Проповедь в день памяти апостола Марка!

Роман Овчаренко
В 27 году до Рождества Христова, Египет и большая часть Северной Африки были покорены Римской империей. В северо-восточной части Африки была создана провинция Киренаика (территория современного государства Ливия), которую объединили с островом Крит в Средиземном море. Эта была достаточно богатая область, которая успешно занималась торговлей, хранением и пересылкой грузов. Центром провинции Киренаика был город Кирена. Это город-порт, и потому он был мульти-национальным. Все это не могло не сказаться на его облике. В городе были развиты все ремесла и науки. Здесь родился знаменитый географ античности Эратосфен. Но это еще и родина апостола и евангелиста Марка.
Итак, в городе Кирене в благочестивом еврейском семействе родился мальчик, которого нарекли Иоанном. История не сохранила нам имя его отца, возможно он рано умер. Но мы знаем, что маму звали Марией, и что она была очень образованной и предприимчивой женщиной. После кончины мужа, Мария решила не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию и образованию сына. Понимая, что воспитать истинного иудея в чисто римском городе не получится, она принимает достаточно тяжелое решение покинуть родные края и навсегда перебраться в город Иерусалим, чтобы быть поближе к своему народу и святыням. Что и было сделано. В Иерусалиме Мария купила большой дом, который еще не раз будет упомянут в Евангельской истории . Из родственников этого семейства следует отметить также дядю Иоанна, который был родом с острова Кипр и звался Иосией (он был левитом из колена Левина), а позже названный апостолами Варнавой и ставший одним из 70 учеников.
В Иерусалиме Мария нашла лучших учителей для своего сына, и он начал получать религиозное образование у раввинов. Иоанн вместе с матерью очень рано стали учениками Христа. Всё семейство признало Мессию во Христе и удостоилось чести предоставить Господу горницу для последней пасхальной вечери. В связи с этим многими из древних и новых толковников допускается, что именно Марк был тем юношей («;;;;;;;;;»), который, завернувшись по голому телу в покрывало, следовал за взятым Христом и затем нагой скрылся из рук воинов (Мк. 14, 51 – 52).
Нельзя сказать, что при жизни Христа на земле, Иоанн (Марк) был самым приближенным к нему учеником, и все же этот апостол знал Спасителя лично, а также много общался с его учениками. Из всех учеников апостол Иоанн (Марк) особо сблизился с апостолом Петром, потому тот так трогательно и напишет о нем в дальнейшем: «Марк, сын мой…» (1 Пет. 5, 13). При обращении Иоанн получил новое имя – Марк (с лат. «Marcus» переводится как «иссушенный», или «увядший»), и именно с этим именем он прославится как величайший христианский учитель.
Были в судьбе Марка и ошибки. К примеру, когда апостол Павел позвал его с собой в миссионерское путешествие, выяснилось, что привыкший к неге городской жизни, и к ее удобствам, Марк совершенно не был готов к тяготам и лишениям, отсутствию комфорта. Апостол Павел с гневом отослал неженку обратно домой. Но урок судьбы был получен. Следующими опекунами Марка станут апостолы Варнава (родной дядя Марка) и, наконец, апостол Петр (фактически духовный отец апостола Марка). Именно в общении и обучении с этими апостолами Марк окрепнет для самостоятельного миссионерского служения.
По Преданию, апостол Марк основал христианскую церковь в Египте, и сделал город Александрию центром Христианской Африки, став ее первым епископом. Здесь же в Александрии им было основано первое в истории христианское училище, которое дало нам таких учителей Церкви, как Пантен, Климент Александрийский, Ориген и Дионисий Александрийский. С миссионерской проповедью апостол Марк бывал и в своих родных краях в Ливии, и даже углублялся в центр Африки. Христианская проповедь апостола Марка жутко раздражала язычников города Александрии. Вскоре они напали на него во время богослужения, избили его, и проволокли по улицам города, а затем бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в суд, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Мученическая кончина апостола и евангелиста Марка относится к 68 году от Рождества Христова.
Евангелие от Марка самое короткое среди всех благовестий Нового Завета, в нем всего 16 глав. И, судя по всему, оно было написано на греческом языке вскоре после евангелия от Матфея. Наиболее вероятным временем создания данной книги являются 60 – 70-е годы I века. Многие библеисты склоняются к тому, что свое евангелие апостол Марк написал, опираясь на воспоминания своего духовного отца – апостола Петра. Эти утверждения не лишены истины. Папий епископ Иерапольский писал следующее о евангелии Марка: «Марк был истолкователем Петра; он точно, хотя и не по порядку, написал всё, что запомнил из сказанного и совершенного Христом. Ибо он сам не слушал Господа и не следовал за Ним, но позднее, как я сказал, он сопутствовал Петру, который говорил наставления согласно потребностям слушателей и не собирался производить распорядок речей Господних, – поэтому Марк ничем не погрешил против истины, записав немногое так, как он запомнил. Ведь его исключительной заботой было ничего из слышанного не опустить и не исказить чего-нибудь в нем». Профессор Н. А. Глубоковский писал об апостоле Марке так: «Вся его миссия состояла в истолковании, в уяснении их (событий земной жизни Спасителя) для обширного круга людей. В этом отношении он двойник апостола Петра и сливается с ним по авторитету до нераздельности, как эхо с самим голосом».
Евангелие от Марка, в отличие евангелия от Матфея было ориентировано на христиан из язычников. Вот почему в этой книге практически отсутствуют ссылки на Ветхий Завет, а также дается подробное описание некоторых иудейских обычаев Палестины. Слог апостола Марка в евангелии очень живой и выразительный. Создается впечатление, что он сам присутствовал в тех или иных событиях. Такое выдумать нельзя, этому тексту хочется верить.
Евангелие от Марка начинает со строк о Предтече Христовом – Иоанне Крестителе. Так же евангелист делает особый акцент на чудесах и великих делах Господа, видимо, чтобы поразить воображение язычников и укрепить их веру. Больше половины книги уделено последним дням жизни Спасителя. Греческий язык Евангелия от Марка – не литературный, а скорее разговорный, в нём присутствуют семитское влияние и отдельные латинизмы. Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом – исцеление глухого косноязычного и исцеление слепого в Вифсаиде; а также две притчи: о посеве и всходах и об ожидании хозяина дома. На иконах апостол и евангелист Марк символически изображается со львом. Этим подчеркивается, что он хотел изобразить царское достоинство Христа.
Почтим же память великого апостола молитвой. С праздником, дорогие друзья.