Провал нелегала

Алексей Софийский
   Эту историю мне рассказал отец – Николай Алексеевич, участник ВОВ. Его друг Олег после окончания в 1944 году ускоренных курсов Разведшколы НКВД СССР был направлен как военный разведчик-нелегал в Германию, город Кёнигсберг. В первые же дни его тяжело ранило при бомбёжке города советскими самолётами. Т.к. по легенде он был офицером вермахта, на лечение попал в военный госпиталь. Несмотря на безупречные легенду и знание немецкого языка, краткосрочность программы обучения в разведшколе привели к его провалу…

   Впервые на тяжелораненого обратил внимание офицер Абвера, находящийся с ним в одной палате. Своеобразная манера раненого сбрасывать в пепельницу пепел папиросы, не характерная для немцев, бросилась офицеру в глаза. Дальше-больше: немец никогда не оставит чайную ложку в чашке с чаем, а раненый, выдающий себя за немца, делал это привычно?!

   Окончательно подвела разведчика-нелегала, казалось бы, мелочь, но немыслимая для педантичных немцев, для которых во всём «должен быть порядок» (Ordnung muss sein). Пользуясь одеялом, он нарушил табу: укрывался частью одеяла с пометкой «Ноги» (Baine). Это окончательно убедило нацистского офицера в том, что раненый – иностранец. О чём он и сообщил в полицию.

Сначала нелегала допрашивала Служба безопасности Абвера, но безрезультатно. Раненый молчал. Потом его передали в Гестапо. Не выдержав жестоких пыток, разведчик умер в застенках тайной государственной полиции нацистской Германии в конце марта 1945 года.

Через несколько дней началось наступление советских войск на Кёнигсберг. 9 апреля 1945 года город-крепость Кёнигсберг пала. Наступление было настолько стремительно, что гестаповцы не успели вывезти все документы, и они оказались в руках оперработников Главного управления контрразведки СМЕРШ. Знакомый моего отца служил в этой закрытой организации, и о том, что произошло с Олегом, рассказал после войны, много лет спустя.