Помощь Божия - продолжение

Сергей Ключников
Подкрепившись вкусным маминым завтраком Егорка с дедом уединились на террасе дома продолжая разговор.
- Дед, так что там с субъектностью фашизма получается? Почему он только инструмент и с кем же вы тогда воевали?
Егорыч погладил окладистую седую бороду и неторопливо продолжил общение с правнуком.
- Чтобы в максимальной полноте ответить на твой вопрос, мы ненадолго оставим тему войны, и я задам тебе несколько вопросов о Церкви, вере и Боге.
- Хорошо, - кивнул Егорка, - Но, давай договоримся говорить обычным человеческим языком, исключая многосложные богословские термины про соборность, ипостасность, эсхатологию и прочее. Хочешь поговорить со мной о Боге? Отлично! Только пусть этот разговор будет на уровне элементарных представлений, как куличики в детской песочнице, а то я, как тот Боливар, наш разговор и свою дипломную работу не вынесу.
- Прекрасно! - поддержал юное дарование старый Егорыч, - Тогда расскажи мне на уровне своих простых представлений, - что тебе известно о Боге, Церкви и вере Православной?
- Терентий Егорович..., - Егорка тут же осекся от своей экзаменационной тональности, - Дедушка, прости, мне трудно отвечать на твои вопросы. Мои представления о Боге столь архаичны, отрывочны и бессвязны, что мне стыдно открыть свой рот.
- Это хорошо, - улыбнулся дед Терентий, - Тогда ты лучше поймешь то, о чем я тебе собираюсь поведать. Слушай.
Все ученые мира ищут ответ на вопрос, - как устроен этот мир?
А, Бог, однажды стал человеком, собрал вокруг себя тех, кто пожелал быть с Ним, и поведал — для чего Он сотворил мир и человека.
Из этого Божественного откровения следует, что даже самый чумазый, потерявший человеческий образ, человек Богу дороже всего этого мироздания с его мириадами звезд и галактик. Он для того и стал человеком, согласился быть оклеветанным и казненным самой позорной казнью, чтобы каждый человек смог вернуться в Рай и стать человеком.
Еще Бог сказал всем нам,  — Когда вы относитесь к людям, находящимся вокруг вас с заботой не о своей, а об их пользе, видя в них ценность превышающую ценность плодов своих и Моих рук, вы учитесь быть как Я. А когда соберетесь вместе, Я буду посреди вас.
Собрание это и есть Церковь.
Терентий Егорович остановил свой рассказ и зазвенела тишина паузы.
- Неожиданная весть…, - промолвил внук.
- Благая, - поправил его дед.
- Раньше я думал, что церковь это храм, куда человек приходит попросить помощи, свечку поставить, - продолжил Егорка, - А с твоих слов получается, что Церковь — это школа познания Бога.
- Верная мысль, - одобрительно кивнул дед внуку, - Но школа, где полагается начало богопознания, это только ворота в Церковь. Сама же Церковь есть Тело Христово, где живет Дух Божий.
Состояние людей, которое в секулярном языке принято называть естественным, на самом деле является противоестественным. Вся эта борьба за права и свободы является противоестественной человеческой природе, потому, что естественное состояние для человека — это состояние единства с другими людьми в Духе Святом. Единства, в каком пребывают клетки живого здорового организма — взаимодействующие и поддерживающие друг друга, снабжая всем необходимым для жизни. Жизни, причем, вечной.
- Слова, которые ты говоришь, дедушка, обычные, но за объемными смыслами этих слов моя картина мира начинает трещать по швам, как только я намереваюсь их вместить, - вздохнул Егорка.
- Не спеши чрезмерно, - приободрил внука дед, - вспомни Декартову систему координат. Помнишь, что там в центре системы?
- Да, в центре системы координат у Декарта нулевая точка отсчета.
- Как бы ты отобразил духовное состояние человека в этот системе?
- В зависимости от качества этого состояния — положительного или отрицательного.
- Как ты думаешь, почему слова о Боге, который жертвует Своим Сыном ради спасения всех людей, не вмещаются в Декартову систему?
- Я не вижу в них нулевой точки отсчета, а без этой точки отсчета система перестает быть Декартовой.
- Правильно, у богоданной системы координат нет нулевой точки отсчета.
В ней есть соответствие Образу Божию, то есть богоподобие, а есть отдаление от Образа — искажение подобия Божия. Вне зависимости от направления по осям X, Y или Z, отпадение от Образа в любую сторону есть искажение богоподобия.
Как только что-либо в этом мире человеку становится дороже того, кто рядом, вступает в силу процесс отпадения. Этот процесс отпадения может иметь форму колебания с нарастающей или затухающей амплитудой, может как бы зависнуть, а может обрести целенаправленный богопротивный вектор.
- Стало быть, фашизм — это один из целенаправленных богопротивных векторов искажения богоподобия в человеке? - предположил Егорка.
- Да..., - протянул Егорыч, - но, скорее даже не вектор, а траектория падения, лавинообразный процесс, оседланный циничными умами людей, стоящими как бы в лукавой сторонке.
Человек, судя по всему, так устроен, что полноценную свободную субъектность мы можем обретать только, когда наше волевое усилие направлено не на отпадение, а на восстановление утраченного богоподобия.
Сама парадигма богопротивности такова, что за каждым состонием отпадения стоит манипуляция волей отпавшего. И за состоянием людей, стоящих в лукавой сторонке, тоже. Потому что свободная воля, направленная на восстановление утраченного богоподобия, в них бездействует.
- Тогда получается, что в богоданной системе координат именно свободная воля человека, направленная на восстановление утраченного богоподобия, есть признак субъектности человека? - удивленно вопросил юноша.
- Правильнее сказать — признак проявления субъектности, - бережно поправил его старик.
Нам не дано знать причины по которым в человеке свободная воля бездействует. Может в этот момент он ради любви к ближнему жертвует перспективой своего спасения, чтобы тот не остался в отпадении один.
Помнишь заповедь: «Не судите, да не судимы будете»?
- Да…, - протянул Егорка. А, как же тогда Нюрнбергский трибунал и вообще судебная власть? Как же без нее в нашем падшем мире?
- Твой вопрос слишком противоречив, внук. - сдержано, но назидательно произнес Егорыч. - Определись для начала про какой мир ты спрашиваешь, про тот который Бог пришел спасти, став человеком, или про тот, который от Бога отпал? Мир, о котором ты спросил, он наш или падший?
Воцарилась тишина.
Егорка напряженно перемалывал вопрос своего прадеда, понимая, что именно от ответа на этот вопрос сейчас, в его жизни может зависеть многое. Мир наш или падший? Падший более или менее понятно. Что значит наш?…
- Наш, - радостно воскликнул юноша, - Конечно наш мир — мир который отпал от Бога, но который Сам Бог не оставил!
- Отлично! - просиял Егорыч, - Раз мир наш, то давай вспоминать Уголовный кодекс и Библию.
На какие вопросы должен ответить суд, рассматривая уголовное дело?
- Э…, - начал свой ответ студент, - Было или не было преступление, причастен или не причастен к нему подсудимый, виновен он или не виноват в свершившемся, если виновен, то заслуживает или нет снисхождения. По-моему как-то так.
- Хорошо, - оценил сказанное доктор технических наук, - Учитывая, что ты не будущий юрист, такой ответ принимается.
Теперь смотри, чадо, есть две стороны — потерпевший и подсудимый. Следователь изобличил подозреваемого, прокурор в процессе доказал  виновность подсудимого, суд отправился в совещательную комнату выносить приговор… скажи, что при вынесении приговора будет учитывать судья падшего мира, и о чем будет вопрошать и думать в совещательной комнате судья чающий воскресение мертвых по слову Бога, ставшего человеком, пришедшего в мир грешное спасти?
- Дед, может лучше гипотезу Пуанкаре обсудим? - растерянно развел руками Егорка. - Где же мне ответ на такой вопрос искать?
- В Библии, мой друг, в Библии. - тихо, но уверенно сказал прадед своему правнуку.
Помнишь, есть такая Книга Судей?
- Да.
- Как ты думаешь, на чем основывалась сила той судебной власти, если ни какой службы судебных приставов в Ветхозаветные времена не было?
- Видимо, на внутреннем желании людей исполнить судебное решение.
- Правильно, на авторитете судьи.
А, как ты думаешь, - продолжил Егорыч, - авторитет судьи чем обуславливался?
- Наверное, судья находил такие решения, которые не только отвечали на вопрос: «Кто, в чем виноват и кто, кому, что должен?», но и: «Как дальше совместно идти путем богопознания?».
- Умница! - просиял Егорыч, - Да, главный вопрос, разрешаемый Ветхозаветным судьей, был вопрос о том, как совместно развернуть вектор  волевого усилия в сторону восстановления утраченного богоподобия.
Этим и отличается мир богоспасаемый от мира падшего.
Ищут ли люди Воли Божией или свою творят — в этом и вся разница.
Ну, что, - продолжал сиять улыбкой Егорыч, - можем и к 45-му году возвращаться.
- Ой, дед! - взмолился Егорка, - Давай паузу сделаем. - Мне нужно эту пищу усвоить, а то боюсь несварение когнитивное получу.
- Тогда я вздремну по стариковски, а после обеда разговор наш продолжим.

Начало: http://proza.ru/2023/05/07/450

Продолжение: http://proza.ru/2023/05/11/311