Записки русской путешественницы Омский марафон

Татьяна Соснина
Я не была на родине пять лет. Два года обещала подругам приехать в Омск, загадывала это на Новый год, но пандемия  помешала моим желаниям.Мешали и другие обстоятельства... Этим летом я решила ехать непременно!

Начали  планировать путешествие в марте. Сначала, поездом из Москвы в Самару, потом круиз до Волгограда, возвращаемся в Самару, и тогда - в Омск. Собирались вместе с мужем. Но поехала я одна.Дочь помогла мне купить билеты и забронировать гостиницу.В родном городе я могла бы жить у родных и друзей, гостиница мне нужна была , чтобы никого не обидеть.

Ночь перед отлётом провела без сна. Всё думала и представляла, как мне умудриться за пять дней повидаться с подругами, родственниками и убраться на могилах.Больше всего я боялась ходить одна на кладбища Там было безлюдно и темно от старых деревьев, которые разрослись за многие десятилетия.

Полёт прошёл нормально. Омск встретил меня жарой, горячим степным ветром с песком.
Водитель, который вёз меня до отеля, имел утомлённый вид, разговаривал по телефону, вёл машину крайне беспечно. После моего жёсткого замечания, он нахмурился, но телефон свой перестал разглядывать.
Наконец - отель. Тихий центр, улица Пушкина, окна номера выходят на берег реки Оми. Я не успела переодеться, как раздался звонок.Звонила подруга Лена. Она уже была у дверей моего отеля. Лена принесла мне ромашки и васильки. Её букетик стоял на столике перед кроватью и радовал меня своей красотой и свежестью все дни, которые я проведу в Омске.
С Леной мы пошли осматривать окрестности. Рядом нашёлся большой торговый центр, в котором мы поели пиццу. Позвонила подруга Марина, она отругала меня за номер в отеле и настаивала, чтобы я жила у неё или провела хотя бы ночь перед отлётом в Москву. Я была рада всем её предложениям, но у меня были свои планы. Мне предстояло выполнить всё задуманное, для этого  нужно было действовать быстро.
Сегодня у меня - день приезда, я никуда не успею, я никуда не спешу, я гуляю с подругой по родному городу.
 Лена показала мне уютный дворик на улице Ленина. Во дворике располагались рестораны и магазины. Место называлось "Камергерский переулок", прямо как в Москве! Омский "Камергерский" вобрал в себя всё лучшее сразу: Москву, Италию, Францию и Санкт - Петербург! Красиво, стильно и дорого. И мы захотели  в нём задержаться, отпраздновать встречу через  десять лет разлуки.Заказали по бокалу "кьянти". Наступила вечерняя прохлада, жаркий июньский день клонился к закату. Я проводила подругу на остановку и вернулась  на улицу Пушкина. Завтра нам предстояли встречи, встречи радостные и печальные. У нашей подруги Иры умер отец, мы договорились приехать на прощание. Завтра все встречаемся в "Доме Памяти".

Утром позавтракала в кондитерской , купила цветы и стала вызывать такси. Свободных машин не было.Позвонила Лена и подсказала мне другой телефон, такси приехало быстро. В "Доме Памяти" встретились: дети, родители, преподаватель и бывшие студентки.Прощание было тихим и светлым. На поминках говорили, вспоминали тепло: папа Иры  в молодости играл за футбольную команду "Иртыш", работал на заводе, вёл "Группу здоровья", читал полит - информации, на пенсии был частым гостем "Музыкального театра". Прожил хорошую долгую жизнь.Официантки  стали торопить. шёл поминальный поток, нас попросили освободить зал.Стали прощаться, подошли к маме Иры. Прощаясь, она улыбнулась, она улыбнулась той  своей улыбкой, которая вернула меня в юность, сделала немного счастливее, вспомнился перрон омского вокзала.  1980 год, наши мамы провожают нас на яблоки.
Так улыбаются королевы и кинозвёзды шестидесятых. Так улыбалась красавица Изольда Извицкая.

Расставаться мы не собирались. Пошли по местам нашей студенческой юности. Вспоминали: из фонтана на Тарской таскали вёдрами воду для уборки учебного корпуса. А вот бывшее кафе "Чудесница", здесь мы ели самые вкусные бифштексы с яйцом и зелёным луком. Спустились по ступенькам к старому корпусу Мед академии, за углом было когда - то фото - ателье, там делали свои выпускные альбомы.

Марина с Леной повели меня в  любимый ресторан, там можно было попить кофе и отдохнуть от жары. Мне рекомендовали попробовать здесь фирменный десерт в виде розочки, но я выбрала коктейль со льдом.
Проводили Лену и пошли с Мариной выбирать подарки моим племянникам.Выбрали духи для моей крёстной дочери. Надо было ехать в Нефтяники, я должна навестить  свою тётю. Марина провела меня по ближайшим магазинчикам, я купила пирожных и фрукты для тёти Нади. Тётя ждала меня , была мне рада. В её доме я останавливалась, когда приезжала в Омск несколько лет назад Тётя Надя отметила свой девяносто первый день рождения, была в здравом уме и твёрдой памяти, но уже боялась самостоятельно выходить на улицу. Ей тяжело готовить, помогают племянницы, она их называет "мои девчонки". Они её называют - "тётка" .Одной "девчонке" - семьдесят, другой - шестьдесят.Сын живёт  в Москве, приезжает часто, но у него работа и жизнь там, далеко от родного дома.
Я не стала утомлять свою милую тётушку долгим присутствием, поехала в отель, дала обещание зайти ещё раз перед отъездом.
Из окна новёхонького троллейбуса видела большие торговые центры, построенные в старом районе города совсем недавно.Работал кондиционер и кондуктор. Такое милое сочетание старого и нового!

Перед самым закрытием заскочила в "Детский мир", купила машинку для сына своей племянницы и мягкую игрушку для её дочки. Надо было поужинать. Я выбрала знакомое название и зашла. Знакомый интерьер, привычное меню... Я сделала заказ , мне позвонила дочь, она хотела узнать как у меня дела. Сделав краткий отчёт о втором дне пребывания, приступила к пасте с грибами. Завтра начинался мой "Омский марафон", осталось три дня, чтобы осуществить то, ради чего я сюда приехала: посетить могилы родных, встретиться с родными и друзьями.

Наступила среда. Сегодня запланировано одно кладбище и две встречи. Со мной согласилась поехать Лена - моя дорогая подруга, её добрый муж взял на себя всю работу по даче. а нам подарил - три дня свободы!
Утром я нашла новое место для завтраков. Мне там понравилось всё: надписи на стенах, вкусный кофе и бутерброды.Надо будет сюда обязательно зайти с Леной!
Лена пришла ко мне в отель, дежурная помогла нам вызвать такси. Быстро нашла своих. Они теперь все вместе: мама, бабушка и тётя Тамара. Мы убрали сухие листья и сломанные ветки, я вытерла паутину с памятника и оградки, расставила цветы.Остановилась, обвела взглядом "фамильный склеп" - порядок! Надо будет сделать общий памятник.

Пошли с Леной на остановку.Жара и пыльная дорога заставили пересмотреть мои планы на сегодня. В планах было: заехать сразу после кладбища к сестре.Я даже взяла подарки детям и племяннице,но решила вернуться в отель, принять душ и переодеться. Лена согласилась зайти со мной в кафе, где я была утром.

Заказали чай и пирожные. Рассматривали рисунки и надписи на серых стенах, гадали: " Кто этот седой старик?" Я предположила: "Энштейн, наверное"В кафе зашла молодая пара с большим серым догом.У дога была перевязана лапа. Молодые люди заказали себе мороженое, а собаке - воды.Официант принёс большую железную миску с водой, пёс жадно пил, потом расположился у ног  хозяев и закрыл глаза. Мне так понравилось отношение  к собакам и людям в этом кафе! Мы решили обязательно узнать название сего места. Разговорились с Леной о любимых книгах. " У Бредбери есть описание летнего вечера. Только,  вот где? Вспомнила  - это "Вино из одуванчиков"! Там есть ощущение счастья !" С чего меня, вдруг , понесло на Бредбери... Лена поддержала и мы продолжили разговор о загадках старика Рея. Это нас надпись на стене подвигла, она была о книгах и о счастье. Вышли из кафе, попытались прочитать название ( оно было на английском).Там было что - то про хлеб. Лена пошла меня проводить до отеля, продолжая разговор про "Вино из одуванчиков", и тут, меня осенило: "Кафе называется "Бредбери", - тихо произнесла я. Седой старик на стене играл с нами, заставил разгадывать свои загадки. "Так вот почему мы вспомнили про "Вино из одуванчиков", - смеялась подруга. Она была в шоке от моего "открытия".Кафе "Бредбери" станет нашим любимым местом, туда мы будем приводить : дочек, внуков, друзей. Я успокоилась, решила довериться судьбе и Рею. В этот день я везде успела, вручила подарки племянникам, посидела в их вагончике.Они разобрали свой старий дом, пока строили
 новый, жили  во времянке. Познакомилась с младшими представителями нашей фамилии. Они были мне рады, угощали чаем, а вино осталось в морозилке. И к лучшему, потому что сразу  от них, я поехала к сестре Свете. Там тоже были племянники. дети племянников. Мы пили шампанское, разговаривали по телефону с сестрой, которая  живёт в Италии, рассматривали старые фотографии и вспоминали, вспоминали ...Этой ночью я не вернулась в отель, утром меня туда привезла сноха Светы - Алина.
Пыталась немного поспать, но ничего не получилось. Позвонила подруге, она ждала меня, чтобы поехать на кладбище к моему папе , там же похоронены её родители. На небе собирались тучи. Успеть бы до дождя! Папу я нашла, но только начали прибираться, на голову нам упали первые крупные капли дождя.Лена раскрыла зонтик, чтобы укрыть меня, но ветер вырывал зонт у неё из рук.Я поставила розы и хотела открыть пиво, которое так любил папа, но тут ударил гром, началась гроза.
Лена понесла пакеты с сухой травой к контейнерам, а я поставила банку с пивом , положила конфеты, печенье и стала спускаться на дорогу. Дождь намочил глину, я поскользнулась и упала навзничь, зонтик вылетел у меня из рук. Осторожно поднялась и пошла догонять Лену. По моим грязным джинсам подруга поняла. что я скатилась с насыпи. Добежали до здания администрации, решили там переждать ливень.Под водостоком Лена пыталась отмыть меня от глины, меня и мой зонтик, который тоже пострадал Только гроза утихла, Лена повела меня к своим родителям.Мысленно я просила: "Только не глина!" Не хотела ещё раз упасть в грязь.Обходили большие лужи, но размокшая глина постоянно встречалась на нашем пути. Шли балансируя, как по канату.Добрались до папы и мамы Лены, и опять начался дождь.Навели порядок , вымокли до нитки. Вышли на дорогу, чтобы уехать в город. Я очень переживала, что таксист не посадит нас в машину, таких грязных! Но всё обошлось, таксист подвёз к самому дому.
Дома у Лены я приняла горячий душ, подруга положила в стиральную машину мою грязную одежду, мне дала свою, переодеться. Тут с дачи приехал муж Лены - Володя. С ним мы не виделись очень долго, лет пятнадцать.Володя привёз с дачи : вишню, смородину, клубнику - всё чем богата омская земля. Мы ели вкуснейшую отварную сибирскую картошку со свежими огурчиками, пили коньяк и пели: "А годы летят! Наши годы ,как птицы летят! И некогда нам обернуться назад." Мне было так хорошо среди близких мне людей! Нас объединяла наша молодость, наши дети и наш город. Лена и Володя поехали меня провожать. Мы мчались по вечерним улицам Омска и вспоминали: "Вот здесь мы гуляли! А здесь - учились" У каждого был свой Омск - город первой любви.
В номере я согрелась и быстро уснула. Завтра была пятница - день перед отлётом в Москву.Можно было ещё что - то успеть, а можно - ничего не успеть. Но я успела. Долго водила подругу Лену по аллеям мемориального кладбища. У меня был выбор, ехать или не ехать сюда. Здесь похоронены родные мужа, и он обещал приехать сюда осенью, навести порядок. Наша дочь строго мне наказала побывать здесь, я сдержала слово и теперь бродила по мокрой траве, цепляясь за ветки деревьев, приходя в отчаянье. Вспомнила про старый ориентир - памятник электрику, в виде вышки ЛЭП. Нашла двух электриков, но не тех. Позвонила мужу, тот отправил меня в администрацию кладбища.Директор был в своём кабинете, он быстро нашёл по компьютеру нужное нам захоронение. кликнул помощника, но у того начался обеденный перерыв.Тогда директор сам вызвался быть нашим сопровождающим.Быстро привёл к тому самому электрику. Пока мы с Леной , выбиваясь из сил, искали: бабу Лизу, Нину, Риту и Виктора Михайловича, нам звонила подруга Ира и спрашивала: "Когда ставить курицу в плиту?". Мы обещали заехать после кладбища к ней на обед.Я поблагодарила директора, заплатила ему за труды.Он обрадовался: "Пойду и я, пообедаю!" Мы быстро поработали, возложили цветы и поехали к Ире. Пришла Марина, она была настроена решительно: увезти меня к себе домой на ужин. Нам опять было хорошо вместе, мы вспоминали дни нашего студенчества, смеялись, вспоминали живых и ушедших.Тут мне позвонила тётя Надя и напомнила мне о моём обещании : зайти перед отъездом. Уезжать не хотелось, но Марина напомнила про ужин,  и мы поехали с ней сначала к моей тёте. Обещания следует исполнять!
Такси, дорога, объятия, поцелуи. тётя передала подарки и мы отправились домой к Марине.
  Пока Марина хлопотала на кухне, я разговаривала с её мужем Сашей.Потом посидели с ней , говорили, говорили , надо было наговориться на много лет вперёд. Когда ещё даст Бог свидеться!Саша вызвал мне такси до отеля. Уже стемнело. В отеле собрала вещи, сдала номер. Теперь - к Лене и Володе. Позднее чаепитие, три часа сна и подъём!До аэропорта домчались за пятнадцать минут. Мои друзья вручили мне коробку с вишней и смородиной. Проводили меня на посадку и поехали домой.На самолёт, который увозил меня в Москву, они смотрели с балкона.Лена вела съёмку, а Володя комментировал полёт.
Я делала круг над городом, в котором мне было так тепло. Начиналась суббота, люди собирались на дачи, варили варенье, пили кофе. Город жил своей жизнью.

Пять дней, пять ночей, бесконечные воспоминания!Интересно, дочь повторит мой "Омский марафон" в сентябре. Отель "Пушкин", уборка на кладбищах, поиск своих, встречи...Пять дней, пять ночей... И целый мир воспоминаний!