Люди-лемминги

Виктор Еремин
1.

Если спросить у любого обывателя, кто такие историки, ответ будет однозначный: это специалисты, занимающиеся изучением прошлого человечества. В подробности никто вдаваться не будет. И правильно сделают.

Если обратиться к профессиональным историкам, то их можно подразделить на несколько категорий. К самым распространённым категориям относятся популяризаторы и обслуживающие.

Популяризаторы, это наиболее низкая и самая распространённая категория. Они популярно рассказывают об исторических событиях широкой публике. Кто лучше, кто хуже. Каждый согласно его знаниям и таланту. Особенно яркий сегодня историк-популяризатор в нашей стране — Евгений Юрьевич Спицын. Я, скажем, тоже отношусь к этой категории — не изучаю, а только пытаюсь популяризировать отдельные исторические события и в их свете — биографии исторически значимых людей. Источниками моих знаний являются преимущественно труды обслуживающих историков.

Обслуживающие историки — не унижение и не оскорбление. Это учёные, которые собирают по крохам исторические знания, коплектуют их, анализируют и публикуют результаты своих трудов. Одним словом, создают базовую основу исторической науки. Примером обслуживающих историков могу назвать несхожих между собою по технологии работы отечественных историков. Труженик архивной работы — недавно почивший Юрий Николаевич Жуков, выдающийся аналитик фактов — Николай Николаевич Платошкин.

Высшей категорией являются истинные историки. За всё время существования человечества их были единицы, совсем как библейских пророков. И имена этих историков широкой публике преимущественно не известны. Да и незачем их знать. Сегодня таких историков в мире наверняка нет. Не те времена, не то человечество, чтобы родились подобные мудрецы.

О ком речь? Истинный историк стоит над глобусом Земного шара — ткни пальцем в любую точку и назови любой год. И он скажет, что в том году происходило в назначенном месте, почему происходило именно так и каковы были последствия. Клянусь, ни один обслуживающий историк, включая всех академиков и докторов наук отдельно и вместе взятых, на подобное не способен. И в этом не их вина, такова недостижимая грёза многих историков. Отдалённый, но хотя бы как-то напоминающий это заявление пример: знаменитая книга Игоря Всеволодовича Можейко (Кира Булычёва) «1185 год». Рассказы о том, что происходило в разных странах мира в 1185 году. Бесспорно, увлекательное повествование, но не более.

Впрочем, для истинных историков конкретные события маловажны, они лишь вешки при наблюдении масштабных явлений. Историческая наука тем и сложна, что процессы развития человечества не подчинены каким-либо незыблемым законам (кроме законов диалектики, конечно). Человечество неукоснительно подчинено ТЕНДЕНЦИЯМ РАЗВИТИЯ — НАПРАВЛЕНИЯМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА. Потому что естественному отбору и выживаемости в зависимости от изменений подлежат на только индивидуумы, но и сообщества. А это означает, что давно пора осознать и принять факт — все мы ЛЮДИ-ЛЕММИНГИ, все существуем и движемся в жёстких границах не зависящих от нас объективных  тенденций развития выживающего общества человечества — стада людей-леммингов. И все мы вместе взятые есть частички субъекта естественного отбора. Такова метафизика существования человечества (т.е. изначальные основы бытия биологических организмов, данные им при переходе из состояния неживой природы в состояние живой природы).

Я имею в виду, конечно, не строго научную биологию леммингов, а сложившееся во времени народное представление о них, как о безоглядно бегущих неизвестно куда, неизвестно по какой причине многомиллионных потоках живых существ — их зовёт и влечёт нечто, ни им, ни нам неведомое. В действительности в природе с леммингами такого не бывает. При этом они, неразумные, существуют в условиях естественного отбора.

Тем неприятнее осознавать, что и разумное человеческое общество подлежит естественному отбору; и качество и смысл всех процессов, в нашем обществе происходящих, в конечном итоге определяются (оцениваются) естественным отбором. Чванные рассуждения некоторых недалёких болтунов о человеке — покорителе природы, оставим на посмешище этому естественному отбору, вряд ли нас милующему. Просто ещё не случилось достаточное накопление отрицательных качественных изменений. Естественный отбор — процесс очень длительный. Другое дело, что время для нас ускоряется с небывалой прежде быстротой.

2.

Настоящие историки живут и мыслят именно в парадигме людей-леммингов. Отдельный человек, личность для них есть ЛИШЬ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛОГО — общества, подлежащего естественному отбору. Как личность отдельный человек интересен историкам прочих категорий и не интересен самой истории. Любой. Даже самый выдающийся. Потому что каждый из нас помимо своей воли либо соответствует, либо не соответствует общей тенденции развития, что позволяет или не позволяет продолжить своё существование и существование своего потомства. Это соответствие-несоответствие не способно разрушить границы тенденции, оно способно только разрушить или уничтожить движущееся в границах тенденции целое, если оно перестаёт соответствовать требованиям тенденции. При этом природе безразлично, разрушится целое или нет, таких целых у неё много, в самых разных вариациях. Разрушатся одни, на их месте она сотворит иные. Свято место пусто не бывает. Это проблема конкретного целого — сохраниться и развиваться в границах тенденции. А задача истинных историков — наблюдая общий ход исторических процессов в судьбе человечества, выявлять эти общие тенденции и доносить их до людей-леммингов, чтобы старались соблюдать разумное выживание в установленных свыше границах.

3.

Я пишу эту статью в преддверии православной Пасхи 2023 г. Напомню слова из Пасхального тропаря (торжественного гимна):

Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ.

Здесь в сконцентрированном слове выражен смысл всего выше сказанного мною о тенденциях и людях-леммингах. С точки зрения православия, только душа человека (в отличие от плоти) бессмертна, и только души, взращиваемые через телесные муки, интересуют Бога — они либо грядущие ангелы, либо падшие в гиену огненную предатели надежд Господа. Ведь треть предыдущих ангелов были совращены Люцифером, восстали против Бога и низвергнуты в ад в обличии бесов. Или кто-то не знал, что бесы — те же ангелы? Только ангелы, козни в сем мире творящие.

С того времени человеки стали для Бога сосудами, испытанием которых взращиваются новые, благие ангелы. И бывшие ангелы — бесы, вынуждены помогать Ему в этом. Люцифер же на грядущем Страшном Суде над душами должен выступить главным прокурором грешников. А потому мучеников в нашем земном понимании для Бога не существует, есть испытуемые, ибо муки тела — это лишь испытание души. Причём каждому даны муки по силам его бессмертной души. Нет мук человеческих, есть истязания испытуемых.

4.

Этим отступлением в православную религию я подвожу к главному вопросу метафизики нашего бытия: ЗАЧЕМ? В отличие от пресловутых КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ПОЧЕМУ? — вопрос «ЗАЧЕМ так происходит?» для нас, скоротечно смертных, практически не разрешим. Бесспорно одно: в данном случае для людей он имеет мистический, даже инфернальный  характер. Но от этого первостепенный характер его не теряется. Вопрос этот охватывает вообще всё сущее и биологическую часть природы в особенности. Сегодня конечный ответ на этот вопрос (как от всей мировой философии, так и от всех религий) незамысловат и однозначен: а ПРОСТО ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ. Даже история с христианскими ангелами сводится к такому ответу.

Наука знает, КАК происходит естественный отбор. Наука пытается, но не может ответить на вопрос: ЗАЧЕМ именно так происходит естественный отбор. Просто он так происходит: неудачное, случившееся в процессе стихийной мутации и не выдержавшее конкуренции либо в своём роду, либо с иными силами, отмирает, положительное и конкурентоспособное — закрепляется, остаётся и передаётся из поколения в поколение по наследству. Мутации происходят случайно: у сущего нет ни цели, ни заранее поставленных задач. Понятие СУЩЕЕ я пользую здесь из уважения к читателю и вкладываю в него обобщающий смысл, т.е. это и Бог для верующих, и природа для атеистов, и материя для философствующих неверующих (приверженцев второго начала термодинамики).

Такой ответ мог бы удовлетворить в случае, если бы естественный отбор и мутации не касались ВСЕГО РАЗУМНОГО человеческого общества В ЦЕЛОМ — стада людей-леммингов. Не отдельный человек, даже не отдельная личность, но ВСЁ РАЗУМНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕЛИКОМ как единая сущность периодически (или постоянно?) проходит через естественный отбор не только в русле своих особых, но параллельно и общих тенденций развития природы. Есть ли у нас конкурент, соперник — мы не знаем. Но человечество соперничает внутри себя. И в случае неудачной мутации, спровоцированной этой конкуренцией (а мутации общества в целом есть удел изучения настоящих историков), человечество непременно издохнет. И никакие причитания и моления нам не помогут. Давно пора осознать и усвоить тот факт, что человечество лишь один из многочисленных вариантов существования сущего, и если его не станет, сущему от этого никакого вреда не случится — на нет и суда нет. У него есть ещё бесконечное число вариантов бытия. И разум вовсе не означает, что именно он необходим в этом мире. Осознать это сложно, но не признавать это — глупо. Тем более, что вечной жизни для плоти нет и никогда не будет.

Людям-леммингам не стоит впадать в гордыню. Те же процессы происходят и с биологическим миром в целом. И с природой в целом тоже. Осознать и представить это мы можем. Но вот ЗАЧЕМ подобное происходит, объяснить никто не в силах. Самое большее, люди способны фантазировать только о перспективах и запросах людей. Основополагающим выражением таких запросов является экономика, которая демонстрирует, чего требуют люди от сущего — частично это жизненные потребности людей-леммингов, но в значительной мере это эгоистичные желания оборзевшего (наглого, зарвавшегося) разума. Последнее есть характерное свойство разумного ЖЛОБА.

Чего ожидает от людей сущее, леммингов не интересует. А ведь сам факт выживания и существования стада людей-леммингов определяется именно ожиданиями сущего от людей-леммингов, поскольку именно эти ожидания являются подлинным критерием естественного отбора. И к экономике они никакого отношения не имеют. Экономика — внутренняя проблема человеческого стада. На том и потерпел крушение революционный марксизм-ленинизм, поставивший во главу угла экономику и производственные отношения. Посредством них можно решить ряд внутренних проблем человеческого стада, но требуемого сущим дальнейшего развития биологической природы в лице разума не происходит. Стадо людей-леммингов нынче замерло, бессильное преодолеть черту врождённых и приобретённых биологических инстинктов. Другими словами, человечество уже перестало соответствовать требованиям тенденций своего развития, а потому вынуждено будет уйти с исторической арены бытия. Тот факт, что преодолеть барьер инстинктов люди-лемминги бессильны, очевиден.

5.

Сии абстрактные рассуждения подводят к конкретике нашей жизни, позволяющей ощутить границы и направления движения тенденций (т.е. необходимых для дальнейшего выживания мутаций) в судьбе современного разумного человеческого общества людей-леммингов. Либо эти мутации будут соответствовать требованию тенденций, либо человечество издохнет — и туда нам и дорога.

Поскольку я историк-популяризатор, могу высказать только предположения о версиях некоторых настоящих историков относительно биологических инстинктов, преодоление которых единственно даст возможность дальнейшего развития разума, но преодолеть которые люди-лемминги никогда не смогут. Они свидетельствуют о том, что разделять людей и живую природы только по причине наличия у человека разума не следует, это глупо.

Мы знаем, что основополагающим врождённым стержнем выживания порождений живой природы (включая стадо людей-леммингов в целом) является ЖЛОБ. Ярче всего он выражен в народной присказке: всякая тварь гребёт под себя, одна курица-дура — от себя. Но и курица не такая уж дурра, это лишь кажется, что гребёт она от себя, а в действительности тоже к себе. На базе ЖЛОБА  в процессе естественного отбора в большом ряде видовых представителей биологического мира выработался врождённый инстинкт заботы о потомстве — чадолюбие. Есть он и у человека.

Когда мы поставим вопрос конкретно: — каково его наиболее важное в условиях естественного отбора выражение в стаде людей-леммингов? — бесспорно, начнутся сентиментальные причитания о любви матери к дитя и о тех невыразимых словом чувствах, которые вспыхивают в женщине в мгновение первого прикосновения губок новорожденного к её соску и т.д. Всё это мило, красиво, относится к отдельному человеку и личности. В разумном же обществе как целом, в стаде людей-леммингов этот инстинкт выразился в наследстве и порождённой им сословности (передаче потомкам по наследству социального положения). Вот три биологических инстинкта — фундамент непреодолимого в развитии стада разумных людей-леммингов: 1) ЖЛОБ (как личный, так и общественный); 2) чадолюбие, частично выраженное в наследстве, прежде всего материальном; 3) сословность.

6.

Метафизикой биологической природы являются непрерывное движение и развитие. Однако, при ближайшем рассмотрении разумная биологическая сфера прекратила своё развитие чуть ли не с первых дней своего существования, напоровшись на названный выше непреодолимый фундамент врождённого ЖЛОБа. Постижение человеком и обществом окружающего мира не есть развитие природы человека, но есть форма выражения ЖЛОБа человечества в целом. К дальнейшему развитию сущего оно никакого отношения не имеет и никаким тенденциям не соответствует. Если внимательнее присмотреться к известной нам истории человечества, вся она сводится к попыткам преодоления непреодолимого природного фундамента, поскольку дальнейшее развитие разумной материи возможно лишь при этом условии. Именно этот процесс и является определяющей сам факт продолжения существования людей-леммингов тенденцией развития. Не сможет человеческое стадо преодолеть барьер непреодолимого пока фундамента, будет вышвырнуто сущим посредством естественного отбора на помойку небытия.

Начальной попыткой дальнейшего развития разумной материи стали идеи коммунизма, которые были даны человечеству изначально, но не сформулированные и разрушенные ЖЛОБом. Позднее они возродились преимущественно в религиозном толковании, т.е. в обманной форме. Вслед за религиозными проповедниками и стихийными движениями по образцу таборитов, появились светские философы-утописты.

Однако и эти начальные попытки дальнейшего развития разумной материи были прерваны с рождением марксизма, сосредоточившегося на поиске компромисса между личностным и общественным врождённым ЖЛОБом и намечавшимся научным пониманием тенденций, в которые людей-леммингов загоняет сущее. Маркс искал компромисс через материальное бытие, через экономику. Однако поскольку такой компромисс невозможен — врождённый ЖЛОБ не позволит, идеи марксизма потерпели крушение, а вместе с ним рухнули в бездну всеобщего скептицизма тысячелетние идеи коммунизма. Разум изничтожает самое себя!

То, что нынче происходит в левых движениях в целом, никакого отношения к развитию разумного стада людей-леммингов не имеет. К сожалению, у нас в стране болтуны-интеллектуалы типа Б.Ю. Кагарлицкого или М.В. Попова блистают эрудицией, катаются по миру в гости к таким же зарубежным «теоретикам» и «организаторам» и морочат молодёжи головы красивыми терминами и обанкротившимися теориями. Ведь в случае с гибелью СССР произошло открытое столкновение непреодолимого природного ЖЛОБа и намерений людей-леммингов преодолеть его и далее развиваться в границах данной сущим тенденции развития. ЖЛОБы разгромили фанатиков — борцов за выживание человеческого  стада.

7.

Нельзя отрицать тот факт, что люди многократно пытались вывести человеческое общество на путь дальнейшего развития, преодолев фундамент непреодолимого. Но всякий раз фундамент этот становился ещё более непреодолимым. Первыми претерпели катастрофу в борьбе против ЖЛОБа табориты в XV в. Однако они дали толчок к пониманию, что преодоление непреодолимого природного фундамента возможно только через революцию. Альтернатива революции эволюция — есть губительная фикция, умерщвляющая сам факт развития людей-леммингов, загоняющая их в жернова естественного отбора.

Мировая буржуазная революция победоносно состоялась в несколько этапов. Она была направлена против приобретённого инстинкта сословности и потерпела сокрушительное поражение от ЖЛОБа, ещё более укрепив ту самую сословность, против которой боролась. О двух других её сторонах и речи нет — революционеры их изначально только крепили.

Мировая социалистическая революция, направленная против всех трёх сторон непреодолимого фундамента, началась в Китае с восстания тайпинов. Это был её первый этап. Именно он открыл главную особенность социалистической революции — в отличие от буржуазной, она направлена против врождённых инстинктов людей-леммингов, она будет завершена только тогда, когда состоится качественное перерождение присущих людям и человеческому стаду биологических свойств! Но именно этого требует от людей-леммингов сущее. Если люди не смогут переродиться, мы будем уничтожены естественным отбором как очередная неудачная версия развития.

В какой форме выразится это самоуничтожение, мы не знаем. Пока что всё чётче вырисовывается Армагеддон — несколько войн-матрёшек. Причём убийственной станет гражданская война внутри стада людей-леммингов. Внешний войны не носят столь яростный характер, чтобы человечество самоуничтожилось. На такую силу взаимной ненависти (когда теряется инстинкт самосохранения вида) могут носить только гражданские войны.

Вторым этапом мировой социалистической революции стала революция в России, начавшаяся в октябре 1917 г. Длилась она гораздо дольше тайпинского восстания, но стала великим уроком для всего человечества. При этом у историков сложилось несколько версий времени её завершения.  Всё зависит от того, какие выводы из революционных процессов делает исследователь.

Исходя из субъективных факторов развития революционного процесса, видимо, надо согласиться с тем, что социалистическая революция в СССР завершилась 10 мая 1945 г. — в день кончины потенциального преемника И.В. Сталина Александра Сергеевича Щербакова.

На начальном этапе социалистической революции великую роль играют мудрые, сильные волей фанатики идеи, не подверженные неодолимому фундаменту люди во власти — люди новой формации. В революционном СССР рядом со Сталиным таких было двое: А.С. Щербаков и А.А. Жданов. Оба умерли (или погибли?) при весьма странных обстоятельствах. Щербаков — 10 мая 1945 г., Жданов — 1948 г. Щербаков был умнее, талантливее и моложе Жданова, сам Сталин именно его рассматривал как своего преемника. Смерть обоих оставила Иосифа Виссарионовича без преемника. Революция без преемственности во власти обречена на гибель.

И в самом деле, после 10 мая 1945 г. СССР стал быстро перерождаться в квазисоциалистическое государство компромисса коммунистической идеи с неодолимым фундаментом. Происходило это на глазах Сталина, старик метался в поисках опоры, но физиология людей-леммингов была сильнее. Даже хуже: уже при Сталине ЖЛОБ и чадолюбие возродили сословность в духе капиталистической, но усугублённой диктаторской властью.

Сословность-то и удушила остатки социалистической революции в СССР. Приверженцы марксизма (а таковыми являются даже ярые его хулители-экономисты) по-прежнему ищут корни происходящих процессов в экономике, т.е. в классовой теории, а не в биологии — в ЖЛОБе, чадолюбии и сословности, полагая её второстепенной, подчинённой разуму. Забавно, но не более. Смешивать классы, которые определяет отношение людей-леммингов к орудиям производство, с сословиями, которые определяются биологией человека-лемминга, с одной стороны, наивно, с другой стороны, злонамеренно. Такое смешение есть прямой путь в жернова естественного отбора.

Особо показательным примером сословности в советском обществе стали трусость и паскудство большей части сословия высшей советской интеллигенции, с энтузиазмом гадившей на идею коммунизма и её проводников и сторонников (а точнее, на русский народ и на проклятую ими «Рашку») в 1980-х и 1990-х гг. Насосавшись до отвала народной крови социалистического общества, эта болтливая вша высшей интеллигенции переползла на капиталистическое тело злосчастных людей-леммингов и по-прежнему (а точнее, с удесятирённой энергией) сосёт из нас блага исключительно для себя.

Прошло более 30 лет, и только сейчас ответом на их сопли по «России, которую они потеряли», стала народная гордость победоносной Россией, которую мы обрели в облике СССР. Не слишком ли поздно? Естественный отбор ещё не дал нам окончательный ответ.

А мировая социалистическая революция продолжает своё (надеюсь, победоносное) шествие по планете Земля. Или наше стадо людей-леммингов уже утратило своё право на дальнейшее существование? Ответить на этот вопрос не берусь — и стыдно, и совестно, и обида гложет.