Чехов. Из русской жизни. 25. 04. 2023

Ольга Немежикова
СЦЕНЫ РУССКОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Литературно-музыкальная композиция «...Из русской жизни» (25.04.2023) по рассказам А. П. Чехова «Дачники», «Розовый чулок», «Антрепренёр под диваном», «Баран и барышня», «На чужбине», «Хористка», «Комик», «В потёмках», «Из воспоминаний идеалиста», «После бенефиса».

Режиссёр-педагог — профессор кафедры мастерства актёра С. А. Гурьева.

Художественный руководитель курса — заслуженная артистка РФ, профессор И. Б. Калиновская.

ДАЧНИКИ. Большего упоения друг другом среди благодатной природы трудно вообразить! Варя (Елизавета Опалева) заливается птичкой, воспевая окружающий рай, Саша (Борислав Носатов) осведомляется о вещах неподдельно приятных — съестных припасах и ближайшем меню... «Так хорошо, что даже невероятно!»

И вдруг! В эту чудную идиллию на ночь глядя прибывает поезд, открываются двери, и на станцию сыпется горохом выводок шумных и прожорливых родственников! Тётушка (Алёна Хорошая) с заправским артистизмом разыгрывает лёгкость вторжения, от которого брачный кораблик молодожёнов опасно качается и поскрипывает… Да что за беда! «Пожалуйста, без церемонии!» Чтобы жизнь раем не казалась! Ишь, разнежились тут! Развели пастораль!

Дежурное «милости просим» подбитой парочки наводило на мысли самые житейские, из которых пожелание «чтоб вы все провалились» было самым невинным…

РОЗОВЫЙ ЧУЛОК. Пока Сомов (Филипп Ярушин) от скуки не знает, куда себя деть, Лидочка (Александра Шарапова) строчит листок за листком с величайшим азартом! Она просто чёрт знает что испытывает в захватывающем акте писания! Сомов откровенно ей завидует, и рука сама тянется к эпистолярному шедевру, который Лидочка доверчиво отдаёт.

Хлопая глазками, Лидочка что-то ожидает… Ведь чтение отменно захватило супруга! Сомов тут же забыл о скуке, мысли пришли в движение, лицо его оживает, на нём проступает оторопь, с удивлением он отрывает взгляд от пространного сочинения… Взгляд человека, мир которого пошатнулся... Лидочка смотрит на своего бога, молитвенно доверившись ситуации.

Тактичность не входит в штатный список добродетелей Сомова. Он, прижив деток, впервые увидел жену сквозь каракули с кляксами, и это зачем-то прискорбно его озадачило. Зайка в розовых чулочках оказалась тупее тупых! Какое ...несоответствие положению! Нет, это возмутительно и ни на что не похоже!

Услышав обидный вердикт, Лидочка затряслась от отчаяния… Бедняжка в толк не могла взять, как теперь быть, куда бежать и что делать… Да в чём она виновата?! За что?! За что он её обижает?!

Ситуацию спас добрый обед. Вместе с выпитой водкой к Сомову вернулось благое расположение. Впрочем, и хорошенькая Лидочка, дура дурой, а аргументы представила самые здравые. Да и Сомов на сытый желудок решил, что лучше Лидочки жены всё равно не придумать!

В ПОТЁМКАХ. От одуряющей пустоты жизни нервы Марьи Михайловны Гагиной (Алёна Хорошая) окончательно развинтились. Сон её лишь название, бессонница лютует от каждого чиха, и страхами полнится ночь.

На беду к кухарке её пожарный пришёл, но Марья Михайловна решила, что в окно залез вор. Залез, конечно, за серебром из буфета, а то, неровен час, и с топором. Марья Михайловна с маниакальной настойчивостью будит супруга, товарища прокурора Гагина (Александр Оленцов). Он смертельно хочет спать, у него здоровый сон, а она посылает мужа на подвиг — гнать вора! Когда до Гагина, наконец, дошло, что от него хотят, он спокойно попытался донести до супруги естественность ситуации, освящённой традицией. Но Марья Михайловна просто вскипела! Во что превращён её дом! Это… это невыносимо! Гагин немедленно должен выгнать нахала, пресечь подлый разврат! Вон, срочно вон! Циничные традиции — через её труп!

Бедный Гагин, спать ему не дают… Ну что он скажет Пелагее? А вот то пусть и скажет! Базиль, извольте идти! Извольте идти, или я падаю в обморок!

Это какой-то крест, жена-психопатка… И Гагин пошёл. Кухарка божилась, что сраму такого не видывала, что некому её защитить, что каждый может обидеть... Тогда Гагин вспомнил про халат, который отдал кухарке почистить, и вернулся в халате. Успокоил жену, мол, нечего наговаривать на дурищу Пелагею, лучше сама полечись.

Однако скоро супруги начали нервно принюхиваться. Что за наваждение? Откуда тянуло дёгтем, луком, щами? Батюшки! На плечах Гагина болталась шинель пожарного!