Идеология - стройная система научных взглядов

Зуев Андрей Яковлевич
            ИДЕОЛОГИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА

Примечание: Слова с заглавной буквы в тексте статьи (внутри предложений) обозначают употребление научных философских категорий (дефиниций) с возможными краткими, к примеру, Определениями – Качествами, не изменяющимися в Изменениях.   Каждое философское Понятие (категория) включает в себя большой блок философских знаний, что, быть может, потребует обращения к философскому словарю и первоисточникам диалектической философии. Некоторые понятия кратко поясняются мною в конце статьи.

       Идеология – сложное понятие. Как и всё сложное, оно состоит из понятий простых. Различных граней у сложного понятия много и, вследствие этого, непросто дать ему исчерпывающее Определение. Определения, в их возможно большом числе, не могут по значению быть равнозначными. Для успешного Анализа и Синтеза указанного понятия разумнее всего найти главное звено в цепочке аналитико-синтетических умозаключений. Вот с этого и начнём.

       Идеология – стройная система научных взглядов на мир, человека и общество.

      «ИДЕОЛОГИЯ - (от идея – слово, учение об общезначимых формах сознания, идеях, о мышлении и понятии), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (Развитие – А.З.) данных общественных отношений.

       Термин «И.» ввёл французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801 – 15) для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твёрдые основы для политики, этики и т.д. … Маркс и Энгельс не применяли термин «И.» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата.
   
       В.И. Ленин расширил понятие И., введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизму системах И. имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. ПСС, т. 1, с. 340, прим.). С разработкой концепции научной И. само понимание И. стало более цельным и завершённым. Поскольку И. – духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях – как научная или ненаучная, истинная или ложная и т.п.

       Противостояние научной и ненаучной И. имеет социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И. характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т.д. Связь между интересами данного класса, отвечающими им ценностными ориентациями и познанием социальной действительности, находит выражение в принципе партийности всякой И. При этом класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего развития)». – ФЭС, 2-е издание, Москва, «Советская энциклопедия», 1989 год.

Комментарий мой. – Андрей Зуев (А.З.).

       Философский и научный термин «Идеология» необходимо отличать от бездумно-вульгарно употребляемого безграмотными недоучками и популистами слова с одинаковым звучанием – идеология. Так поступают только те люди, которые не видят различия между коммунизмом и фашизмом, презирают историю России и отрицают решающий вклад СССР в Победу над фашистской Германией, то есть русофобы и антикоммунисты. Не надо употреблять понятие «идеология», как и имя Христа, всуе, чтобы не пачкать его сочетанием со словами, имеющими явный омерзительный смысл, к примеру, фашистская идеология.

       Научный метод познания (как Момент Идеологии), - по Гегелю, «осознание формы внутреннего самодвижения содержания», - должен быть Диалектическим, содержащим в себе самом Объективное Противоречие, поскольку последнее есть причина всякого Движения, в том числе Движения Развития. Следовательно, научный Метод – это постижение Истины, которая Конкретна и всегда одна. Истинная наука не приемлет плюрализма мнений. Мнений много, а знание одно. Г. Гегель говорил, что не надо опускать знание до мнения, нужно возвышать мнение до знания. Это напутствие великого философа надёжно гарантирует исследователя от сползания в гнилое болото философского (политического) плюрализма.

       Строго говоря, Идеология как наука, не должна иметь никаких прилагательных и уточняющих понятие «идеология» слов, к примеру, буржуазная идеология. Мнения (нищета философии) буржуазных политических популистов, состоящие из бесконечного числа ошибок, иллюзий, заблуждений и Спекулятивных размышлений, никакого отношения к Идеологии (науке) не имеют. Идеология – стройная система диалектически взаимосвязанных Абсолютных и, одновременно, Относительных истин. Истина для конкретных условий и обстоятельств всегда одна. В то же время, надо считать справедливым, правильным и естественным словосочетание: марксистко-ленинская идеология. Она и есть сама научная идеология.

        Идеология – научная форма движения Социальной Материи. Сущность материального мира является в Бытие Формой и Содержанием. Гегель говорил, что Материя – это Сущность, которая уже в Форме – оформленная сущность. Содержание – Материя в движении, а Форма – Движение материи. Форма, таким образом, и есть Идеология, то есть хорошо организованное общественное сознание. Поэтому, «в форме всё содержание сидит» - утверждает доктор философских наук М.В. Попов. Чрезвычайно велика, следовательно, роль Субъективного Фактора в дальнейшем развитии человеческой цивилизации.

       Понятие «Идеология» испохабили современные политологи и политические популисты. Понимание того, что идеология очень важна и нужна в «воздухе висит» как туман, который всем виден, но сквозь него рассмотреть ничего нельзя. Каждый интерпретирует эту, казалось бы, научную категорию в соответствии со своим видением социальной действительности. Разброс трактовок так велик, что потерялась дисциплина и строгость философского понятия. В.И. Ленин ещё 100 лет тому назад говорил, что всё в мире теории окончательно запуталось. В связи с этим обстоятельством он в 1914 году приступил к изучению «Науки логики» Г. Гегеля. Именно тогда из его уст прозвучала похвала замечательному немецкому философу: «Умный идеалист лучше глупого материалиста» и ещё, «В диалектике понятий Гегель гениально угадал диалектику вещей».

       Многоуважаемый президент Беларуси Лукашенко Александр Иванович в недавней беседе с российским философом Александром Гельевичем Дугиным категорично заявил, что ни в России, ни в Беларуссии в настоящее время идеологии нет. А что же тогда есть? – есть гнилое болото философского и политического плюрализма с густым туманом над ним. Как там говорил глава российского Министерства Иностранных Дел Сергей Викторович Лавров? - «У России и США нет идеологических разногласий». Понятно же, нет государственной идеологии, нет и разногласий, это же законодательно закреплено в Конституции РФ, написанной в США.

       Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, научно обосновавший Диалектический Метод мышления, утверждал, что Понятие – это Бытие, через которое просвечивает Сущность. Через густой туман над гнилым болотом философского плюрализма Сущность просвечивает плохо. Тот же Гегель учил, что Истина Конкретна и всегда одна. Согласно его диалектической логике, если мы ничего не знаем о бытии (идеологии), то это «чистое бытие» и, следовательно, «чистое ничто». Хорошо забыть идеологию (Высшую Теорию Общественного Развития – марксизм-ленинизм) или ничего не знать о ней – практически одно и то же. По этой причине у нас теперь и нет идеологии.

       К сожалению, пренебрежение к научной теории общественного развития – всеобщая мировая тенденция: в такое время живём. Между тем, идейный соратник В.И. Ленина, руководитель СССР в течение 3-х десятилетий и организатор Великой Победы в Отечественной Войне с фашисткой Германией Иосиф Виссарионович Сталин справедливо утверждал: «Без теории нам смерть». Содержание понятия «идеология» естественным образом изначально раскрывается (развивается в результат) с его научного определения, то есть, по Гегелю, качества, которое «в-себе». Это значит, что сложное понятие «идеология», развиваясь, остаётся прежним, не изменяется в изменениях, и определяется главным качеством его содержания – стройной системой научных взглядов.

       В дальнейшем Анализе и одновременном Синтезе понятия «идеология» следует придерживаться этого всеобщего определения. Всякое сложное понятие имеет потенциал Должествования своего развития, то есть объективную тенденцию к тому, чтобы стать более Конкретным и предметным понятием - содержащим в себе Истину. Все Понятия, обозначающие в Бытии Явления самой Сущности словами, отражают реальную действительность. При этом, не имеет никакого значения тот факт, что все они (слова-понятия) в абстрактной форме придуманы людьми. Однако же, самая важная задача хорошо образованных людей состоит в том, чтобы наполнить Абстрактную форму слов Конкретным Содержанием, Синтезируя Понятие.

       Синтез Сложного Понятия – процесс индивидуально-творческий с ярко выраженным Субъективным Моментом, ограниченным (дисциплинируемым) рамками Истинных философских категорий. По этой причине, наиболее важным критерием действительной (реальной) Идеологии, а не испохабленным человеческой глупостью мнением о ней, следует считать научность взглядов на окружающих людей материальный мир.  Уже только один указанный критерий наделяет понятие «идеология», в качестве научной философской категории, неотъемлемым свойством Партийности.  Вследствие этого обстоятельства Идеология по мировоззрению, миропониманию и мировосприятию неизбежно разделяет всё человечество на две больших группы – партии: с научной и ненаучной картиной мира, соответственно, материалистов и идеалистов, людей с диалектическим и формально-логическим мышлением.
 
       Нужно пользоваться понятиями правильно. Есть Идеология, и то, что идеологией не является. К примеру некоторые политики часто употребляют логически неверные словосочетания: «буржуазная идеология», «фашистская и националистическая идеология», «человеконенавистническая идеология». В сознании от этого возникает когнитивный диссонанс, вследствие чего искажается и утрачивается изначальный и вполне определённый положительный смысл понятия «идеология». Сознание от этого в замешательстве: идеология – это хорошо или плохо? Идеология – очень серьёзная философская категория. Не стоит использовать её не по назначению, пренебрегая высоким научным смыслом.
 
Допустимые словосочетания и устойчивые выражения, употребляемые со значением понятия «идеология»:

       Высшая Теория Общественного Развития; высшая форма движения материи; бытие, через которое просвечивает сущность; марксистко-ленинская идеология; марксистко-ленинское учение; марксизм-ленинизм; социалистическая (коммунистическая) идеология; революционное (коммунистическое) движение; Теория и практика социалистической революции; марксовский диалектический метод; диалектический метод Гегеля; диалектический (исторический) материализм;   научно-технический прогресс; стройная система научных взглядов на мир, человека и общество; материалистическая философия; философия как наука; диалектическая логика; идеология здорового образа жизни (саногенное мышление); материалистическая (идейная) убеждённость и т.д.

       Буржуазная пропаганда – это «нищета философии» (Маркс), а не идеология, то есть набор мошеннических, манипулятивных политико-психологических технологий для управления сознанием и поведением больших групп людей с целю продвижения эгоистичных классовых интересов. Для этого, к примеру, используются НЛП (нейролингвистическое программирование сознания), хаббардизм (бредовое учение, страдающего психической болезнью Рона Хаббарда), технология «окон Овертона» и многие тоталитарные, экстремистские религиозные секты. Они разрушают сознание людей, целенаправленно препятствуют распространению и усвоению научного знания. Всё это манипулятивное воздействие происходит в соответствии с эгоистичным классовым принципом: «Разделяй и властвуй».

Понятие Истины в качестве Момента Идеологии

«ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике его развития. Категория истины характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность. … Немецкий классический идеализм начиная с Фихте внёс в трактовку И. диалектический подход. По Гегелю, И. есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

       … Общая черта различных концепций И. в современной западной философии – отрицание объективности содержания знания (в особенности общественно-исторического знания). Признание Объективности И. принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматистских, Конвенциалистских трактовок и различных форм Релятивизма».  – фЭС, 1989 год.
Комментарий мой. – А.З. 

       «И. – соответствие Понятия Объекту и Объекта Понятию». – Проф. А.С. Казённов (Санктпетербургский университет). Это правильное, но не истинное определение Истины. Однако здесь оно дано с точки зрения Формальной Логики как и положено во всяком философском словаре. В действительности, И. – Развивающееся Понятие, то есть равное и неравное самому себе. По этой причине, соответствие понятия объекту ещё не означает соответствие объекта понятию.

        Дело в том, что истинное понятие отражает объект объективно таким, какой он есть здесь и сейчас, соответствуя ему, и, в то же время, таким, каким он будет в должествовании своего развития. Это значит, что истинное понятие с позиции диалектической логики всегда соответствует и никогда не соответствует объекту одновременно. Речь идёт о внутреннем, диалектическом противоречии самой развивающейся объективной истины. Кроме того, определяя И. в категориях «конкретная», «относительная», «абсолютная» и «объективная», надо иметь в виду, что это одна и та же развивающаяся И.:

1. Конкретная И. всегда отражает Объективное Противоречие «внутреннего самодвижения содержания», по Гегелю, актуальное здесь и сейчас. Она потому и конкретна, что объективна, предметна и всегда одна.

2. Объективная И. отражает действительный и реальный материальный мир, который существует сам по себе: до,- вне,- и после человеческого сознания. Однако, через понятие И. Сущность объективного мира Является в Бытие разумного мышления, наделяя его качеством объективности. При этом Категория «объективного» становится богаче, включая в себя момент «субъективного», то есть хорошо осознанного Всеобщего в диалектической связи с Единичным (конкретным и предметным). Иначе говоря, объективная И. содержит в себе то, что есть в сознании и вне его одновременно.

3. Относительная И. характеризует объективное противоречие движения развития окружающего мира и социальной действительности, которое в связи с изменившимися условиями Бытия утратило свою актуальность и остроту, но не потеряло своего значения в качестве Момента Абсолютной Истины (к примеру, окончательное решение главного вопроса философии).

4. Абсолютная И. – Инобытие И. конкретной и относительной. Она не помещается целиком в сознании людей, поскольку мир и познание бесконечны. Относительная И. характеризует противоречие Движения, ограниченного во времени (Конечного), в то время как И. абсолютная отражает Сущность бесконечную. Абсолютная и относительная истины находятся в диалектической взаимосвязи, в вечном движении взаимного проникновения (перехода) одной в другую, сохраняя при этом качество Конкретной и Объективной Истины.
      
       Идеология – положительная философская категория, хотя и Сложная – сложенная из понятий простых.  К числу сложных абстрактных понятий со знаком плюс относятся: «бытие», «движение», «развитие», «революция», «одухотворённость», «истина», «патриотизм», «любовь», «счастье», «смысл жизни» и прочее. Однако не стоит забывать, что в каждом из них содержится, согласно Закону Всеобщего Объективного Противоречия и Диалектической Логике, внутреннее самоотрицание, то есть бесконечная борьба хорошего с плохим – борьба Моментов. В отсутствие «зла» «добро», будучи бытием, утрачивает свои бойцовские качества и, вырождаясь, переходит в свою противоположность – в НИЧТО (абсолютное отрицание бытия).
 
Самоотрицание и самоутверждение понятия «идеология» в категориях философии.

Закон диалектической логики «отрицание отрицания»:

       Идеология - не только результат развития человеческой мысли, но и бесконечное движение к нему. Она, как и всякое развивающееся Бытие, самоутверждается через самоотрицание. Есть два варианта отрицания. Первый предполагает отторжение – отрицание с разрушением. Второй – отрицание с удержанием, принятием, созиданием, что в диалектической логике и называется «снятием» или «синтезом». В последнем случае, Идеология (бытие) так принимает в себя своё Отрицание, что сохраняет форму своего Бытия. Идеология – движение созидательного самоотрицания, то есть самосовершенствования (развития).
 
Принципы и примеры самоотрицания Высшей Теории Общественного Развития (Идеологии).

1. Первое (абстрактное) отрицание с удержанием в диалектике Гегеля: ПРЕХОЖДЕНИЕ – переход «Бытия в Ничто» с одновременным ВОЗНИКНОВЕНИЕМ – переходом «Ничто в Бытие», последующим СТАНОВЛЕНИЕМ и СНЯТИЕМ. Это объективная тенденция и Всеобщий Закон – общий для всего.

        Движение «с ущербом для бытия (идеологии)» - ПРЕХОЖДЕНИЕ - проявляет себя и на абстрактно-теоретическом уровне, уравновешиваясь противоположным всеобще-объективным моментом – ВОЗНИКНОВЕНИЕМ («преимуществом для бытия») – переходом Ничто в Бытие. В «Науке логики», поясняя категорию ЧИСТОГО БЫТИЯ, Гегель пишет, что это такое Бытие, о котором нам неизвестно совсем ничего. Это обстоятельство переводит «чистое бытие» в «чистое ничто». На данном этапе познания мы ещё даже не знаем самого важного: Чистое Бытие или, что то же самое, Чистое Ничто – это, прежде всего, бытие без материальной сущности. В.И. Ленин, с большим почтением отзываясь о диалектике Гегеля, обратился с напутствием к тем людям, которые стремятся постичь его «Науку логики», интерпретировать Гегеля материалистически, что мы без промедления и сделаем.

       Вывод: Бытие (идеология) – НИЧТО без материальной сущности.

       Современная идеология (диалектический метод Маркса) отрицает, в принципе, всякий идеализм, в том числе, пусть и с удержанием, «субъективно-объективный» Идеализм Гегеля, который, кстати, очень постарался научно и убедительно обосновать Диалектический Метод. Всякий добросовестный учёный способен сделать открытие огромной значимости, даже если он его сделал Умозрительно-Спекулятивно. По этому поводу В.И. Ленин говорил, что в «диалектике понятий Гегель гениально угадал диалектику вещей».

2. Второе отрицание (отрицание с отторжением) – отрицание субъективного идеализма.

       Субъективный идеализм Беркли развивающаяся идеология отвергла ещё более решительно, можно сказать, с разрушением. Трудно даже представить, что из него можно было бы извлечь какую-нибудь пользу для науки. Разве что, осознание большого вреда, который был нанесён Идеализмом, испачканному им, гордому понятию «субъективное», обозначающее неотъемлемое и объективное свойство человеческого сознания (субъекта) – способность осуществлять осознанно-целенаправленную предметно-практическую деятельность.
 
Обобщение: Результатом самоотрицания развивающейся идеологии является самоутверждение её в окончательном решении главного вопроса философии в пользу первичности материи и, соответственно, вторичности сознания.

3. Третье отрицание. Принцип абсолютного отрицания абсолютных утверждений и отрицаний в социальном Бытии.

       В Бытии, в отличие от Сущности, нет ничего такого, что бы не имело границ, то есть чего-то абсолютного. Всякое Абсолютное, тут же отрицая себя, становится своей противоположностью. К примеру, абсолютное движение стремится к покою, достигает покоя и переходит в покой. Следовательно, покой, есть форма движения. Знаменитый психофизиолог академик И.П. Павлов считал лучшим отдыхом (покоем) перемену рода деятельности (опять же движения).
 
3.1. Так, абсолютизируя правильный и вполне разумный тезис о первичности материи и вторичности сознания, всякий идеологически грамотный, ищущий истину человек, сам того не желая, отрицает его. Абсолютное утверждение превращается в нелепость, абсурд и свою противоположность. В соей книге «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин так выражает свою позицию: «Конечно, и противоположность материи и сознания имеет Абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области; в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна».
 
       Современная философия признаёт объективную тенденцию усиления роли Субъективного Фактора (идеологии) в дальнейшем развитии человеческой цивилизации. Тем самым, утверждается ведущая, главенствующая и первичная роль сознания в высшей форме движения материи – материи социальной. Сознание, по значению, первично, а знание о том, что все мы из материи, вторично.
 
3.2. Отрицание абсолютных отрицаний идеологии: популизма, скептицизма, релятивизма, агностицизма и цинизма.

       Говоря о Бытии, мы понимаем, что ВСЁ есть бытие и, следовательно, «понятие – это Бытие, через которое просвечивает сущность». Идеология – тоже Бытие. Если какой-нибудь скептик отрицает идеологию как понятие и не пытается вникнуть в её суть, так для него и не существует идеологии. Тем самым он навсегда закрывает себе путь к познанию.

3.3. Отрицание отрицания объективной и абсолютной истины.

3.4. Отрицание «абсолютно объективного» и «абсолютно субъективного» в сознании.

       Человеческое сознание, необременённое диалектическим знанием, бесконечно «шарахается» из одной крайности в другую – от Объективизма (абсолютно объективного) до Субъективизма (абсолютно субъективного). Это обстоятельство не способствует развитию общественных отношений: в обоих случаях результат отрицательный.

Закон Диалектической логики: «Единство и борьба противоположностей» на примере механизма взаимодействия противоположных Моментов.

       Понятия «объективное» и «субъективное» - противоположности, Моменты, взаимодействующие между собой, то есть находящиеся в борьбе и единстве. Они в реальной действительности не существуют по отдельности – одно без другого.       Их разделяет постоянно исчезающая граница и объединяет тоже. Они находятся в Перманентном состоянии взаимопроникновения, где различие между ними стремится к нулю и возникает равенство по значению.

       Формальная логика не видит этой границы. По этой причине, все словари составляются по формальному принципу с определениями, ориентирующими читателя на Абсолютный (безграничный в своей ограниченности) смысл. К примеру, в философском энциклопедическом словаре от 1989 года «объективное» определяется как то, что есть до,- вне, и после человеческого сознания, без указания на диалектическую связь с «субъективным». В то время как, объективное, в социальном Бытии – это хорошо осознанное Всеобщее в той же диалектической связи с Единичным (Конкретным).

Осознание форм внутреннего самодвижения содержания и моменты идеологии.

             Форма внутреннего самодвижения содержания – это Объективное Противоречие, которое уничтожить невозможно. Оно перманентно переходит из одного движения в другое, порождая бесконечное количество противоречий и конфликтов социального бытия. Противоречия никогда не уничтожаются, а Разрешаются Диалектическим Компромиссом, то есть на некоторое время утрачивают свою актуальность, пока культурные и активные люди, помня о них, трудом своим создают и поддерживают условия, необходимые для сохранения уже достигнутого Благосостояния (покоя и ясности).  Осознание каждого из таких противоречий, моменты которого находятся в борьбе и единстве, позволяет эффективно разрешать его Диалектическим Компромиссом, в полном соответствии с Истиной, которая конкретна и всегда одна.

1. Первое, главное, всеобщее, диалектически абстрактное, то есть связанное с конкретной человеческой жизнью, противоречие – это противоречие моментов Бытия и Ничто.

      Бытие – материя и то, что проявляется в Бытии не материей, а материальной Сущностью (движением материи, сознанием). Ничто же, оно и есть ничто – понятие неопределяемое. Отсюда и вытекает противоречие моментов: Прехождения и Возникновения, Материи и Сознания (движения), Содержания и Формы, Борьба и единство этих моментов с утратой разности (различия) между ними, называется СТАНОВЛЕНИЕМ – первой истинной философской категорией диалектической логики. Напомню внимательному читателю о том, что речь идёт о Всеобщем Объективном Противоречии – общем для всего. Оно проявляется в каждом движении конкретной человеческой жизни: мир противоречив.

1.1. Единство (борьба) моментов Прехождения и Возникновения.
      Нет ничего такого, что бы никогда не старилось, не разрушалось, не исчезало и не переходило в Ничто. Всё преходяще. Смертен и человек. С этим ничего поделать нельзя. С правдой этой нужно смириться и спокойно её принять. Тем более, что человек смертен в индивидуальном, но не в коллективном Бытии. Не смотря на то, что все люди смертны, человечество, в целом, живёт уже сотни тысяч лет и, можно сказать, бессмертно. Более того, смерть, как результат Прехождения (хаоса, энтропии – «тепловой смерти Вселенной»), становится главным условием Возникновения жизни (порядка, концентрации энергии).

      Всё в этом мире с неизбежным упорством возникает вновь и вновь. Это всеобщее знание в одинаковой мере относится и к добру, и ко злу. Прехождение – переход Бытия в Ничто. Возникновение – переход Ничто в Бытие. Эти два движения происходят одновременно (как в ПДД – дорога со встречным движением). Движение диалектической мысли естественным образом приводит к осознанию очередного противоречия – взаимодействию Конечного и Бесконечного в развитии социальной материи и, в итоге, к Философии Бессмертия.

1.2. Единство (борьба) моментов Конечного и Бесконечного.

      Противоположные моменты разделяет постоянно исчезающая граница. Она разделяет и объединяет их. Всякое Бытие как «в-себе-бытие», взятое со своей границей, образует Конечное. В то же время, это же самое Бытие как «бытие для иного», благодаря той же границе, которая переводит его в качественно новое состояние – Инобытие, становится Бесконечным. Гегель утверждает, что «Иное Иного есть Иное», то есть то же самое, но и отличающееся от него. Точно так же взаимодействуют между собой Время, измеряющее конечные события человеческой жизни, её Предел, и Вечность как бесконечное движение жизни - Бессмертие.

      Иными словами, развитие органического мира Земли, в том числе человеческой цивилизации, следует считать единым и непрерывным процессом, где бесконечное множество конечных событий (человеческих жизней) в едином движении переходит в свою бесконечную форму. Бесконечность (Вечность), по Гегелю, это не арифметическая совокупность конечных событий, никак не связанных между собой, то есть «дурная бесконечность», а их Диалектическое Единство в общем бесконечном (вечном) движении. Очевидно, что объективное противоречие, здесь, переходит в новую форму – Единство (борьбу) Моментов Индивидуального с Коллективным.
Вывод: Человек смертен в индивидуальном и бессмертен в коллективном движении жизни, то есть смертен и бессмертен одновременно. У человека есть некоторая свобода Формального выбора, который зависит от предпочтений: кому что нравится. Если человек не способен выйти за рамки формально-логического мышления – он смертен, если же человек вполне освоил диалектическую логику с её Одухотворённостью – он бессмертен. Парадокс в том, что качеством бессмертия жизни в одинаковой мере объективно наделяется убеждённый материалист-диалектик и всякий глубоко верующий в бога человек.

Вопрос автору.

- Вы конкретно скажите, Иванов И.И. как личность будет жить после смерти или нет?

Комментарий мой. – Андрей Зуев.

- Конкретно отвечаю. Иванов И.И. как личность будет жить после смерти, если вектор движения его жизни совпадёт с вектором движения Развития социальной формы движения материи. Движение Развития означает самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, стремление делать добро и вносить свой вклад в гармоничное устройство социальной действительности. Это большой систематический, сознательный и одухотворённый труд. Если Иванов И.И. будет жить как-нибудь иначе, то личность его не только не будет бессмертной, но и, уже здесь и сейчас, превратит этого человека в ничтожество, а жизнь людей, окружающих его, в настоящий ад.

1.3. Единство (борьба) моментов - Материи и Движения (сознания) - в бесконечной форме бытия (Инобытии).

      Бытие (ограниченная человеческая жизнь), Перманентно отодвигая свой Предел, то есть границу, которую преодолевают, переходит в бесконечную форму бытия (Инобытие) Содержанием и Формой. Все грамотные люди знают, что существует наследственность, передаваемая потомкам материальным носителем (ДНК). Это и есть содержание новой жизни, которая неизбежно (бесконечно) возникает вновь и вновь в поколениях людей. Однако из поколения в поколение последующих потомков передаётся и культура развитых языков, и стройная система научных взглядов на мир, человека и общество (идеология), одухотворённость сознательной социальной жизни. Это же не материя, но материальный феномен движения развития социальной материи, то есть Форма –движение высшей материи.

1.4. Единство (борьба) моментов Содержания и Формы в социальном бытии.
      Во всех учебниках по философии и философских словарях пишут, что Форма должна соответствовать Содержанию. Это правда, но правда не вся. Правда и в том, что форма никогда в действительности вполне не соответствует содержанию, хотя и, в определённой мере, соответствует ему. Между этими моментами перманентно возникают в бесконечном множестве Конкретные Противоречия. В этом легко убедиться, внимательно всмотревшись в окружающий социальный мир. Будучи моментом Содержания, Форма имеет известную степень свободы по отношению к нему, иногда так, что Содержание всецело становится зависимым от неё. Гнилая идея свободного рынка в 90-х овладела умами масс и разрушила великую страну - СССР. Так что, в «форме всё содержание сидит» - профессор кафедры философии и философии истории М.В. Попов.

      Относительная гармония Формы и Содержания возможна, но это Состояние неустойчивого равновесия. Однако же и такую гармонию, за неимением никакой другой, следует считать Благом. «Благом» в этике и философии называется то, что заключает в себе определённый положительный смысл, а «Состоянием» - категория научного познания, выражающая процесс Изменения, Развития вещей и Явлений, который, в конечном итоге, сводится к изменению их свойств и отношений» (философский энциклопедический словарь, 1989 г.). Таким образом, Благосостояние, или состояние блага, не фиксирует благо в форме, только лишь, определённого перечня удовлетворяемых потребностей, а предполагает дальнейшее развитие влечений (потребностей) с изменением их свойств и отношений.
 
2. Конкретные формы противоречий в социальной материи.

      Древний философ Аристотель выделял три вида Блага: Благо телесное (физическое), Благо психическое (душевное), Благо социальное.

2.1. Единство и Борьба моментов Социального и Биологического.

      Социальная Форма движения материи через отрицание с удержанием (Снятием) включает в себя более простые формы движения материи: физическую, химическую, биологическую. Взаимодействуя с ними, она, согласно диалектической логике, вступает в бесконечное противоречие (конфликт), находится с этими Формами движения в Борьбе и Единстве.  Моменты никогда не существуют один без другого. Такое противоречие Объективно, то есть Вечно, и требует Диалектического Компромисса для своего Разрешения.
 
      В процессе движения Разрешения «биологическое» всё более проникает в «социальное» - социализируется. В свою очередь, «социальное» относится с всё большим уважением к моменту «биологическому». Различие между ними, сохраняясь, исчезает. В результате Становления (борьбы и единства) возникает новое качество социального Бытия с покоем, ясностью и гармонией. Социальное Бытие принимает в себя Бытие биологическое с отрицанием так, что сохраняет форму общественного Бытия. К примеру, жизнь – способ существования белковых тел (Ф. Энгельс). Никакого другого смысла у жизни, включая жизнь человеческую, нет.


Благо психическое

      Однако же, социальное Бытие – одухотворённое Бытие. Одухотворённость – такое качество общественной жизни, которое наделяет её Высоким Смыслом целесообразного существования. Жизнь человека без Смысла невозможна. Высокий Смысл жизни – это и есть Идеология.
Вывод: Жизнь – вообще Смысла не имеет, но жизнь человека без Смысла невозможна.  Надо дорожить жизнью не дрожа за неё.
 
      Смысл жизни нужен людям как дополнительный мощный стимул к преодолению трудной действительности. Он должен быть достижим постоянно и не должен быть исчерпан никогда. То, ради чего стоит жить, необходимо чётко и научно сформулировать Определением Высокого субъективно-объективного Смысла.  Субъективный Смысл должен отражать объективную Необходимость, поскольку «объективное» в социальном Бытии – это хорошо осознанное Всеобщее в диалектической связи с Единичным (конкретным).
 
      Только в этом случае, по Марксу, «идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой» и очень большим стимулом к преодолению трудной и опасной действительности. Только такая сила способна мотивировать на победу бойца на поле боя и рабочего на трудовые подвиги. В пример можно привести слова мудрейшего человека Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго: «Смысл моей жизни в самосовершенствовании и совершенствовании окружающего меня мира». Речь идёт о Развитии человеческой цивилизации. Альтернативы Движению Развития нет. Всё, что потеряло способность к Развитию, разрушается и погибает.
   
      Мой любимый учитель физкультуры любил повторять, что в здоровом теле – здоровый дух. Я ничуть не сомневался в его Абсолютной правоте. Это он привил мне любовь к физическим упражнениям и заботе о своём теле. Регулярные занятия вошли в привычку. Как известно, привычка – вторая натура. В то время я понял о физической культуре важную правду, но ещё ничего не знал об Истине. Уже будучи врачом с большой практикой я обнаружил правду другую: любовь к физической культуре (равно как и к Родине) не прививается в отсутствие Саногенного (диалектического) Мышления – мышления, рождающего здоровье, то есть без идеологии здорового образа жизни в качестве Момента государственной идеологии.
   
      Пришлось в очередной раз обратиться к истинным Умозаключениям древних мудрецов. Одно из них содержится в латинской поговорке: «Mons sano in corpore sano». В прямом дословном переводе на русский язык она звучит иначе, нежели в словах учителя: «Дух здоровый – в здоровом теле». Здесь открывается другая правда, противоположная первой. Здоровье тела начинается со здорового духа, с хорошо организованного сознания - с идеологии ЗОЖ. Таким образом, нам известны две противоположные правды в совокупности составляющие Истину. Социальное и экономическое благополучие государства начинается с идеологии как науки. Плохо, когда к власти в государстве приходят невежды, запрещающие государственную идеологию, жулики, воры и бандиты, разрушающие великую страну.
 
      Всем известно, что общественное здоровье физическое и психическое зависит непосредственно от социальных условий и противоречий. Отсутствие возможности в полной мере удовлетворить в социальной среде базовые биологические и высшие эстетические потребности значительно снижает качество человеческой жизни, создаёт избыточное по интенсивности и продолжительности состояние физического и психического напряжения, называемое дистрессом. В таких условиях в обществе неизбежно возникает большое количество психосоматических и психических заболеваний. «Все болезни от нервной системы, один сифилис от удовольствия» - утверждал заведующий кафедрой нервных болезней ПГМА, замечательный педагог и выдающийся оптимист профессор А.А. Шутов.

      Из зоны боевых действий в специальной военной операции России на территории Украины в мирную обстановку начинают возвращаться мобилизованные военнослужащие. Многие из них получили боевые раны и физические травмы. Кроме того, у них же проявятся сразу или через некоторое время психические нарушения и реактивные состояния (ПТСР – посттравматические стрессовые реакции), характерные для посттравматического стрессового синдрома (ПТСС).

       В большинстве случаев возникнет необходимость в медико-психологической реабилитации как самих участников СВО, так и членов их семей. У большей части психологов, исключая психологов военных и специалистов медицины катастроф, опыта реабилитационной работы при ПТСС нет. Задача создания службы доступной психологической помощи населению требует решения в самые кратчайшие сроки. Об этом говорил и Президент РФ В.В. Путин. Как же была устроена реабилитация участников боевых действий в Советском Союзе?

       Вот как об этом сказал военный психолог Михаил Решетников: «Основной реабилитирующей системой в СССР была мощная государственная идеология, и в этой фразе нет негативизма — она реально действовала и была эффективной. Второй составляющей было традиционно российское высочайшее уважение к защитникам Родины, частично утраченное в 1990-х, которое сейчас, к 2022 году, практически восстановлено. В качестве третьего фактора я бы назвал единство народа и его элиты, дети которых сражались и погибали наравне с рабочими и крестьянами. Добавлю также коллективизм — в его лучших проявлениях, а также традиционный семейный уклад. Не последнюю роль играла вера в Бога и привлекательный образ советского будущего».

Благо биологическое и социальное

       Мне памятна встреча с Трутневым Юрием Петровичем, который в настоящее время (с 2013 года) состоит в должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.  Тогда, в 1996 году, он был главой города Перми. В тот период времени, с 1985 по 1996 гг я активно занимался пропагандой трезвости и здорового образа жизни. В моих беседах, лекциях, семинарах и тренингах, в совместных мероприятиях со Всесоюзным обществом «Знание» приняло участие в общей сложности более 250000 человек.

       К тому времени, в рамках моей профессиональной деятельности в должности председателя Пермского краевого отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), в целом, уже сложилась концепция системного (идеологического) подхода к организации пропаганды трезвости и ЗОЖ. Речь идёт о саногенном мышлении – идеологии здоровья. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, принцип жизни, жизненная позиция, мировоззрение, философия и психология здоровья.

        Речь идёт также о достижениях отечественной психологии и о диалектическом подходе как основе социальной психотерапии. Юрий Петрович с пониманием выслушал основные положения концепции системного подхода к пропаганде ЗОЖ и организации психологической помощи населению, хотя это и не имело прямого отношения к актуальным направлениям его государственной деятельности. Впрочем, общественно-политическая ситуация в стране, в «лихих 90-х», никак не способствовала постановке и решению задачи такой важности. Очевидно, что Россия в результате отказа от государственной идеологии столкнулась с постперестроечно-посттравматическим синдромом в общегосударственном масштабе. Такой социальной апатии и депрессии не ожидал никто.

       Вот что пишет служба новостей «ForPost» в статье: «Власти пожаловались на уменьшение населения России: «Мы говорим — это беда». Рождаемость падает, смертность растёт, а население страны восполняется мигрантами. В России продолжается ухудшение ситуации с населением. В стране «20 лет демографический кризис нарастающим итогом». Это происходит «на фоне всего, что делается» властью для исправления ситуации, сообщила зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова. Она привела такие данные:

       В стране рождаемость уменьшилась на 25% за последние пять лет. Коэффициент рождаемости снизился с 1,7 до 1,5 на 1 000 человек населения (Росстат сообщил о снижении до 1,44). «И мы говорим, что это беда». Только при более высоком коэффициенте 2,1 возможно сохранение численности населения на одном уровне. При показателе 1,44 «необходимы меры кардинального характера» для улучшения ситуации, отметила депутат. В России в 2021 году — в сравнении с 2020-м — количество разводов увеличилось на 14%. «Отмечу ещё одну тенденцию: за 10 лет значительно снизилось количество браков, а количество разводов осталось практически на прежнем уровне. В 2011 году на 1 000 человек населения — девять браков, в 2021 — 6,3. А разводов как было четыре, так и осталось четыре», — добавила Анна Кузнецова.

       В стране сделаны 517 тысяч абортов в 2021 году — «37% от общего числа родившихся» в том году — и «это только то, что зафиксировано официальной статистикой», отметила вице-спикер Госдумы. Из РФ за рубеж вывезены «порядка 45 тысяч младенцев», рождённых в результате «уже остановленного на данный момент процесса суррогатного материнства в интересах иностранцев», сообщила Кузнецова, ссылаясь на «приблизительные расчёты». По её сведениям, в стране «на суррогатное материнство для иностранных граждан» расходовалось «14 миллиардов — денег из бюджета».

       Парламентарий также рассказала, что число детей-сирот в возрасте до 18 лет, находящихся в воспитательных колониях, увеличилось на 41% за 2020 год (по сравнению с 2019-м), хотя в целом количество сирот в России снижается. В стране число детских самоубийств увеличилось на 34% в 2021 году (по сравнению с 2020-м), отметила Анна Кузнецова, сославшись на Следственный комитет. «Ни в коем случае мы не можем при всех прочих вызовах, которые сегодня имеются и на которые активно очень старается наше государство отвечать, за спиной происходящих событий не дорабатывать те вещи, которые, казалось бы, исчезли из активного поля дискуссии, — сказала зампред Госдумы. — Действующие меры пока имеют догоняющий, к сожалению, характер».

       В числе многих причин продолжающегося ухудшения демографической ситуации в России эксперты-специалисты особенно выделяют:

1. Низкий уровень жизни;
2. Нестабильность экономической ситуации в стране;
3. Резкое и болезненное изменение экономического уклада (ультралиберальная догма свободного рынка – А. Зуев);
4.    Отсутствие возможности содержать детей и боязнь за их благополучие;
5.  Ухудшение здоровья нации и повышение смертности на фоне массового   потребления табака, алкоголя и наркотиков;
6. Повальная депрессия населения;
7. Высокий уровень насилия;
8. Ухудшение криминальной ситуации в зависимости от экономической ситуации;
9. Сомнительная работа правоохранительных и судебных органов;
10. Крах института семьи;
11. Широкая доступность абортов;
12. Регресс общественной морали;
13. Популяризация европейской идеи «чайлдфри».

          Специалисты, отметив потери населения России в 1991-2017 годы — 13,2 миллиона человек — и сопоставив их с потерями в Великой Отечественной войне, обратили внимание: механизмом предотвращения убыли населения остаётся внешняя миграция, в большей степени из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Украины. При этом, как отметили экономисты, анализ предназначенных для обеспечения социальной безопасности в РФ государственных расходов на здравоохранение, культуру и образование выявил проблемы с объёмом таких расходов, эффективностью использования бюджетных денег, достаточностью применяемых властью мер.

Вывод: Сложная социально-экономическая и катастрофическая демографическая ситуация в России определяется резким снижением уровня философской, идеологической и психологической культуры населения. В отсутствие целостной и научной картины мира размываются традиционные ценности коренного русскоязычного населения, утрачивается культура высокоорганизованного мышления, разрушаются высокие идеалы морали и нравственности, не развиваются, а деградируют высшие эстетические потребности в познании, общении и смысле жизни. В таком «потерявшемся» без государственной идеологии обществе «правит свой бал» полная бездуховность.

2.2. Единство и борьба моментов объективного социального противоречия.
 
2.2.1. Классовые противоречия и классовая борьба.

      История Становления человеческой цивилизации – это история борьбы классов. Движение от Неразрешённого Диалектическим Компромиссом классового конфликта к классовому Антагонизму – обычное дело. Рано или поздно такое противостояние, благодаря объективной Необходимости движения Развития Способа Производства и Производственных Отношений, всегда заканчивается Революцией и возникновением более совершенной общественно-экономической формации. Речь идёт об Объективном Противоречии, которое никогда не уничтожается, а переходит из одной формы борьбы Моментов («самодвижения содержания», по Гегелю) в другую. Это противоречие нельзя уничтожить, но можно Разрешить.  Следовательно, классовый конфликт интересов был и есть в новейшей истории России как капиталистической, так и бывшей социалистической, в составе СССР.

      В советском государстве была предпринята вполне успешная попытка сгладить указанное противоречие, путём устранения класса крупной буржуазии, в то время как с мелкобуржуазными проявлениями в сознании, в жизни, повседневной деятельности безыдейных граждан и обывателей справится не удалось. В итоге, гнилая, ультралиберальная Парадигма (догма) свободного рынка овладела умами масс и разрушила великую страну. К власти пришли жулики, воры и бандиты, которые разграбили общенародные богатства социально ориентированного государства. Это случилось потому, что самый прогрессивный рабочий класс за спокойно-зажиточные годы советской власти потерял классовое чутьё и навыки революционной борьбы.

      Всё произошло согласно диалектической логике: противоположности никогда не существуют одна без другой. К началу буржуазного переворота 1991 года в СССР уже не было больших социальных групп населения, которые характеризуются чёткими научными критериями классовой принадлежности. Однако же классовое противоречие в силу своей объективности никуда не исчезло, а продолжилось, можно сказать, в бесклассовом обществе. Оно стало проявляться в других формах социального взаимодействия. Таким образом, в современной капиталистической России происходит классовая борьба пока ещё в бесклассовом обществе. Истинное знание о неуничтожимом классовом противоречии, будучи конкретным, актуальным и действительным, в общественном сознании (в силу тотальной буржуазной пропаганды), стало относительным. По этой причине в России и нет государственной идеологии.
      
Классовая борьба в бесклассовом обществе

       Классовый конфликт с переходом в антагонизм классового противостояния социального бытия при капитализме – Объективное Противоречие. Сущность его проявляется в таком бытии противоречием между трудом и капиталом, но это, так сказать, общая формула, или форма. В действительности, в бытии, мы имеем множество других производных вариантов (форм) борьбы Моментов, которые создают социальное напряжение в обществе. Классовое расслоение людей, обусловленное отношением к средствам производства, конечно, можно ликвидировать их обобществлением и уничтожением классов.  Однако, то же имущественное разделение людей, их фактическое благосостояние и при социализме, различает их как более или менее имущих. Это зависит не только от наличия классов, но и множества других субъективно-объективных условий и факторов.

   Объективное противоречие взаимодействия между людьми в процессе производства материальных благ и их распределения, доведённое до классового антагонизма при капитализме, сохраняется и при социализме, выражаясь в имущественном различии отдельных людей и социальных групп. Таким образом, недостаточно того, чтобы уничтожить классы и на этом основании прекратить классовую борьбу. Необходимы постоянные дополнительные усилия, разрешающие объективное противоречие, связанное с конфликтом внеклассовых интересов.

        При социализме антагонистических классов уже нет, но есть социальные группы и отдельные лица со своим, в том числе, интересом к частной собственности на средства производства. Оказывается, что ещё не всякую собственность на средства производства можно отделить от частнособственнического интереса. Современная наука, более совершенная организация производства, становятся непосредственной производительной силой общества. Этот момент неразрывно связан с индивидуальным сознанием. Знание – не просто сила, а производительная сила общества.  В голове каждого человека его знания и его профессиональные навыки являются всегда частной собственностью на эти средства производства.                .   

       Объективное противоречие в развивающемся обществе, то есть в бытии, присутствует всегда и требует вечных усилий для его разрешения. Нет при социализме классового антагонизма, поскольку нет антагонистических классов и соответствующих им отношений, но есть противоречие между социальными объектами (группами), Отсутствие должного внимания к различию их интересов лишает людей и всё общество стимула к преодолению трудной и противоречивой действительности. Само собой разумеется, что, при таких обстоятельствах, когда нет ясно видимого врага и понимания того, откуда исходит опасность, в правящих кругах и всём обществе возникает социальная апатия и паралич воли.

       Производственные отношения и способ производства регрессируют до более простых, более примитивных и, потому, более устойчивых, в указанных обстоятельствах, форм. Следовательно, при социализме классовая борьба есть, и её нет, в том смысле, что её может не быть. Высокое качество жизни, более совершенная и, значит, более сложная организация социума требует значительных усилий, обеспечивающих устойчивость достигнутого уровня общественного прогресса. Прекращение классовой борьбы при социализме закономерно приводит к контрреволюции.

       Можно сказать, что классы присутствуют в любом обществе даже тогда, когда их нет. Противоположности в становлении бытия не исчезают и не уничтожаются, а разрешаются их снятием, то есть отрицанием с удержанием. Самые актуальные противоречия общественного развития, разрешаясь, отодвигаются на второй план,  и теряют свою чрезвычайную значимость. Разрешённые противоречия остаются таковыми до тех пор, пока общество создаёт для этого необходимые условия. Полёт самолёта с выключенными двигателями неминуемо закончится катастрофой. Мне думается, что И.В. Сталин именно это имел в виду, когда говорил об усилении классовой борьбы по мере движения к коммунизму.

2.2.2. Противоречие форм сознания (движений мысли, мнений) и их борьба за Содержание.

        Считается, что противоречие форм сознания и есть борьба идеологий. Пожалуй, это не так. Идеология, наука, да и сама истина – развивающиеся понятия. Истина, как известно, конкретна и всегда одна. Следовательно, все сложные понятия, содержащие в себе истину, развиваются как единое целое, то есть от целого к целому, но никак не от части к целому. Целое может позволить себе отрицание с удержанием и отрицание с разрушением, а часть целого – нет. Если часть целого Бытия отрицает его с разрушением, то такое Бытие нежизнеспособно и не имеет права на существование, оно недействительно. Форма контрреволюционного, господствующего буржуазного сознания на определённом этапе развития Советского Союза, который потерял способность сопротивляться своему отрицанию, уничтожила его. «Гнилая идея овладела умами масс» - д.ф.н., профессор М.В. Попов. «Истинное добро», должно уметь себя защитить, и тогда оно (целое) всегда побеждает зло (своё отрицание).
 
       Противоречие форм сознания здесь выступает как противоположность научного знания и невежества. Стройная система научных взглядов как целостная картина мира, поэтому, и есть идеология – развивающаяся истина, которая конкретна и всегда одна. Не может быть никакой другой идеологии, кроме научной и целостной системы взглядов. Буржуазная пропаганда не может быть идеологией, хотя и является формой сознания. Идеология – всеобще-конкретная, истинная форма сознания. Однако же невежественных, неистинных форм сознания (ошибок, иллюзий, заблуждений – «тараканов в голове) – «пруд пруди».

2.2.3. Диалектический компромисс.

      Компромисс – движение взаимных уступок. Он может быть формальным и диалектическим.

      Формальный компромисс не избавляет общество от социального противоречия и, соответственно, конфликта той или иной степени напряжённости, а откладывает Разрешение его на некоторый промежуток времени, после чего борьба оппонентов с новой силой вспыхивает вновь. Примером тому являются минские соглашения по Украине, закончившиеся специальной военной операцией. В итоге, победитель в настоящее время определяется на поле боя. Это позиция отрицания с отторжением и разрушением, то есть без какого-либо компромисса вообще.

      Диалектический компромисс предполагает Разрешение Объективного Противоречия взаимным движением во встречном направлении двух договаривающихся сторон, достижением (в самом важном) совпадения обоюдных интересов, проникновением Моментов одного в другой с исчезновением их разности (различия) как и самой причины конфликта. При этом возникает определённая гармония: простота, покой и ясность. Этот процесс Развития социального Бытия в философии называется Снятием. «Бытие так принимает в себя своё отрицание, что сохраняет форму Бытия» - Гегель. Диалектический компромисс возможен при условии высокой сознательности – способности к познанию и принятию Истины.

       Запад, в целом, во главе с США, дезориентированный глобальной (тотальной) эгоистической парадигмой (догмой, установкой) абсолютного доминирования и неизбежности капиталистического мирохозяйственного уклада, доводит до абсурда эту свою позицию.  Под видом и лозунгом демократии США, упрямо и цинично, не стесняясь в средствах достижения глубоко ошибочной цели, навязывают её всему миру: «У вас ещё нет демократии? – тогда мы идём к вам».

       Понятно теперь, почему буржуазная пропаганда «западных ценностей» к Идеологии как стройной системе научных взглядов не имеет никакого отношения. В современном российском государстве, к сожалению, нет с Западом идеологических разногласий (С.В. Лавров), потому что Идеологии нет ни там, ни здесь. То главное, чем занималась буржуазная агрессивная пропаганда («нищета философии») в последние, как минимум 100 лет, заключается в непрекращающихся попытках разложения и уничтожения научной идеологии.

      Диалектический компромисс – компромисс без компромисса, поскольку нет альтернативы движению Развития человеческой цивилизации, которое направляется и определяется научной идеологией с непрерывным революционным процессом и прогрессом. Д.к. – это умение и способность ко всякому компромиссу с противником, без единого компромисса с Истиной, с объективными законами движения Развития общества. В.И. Ленин был гением диалектического компромисса, не знавший ни единого компромисса с самим собой.

Анекдот, разъясняющий суть диалектического компромисса.

       Разговаривают две соседки. Одна спрашивает не скрывая «белой зависти»: «Ты со своим мужем прожила долгую и счастливую жизнь. Я ни разу не слышала брани в вашем доме и не видела семейных ссор. Как это у вас получилось?».
- Пятьдесят лет тому назад я вышла замуж. Мой молодой муж приехал за мной и моим небольшим скарбом на лошади. В дороге лошадь споткнулась и муж сказал: «Раз». Через некоторое время лошадь споткнулась во второй раз и он произнёс: «Два». Потом слез с телеги, подошёл к лошади и пристрелил её. Когда мы добрались до дома, супруг, между прочим, пояснил мне, что он здесь главный и так будет всегда. Я тут же ответила: «Нет» (глубокомысленное суждение автора: умная женщина всегда знает, когда надо замолчать, … но ведь она, зараза, не может).  Муж сказал: «Раз». С тех пор мы живём в мире и согласии.

      Я уверен, что проницательный читатель понимает: умный и вполне уверенный в себе глава вновь образованной семьи олицетворяет собой фактор Объективной Необходимости, осознанное подчинение которой становится важным условием внутрисемейной свободы с психологическим комфортом, развивающейся радостью, гармонией и счастьем межличностных отношений. Это ровно то, о чём говорил Ф. Энгельс, давая определение Свободы как осознанному подчинению Необходимости или, что то же самое, по К. Марксу, «господству над обстоятельствами со знанием дела». Однако же, нельзя Абсолютно отождествлять Объективную Необходимость, отражаемую научной идеологией, с государственными законами, конституцией и властью в силу их очевидной субъективности.

      Есть ещё одна «умная женщина», которая «не может». Это министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, заявившая, что «коллективный Запад» воюет с Россией. Эта внешне привлекательная представительница прекрасного пола в пылу воинственного русофобского задора не могла не сказать очевидную для западных политиков правду, за что и подверглась жёсткой критике со стороны своей «трусливой, но злобной и лживой стаи». У них там, в МИДе, не заморачиваются: можно всё сказать и тут же отказаться от своих слов. Тем более, что женщина и научная идеология – понятия не всегда совместимые.
 
       Д.к. – понятие сложное – диалектически сложенное из взаимосвязей понятий простых: Движение, Изменение, Противоречие, Борьба (тезис и антитезис), Отрицание, Отрицание отрицания, Становление, Единство, Снятие (Синтез), Истина, Развитие, Революция. 

О роли и необходимости научной идеологии в современном обществе

     Очевидно же, прямо как дважды два, что идеология определяет всю организацию общественного устройства. Это такая форма социального бытия, в которой,- как любит говорить доктор философских наук, профессор М.В. Попов,- всё содержание (всё общественное бытие)"сидит". Идеология - стройная система научных взглядов на мир, человека и общество. Она, словно компас, направляет сознание людей в соответствии с вектором научно-обоснованного и предвидимого ими развития государства и всей человеческой цивилизации.                .

  Движение динамично развивающегося общества происходит благодаря осознанию всеобщих законов развития в природе, обществе и мышлении. В высшей форме движения материи (в социальной материи) "объективное" - это хорошо осознанное "всеобщее" в диалектическом единстве с "единичным" (с конкретной действительностью). Такое осознание и отражение действительности делает жизнь конкретного человека и всего общества одухотворённой смыслом жизни и социальным идеалом, что является дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности и порождает индивидуальный и всенародный энтузиазм.                .

      Одухотворённость - такое качество человеческой жизни, которое наделяет жизнь человека и всё, что с ней связано высоким смыслом целесообразного существования. Классики марксизма-ленинизма утверждали, что "идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой". Сталин, считавший себя учеником Ленина, утверждал: "Без теории нам смерть". Буржуазная пропагандистская парадигма, господствующая в современном капиталистическом мире и России, в силу ущербности и "нищеты философии" на роль развивающей государство идеологии, никак не подходит. В том и проблема руководителей нашей страны, сознание которых искажено догмами либерально-рыночного фундаментализма.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ

Зуев Андрей Яковлевич
Управлять огромнейшей страной –
Это вам не на игле вязание.
РуковОдит мудрой головой
Системообразующее знание.

Кто находит верную причину,
Тот болезнь всегда искусно лечит.
Явный нигилизм большого чина
Нашу экономику калечит.

Гонящим Россию на убой
В фанатизме либеральных мантр,
Тем, кто так не дружит с головой,
Ставит свой диагноз психиатр.

       Нигилизм (от лат. - nihil — ничто), здесь, - субъективно,- спекулятивно-либеральная доведённая до абсурда позиция, отрицающая научные достижения высшей теории общественного развития – марксизма-ленинизма.

PS. Знание и воспитание подрастающего поколения должно быть системоориентированным, системоформирующим, системообразующим. Вместо того, чтобы создавать у учащихся целостную картину мира на основе совершенной государственной идеологии – стройной системы научных взглядов на мир, человека и общество, в школе преподаются отвлечённые от конкретной жизни абстрактные предметы. Стоит ли удивляться тому, что системные ошибки в отсутствие системообразующего знания совершаются и в высших эшелонах власти.

Об истинном и последовательном патриотизме

    Истинный и последовательный патриотизм несовместим с абсолютизмом и всеми его формами, к примеру, объективизмом, субъективизмом, волюнтаризмом, радикализмом, авторитаризмом, религиозным фундаментализмом и клерикализмом, релятивизмом, абстракционизмом, конкретинизмом и прочими понятиями, содержащими намёк или указание на полное отсутствие границ выражаемого ими смысла.               

   Истинный и последовательный патриотизм несовместим с классовым угнетением, лишением гражданских прав и демократических свобод, геноцидом, с отрицанием интересов, прав, политических свобод иных наций и малых народностей, с национализмом, шовинизмом, расизмом, фашизмом.               

  Истинный и последовательный патриотизм несовместим с социальными пороками, к примеру, с классовым эгоизмом и идеологией свободного рынка, с бедностью и нищетой, коррупцией, бюрократизмом и формализмом государственного аппарата, с популизмом, с пренебрежением к трудовому и интеллектуальному потенциалу российского народа, с терроризмом, бандитизмом, воровством, пьянством и наркоманией.                .
      
  Истинный и последовательный патриотизм несовместим с недостатками и чертами характера конкретной личности, к примеру, с глупостью и невежеством, безволием и пассивностью, склонностью к вредным привычкам, безнравственному и аморальному поведению, с индивидуализмом, нигилизмом, пофигизмом, скептицизмом и цинизмом. 
Определение понятия «патриотизм» для современной России


      Патриотизм – философская и политическая категория для обозначения активной гражданской позиции культурных и одухотворённых людей, выступающих за сильную справедливую государственную власть (диктатуру), действующую в интересах трудящегося населения с целью обеспечения его благосостояния, удовлетворения развивающихся, разумных потребностей и народосбережения.
   
Обобщение.

  Истинных патриотов в буржуазной России очень мало, но они есть во всех социальных группах, классах и партиях, на всех уровнях государственной власти. Патриотов мало, поскольку в буржуазном обществе господствует буржуазная пропаганда. Патриотизм, может быть, и будет массовым явлением только в Советской России при диктатуре трудящихся и социалистической демократии.

Понятия близкие по своему значению к научной философской категории «идеология»,
                будучи Моментами её

 «ИДЕЯ (греч.) - форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания, и практического преобразования мира. … для Гегеля И. является объективной истиной, венчает весь процесс развития. В марксистско-ленинском учении исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфической форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они – отражения действительности, верные или искажённые» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т. 20, с. 629).

       Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их Наличном Бытии, а в Необходимости и Возможности, в тенденции Развития. В.И. Ленин рассматривал Идею как высшую форму теоретического освоения действительности. … В И. происходит наиболее полное совпадения мысли с объективной реальностью, это Объективное и Конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения.
 
       Отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику идеи и её место в движении человеческого сознания. Таким образом, И. является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
 
       В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняющую роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

       В зависимости от своего содержания И, отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный прогресс, ориентируют общество на преодоление отжившего и установление нового, прогрессивного». – фЭС, 1989 год.   
Комментарий мой. – А.З.

О важнейших признаках прогрессивной идеи:

1.Идея – составная часть, момент, одна из важнейших граней научной идеологии.

2.Идея – рефлексия - специфическая форма отражения действительности, извлекаемая из опыта.
                3.Идея – высшая форма теоретического освоения действительности.

4.Идея содержит в себе Объективную Истину, которая Конкретна и всегда одна.
                5.Идея служит основой, синтезирующей знание в единую целостную систему (идеологию).

«ИДЕАЛ – (франц. ideal, от греч. – идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно И. представляет собой человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления». – фЭС, 1989 год.

«ИДЕЙНОСТЬ – приверженность к определённой целостной системе идей и духовных ценностей, и соответствующему социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная верность им в теории и на практике». – фЭС, 1989 год.

Комментарий мой. – А.З.

       Идейность есть внутреннее качество, основанное на единстве духовного смысла идеи, взятой в развитии, и практического конкретно-исторического осуществления её. И. неотделима от партийности, но не в смысле формальной принадлежности (хотя и не исключает её) к политической партии, а твёрдой убеждённости в истинности своей целостной картины мира. Идейность – одна из сторон правильного, хорошего воспитания. Без И. не может быть всесторонне и целостно развитой личности.
 
       «Такое единство невозможно у идеологий и социальных сил, противостоящих историческому прогрессу. Поэтому в каждую эпоху подлинная И. есть И. передовая, означающая духовную ориентацию и осмысленность всей жизни личности, которая сознательно выбрала приверженность прогрессивным силам своей эпохи». – фЭС, 1989 год.

 Комментарий мой. – А.З.

       Я считаю неправильным употребление понятия «идеология» в вышеприведённом абзаце из философского словаря, поскольку научная И. в принципе не может противостоять должествованию исторического процесса. Противоречит общественному прогрессу незрелая, неистинная, ошибочная жизненная позиция, к примеру, субъективизм (волюнтаризм). Однако она и не может называться идеологией.
«ИДЕАЛЬНОЕ – субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с.21)».

  «Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувствительные и мыслительные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. И. выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, И. приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом (Смыслом Жизни – А.З.) жизнедеятельности». – фЭС, 1989 год.

 Комментарий мой. – А.З. Сознание – не материя, но материальный феномен.

       И. как «высший продукт мозга» (Ленин) – необходимый фактор регуляции поведения. Преобразовательная деятельность людей изменяет их самих, в результате чего человек становится субъектом культуры, а в сознании его складывается богатство ценностей и идеалов. Формы сознания развиваются по своим законам, но вне деятельности человека они существовать не могут. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его…Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В.И., ПСС, т. 29, с. 194, 195).

       «В И. объективная действительность выступает в преобразованном виде, в силу чего становится возможным её осмысление в неадекватных, иллюзорных формах. … На уровне философского сознания одной из неадекватных форм является идеализм, который принимает И. за основополагающий принцип бытия и мышления, тем самым Абсолютизирует И., отъединяет его от объективной действительности, исторического процесса и реальной деятельности людей». – фЭС, 1989 год.
«ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. – идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. – фЭС, 1989 год.


       Источники и составные части современной идеологии

1. Марксизм. Три источника и три составных части (момента) его: английская политэкономия, французский утопический социализм, немецкая классическая философия.
2. Учение об идеологии, классах и теория классовой борьбы (Франция).
3. Учение об истине (Гегель, Маркс, Ленин).
4. Диалектический метод (наука логики) Г. Гегеля.
5. Диалектический метод К. Маркса.
6. Теория социалистической революции В.И. Ленина.
7. Теоретическое и практическое наследие И.В. Сталина.
8. Социальная философия (М.В. Попов и другие современные авторы-марксисты).
9. Социальная (диалектическая) психология и психотерапия.
10. Идеология здорового образа жизни (саногенное мышление). 
11. Гуманизм – гуманоцентрическая (антропоцентрическая) идеология - теория и практика, ориентированная на человека.