или лёгкого ветерка приятно ощущается как при езде на велосипеде или лёгком беге трусцой. Дышится легко, воздух (ветер) ласкает лицо, щёки, шею, которые практически не потеют даже при обычной будничной физической деятельности на открытом воздухе. Флаги на фалах шевелятся, пытаются повернуться вместе с ветром. Поверхность моря покрывается маленькими ветровыми волнами высотой 1–2 фута, или  0,3–0,6 м. При этом волны все ещё короткие, но уже явно выраженные, классические с основанием, гребнем и склоном. Гладкие без разрывов гребни лёгких ветровых волн имеют красивый вид «живых стеклянных кристаллов», но не ломаются, не разрушаются. На вершинах гребней пенных барашков нет. Движение ветра определяется направлением перемещения флюгера или лопастей анемометра, который уже показывает силу порывов лёгкого ветра. Море и ветер кажутся жившими, отдохнувшими, активными, набирающими радостную бодрость и жизненную силу. На побережье появляется лёгкий мелкий прибой. Паруса парусника наполняются ветром, рангоут и такелаж чутко реагируют на порывы лёгкого ветра. Корабль приобретает ход в 1-2 узла, или 1,852 – 3,704 км/ч (скорость неторопливого прогулочного шага человека). Экипаж деловито двигается, свободно и легко перемещается на корабле и выполняет корабельные работы.

Число Бофорта, или 3 балла.

Активное море и слабый ветер. Скорость ветра 7–10 узлов, или 8–12 миль / ч, или 12–19 км / ч, или 3,4–5,5 м / с. Движение воздуха лёгкого ветра ощущается как при быстрой езде на велосипеде, или быстром беге. Дышится легко, но воздух (ветер) уже ощутимо овевает лицо, щёки, шею, которые уже начинают терять тепло при обычной будничной физической деятельности на открытом воздухе. При этом ощущение ветровой прохлады приятное, комфортное, но с оговорками. Глаза на порывы лёгкого ветра начинают прищуриваться. Флаги на фалах в чутком постоянном движении по ветру, поворачиваются и вытягиваются под порывами лёгкого ветра. На море уже относительно большие и чётко выраженные по форме ветровые волны высотой 2–4 фута, или 0,6–1,2 м. Гребни «стеклянных» волн под порывами лёгкого ветра начинают ломаться, покрываться стекловидной пеной. На некоторых гребнях возникают пенные буруны, «барашки». Флюгер чутко и активно следует направлениям движения ветра, а чашки анемометра также чутко и активно вращаются без частых остановок. На побережье хорошо виден слабый прибой. Мелкие волны прибоя начинают шуршать песком и журчать между камнями. Паруса, рангоут и такелаж парусника колышутся под порывами слабого ветра. Корабль движется со скоростью 3-4 узла, или 5,556 – 7,408 км/ч (скорость обычного делового шага человека) и начинает крениться в подветренную сторону. Экипаж обретает обычную деловую сноровку, работоспособность, готовность к бою или любым неожиданностям.

Число Бофорта, или 4 балла.

Умеренное, или нормальное море и ветер. Скорость ветра 11–16 узлов, или 13–18 миль / ч, или 20–28 км / ч, или 5,5–7,9 м / с. Движение нормального ветра ощущается лицом как при езде на мотоцикле, или на автомобиле с небольшой скоростью (20-25 км/ч). Дышится свободно, но воздух (ветер) уже ощутимо давит на лицо, щёки, шею, которые ощутимо теряют тепло при обычной будничной физической деятельности на открытом воздухе. Ветер пока ещё дружественный, но активный, жизнерадостный, иногда приятный, иногда шаловливый, неожиданный в порывах. Такой ветер теребит ленточки бескозырки, начинает проникать в складки одежды, за ворот, под форменку или матросскую робу. Существенным фактором комфорта или дискомфорта становится температура и влажность воздуха (ветра). Глаза на порывы умеренного, или нормального ветра почти постоянно прищурены. Флаги на фалах в постоянном движении по ветру, красиво вытягиваются и волнуются под порывами умеренного, или нормального ветра. Сами фалы начинают звучать, как струны контрабаса. Тонкие и гибкие стержневые (штыревые) антенны качаются и приходят в движение подобно хлысту. На море относительно большие, удлинённые и чётко выраженные по форме ветровые волны высотой 1-1,5 м (рост обычного среднего человека). Волны приобретают красивую объёмную форму «гривастых лошадей». Гребни «горбатых» волн под порывами умеренного, или нормального ветра ломаются, покрываются белой пеной. На гребнях волн часто возникают пенные буруны, «гривы». Волны становятся частыми, фактурными и с «барашками» во многих местах. Флюгер чётко указывает направление ветра; анемометр точно определяет скорость ветра. На побережье начинается ветровой прибой и красивые волны с бурунами и гребнями ритмично набегают на берег. Паруса, рангоут и такелаж парусника активно работают под истинно «рабочим» ветром. Корабль может нести все свои паруса с хорошим креном и хорошо управляется рулём. Экипаж в рабочем напряжении, собран, чутко реагирует на любые изменения в погоде, в ветре и волнении моря. Фалы, ванты, рангоут и такелаж парусника издают характерные звуки, органично сливающиеся со звуками моря.

Число Бофорта, или 5 баллов.

Свежее море и свежий ветер. Скорость ветра 17–21 узел, или 19–24 миль / ч, или 29–38 км / ч, или 8–10,7 м / с. Движение упругого ветра ощущается лицом и телом как при езде на мотоцикле или автомобиле. Порывы свежего ветра уже давят на тело, толкают, заставляют отворачиваться. Свежий ветер уже проявляет своё нахальство, настырность, проницаемость под одежду. Свежий ветер холодит лицо, щёки, нос, шею, руки выдувает из верхней одежды лицо. Головные уборы с высокой тульей требуют внимания, осторожности и крепления за голову. Против свежего ветра трудно смотреть открытыми не защищёнными глазами. Ветровое волнение на море ещё умеренное, но волны приобретают более выраженную «скалообразную» высокую и длинную форму; образуется много белых барашков или волн-белых лошадей. С пенных гребней волн начинают образовываться и срываться в воздух брызги. Высота волн свежего моря 6–10 футов, или 2–3 м (рост очень высокого человека, баскетболиста). Флюгер постоянно, без колебаний, отмечает направление свежего ветра. Анемометр быстро вращается и показывает истинную скорость ветра. Прибой на побережье набирает силу, и волны уже начинают перемалывать песок и отглаживать гальку берега. Паруса, рангоут и такелаж парусника полностью подчинены свежему ветру и активно реагируют на его порывы. Штыревые антенны активно раскачиваются. Корабль сильно кренится и активно качается. На парусах берутся рифы. Свежий ветер начинает звучать (петь, завывать, фырчать) в фалах, в рангоуте и такелаже. Звуки моря и корабля становятся едиными, превращаются в «музыку моря». Экипаж корабля настороженно и быстро работает, чётко исполняет свои корабельные и вахтенные обязанности. Во внутренних помещениях корабля трудно стоять и ходить без опоры и поддержки. Незакреплённые вещи и предметы начинают двигаться, падать, опрокидываться.

Число Бофорта, или 6 баллов.

Сильное море и сильный ветер. Скорость ветра 22–27 узлов, или 25–31 миль / ч, или 39–49 км / ч, или 10,8–13,8 м / с. Сильный упругий и порывистый ветер ощущается всем телом, против него трудно устоять, ему приходится сопротивляться. Сильный ветер агрессивен, хулиганист и ведёт себя как боксёр на ринге. Свежий ветер давит своим напором, бьёт по лицу, сильно толкает, пихается, даже начинает швырять из стороны в сторону или назад. Против сильного ветра невозможно смотреть открытыми (незащищёнными) глазами; глаза слезятся, прикрываются щёлочками век. На море царит истинное волновое волнение. Высота ветровых волн 9–13 футов, или 3–4 м (высота первого этажа в многоквартирном доме). Большие ветровые волны упорядочиваются в ряды, белые пенные гребни волн видны повсюду и в воздухе много летящих пенных брызг. Флюгер и чашки анемометра очень быстро вращаются. Сильный прибой на побережье уже похож на штормовой, с высокими бурунными волнами, перемалывающими песок и гальку берега; появляется отражённая (откатная) волна, сопротивляющаяся сильному прибою. Тугие паруса, рангоут и такелаж парусника напряжённо скрипят и стонут под сильным ветром. Флаги, фалы, трепещут, а ванты, рангоут и такелаж издают постоянные фыркающие звуки, фоновый трепетный гул. Звуки моря объединяются в многоголосый «оркестр». Штыревые антенны начинают «свистеть». Под порывами ветра бинокли используются с трудом, вместо головного убора требуется капюшон, а вместо матросской парусиновой робы или бушлата – штормовая утеплённая куртка с меховой подкладкой. Экипаж корабля с трудом двигается внутри корабля, с опаской и предосторожностью работает на верхней палубе, на рангоуте и такелаже. На главном парусе берётся двойной риф. Приказывается без особой необходимости и без надзора никому не выходить на открытую палубу, захлёстываемую и заливаемую морской водой. Корабль сильно накренён и сильно качается на волнах, переваливаясь с борта на борт и зарываясь форштевнем в гребни высоких волн. Из-под скул носа корабля влетают в воздух веерообразные отражённые (отбойные) волны-буруны, тучи пены и брызг.

Число Бофорта, или 7 баллов.

Штормовое море и крепкий ветер. Скорость ветра 28–33 узла, или 32–38 миль / ч, или 50–61 км / ч, или 13,9–17,1 м / с. Ветер уже не упругий, а напористый, агрессивный, насильственный. Крепкий ветер ещё называют очень сильным, умеренно-штормовым, штормовым ветром. Открытым лицом и всем телом крепкий ветер, особенного его шквалистые порывы, воспринимаются уже с болевыми ощущениями. Крепкий ветер слепит глаза, застилает их пеленой слёз, перехватывает дыхание, проникает сквозь одежду, неприятно холодит тело. Крепкий ветер бьёт и швыряет, кидает на переборки или на корабельное оборудование, подгибает ноги и даже сбивает с ног. Волнение на море сгущается, вся морская поверхность покрыта разнокалиберными ветровыми волнами, среди которых уже проявляются волновые ряды, но в основном в штормовом море ощущается и видится хаос из волн. Большинство ветровых штормовых волн высотой 13–19 футов, или 4–5,5 м (достигают высоты второго этажа многоквартирного дома, или одноэтажного дома с крышей). Белая пена с гребней штормовых волн начинает веретенообразно закручиваться и развеиваться в воздухе, стелиться по склонам и гребням других волн (явление Spindrift или Spoondrift – распыление пены из гребня волны). Видимость на море становится плохой; воздух наполняется носимой крепким ветром водяной взвесью (брызгами). Оставшиеся небольшие паруса, рангоут и такелаж парусника скрипят и стонут под крепким сильным ветром. Фалы сильно вибрируют, флаги трепещут, будто рвутся на ветру. Ванты, рангоут и такелаж звучат гулом. Звуки моря сливаются в один мощный хор звуков. Штыревые антенны и иное корабельное оборудование тоже «гудят». На крепком ветру уже почти невозможно нести вахту или работать без специальной штормовой одежды. Корабль сильно раскачивается, переваливается с борта на борт, резко «кивает» носом и врезается форштевнем в гребни высоких волн. На верхней палубе остаются только сигнальщики-наблюдатели на защищённой бортиками галерее сигнального мостика. Носовую часть корпуса корабля начинают захлёстывать взметнувшиеся ввысь отвальные (отражённые) веерообразные буруны-волны, потоки водяной взвеси, пены и брызг. Всё на корабле и внутри корабля крепится «по штормовому». На побережье штормовой прибой вынуждает выносить на берег или прятать в защищённых гаванях лодки, катера. Яхты. Против крепкого ветра трудно ходить и сопротивляться. Суда, находящиеся в штормовом море, меняют курс против крепкого ветра и выбирают наиболее удобный способ бороться с штормовым волнением.

Число Бофорта, или 8 баллов.

Шторм или свежий шторм на море, очень крепкий или штормовой ветер. Скорость ветра 34–40 узлов, или 39–46 миль / ч, или 62–74 км / ч, или 17,2–20,7 м / с., что сравнимо с движением мотоцикла или автомобиля по шоссе с нормальной («крейсерской») скоростью. При штормовом ветре специальными метеостанциями выдаётся штормовое предупреждение. Штормовой ветер ощущается как сплошной или порывистый силовой поток воздуха, давящий на тело и сбивающий с ног человека. Штормовой или очень крепкий ветер ослепляет человека, не позволяет смотреть незащищёнными глазами, сильно воздействует на кожу лица, шеи, незащищённых рук. Этот ветер полностью выдувает тепло из-под обычной одежды, создаёт неприятные дискомфортные и даже болезненные ощущения. Разговаривать на очень крепком штормовом ветру практически невозможно. Штормовое волнение на море уверенное, упорядоченное. Волны высотой 18–25 футов, или 5,5–7,5 м (высота железобетонного столба уличного освещения в городах) имеют большую длину и холмообразную форму. Края и вершины штормовых волн закручиваются ветром и рассыпаются в веретенообразную форму, пенятся, срываются с вершины гребня волны и возносятся в воздух. Морская пеня стелется по склонам штормовых волн по направлению доминирующего потока крепкого или штормового ветра. Всё на корабле – рангоут, такелаж, оборудование, вооружение – реагирует на штормовой ветер шумом, гулом, звуками, которые сливаются со звуками штормового моря и превращаются в сплошной фоновый хаос звуков. При этом крепкий или штормовой ветер уже не просто звучит, а зло ревёт и мечет. Бак корабля (всю носовую часть корпуса корабля) захлёстывает взметнувшаяся ввысь водяная взвесь, пена, брызги и сплошная вода откатной, или отвальной, или отражённой от бортов воды. Форштевень корабля уже не просто врезается и режет гребни волн, а врезается с ударом, отчего корабль получает ощутимый толчок сопротивления и его ход замедляется. Корабельные надстройки, рангоут и такелаж корабля выполняет функцию паруса и, либо замедляет ход корабля, либо ускоряет, если корабль движется по ветру. На берегу штормовое море и очень крепкий штормовой ветер производят разрушения, ломая ветки деревьев, лёгкие конструкции, оборудование пляжей. Такой очень крепкий ветер и свежий шторм все малые суда и корабли пережидают в портах и гаванях.

Число Бофорта, или 9 баллов.

Настоящий шторм, или классический шторм, или натуральный шторм, а также жёсткий сильный ветер.  Скорость жёсткого сильного ветра 41–47 узлов, или 47–54 миль / ч, или 75–88 км / ч, или 20,8 –24,4 м / с. Поток жёсткого сильного ветра не просто давит своим потоком, а останавливает, опрокидывает, пытается разрушать. Такой жёсткий сильный ветер остервенело треплет одежду, не даёт стоять на месте, оглушает и ослепляет, не позволяет действовать руками и ногами. На море господствуют высокие волны, упорядоченные ветром в валы. Высота волн настоящего шторма 23–32 фута, или 7–10 м – это высота и размеры двухэтажного дома-коттеджа с крышей или трёх этажей городского дома. Море начинает «катиться» рядами волн. Пенные брызги сильно ухудшают видимость на море. Склоны холмоподобных волн покрывают плотные полосы пены вдоль направления ветра. Гребни волн начинают опрокидываться как прибрежный прибой, падать, переворачиваться, закручиваться. Море кричит и стонет хором звуков и голосов. На берегу гнутся большие деревья и ломаются толстые ветки. На берегу жёсткий сильный ветер порывами срывает плохо укрепленное покрытие с крыш, а на корабле – плохо закреплённые брезентовые чехлы и покрытия оборудования.

Число Бофорта, или 10 баллов.

Сильный шторм или буря на море и жестокий ветер. Скорость ветра 48–55 узлов, или 55–63 миль в час, или 89–102 км / ч, или 24,5–28,4 м / с. Скорость 90-100 км/ч – это предельно допустимая правилами дорожного движения скорость автомобилей по шоссе. Преодолевать давление жестокого ветра, дующего с такой скоростью, могут только обтекаемые, прочные каменные (кирпичные, бетонные) сооружения или решетчатые металлические конструкции, всё остальное подвержено риску разрушения. Жестокий ветер сдувает или пытается смести всё со своего пути, он оказывает жёсткое давление на воду, волны, заставляя их громоздиться друг на друга, складываться в резонансе в водяные валы и формироваться в водяные гороподобные холмы. Волны сильного шторма или бури на море очень высокие с длинными выступающими закрученными вихрем гребнями. Высота волн сильного шторма 29–41 фут, или 9–12,5 м (высота двухэтажного дома с крышей и мансардой, взрослой берёзы, сосны или ели в лесу, статуи фараона Рамзеса II в египетском Луксоре, капитального музейного здания). Склоны волн сильного шторма покрыты сплошными полосами пены в направлении господствующего жестокого ветра. Море приобретает сплошной бело-пенный цвет. Волнение сильного шторма на море становится тяжёлым, медлительным, размеренным и всё море представляет собой жидкое холмистое пространство, которое неумолимо движется под хлёстким злым шквалистым ветром. Видимость ухудшается совсем. Море сильного шторма становится страшным. На побережье волны сильного шторма обрушиваются на берег и скалы с сильным грохотом. Сильный шторм редкое явление на суше, но буря – нередкий феномен и она имеет разрушительный характер: вырывает деревья с корнем, крушит, ломает, разрушает, срывает крыши с домов, сдувает даже тяжёлые автомобили-фуры. Сильный шторм или буря на море, как правило, чрезвычайно опасен, практически смертелен для любых кораблей и судов.

Число Бофорта, или 11 баллов.

Жестокий шторм и беспощадный ветер. Скорость ветра 56–63 узла, или 64–72 миль / ч, или 103–117 км / ч, или 28,5–32,6 м / с. Такая скорость ветра сравнима с движением по специальной трассе современного мощного легкового автомобиля. При этом ветер жестокого шторма также беспощаден, как удар автомобиля, движущегося со скоростью 105-115 км/ч, как сход снежной лавины с гор, как скорость выброса камней, газов и пепла из вулкана. Ветер и волны жестокого шторма не бьют, они сокрушают. Море жестокого шторма покрыто исключительно высокими волнами-горами высотой 37–52 фута, или 11,5–14 м. Для сравнения, диаметр цирковой арены ровно 13 метров; воображаемый купол над цирковой ареной тоже высотой 13 метров, а вместе – это средний размер волны-горы в море жестокого шторма. Такие высокие волны перекрывают горизонт, и небольшие корабли и суда просто теряются между их склонами. Кораблям практически невозможно «крабкаться» наверх по склонам волн жестокого шторма и бороться с жутким натиском беспощадного ветра. Как правило, мощности судовых двигателей не хватает, чтобы преодолевать давление беспощадного ветра и движение волн жестокого шторма, поэтому они вынуждены искать спасения в жестокий шторм в движении между гороподобными волнами по ветру. Видимости во время жестокого шторма никакой. Положение корабля и его экипажа, попавшего в жестокий шторм, аховое, смертельно опасное. Жестокий шторм на суше практически не встречается, однако вместо него происходят мощные бури, торнадо, смерчи, тайфуны, циклоны, шквалы, бураны. Если кораблю или судну не повезло и он, скользя по заднему склону волны-горы врезался в основание следующей волны-горы жестокого шторма, то на него обрушиваются не пена, не брызги и не водяная взвесь, а тонны, десятки, а может быть, даже сотни тонн плотной морской воды и только чудом конструкторской мысли и прочности корпуса корабля или судна, они могут вынырнуть из водяной толщи и очутиться на заднем склоне огромной волны. Однако жестокие шторма бывают очень редко.

Число Бофорта, или 12 баллов.

Ураган или сильный жестокий шторм и ураганный катастрофический ветер. Скорость ураганного ветра ; 64 узла, или ; 73 миль / ч, или ; 118 км / ч, или ; 32,7 м / с. Скорость ураганного катастрофического ветра может быть много больше 118-120 км/ч, что сравнимо со скоростью гоночного автомобиля, снежной лавины, пирокластического потока газов и пепла при взрывном извержении вулкана. Движение газовой, пылевой, водной или иной природной среды с такой скоростью оказывает катастрофическое воздействие на любые сооружения, конструкции, машины, суда и корабли. Как правило, ветер такой силы рвёт в клочья паруса, ломает мачты, реи и иной рангоут, такелаж, а мощные потоки воды гороподобных ураганных волн смывают и сносят всё, что есть на открытой палубе, мнут и корёжат надстройки и корабельное оборудование, повреждают вооружение, ломают штыревые антенны и повреждают отражатели РЛС. Ураганное море сплошь покрыто валами гороподобных волн, на склонах и в промежутках которых хаотично беснуются ветровые волны разного размера. Высота ураганных волн ; 46 футов, или ; 14 м. Зафиксирована высота ураганной волны 18 метров. Размеры таких волн соизмеримы с размерами 5-ти этажного жилого дома. Даже большие по размерам суда и корабли (супертанкеры, авианосцы, линкоры) вынуждены скользить и взбираться на склоны таких гороподобных волн, рискуя переломиться на их вершине, или утонуть в их толще. В случае попадания большого судна или корабля бортом на передний склон такой ураганной волны не исключено его опрокидывание килем вверх. Ураганный ветер полностью наполнен пеной, брызгами и водяной взвесью, больше напоминающими сплошной водный поток. Воздействие ураган или сильного жестокого шторма и ураганного ветра опустошительное, губительное, катастрофическое. На берегу ураган, как правило, приводит к огромным разрушения, серьезным повреждениям капитальных здания, строений и домов, деревья вырываются с корнями, вся растительность уничтожается. В природе пока нет ничего страшнее и губительнее урагана…

Конечно, «шкала Бофорта» изначально была субъективной, основанной на субъективном визуальном личном мнении и наблюдении её автора Френсиса Бофорта. То же самое относится к моей «шкале Бофорта», которую я составил для пишущих на морские темы писателей и мемуаристов. Кроме этого в мире существуют и другие «шкалы Бофорта», классифицирующие и описывающие состояние моря и ветра, шкалы других авторов-исследователей, например, шкалы тропических циклонов, шкала ураганов Саффира-Симпсона, шкала состояние моря, шкала Фудзиты, шкала ТОРРО и другие.

«Шкала Бофорта» используется для выдачи штормовых предупреждений. Например, ирландская метеослужба «Мет Эйрианн» выдает:

«Предупреждение для малых судов», если ожидается ветер силой 6 баллов по шкале Бофорта (средняя скорость ветра превышает 22 узла) на расстоянии до 10 морских миль от берега;

«Предупреждения о штормах» выдаются, если ожидается ветер силой 8 баллов по шкале Бофорта;

«Предупреждения о сильном шторме» выдаются, если ожидается ветер силой 9 баллов по шкале Бофорта или частые порывы не менее 52 узлов;

«Предупреждения о штормовой силе» выдаются, если ожидаются сильные порывы ветра 10 баллов по шкале Бофорта или частые порывы не менее 61 узла;

«Предупреждения о сильной штормовой силе» выдаются, если ожидаются сильные порывы ветра 11 баллов по шкале Бофорта или частые порывы не менее 69 узлов;

«Предупреждения о ураганной силе» выдаются, если ожидается ветер более 64 узлов.

На основании «шкалы Бофорта» Всемирная Метеорологическая организация (англ. World Meteorological Organization) разработала 9-балльную шкалу оценки состояния или волнения моря:

0 баллов – это совершенно спокойное море (англ. calm-glassy), или высота волны нулевая.
1 балл – это спокойное море (англ. calm-ripped) и высота волн от 0 до 0,1 метра.
2 балла – это слабое волнение (англ. smooth-wavelet) и высота волны от 0,1 до 0,5 м.
3 балла – это лёгкое волнение (англ. Slight) и высота волны от 0,5 до 1,25 м.
4 балла – это умеренное волнение (англ. Moderate) и высота волны от 1,25 до 2,50 м.
5 баллов – это неспокойное море (англ. Rough) и высота волны от 2,5 до 4,0 м.
6 баллов – это крупное волнение (англ. very rough) и высота волны от 4 до 6 м.
7 баллов – это сильное волнение (англ. High) и высота волны от 6 до 9 м.
8 баллов – это жестокое волнение (англ. very high) и высота волны от 9 до 14 м.
9 баллов – это исключительное волнение (phenomenal) и высота волны более 14 м.

Трудности классификации состояния или волнения моря в том, что пока не существует приборов объективно замеряющих высоту волн в открытом море, она определяется косвенно (на глазок) в сравнении с высотой борта корабля, надстроек, мачт, высоты места наблюдения над уровнем воды (ватерлинии). Однако все шкалы оценки состояния или волнения моря основаны на параметре средней высоты волны Significance Wave Height (SWH).

В американской шкале оценки состояния или волнения моря берут 30% от всего количества «значительных» (максимальных) наблюдаемых в море волн. В британской шкале состояния моря берётся 10% от общего количества максимальных волн, а в русской шкале состояния и волнения моря – 3%. При этом высота волны определяется от её основания (впадины между волнами) до гребня (вершины) волны. Почему так? Потому что в определённое время в море наблюдаются разные по величине волны, большие, средние и маленькие; море – оно такое…

Шкала баллов состояния или волнения моря:

0 баллов - штиль,
1 балл - рябь (SWH < 0,1 м),
2 балла - слабое волнение (SWH 0,1 - 0,5 м),
3 балла - лёгкое волнение (SWH 0,5 - 1,25 м),
4 балла - умеренное волнение (SWH 1,25 - 2,5 м),
5 баллов - бурное волнение (SWH 2,5 - 4,0 м),
6 баллов - очень бурное волнение (SWH 4,0 - 6,0 м),
7 баллов - сильное волнение (SWH 6,0 - 9,0 м),
8 баллов - очень сильное волнение (SWH 9,0 - 14,0 м),
9 баллов - феноменальное волнение (SWH > 14,0 м).

Период и длину морской волны можно рассчитать по данным о скорости ветра и высоте волны. Приближенный расчёт периода волн осуществляется по графику зависимости между периодами и высотой ветровых волн при различных скоростях ветра. Длина морских волн определяется по соответствующему графику по периодам волн и глубине моря в данной точке. В Северном море, в тех районах, в которых БПК «Свирепый» осуществлял свои задачи БС (боевой службы) в сентябре 1973 года во время самого мощного урагана 1973 года «Эллен», над глубинами до 80 метров штормовые ветровые волны при скорости ветра 28,5–32,6 м / с достигали 12 метров в высоту и до 320 метров в длину.

Шкала дальности видимости на море.

Видимость на море – это предельное расстояние, на котором днём обнаруживаются предметы, а ночью навигационные огни. Видимость зависит от погодных условий. Для определения видимости применяется условная шкала баллов прозрачности атмосферы. При этом различают дневную, сумеречную и ночную дальность видимости. При определении ночной видимости учитывается наличие или отсутствие светящихся и несветящихся объектов.

Видимость – это дальность или расстояние, на котором наблюдаемый объект становится не различимым невооружённым глазом. Видимость зависит от наличия в воздухе частичек пыли, сажи, дыма, песка, водяной взвеси, пены, капелек дождя и кристалликов снега, которые рассеивают свет и уменьшают дальность видимости до нескольких километров, а иногда до нескольких десятков метров. Дымка, туман, мгла, атмосферные осадки и муть (мутность), метель, пыльная буря сглаживают различия в яркости и цвете удалённых предметов и поэтому ухудшают их видимость, вплоть до полного её исчезновения. Видимость определяется также зоркостью и особенностями зрения отдельных людей. Дальность видимости является одной из характеристик фактической погоды в метеорологии. (Источник данных: Википедия).

При отсутствии аномалий в атмосфере и явлений погоды нормальной (расчетной) видимостью считается дальность обнаружения, видимости и различения объектов на расстоянии 10 км, или 53.99 кб, или 6.21 мили. На море при хорошей дневной погоде, в зависимости от влажности или запылённости, нормальная (реальная) видимость колеблется на расстояниях от 10-20 до 50-100 км, или, соответственно, от 53.99 - 107.99 кб (6.21 - 12.427 мили) до 269.978 - 539.956 кб (31.068 - 62.137 мили).

Расстояние на море традиционно определяют в кабельтовых и милях: 1 морская миля = 1852 метра, 1 кабельтов = 185,2 метра; соответственно: 1/2 кб = 92,6 метра, 1/4 кб = 46,3 метра. Измерение расстояний и видимости в кабельтовых и милях осуществляется на практике в сравнении с заранее известной дальностью видимости и различения объектов. Для этого на кораблях и судах применяются сборники и таблицы силуэтов наиболее типичных или конкретных судов, военных кораблей, самолётов и вертолётов, буёв, маяков, сооружений, береговых створов и знаков.
 
Международная шкала видимости – это глазомерная оценка видимости в условных баллах, соответствующих расстояниям дальности видимости (обнаружения и различения объектов):

0 баллов соответствует дальности видимости 0-50 м, или 0-0,27 кб, или 0,031 мили.

Отсутствие видимости или чрезвычайно плохая видимость, когда, как говорится, «не видно ни зги», или «хоть глаз выколи». Зга (В. Даль) – «темь, потёмки, темнота», в которой не видно даже кончика кнута, палки или хворостины, которой погоняют лошадь или скот. При нулевой видимости даже на близком расстоянии практически невозможно различить контуры, конструкции, части соседнего корабля, бакена, буя или даже фигуры людей. Традиционно на флоте такую плохую видимость называют: «Темно, как у негра в попе». Как правило, это видимость в густом тумане, при штормовом шквале, сильном шторме, в бурю, пасмурную ночную мглу или при урагане.

1 балл – дальность видимости 50-200 м, или 0,27 - 1,08 кб, или 0,031 - 0,12 мили.

Очень плохая видимость, при которой объекты визуально различаются только вблизи, как говорится: «на расстоянии вытянутой руки» или «руки с посохом». При такой видимости объект «проявляется», «выступает», становится различимым и угадывается его предназначение, вид, тип, визуальные характеристики. Очень опасная видимость при совместном плавании кораблей (судов) параллельными или сближающимися курсами. Как правило, это видимость густого тумана, штормового шквала, снежного заряда, сильного шторма, бури, пасмурной ночной мглы или тьмы, урагана.

2 балла - 200-500 м, или 1,08 - 2,7 кб, или 0,12 - 0,31 мили.

Плохая видимость, при которой объекты визуально угадываются, обнаруживаются и различаются невооружённым глазом на опасном расстоянии, крайне недостаточном для безопасного совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость тумана, штормового шквала, снежного заряда, мокрого снегопада, дождевого ливня, шторма, пасмурной ночной мглы или тьмы.

3 балла - 500-1000 м, или 2,7 – 5,4 кб, или 0,31 - 0,62 мили.

Неудовлетворительная видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются и различаются невооружённым глазом на расстоянии ещё недостаточном для безопасного совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость туманной дымки, низкой дождевой облачности, шквала, снежного заряда, мокрого снегопада, дождевого ливня или дождя, шторма, пасмурной ночной тьмы.

4 балла - 1-2 км, или 5,4 – 10,8 кб, или 0,62 - 1,24 мили.

Недостаточная видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются, различаются невооружённым глазом на относительно безопасном расстоянии, но ещё недостаточно характеризуются (описываются) в соответствии с таблицами силуэтов для совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость снегопада, дождя, непогоды на море, пасмурной ночной тьмы.

5 баллов - 2-4 км, или 10,8 – 21,6 кб, или 1,24 - 2,49 мили.

Достаточная видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются, различаются и первично характеризуются (описываются вплоть до обозначения наименования объекта) невооружённым глазом на относительно безопасном расстоянии в соответствии с таблицами силуэтов для совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость облачной дымки, дождя, непогоды на море, пасмурной мглы ночью.

6 баллов - 4-10 км, или 21,6 – 54 кб, или 2,49 - 6,21 мили.

Нормальная видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются, различаются и уверенно характеризуются (описываются вплоть до обозначения наименования, предназначения и характеристик объекта) невооружённым глазом на безопасном расстоянии в соответствии с таблицами силуэтов для совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость лёгкой дымки, слабого дождя, мороси или непогоды на море, пасмурной ночи.

7 баллов - 10-20 км, или 54 – 107,99 кб, или 6,21 - 12,43 мили.

Хорошая видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются, различаются, уверенно характеризуются и полностью описываются (вплоть до обозначения наименования, предназначения и характеристик объекта) невооружённым глазом на безопасном расстоянии для совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость всех ближайших, удалённых и дальних объектов при нормальной погоде, в том числе огней ночью; днём и ночью отчётливо виден горизонт.

8 баллов - 20-50 км, или 107,99 - 269,98 кб, или 12,43 - 31,07 мили.

Очень хорошая видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются, различаются, уверенно и полностью характеризуются невооружённым глазом на гарантированно безопасном расстоянии для совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. Как правило, это видимость любых объектов в окружающем пространстве, в том числе самых малых (из-за их движения); горизонт виден чётко и резко; на ночном небе чётко и резко видны звёзды и созвездия.

9 баллов - более 50 км, или более 269,98 кб, или более 31,07 мили.

Отличная видимость, при которой объекты визуально обнаруживаются, различаются, уверенно и полностью характеризуются невооружённым глазом на предельно безопасном расстоянии для совместного плавания кораблей (судов) параллельными, встречными, сближающимися или пересекающимися курсами. В окружающем пространстве на море, в том числе на поверхности воды видны любые объекты, в том числе самые малозаметные, например, плавающие объекты, буи, мины, перископы и буруны от перископов ПЛ, движущиеся торпеды, морские рыбы и животные, самолёты и вертолёты в воздухе, силуэты кораблей и судов на горизонте, дальние огни маяков, буев, кораблей и судов, чётко и резко видны Луна, звёзды и созвездия на ночном небе.

Классификация атмосферных жидких осадков в мм/ч:

Морось, слабый дождь – 1-5 мм осадков;
Умеренный, обычный дождь 5-15 мм осадков;
Сильный, грозовой дождь – 15-25 мм осадков;
Ливень, водопад – 25-50+ мм осадков.

В работе над этим произведением автор использовал данные эссе «Шкала Бофорта. Классификация силы ветра, волнения» © Copyright: Леонард Позолотин, 2023, Свидетельство о публикации №223031600530, портал: Проза.ру.