***

Лара Смирнова
Милая Ксения!

Благодарю за то, что привлекаешь меня к экскурсиям по Москве. Поверь, мне очень нужно передать свои знания и опыт твоим ученикам, потому что сейчас такое время, когда надо воспитывать их в любви к Родине и, главное, в понимании того, в чем необычность и сила России. А поскольку мы живем в Москве, то через постижение пространства столицы, через названия улиц, имен и биографий людей, которые жили в Москве, мы можем решить вопрос самоидентификации твоих подопечных.
Предлагаю раз в месяц (желательно по субботам) встречаться в центре Москвы и совершать наши путешествия. Только надо сразу сказать детям, что это будут не просто экскурсии, а совместная работа по открытию столицы и людей, которые ее строили и прославляли. А для этого ученики должны будут заранее готовиться к тому, что их ждет: предположим, мы идем на Остоженку. Будет дано предварительное задание: посмотреть на карте расположение улицы, наиболее знаменитых людей, которые на ней жили, стили домов, построенных на ней. Ходить нужно будет с тетрадью (планшетом) и записывать опорные слова, которые впоследствии пригодятся им для составления квеста, кроссворда,  видео, презентации об улице, знаменитых людях, домах, стилях и т.д.
Я тебе рассказывала, что создала программу «Жизнь русского слова». Так вот я постараюсь адаптировать ее для путешествий по Москве, т.е. рассказ будет строиться, как  диалог с детьми через ономастику (науку об именах) и через топонимику (науку о названиях мест). Например, кто основатель Москвы?  Юрий Долгорукий. Есть ли в группе Юрии? Далее мы знакомимся. Так вот, что значат  имена детей, я рассказываю. А потом спрашиваю, знают ли они имена правителей Москвы, имена знаменитых москвичей из истории, кто из них были тезками учеников. Ономастика и топонимика рассказывают о картине мира людей, строивших Москву: во что верили, чего хотели достичь.  За этим постепенно начинается своеобразное «размыкание кругов»: думая над названиями мест, дети включают воображение и начинают осмыслять историю. Далее будут символы, знаки окружающего мира, которые появились не просто так, а в соответствии с логикой истории России.
Предлагаю (пока!) такой маршрут путешествия по Москве.

Месяц Место Ключевые слова Задание ученикам
сентябрь Красная площадь и
Александровский сад Москва, Красная площадь, Кремль, кром, Юрий Долгорукий, Византия, летопись, крепость, храм, икона,  зодчий,  «ласточкины гнезда», Фрязины, Дмитрий Донской, Иван III, Софья Палеолог, Либерия, Иван Грозный,   радиально-кольцевая планировка, Лобное место, стиль, Смута, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, памятник, символы, Манеж, грот и т.д.

Октябрь Китай-город Название «Китай-город», улица, Никольская, Ильинка, Варварка, Славяно-греко-латинская академия, Заиконоспасский монастырь, псевдорусский стиль, Торговые ряды, Биржа, солнечные часы, Михаил Ломоносов, Дмитрий Покровский и т.д.

Ноябрь Волхонка, Остоженка, Пречистенка

Декабрь Театральная площадь, Петровка, Кузнецкий Мост, Столешников пер.

Январь Площадь  Лубянка, ул. Большая и Малая Лубянки, Сретенка, Бульварное кольцо – Рождественский и  Сретенский бульвары), Мясницкая

Февраль Маросейка, Покровка, Хитров рынок, Котельники, Солянка

Март Замоскворечье: Пятницкая, Большая и Малая Ордынки, Третьяковская галерея, музей А. Н. Островского, музей Тропинина, Большая Полянка. Якиманка

Апрель Тверская до площади Маяковского, Ямские-Тверские улицы, Большая Садовая, Патриаршие пруды, Спиридоновка, Бронные улицы

Май Арбат и переулки (от м. Смоленская в сторону м. Арбатская), потом по Бульварному кольцу в сторону Чистопрудного бульвара (останутся Покровский и Яузский бульвары)


Это предварительная программа. Подумай над ней, посоветуйся с родителями и учениками. Может быть, у них будут другие предложения: кое-что сократить, может быть, по предпочтениям на что-то обратить большее внимание, на что-то – меньшее. Москва большая. Остаются Кусково, Царицыно, Останкино, Нескучный сад, Воробьевы горы и т.д. Может быть, дать возможность самим ученикам вести свои экскурсии с играми, квестами и т.д.