Блаватская и развал ссср

Борис Ихлов
БЛАВАТСКАЯ И РАЗВАЛ СССР

Борис Ихлов

Еще до восхождения и задолго до падения Горбачева в СССР резко активизировались различные индуистские и буддистские секты. В Перми группа культуристов открыла секту кришнаитов. В это же время, в 1983-м, в СССР была опубликована книга «Классическая Веданта» в изложении Костюченко, в Ашхабаде в 1984-1989 гг. легально были опубликованы тексты Махабхараты (Горец, Нараяния, Сказание и Нале, Хождение по криницам), в РСФСР публиковали и другие религиозные писания. Столкновение индийской мифологии с советской культурой вызвало негативную реакцию населения, уверовавших в буддизм называли йогнутыми. Но это не остановило процесс. Например, в Пермскую художественную галерею привезли собрание картин мужа Блаватской Николая Рериха, был издан сборник его стихов.

Одним из самых значимых событий стала публикация в самом начале 80-х в издательстве «Роман-газета» книги Юлиана Семенова «Политические хроники 1945-1953 годов. Приказано выжить. Отчаяние» с продолжением приключений Штирлица, когда он попадает в застенки НКВД. В книгах, помимо пропаганды либеральных штампов, которые начали пропагандировать в 90-е, был сделан глубокий поклон в сторону религии. Если учесть, что всё, о чем писал Семенов, было санкционировано КГБ, то стоит понять: не Горбачев разваливал СССР, начало было положено задолго до его прихода.

«Конечно, при Хрущеве», - тут же вскинутся сталинисты.
Нет, намного раньше. Когда начали перекраивать марксизм.
Ленин называл мысль о победе социализма в отдельно взятой стране мелкобуржуазным идеалом, Сталин твердил о возможности этой победы.
В 1919 году Ленин, выступая перед съездом земледельческих коммун, объяснял, что «едва ли внуки увидят социализм», Сталин же в 1936-м объявил, что социализм в СССР победил окончательно. В работе «Государство и революция» Ленин пишет об отмирании социалистического государства, при Сталине речь зашла о «построении» социализма и об укреплении социалистического государства.
Однако выкорчевывывание марксизма шло не столько в газетах или лозунгах, сколько на практике: путем подавления силой оружия десятков тысяч крестьянских восстаний, рабочих восстаний и забастовок. Путем показательной казни всех тех, кто экспроприировал российскую и мировую буржуазию после Октября 1917-го. Путем сведения Советов к безвластному буржуазному парламенту, профсоюзов – к «приводным ремням партии».

Наступил 1990 год. Общество «СССР – Индия» опубликовало в Новосибирске в издательстве «Сибирь – XXI век» некий синтетический текст «Агни Йога. Листы сада Мориц. Зав. т. 1. Любовь к Христу, единому Богу», изданный в 1921 году в Нью-Йорке. Одновременно прибалтийские ЦК ВЛКСМ начали публиковать нелепые поучения Свами Прабхупады. 

После 1991 года, когда распад СССР уже состоялся, интерес Запада к распространению религиозных сект внутри России не угас, наоборот, усилился. В страну начали проникать все более и более тенденциозные и всё более и более примитивные писания. В Перми американские проповедники пытались устраивать шоу с инсценировкой исцелений, правда, без особого успеха. После звуковой реанимации фильма Протазанова «Праздник святого Йоргена» им не верили, поэтому шоу быстро сошли на нет. Зато расплодились секты иеговистов, мормонов, Церкви Нового завета и др., которые при полном равнодушии органов госбезопасности скупили за бесценок в крупных городах самые значимые дворцы культуры.

Вот одна из книжонок – «Письма скептику» Эдварда и Грегори Бойдов, издательство «Посох», Калифорния - Новосибирское христианское издательство, 1999, о которой я уже писал в статье «Что исповедуют евангелисты». Книжка примитивна, в американском духе. Это размышления сына над вопросами отца о христианстве. Особенно примитивизм проступает, когда авторы пишут о случайности, эволюции, космосе, нравственности.
Слушайте, как пишут авторы: «Божья любовь кажется более удивительной и енной благодаря тому, что мы, люди, такие маленькие…»
Еще шедевр: «Разум и история ведут к одному выводу Иисус Христос – Господь» (стр. 59).
Истинность текстов библии авторы пытаются доказать самими текстами верх идиотизма
От авторов к русскому читателю: «Прошло почти 8 лет с тех пор, как я стал христианином. Теперь я другой человек. Отдав свою жизнь Христу, я оставил всякую попытку делать всё по-своему. И это главное! Я научился передавать всё в руки Божии… Когда закончится эта жизнь, начнется ЖИЗНЬ настоящая» (стр. 3).
Кто  из жителей России после такого вступления решит поверить в бога? Кому придет в голову продолжить чтение, если авторы с ходу предлагают отказаться от своей воли, от желаний и стремлений, кто решится передоверить богу судьбу свих детей, страны, если на нее напал враг, свою собственную судьбу? Кто вдруг будет противоречить пословице «на бога надейся, да сам не плошай»?
Главной ценностью является не эта жизнь, а будущая. Т.е. нет смысла рожать, работать познавать любить, внушают Бойды. И, разумеется, обещают вечное блаженство в раю, как без этого.
В книге масса софизмов, передергиваний, подтасовок.

«После многих лет агностицизма Эдвард Бойд стал христианином в возрасте 73 лет» (стр. 4). Возраст почтенный, уверены ли авторы, что в таком возрасте приходят к богу под действием каких-то доказательств? Но причем тут агностицизм? Агностицизм утверждает, что мир непознаваем Причем тут вера? Причем именно религия есть агностицизм, ибо утверждает, что бог непознаваем.

Как всемогущий и вселюбящий позволяет церкви причинять так много вреда человечеству? Задают вопрос авторы (стр. 13). И отвечают на него: «Фундаментальные истины христианства - самые благоразумные, они базируются на жизненном опыте. Бог не несет ответственности за дела церкви… Утверждать, что бог несет ответственность за наше зло и даже зло совершенное во имя его – значит соглашаться с тем, что человек является роботом, исполняющим вложенную в него Богом программу. Но если так, мы не могли бы любить… всё зло в мире исходит из проявления свободной воли всех существ, исключая бога. Бог делает только хорошее, а зло исходит не от него…»

Но ведь если бог дал свободу причинять боль невинным – это уже не вселюбящий бог. С другой стороны, для Бойдов свобода воли – не благо, а зло. Наконец, Бойды дезавуируют церкви, ни много, ни мало. И вишенка на торте: нелепые поучения Библии объявляются самыми благоразумными, а утопление всех живых существ и убийство невинных египетских младенцев объявляются хорошим делом.

Однако ж далее авторы усугубляют: свобода, в которую постоянно вмешивается бог, уже не является свободой.
В таком случае - стоит ли свобода всех страданий?
С другой стороны, о каком всемогуществе бога можно говорить, если он не может стеснить зло? И авторы находят выход: Бог был всемогущ лишь в начале, когда сотворил мир, а потом он дал людям свободу…
Бойды не могут писать по-другому, ибо их сверхзадача – протолкнуть в сознании российских масс свободу выбора в парламентских кампаниях.

Нигде в Библии вы такого оборота не найдете, наоборот, все религии мира, за исключением пары ответвлений ислама, проповедуют фатализм и полную подчиненность мира господу.
Авторы не слышали о каких-либо убедительных находках, которые бы каким-либо образом противоречили библейскому повествованию.
Археология и космология на марше, Земля в Библии возникает раньше Солнца и т.п. Доказательство авторов – сногсшибательное: они, видите ли, не слышали!

На утверждении антинаучной чепухи авторы не останавливаются.
«Хусейн угрожает людям в Кувейте, насилует их женщин и убивает людей, а бог бездействует! Если спросить всех людей, в т.ч в Ираке, то 99% будут за то чтобы временно преступить божью заповедь о свободе и посадить этого ублюдка за решетку… Если бы Рузвельт и Черчилль подставляли другую щеку, везде был бы уже нацисты…»
Разумеется, никого Хусейн не насиловал, а Черчилль с Рузвельтом сыграли глубоко вторичную роль в сравнении с вкладом СССР в победу над нацизмом. Здесь мы видим, что христианство Бойдов и ложь Соединенных Штатов идут бок о бок.

***

В 1991 году в Ленинграде в издательстве «Экополис и культура» вышел в свет 1-й том книги Елены Блаватской «Тайная доктрина». За 90-е в России было опубликовано множество текстов Блаватской. В Перми директор школы им. Дягилева была помешана на буддистских текстах, учителя ее школы  благоговением показывали мне 12-томник сочинений Блаватской.
Читаем «Тайную доктрину»: «Всё, ведущее к единству, есть добро, всё, ведущее к разъединению, есть зло». Вот краеугольный камень учения Блаватской, сообщает нам издание.
Поучение откровенно дурацкое, ведь из него следует, что фашизм есть добро, а рождение детей есть зло.

««Тайная доктрина» - сущность всех религий», - без ложной скромности уверяет Блаватская.
С другой стороны - «Смысл древних тестов искажен, утерян «для профанов».
На стр. 29 Блаватская цитирует «профессора» Макса Мюллера: «Грехи ислама так же мало имеют значение, как пыль христианства. В день воскресения магометане и христиане увидят всю тщету своих религиозных доктрин… существует лишь одна истинная религия – почитание Божественного ДУХА».
Иными словами, «нет религии выше (или закона выше) истины». И эта истина – конечно же, в «тайной доктрине».
Таким образом, Блаватская утверждает, что существуют окончательно установленные истины, во-вторых, истинное учение – только для избранных остальные – «не готовы к восприятию». Тот же момент можем видеть в «Агни Йоге».
На самом деле под синтезом религий и Агни Йога, и Блаватская протаскивают свою собственную доктрину.

«В оккультном катехизисе заключаются следующие вопросы и ответы: «Что есть то, что вечно существует?» Пространство, вечное Анупадаха (не имеющее родителей). «Что есть то, что вечно существовало?» Зародыш в корне. «Что есть то, что вечно исходит и приходит?» Великое дыхание. Тогда существует трое вечных? Нет, трое едины. То, что всегда есть, едино, то, что всегда было, едино, то, что извечно существует и раскрывается, также едино и это есть Пространство» (стр. 45).

То есть: у Блаватской вечное – различается по времени! Оно существует и существовало. И, соответственно, различается по названию (т.е. по сущности).
Весь этот бессмысленный бред сивой кобылы граждане СССР восприняли как реальную философию. Понятие вечно существующей материи и пространства-времени как формы существования материи для Блаватской – и для населения России! - тайна за семью печатями.

Доказывая необходимость божественного принципа в природе, Блаватская пишет: «В нашу эпоху грубого и антилогичного материализма, одна лишь эзотерическая философия способна противостоять… нападкам на всё то, что человек считает самым дорогим и сокровенным в своей внутренней жизни».
Блаватская разбирается в диалектическом материализме как свинья в апельсинах, ее выпады – это выпады безграмотного обывателя. Собственно, на безграмотного обывателя и рассчитаны ее тексты. Тем удивительнее факт, что в России находятся массы людей, которые верят ее книгам.

Но стоит ли удивляться, если Блаватской верил сам Рерих? Не лучше ли удивиться этому факту?
«Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине [Е. П. Блаватской], тем это сейчас необходимее», - писал Николай Рерих.
Но как раз его доверие не удивительно – он сам был проникнут восточными верованиями. Его стихи даже не подпадают под жанр белых стихов, потому что начисто лишены ритма – это, скорее, околофилософские формулы. Он идет искать знаки - что подразумевает, что в природе будто бы  есть некие надприродные законы, которые он пытается постичь путем озарения.

В толпе нам идти тяжело.
Столько сил и желаний враждебных.
Спустились темные твари
на плечи и лица прохожих.
В сторону выйдем, там
на пригорке, где столб стоит
древний, мы сядем.
Пойдут себе мимо.
Все порожденья осядут внизу,
а мы подождем.
И если бы весть
о знаках священных возникла,
устремимся и мы.
Если их понесут,
мы встанем и воздадим почитание.
Зорко мы будем смотреть.
Остро слушать мы будем.
Будем мы мочь и желать
и выйдем тогда, когда —
время.

Стихи Рериха – наподобие своеобразной молитвы, увещевания, намека на прозрение. Однако никакого тайного смысла, который можно постичь (как предполагается), в них нет, и к поэзии эти сочинения никакого отношения не имеют.

В светлом саду живет благая
Лакшми. На востоке от горы
Зент-Лхамо. В вечном труде
она украшает свои семь
покрывал успокоения. Это
знают все люди. Все они
чтут Лакшми, Счастье несущую.
Боятся все люди сестру ее
Сиву Тандаву. Она злая и страшная
и гибельная.

Далее идет описание нравоучительной беседы Лакшми с Тандаву. То есть, Рерих использует приемы японского стихосложения и легенд Махабхараты, но от этого его сочинения не становятся лучше, сердце от них не щемит. Горький напрасно поименовал их «Письмена» (если это, конечно, не легенда). С творениями Тагора их не сравнить, с другой стороны, строки Рериха не просто апеллируют к индуизму, они откровенно религиозны.

Нет сомнения, что и махатма Ганди произносил хвалебные слова в адрес Блаватской исключительно по причине стремления пропаганды индуизма.
Однако утверждают, что и Толстой, и Эйнштейн якобы поклонялись Блаватской. Вот в это уже трудно поверить.

Толстой, как и Горький, был достаточно циничным человеком. А учение Блаватской включает в себя примитивный расизм.
Блаватская повествует об эволюционном цикле рас, сменяющих друг друга: на Земле должны одна за другой сменить друг друга семь коренных человеческих рас. Первая коренная раса Земли, по её мнению, состояла из студенистых аморфных существ, 2-я обладала «более определённым составом тела», 3-я – исполинские обезьяноподобные существа, затем на Землю прилетели разумные существа с Венеры, подарили людям «искру человеческой души» и появилась раса атлантов, которую сменила адамическая раса, населяющая нашу планету в настоящее время, 5-я коренная раса. Каждой расе Блаватская отводит отдельный континент – Несокрушимая Священная Страна, Гиперборея, Лемурия, Атлантида и Европа соответственно. Духовные силы человечества в ходе эволюции уменьшались, пока не достигли минимума в 4-й расе, но снова увеличиваются по пути перерождения нашей 5-й  расы 6-ю и далее в 7-ю, в богоподобных людей.
Т.е. с точки зрения археологии, антропологии, палеонтологии, истории, космологии Блаватская – безграмотная дура.

Это не всё: человечество по Блаватской делится на богом вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, — благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении — они быстро вымирают («Тайная доктрина». Т. 2. Ч I. Антропогенез)
Формулируя катехизис нацизма, Гитлер во многом опирался на труды Блаватской.

Но и это не все: Блаватская-Ган объявила себя избранницей «великого духовного начала», ученицей братства тибетских махатм, «хранителей сокровенных знаний». В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем Блаватская создала Теософское общество для изучения всех философий и всех религий, чтобы инициировать сверхчувственные силы человека.

Широко распространился слух, что Блаватская якобы способна к ясновидению. Сам же Блаватская, не знавшая и таблицы умножения, в 1875 году принялась за критику науки и объявила, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Более того, Блаватская утверждала, что магия основана на силах магнетизма и электричества, что не могло не вызвать саркастический смех Эйнштейна.

Индолог и буддолог Макс Мюллер, о котором речь шла выше, на самом деле указывал на огромное количество ошибок, которые свидетельствовали об «огромном объеме нелегкой работы и неверно направленной изобретательности». Он утверждал, что Блаватская не знала санскрита и пали, а потому не могла верно интерпретировать основные концепции восточных религий – а те, кто ее консультировал, могли быть мошенниками или просто некомпетентными людьми.
Был ряд скандалов, в результате Лондонское обществ психических исследований в 1885 году опубликовало отчет, в котором Блаватская обвиняется в мошенничестве. В частности, в отчёте говорилось: «Мы не видим в ней ни представительницы таинственных мудрецов, ни того менее — простой авантюристки. Мы согласны, что она заслужила своё место в истории как одна из наиболее совершенных, остроумных и интересных обманщиц нашей эпохи» (Proceedings of the Society for Psychical Research. Vol. 3 (December 1885). P. 201-400).
Таким образом, Блаватская – авантюристка, которая для достижения своих целей или сенсаций мистифицировала и обманывала, наконец, к старости она отреклась от спиритизма. Таких было много: Нинель Кулагина, Роза Кулешова, Эдгар Кейси и пр.

Современная наука классифицирует оккультные учения, к каковым относится и теософия, как лженауку.
Можно было бы, вслед за Жаном-Франсуа Лиотаром утверждать, что современное состояние науки, культуры и общества в целом в 1970-е годы есть «состояние постмодерна», что на смену модерну, превозносящему рациональный подход, объективность и конструктивность решений, приходит постмодерн с его апелляцией к интуиции и иррациональности, тенденции к деконструкции, метафоричности и игре, когда мир воспринимается как хаос, а текст – как совокупность цитат. Соответственно, можно было бы считать, что лженаучные течения проникли в Россию лишь в конце 80-х - начале 90-х, в эпоху экономического, общественного и духовного кризиса, когда телевидение заполонили такие мошенники, как Анатолий Кашпировский, Павел Глоба, Аллан Чумак, верховные шаманы Севера и Чукотки и т.п. Но мы видели, что развал в головах начался намного раньше.

Май 2023