Священник Петр Грушевский. 1931-1933 гг

Владимир Пузиков
Грушевский Петр Васильевич родился 1 октября 1878 года в селе Журавском Александровского уезда Ставропольской губернии. Его отец – Грушевский Василий Петрович, 1851 г. р., уроженец села Грушевского, в 1867 году окончил Ставропольское духовное училище, служил псаломщиком в Михайло-Архангельской церкви села Журавского. 23 января 1898 года Епархиальное начальство определило его псаломщиком к церкви села Высоцкого. 6 июня 1907 года он уволился за штат по состоянию здоровья. 28 сентября 1908 года Василию Петровичу назначили пенсию в размере 33 рубля 33 копейки в год, а в 1909 году он умер.
 
Сестры Петра: Агриппина, в 1907-1908 учебном году училась в 5-м параллельном классе Ставропольского Епархиального женского училища; Мария, в 1909-1910 учебном году училась в 1-м штатном классе этого училища. Обучались они на казенный счет. Петр Грушевский окончил церковно-приходскую школу, поступил в Ставропольское духовное училище, которое окончил в 1894 году. Остался жить в городе Ставрополе, работал в аптеке, с 10 февраля 1901 года служил псаломщиком в церкви села Суркульского, с 26 апреля 1906 года в станице Тверской. В 1907 году ему выплатили пособие 15 рублей от казачьего войска. В 1915 году в возрасте 36-ти лет Петра мобилизовали в царскую Армию. Служил в городе Кутаис ратником второго разряда в 15-м запасном полку, затем был переведен в город Батум в Кубанскую дружину. За хорошую службу его направили в город Тифлис в школу прапорщиков. Петр, окончив школу с присвоением низшего офицерского звания, получил назначение на должность прапорщика в Самарскую дружину.

В сентябре 1917 года Петр уехал в отпуск в село Журавское, дома заболел. А в это время в России произошла Октябрьская революция, поэтому он к месту службы не вернулся, остался дома. В декабре 1917 года получил место псаломщика в селе Султанском Александровского уезда. В январе 1918 года на Ставрополье была провозглашена Советская власть. С весны возникло яростное противостояние белых и красных, началась кровопролитная, братоубийственная гражданская война. Советам церковные служители мешали строить новую жизнь, началось на них гонение.

Священник Иван Карагачев в сентябре 1918 года Петру Грушевскому сказал:
- Вы знаете, большевики нас собираются убить! Давайте отсюда убегать.
Как раз в эти дни, 9 сентября в селе Благодарном открылся, а 10  сентября в селе Новоселицком продолжил работу фронтовой Съезд по созданию регулярных Красных войск Ставропольской губернии. Город Ставрополь с 21 июля 1918 года находился в руках Добровольческой армии. Псаломщик Петр Грушевский, у которого в роду отец, дядя и двоюродный брат служили в храмах Ставропольской губернии, долго не раздумывая, принял предложение Карагачева. Он лишь уточнил:
- А куда пойдем?
- Нам дорога одна… К генералу Деникину, в Добровольческую!

На том и порешили. На рассвете вышли из Султанского в направлении на город Ставрополь. В районе немецкой колонии на занятой белыми территории беглецы были задержаны казачьим конным разъездом. В штабе белых с ними долго не разбирались, так как священника Карагачева хорошо знали в губернском городе. Тут же им нашлась служба. Петра Грушевского назначили священником в Корниловский конный полк. Довелось ему поучаствовать в боях с красными на Кубани и Северном Кавказе, выбивать Таманскую армию из города Ставрополя.

Белый генерал П. Н. Врангель в своих воспоминаниях о гражданской войне в книге «Записки» писал: «…14 ноября по новому стилю Корниловский конный, 1-й Уманский и 1-й Запорожский полки овладели Ставрополем. 19 ноября – бои у села Михайловки. Захвачен обоз и 1000 красных пленено. 20 ноября – бои у Дубовки». [36]

У Дубовки был разбит 3-й советский пехотный полк, которым командовал наш земляк Тучин Федот Савельевич. Изрядно поредевший Корниловский конный полк был выведен на отдых и пополнение в город Екатеринодар. Когда в феврале 1919 года Северный Кавказ был полностью занят белыми, Петр Грушевский из Добровольческой армии демобилизовался и вернулся в село Султанское, продолжил служить псаломщиком в местном храме. С января 1920 года по направлению Епархии он служил псаломщиком в селе Мирном Благодарненского уезда.

В феврале 1920 года белых со Ставрополья изгнали, в селах начала восстанавливаться Советская власть. До начала апреля причты церквей действовали в обычном режиме, совершали религиозные обряды, проводили венчания, регистрацию младенцев. 9 апреля 1920 года был организован подотдел ЗАГС при отделе Внутреннего управления Благодарненского уезда и функции регистрации Актов гражданского состояния отошли к нему.

18 июня 1923 года Петр Грушевский получил сан священника и был направлен в Покровскую церковь села Казгулак. В 1924 году органы ОГПУ его арестовали, обвинили в участии в гражданской войне на стороне белых, в контрреволюционной деятельности против Советов в 1918 году. Приговор был достаточно мягок – три года ссылки. Но Грушевский воспользовался слабым надзором за осужденными гражданами, из ссылки бежал в город Ставрополь, служил в одном из храмов. В 1927 году его вновь арестовали, осудили на шесть месяцев лишения свободы.

С 1928 года Петр Грушевский служил священником в храме Николая Чудотворца в селе Летней Ставке Туркменского района, с марта 1930 года вновь в селе Мирном. В октябре 1931 года новое назначение – священником в Михайло-Архангельскую церковь села Сотниковского. Петр Грушевский проживал с женой Прасковьей Никитичной и племянницей жены Якименко Анной Васильевной. Жена занималась домашним хозяйством, а племянница работала в Прикумском хлопкосовхозе. Хлопок на Ставрополье созревать не успевал, ему не хватало солнечных дней. Поэтому, не раскрывшиеся коробочки убирали в ноябре-декабре, в холодную погоду, морось и при заморозках. За два осенне-зимних сезона Анна, не имея хорошей обуви и теплой одежды, получила серьезное заболевание – ревматизм рук и ног.

1932-й год оказался на Северном Кавказе засушливым, неурожайным. Население голодало два года подряд. В 1932 году в голод умерла мать Петра Грушевского – Прасковья Даниловна, проживавшая в селе Николина Балка Петровского района.
В эти годы Советские исполнительные органы и комитеты ВКП(б) активно проводили массовую сельскохозяйственную коллективизацию, вели агрессивную антирелигиозную пропаганду, закрывали и рушили храмы. Церковнослужители и верующие прихожане с болью в душе и сердце переносили трагические дни для православия. Естественно, среди населения действия власти осуждались. В свою очередь Северо-Кавказский комитет ВКП(б), крайисполком, органы ОГПУ искали виновников голода и неудач в осуществлении экономических, социальных и политических мероприятий советской власти, проводили репрессии против бывших белогвардейцев, казаков, кулаков, священнослужителей.

В начале 30-х годов Михайло-Архангельский храм был закрыт, а затем и разрушен. Священник Петр Грушевский в июне 1933 года из села Сотниковского вернулся в село Мирное. 22 декабря 1934 года группа оперативных сотрудников Благодарненского районного отдела НКВД арестовала священника Петра Грушевского. Он обвинялся в антисоветской деятельности. В этот же день его лично допросил начальник райотдела НКВД М. А. Половнев. Он поинтересовался: - Гражданин Грушевский! На какие доходы живете Вы и ваша семья?

- Средств от церкви я не получаю. Семья моя существует на помощь верующих прихожан. Других источников доходов у нас нет, - ответил Петр Васильевич. Помолчав, добавил: - Как дальше будет решаться оплата труда церковных служителей, я не знаю. Храмы повсеместно рушат, занимают под клубы, зернохранилища, машинно-тракторные станции.

- Но Вы еще и племянницу каким-то образом кормите?
- Племянница жены живет с нами, но не на моем иждивении. Анна сирота, обходится своими доходами. По причине болезни в сырую погоду она работать не в состоянии. А вот весной и летом зарабатывает в колхозе и у единоличников на полевых работах. Бывает, что нанимается на поденную работу в дома зажиточных крестьян. Но таких хозяев становится все меньше. Да это и опасно, нанимать батраков, власть признает тебя кулаком и сошлет в спецзону.
- Вы знаете служителей культа Григорьева и Карагачева?
- Да, я этих священников хорошо знаю.
- Они признали себя членами контрреволюционной, антисоветской организации по Александровскому району, - сообщил подследственному Половнев.
- Я в 1920 году из Александровского района, тогда еще уезда, выехал. Служил в Благодарненском, Петровском, Туркменском районах. Ни в каких организациях не состою.
- А вот протокол допроса попа Карагачева. Он дает показания на Вас, как на активного члена подполья. Вы признаете это?
- Нет, не признаю. Это ложь, оговор, - ответил Грушевский.
- Поп Григорьев также указывает на Вас. Вы в списках активных, непримиримых контрреволюционеров.

Подследственный уверенно отрицал свое участие в контрреволюционной деятельности.
- Раз так, гражданин Грушевский, будем проводить очные ставки, - решил начальник райотдела НКВД Половнев. Затем он полистал одно из дел, которых более десятка лежало у него на столе, и сказал:
- Гражданин Грушевский! Вы и против колхозного строя вели пропаганду. Вот в седьмом томе следствия на листах 301, 303, 305 и 313 члены контрреволюционной организации дали на Вас показания. Зачитываю: «…Грушевский вел систематическую контрреволюционную агитацию, призывал единоличников не вступать в колхозы, внедрял в окружающую среду изуверские взгляды об антихристовой сущности колхозов». Что Вы на это скажете в свое оправдание?
Грушевский молчал.

Половнев, назвав несколько фамилий свидетелей, проходивших по делу, продолжил:
- Полагаю, Вы этих людей хорошо знаете. Они дали показания, что Грушевский «…распространял контрреволюционные слухи и будировал население против мероприятий Советской власти».

Восемь месяцев Петр Грушевский находился под следствием, в конечном итоге свою вину в преступлении, предусмотренном Статьей 58 по пунктам 10 и 11 Уголовного Кодекса СССР, признал. 31 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР рассмотрело дело № 5837 о священнике Грушевском Петре Васильевиче, 1878 года рождения, офицере, служившем у белых, ранее судимом. Совещание постановило: Грушевского Петра Васильевича за участие в контрреволюционной организации – сослать в Красноярский край сроком на пять лет, считая срок с 22 декабря 1934 года. [37]

***

Память о Михайло-Архангельском храме.

В селе Сотниковском о Михайло-Архангельском храме напоминает поклонный крест, мемориальная плита с надписью:

«Сей крест установлен к 2000-летию Рождества Христова на месте разрушенного в 30-е годы Михайловского храма».

В 2017 году на месте разрушенного храма была возведена Часовня в честь Архангела Михаила, Архистратига. Средства в сумме около 3-х миллионов рублей выделил СПК колхоз «Гигант».