Обоснование актуальности перехода на СО, Часть 1

Владислав Пантелеев
УДК 371

Обоснование актуальности перехода на самостоятельное образование в России
Владислав Львович Пантелеев, эксперт-аналитик, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, panvld@mail.ru

См. также https://www.academia.edu/107901329/

Статья посвящена обоснованию актуальности и необходимости массового перевода учащихся средней школы на самостоятельное обучение. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод теоретического и практического анализа статистической, педагогической, психологической, социологической, научно-методической литературы. Результатом исследования является критический взгляд на перспективы применения системы образования в свете последних достижений научно-технического прогресса. Приводится обоснование применения самостоятельной формы обучения и раскрываются её основные принципы.
Ключевые слова: образование, семейное, дистанционное, самостоятельное обучение, средняя школа

Человек рождается с индивидуальной конструкцией полей головного мозга, при этом, разброс по массе в норме может составлять примерно от 0.8 до 2.1 килограмма. На многократные количественные различия накладываются качественные [1]. В результате получается, что с точки зрения структурных различий мозга популяцию можно разбить на различные биологические виды. Поборники национализма, идей классового неравенства и однообразного обучения по единым учебникам и программам [2] могут выдохнуть, поскольку индивидуальная изменчивость мозговых структур кратно выше национальной и даже расовой[1].
Для реализации одарённости человека на потенциал его уникального мозга должен быть наложен серьёзный самостоятельный многолетний труд, направленный компетентными, уважаемыми, лояльными к ребёнку и совместимыми [3] с ним взрослыми [4]. Проговариваем эти постулаты потому что часть педагогов и психологов до сих пор уверена в том, что дети одинаково обучаемы, вопрос сводится к выбору единой грамотной учебной программы и учебников [2].
Итак, результатом такого труда должно стать освоение учеником базового набора знаний и навыков и, как следствие, формирование стройного логически и грамотно окрашенного этически понятийного аппарата. Это позволяет приготовить его к наиболее активному периоду его жизни, сделать его биологически успешной, творчески эффективной и по итогу – наполненной счастьем и созиданием личностью.
Поскольку формирование потенциала гениальности предполагает наличие большой нейронной массы в одних строго определённых мозговых структурах, это приводит к дефициту массы в других. По этой причине, а кроме того, из-за ограниченного метаболизма мозга, мы часто наблюдаем нестабильность психики и социализации у признанных гениев и просто творческих натур. В качестве примера позволим себе вспомнить известного математика Григория Перельмана. Предположим, что если бы маленький Гриша вне школьной программы обучался не только олимпиадной математике, у него не было бы таких чудовищных проблем с социализацией как сейчас. В любом случае, расчёт на по-настоящему качественное индивидуально ориентированное образование по факту посещения средней школы просто несостоятелен [5].
Системные проблемы образования в нашей стране приводят к тому, что, например, 63% опрошенных подростков не хватает времени на занятия любимым делом, при этом, половине – полезных для будущей специальности предметов [6], а для 25 % в мире не существует места, где им было бы комфортно! При этом, в свой идеальный день школьники на занятия в кружке и с репетитором закономерно готовы тратить не больше времени, чем на компьютерные игры и просмотр сериалов. Около трети подростков не хватает наставников [6], а хотя по мнению 42% школьников, учителя должны пользоваться уважением, только каждый десятый подросток назвал кого-то из учителей в качестве собственных авторитетов [7]. Получается, если доверять экспертности сотрудников созданного в 2011 году Владимиром Путиным Общероссийского народного фронта, 90 % учителей средней школы по тем или иным причинам не могут служить для своих учеников авторитетом, хотя сами учителя, вероятно, думают иначе. Попробуйте оценить масштаб проблемы и глубину необходимых реформ, которые должны её решить. И сопоставьте с теми мерами, которые предлагают отдельные популяризаторы науки и поборники идей объединения и реформирования системы образования в России [8].
Бытует мнение о великолепном уровне образования в СССР. Действительно, за счёт по-настоящему качественно уровня технической подготовки советскими учёными в своё время был обеспечен рывок в подавляющем большинстве научно-технических дисциплин. Однако придётся признать, что советская школа готовила не самодостаточных гениев, а максимум – талантливых, послушных винтиков системы, исполнителей. Эти кадры кто сносно, а кто – героически трудились в рамках социалистической парадигмы, но, как оказалось, не сформировали привычку к критическому анализу мирового политико-экономического мироустройства, не смогли в полной мере воспользоваться плодами своих по-настоящему выдающихся профессиональных усилий и даже грамотно их презентовать. А когда общественное устройство поменялось, самые образованные вынуждены были торговать на рынках и мести улицы, а свободное время заполняли сеансами Чумака и Кашпировского, Гундяева и Мавроди, полуночными беседами в малогабаритных кухнях или шашечными баталиями во дворах. В итоге у них не получилось предотвратить разрушение собственной страны и крупнейшую в истории деиндустриализацию. А ведь тогда действительно были годные учебные программы, более грамотные чем сейчас школьные учебники и уважение к труду учителя. На частных случаях неграмотно делать обобщения, но на данный момент не существует примеров централизованных систем общего школьного образования, которые могли бы похвастаться массовым воспитанием сильных, независимых людей с инстинктивным поведением вожака, живущих на высоком уровне осознанности [9], способных грамотно встроиться в культурную социальную парадигму, в любой обстановке реализоваться в творчестве, создать высокий уровень добавочной стоимости и при этом табуировать биологические процессы разрушения государственности. На данный момент в России процент взрослого населения, имеющего высшее образование, выделяется на фоне общемирового тренда [10, рис. 1.3]. Если считать, что заявленный уровень третичного образования в России соответствует фактическому, остаётся предположить низкий общий уровень осознанности населения. Тем более, что недавняя история с искусственно созданной ковидной истерией [11] напомнила о важности привычки к критическому восприятию информации и заодно показала, что потенциал прежней образовательной парадигмы исчерпан, настало время разработать более современную и эффективную.
Как видим, в России давно назрели предпосылки к смене образовательной парадигмы на новую, основанную на формировании у учащихся грамотных поведенческих когнитивных индивидуально и социально ориентированных примитивов. Благодаря широкому диапазону изменчивости мозга любая образовательная модель будет рождать аудиторию несогласных. Однако именно сопровождаемое всем общественным контекстом самостоятельное образование делает акцент на максимально возможном раскрытии и последующем развитии творческих способностей всех одарённых людей, грамотно выстраивает причинно-следственные связи, оптимизирует имеющиеся образовательные ресурсы, повышает осознанность жизни людей. Уже как минимум за это стоит уделить ей самое пристальное внимание.

Средняя школа в свете современных трендов

Массовое среднее школьное образование нацелено на обучение общей грамотности и способствует сносной социализации населения, при этом, задача массового кумулятивного развития гениальных задатков учащихся остаётся вторичной. Так происходит по разным причинам. Самые основные следующие:
- концепция системы образования выстраивается не самыми способными и талантнливыми, а самыми биологически активными и лояльными к власти людьми,
- значительно проще загнать одетых в одну форму подростков в одно здание, администрируемое людьми с зарплатой дворника, чем выстраивать грамотную настраиваемую, научно обоснованную работу с каждым из них, приставив к каждому индивидуально подобранных высокопрофессиональных преподавателей,
- гениальными людьми управлять очень сложно, практически невозможно, и для любого государства со слабой системой политического управления и в целом, – общественного устройства, ориентированного на систему запретов, появление большого количества гениев может представлять угрозу трансформации политического устройства.
В условиях процессов глобализации и политико-экономических кризисов в России все сферы нашей жизни подверглись деструктивному реформированию. Строго говоря, проблемы в системе образования отмечаются и в большинстве других стран мира, в том числе, самых, казалось бы, образцовых [12]. Судя по статистике, в последние десятилетия в России наблюдается устойчивое снижение общей грамотности, уменьшается спрос на квалифицированный персонал, снижаются возможности осознанного влияния родителей на воспитание детей, ухудшается уровень компетенции и мотивации педагогического сообщества [5]. Поскольку данные негативные явления длятся десятилетиями, налицо несостоятельность государства и общества в их купировании. Невозможно решить проблему на том уровне, на котором она сформировалась.
Несмотря на низкую эффективность человеческого мироустройства и метаболические ограничения нашего мозга, достижения научно-технического прогресса вывели нас в Открытый Космос, познакомили со структурой нано мира, позволили построить глобальную среду коммуникации, создали глубокий и разнообразный культурный пласт и множество новых конструкционных материалов, средств передвижения, автоматизации производства и новые инструменты восприятия действительности, позволили проводить сложнейшие хирургические операции и диагностику. К настоящему моменту у большинства популяции беспрецедентно сытые и спокойные условия жизни, которых в истории ещё не было. Автоматизируя рутинные процессы, оптимизируя доступ к глобальной среде обмена данными, потребляя энергии в десятки раз больше физиологической нормы расхода, мы, как следствие, постоянно высвобождаем себе значительный запас свободного времени и обеспечиваем себя всё большим количеством других ресурсов. По сравнению со своими дальними предками мы живём совершенно в другом, новом для нас контексте, к которому мы ещё не имеем эволюционно оправданных адаптационных механизмов выживания. Это обстоятельство оказывает на наш мозг эффект обратного давления, снижает запрос на его функционирование и развитие. Как древний человек, греясь и готовя еду у костра, мог пострадать от огня, так и мы, если не научимся управлять созданными нами же гигантскими ресурсами, рискуем в определённый момент быть погребёнными под этой созданной человечеством энергией, которая кратно превышает нашу собственную. Например, последствия искусственно созданной ковидной истерии [11], которой поддалась значительная часть популяции планеты, способствовали одному из самых масштабных приростов дефицита еды за последние десятилетия [13]. В результате уровень голода, который ожидался лишь в 2030-м (9,8%), оказался достигнут уже в 2021 году. Это обстоятельство говорит о низкой эффективности мироустройства и, в том числе, системы мирового массового образования.
Накопленный человечеством широкий спектр научных и производственных инструментов, теорий, методик, открытий в самых разных областях знаний привёл к постоянному обновлению научного понятийного аппарата и даже появлению новых концептуальных законченных решений и целых направлений для дальнейших исследований. В качестве некоторых последних примеров можно назвать открытие бозона Хиггса, явления квантовой запутанности, технологию блокчейна, первые фотографии чёрных дыр или созданный компанией OpenAI предобученый алгоритм генерирования контента на основе анализа текстовых запросов GPT3.5. Кроме того, мы живём в условиях экономики, в которой большинство населения всё чаще по роду деятельности и в быту оказывается связано с управлением информацией посредством глобальных коммуникаций. Попробуйте мысленно на время отключить интернет, для значительной части общества это будет иметь эффект ампутации.
В результате в современном мире наблюдается ускоренное устаревание знаний и даже части компетенций, которое в большинстве отраслей происходит теперь в среднем, за несколько лет, а в некоторых наукоёмких областях меньше, чем за календарный год. В научной литературе даже уже появилась новая единица измерения: «период полураспада компетентности». В той или иной степени, эта проблема касается любой школьной дисциплины, но особенно актуальна для биологии, химии, физики, информатики и астрономии. В таком случае, получается, что, поддерживая стереотипы существующей парадигмы образования, мы обрекаем учеников средних школ на совершенно бесполезное зазубривание информации и формирование заведомо неактуальных навыков по непрофильным для них дисциплинам [6].
При этом современный человек живёт в обстановке постоянно нарастающего стресса и информационного шума, который не направлен на удовлетворение его биологических или чисто человеческих задач и поэтому фактически является бесполезным и даже вредоносным. Человек, реагируя на наукообразный мусорный и просто развлекательный поток данных, вынужден ежедневно тратить своё время крайне нерационально. Мы вынуждены принимать на порядок больше решений в течение дня, чем ещё сто лет назад, но это не делает нашу жизнь принципиально более созидательной и творческой. Уже в сети Интернет вирусятся ролики, на которых пропагандой ЛГБТ так или иначе занимаются церкви – организации, издревле профессионально специализирующиеся на эксплуатации упрощенной этики. В данном контексте нас беспокоят не сами церкви как таковые, а характер церковных проповедей и ритуалов как лакмусовая бумажка определённых негативных трендов.
Технология GPT3.5 и её клоны также неизбежно наводняют инфополе новым контентом, качество которого пока неочевидно. Зато несложно предположить, что такие алгоритмы помогут увести часть ленивых или впечатлительных натур в некую параллельную реальность. Строго говоря, значительное большинство людей и так там проводят всю жизнь [14]. Можно в этой связи вспомнить прецедент с радиопостановкой романа Герберта Уэллса «Война миров» в эфире станции CBS 30 октября 1938 года, которую миллион жителей северо-востока США принял за реальный новостной репортаж, поверил в нападение марсиан и ударился в панику. Хотя бы по причине присутствия в программе предмета ОРКСЭ, средняя школа целенаправленно не учит осуществлять качественную фильтрацию спама и выстраивать жизнь в виде направленного творческого процесса. В результате у населения даже наблюдается постоянный рост информационного пресыщения и дезориентации, и даже, как следствие, депрессивных состояний и суицидальных настроений [15].
Кроме того, поскольку память человека динамическая, знания, которые не задействованы в регулярной профессиональной деятельности, постоянно видоизменяются либо просто забываются. Программа средней образовательной школы предусматривает необходимость заучивания больших объёмов данных, часто бессистемных, неактуальных и просто не интересных для ученика. Эта информация с высокой долей вероятности либо устареет до момента востребованности, либо просто так никогда и не пригодится. В любом случае, ученик с ней не работает, не использует в своём творчестве и поэтому она, как правило, записывается мозгом поверх других синоптических связей на время, необходимое для получения положительной оценки на экзамене или контрольной. И естественно тут же забывается. В результате, она никогда не становится базой для понятийного мышления. И на этот странный процесс напрасно тратится самый благоприятный для обучения период жизни.
В среднем по планете, каждый человек потребляет порядка 21 МВт*ч за год. В развитых странах этот показатель в несколько раз выше [16, Табл. 1]. Несложные подсчёты показывают, что человеческий организм при средней мощности 100 Вт сам по себе потребляет лишь порядка 1 МВт*ч за год. Между тем, миллионы лет наши далёкие предки жили в условиях острого дефицита энергии и обилия врагов. В этих условиях их мозг увеличивался по массе. Однако интенсивная социализация на фоне роста численности популяции, увеличение эффективности производства, разделения труда и роста энергетических излишков [16] создаёт условия для появления так называемого коллективного интеллекта как некоего конкурента индивидуальному. Начиная с определённого момента социальное развитие человечества начинает ассоциироваться с некоторой индивидуальной деградацией, ибо «большая социальная сложность проистекает из индивидуальной простоты» [17].
Ментальный уровень людей в любой популяции подчиняется кривой, близкой к нормальному распределению. Большинство населения конформисты, некоторая небольшая часть асоциальна по причине своей маргинальности или, наоборот, гениальности. Любые асоциальные элементы представляют для стабильности страны опасность. Государство заботится о своей стабильности, поэтому оно старается нормировать население на некий усреднённый уровень. С помощью своих институтов, в том числе, в сфере образования, оно по мере возможностей старается избавиться от любых асоциальных явлений и, как следствие, от их носителей. Задача государства – подготовить максимально социализированных людей, которые согласны с политической повесткой, исправно платят налоги, не выдаются своим поведением за установленные рамки. Всё бы хорошо, но только это приводит к той самой деградации, социальному размыванию личности. Очевидный выход в этой ситуации – принудительная индивидуализация путём максимально возможного интенсивного выявления и развития собственных качеств, в хорошем смысле – своеобразная форма протестного поведения, движения против общего негативного тренда в сторону тренда созидательного, позитивного и эволюционно оправданного.
Кстати, судя по тому, что за последние пару десятков тысяч лет средняя масса мозга уменьшилась на значительные 15 %, можно дополнительно говорить о характерной только для человеческой популяции так называемой «самоселекции», или искусственном отборе, который направлен на уменьшение интеллектуального потенциала каждого отдельного члена общества [1]. Это огромная самостоятельная проблема, которая государством не манифестируется и уж тем более, – не решается в том числе системой среднего школьного образования. В самом лучшем случае, можно обнаружить государственные программы поощрения рождаемости, которые, вероятно, придумывал тот, у кого никогда не было детей, по крайней мере, одарённых.
Созданный человечеством эволюционно оправданный задел позволил обеспечить базу для запуска научно-технологического прогресса. Благодаря продолжающимся процессам по разделению труда человеческая жизнь становится более комфортной, высвобождается всё больше свободного времени, возможности глобальной коммуникации выросли на порядки, популяция растёт. Однако, несмотря на то, что, начиная с эпохи А. С. Пушкина увеличилось количество людей, качество каналов связи, душевое потребление энергии (выросло в 4 раза [16, Табл. 1]), а также из-за роста разделения труда высвобождается всё больше свободного времени, мы не наблюдаем связанное с этим пропорциональное по количеству появление новых пушкиных. Причину можно объяснить тем, что абстрактные поля неокортекса человека активизируются только при решении задач перехода на новые уровни развития или в опасных для жизни ситуациях. В условиях сытости, комфорта, особенно подаренных социумом, а не обеспеченных своим тяжёлым трудом, неокортекс впадает в режим экономии энергии, будоража и развлекая мозг искусственными стимуляторами выброса дофамина и потреблением праздного контента. При этом у людей размываются жизненные ориентиры, теряется то, что люди привыкли называть смыслом жизни [9]. Учащиеся теряют мотивацию к обучению, система образования деградирует, роль учителя обесценивается [5]. Это приводит к появлению конфликтов и кризисных явлений, которые создают революционную ситуацию и приводят к перестройке общественного уклада. На сломе устаревшей парадигмы приходится выстраивать новую, при этом работа мозга активизируется, человек начинает более эффективно использовать своё время, минимизируется большинство стенаний и сомнений, повышается мотивация учащихся к получению максимально адекватного образования, статус учителя вырастает, что называется, до небес. Такой колебательный процесс интенсивности использования неокортекса длится всю обозримую историю развития человека как вида. Давно пора в него вмешаться.
Однако эти и другие проблемы просто невозможно решить в среде из учеников, набранных по принципу территориальной принадлежности, под контролем обычных учителей с зарплатой дворника [18], которых в средних школах ещё и катастрофически не хватает [19]. Преподавательский состав средних школ довольно пёстрый, но гениально одарённых людей среди учителей не может быть кратно больше, чем в среде, из которой они пришли. Получается, учеников готовят к жизни в основном, не гении, а обычные люди на низкой зарплате с низким авторитетом [7]. Рассчитывать на то, что они сумеют выявить и раскрыть индивидуальные таланты разнообразно одарённых учеников и массово воспитают гениев, способных структурно положительно повлиять на жизнь конкретного государства и всего человечества не приходится.
Масштабных программ, которые бы массово готовили по-настоящему сильных, стрессоустойчивых, развитых в области своей индивидуальной компетенции гениев всё-таки нет и, вероятно, в существующей образовательной парадигме не предвидится. Как уже отмечалось, любое состоящее из чиновников государство, как правило, стремится проводить среди населения стабилизирующий отбор. Обычные политики в своём большинстве видят в массовом появлении в обществе гениально одарённых сильных людей не важнейшее конкурентное преимущество для своей страны и не эволюционно оправданный механизм выживания для всего человечества, а большую конкурентную опасность для своего личного благополучия. В результате, расходы бюджета по разделу «Образование» у нас в стране неуклонно снижаются и уже сейчас находятся на недопустимо низком уровне. В 2023 и 2024 годах они составят 0,9% ВВП, а к 2025 году запланировано снижение до 0,7% ВВП. А ведь между образовательным цензом и уровнем экономического развития страны наблюдается отчетливая положительная связь [10, рис. 2.16]. Исходя из соображений универсальности законов сохранения можно сделать вывод, что от государства нет смысла ждать запроса на получение населением массового качественного образования. Тем более, что востребованность специалистов высшей квалификации низка, всего чуть больше четверти от общего числа занятых [20, табл. 2.33]. Массовое качественное образование, а тем более, – массовое воспитание исключительных людей государству по тем или иным причинам не нужно, не запланировано. Это важное наблюдение, на которое противникам самостоятельной парадигмы образования будет трудно возразить конструктивно. Между тем, если источник внешней энергии иссякает, его оптимизация имеет ограниченные перспективы. Остаётся единственная надежда на внутренние ресурсы, максимальное задействование которых и предполагает предлагаемая образовательная парадигма самостоятельного осознанного обучения.
Анализ демографической статистики показывает, что, начиная с 1957 года на территории нынешней России за некоторым исключением сохраняется отрицательная динамика естественного прироста населения, которая в начале 90х годов прошлого века сменилась естественной убылью [21]. В трёх различных вариантах демографического прогноза Росстата до 2035 года запланировано дальнейшее сокращение численности большинства национальностей, составляющих коренное население России и одновременно – увеличение внешних миграционных потоков. Это обстоятельство говорит о ментальной слабости некоторых коренных народов страны. Тем более, что в ряде регионов вопреки общему тренду сохраняется прирост населения, который не зависит от уровня благосостояния [21][22] и, кстати говоря, обратно коррелирует с динамикой суицидов [15]. Разные национальные группы, находясь в одном общественном контексте, живя в одном государстве, демонстрируют различную демографическую парадигму. Известно, что здоровый, ментально сильный и физически развитый, счастливый в браке адекватный человек воспитывает по крайней мере, нескольких детей. Понятно, что процесс размножения и воспроизводства выраженно биологичен, однако речь идёт о том, что значительная часть инстинктивных программ здорового, крепкого, адекватного человека естественным образом непосредственно связана с воспитанием потомства. Закономерно, что в демографически благополучных областях страны понимают, что многодетные женщины «выполняют важнейшую социальную роль по воспитанию подрастающего поколения, задают тренд на создание больших семей и поддержание традиционных ценностей, а также улучшают демографическую ситуацию в стране» [23]. Не во всех регионах их главы способны не только демонстрировать такое понимание, но и тяжело и эффективно работать в этом направлении. В этих условиях значительное реальное повышение индивидуальной осознанности граждан, и прежде всего, молодого поколения, является, по-видимому, последней надеждой задачи популяционной выживаемости. Способна ли существующая в России система образования, в том числе, средняя школа, сыграть свою роль в решении задачи целенаправленного массового воспитания людей с описанными характеристиками и шаблонами поведения?
А между тем на фоне величайшей в истории деиндустриализации и рекордной избыточной смертности в последние десятилетия в России заметно выросла скрытая безработица, особенно среди госслужащих. Бюрократический аппарат принудительно раздут, в результате, по разным оценкам, несколько десятков процентов населения фактически не приносят общественной пользы [24]. Всё бы ничего, но важно понимать, что эти люди за время своего нахождения на работе привыкают ко вполне определённому образу жизни, а это, к сожалению, в значительной мере понижает средний уровень осознанности всего общества.
В ближайшее время дополнительное давление на рынок занятости должны оказать разрабатываемые различными стартапами алгоритмы машинного обучения. Например, GPT или Figure 01 [25] при всех своих очевидных недостатках и ограничениях, способны в обозримое время значительно поменять рынок труда, нивелировав спрос на вакансии стажёров, младшего обслуживающего персонала, водителей, дворников, бухгалтеров, дизайнеров, грузчиков, охранников, учётчиков и других работников с низким и средним уровнем квалификации, что может затронуть примерно половину занятых в стране [20, табл. 2.33]. Выпускники учебных заведений должны будут выпускаться подготовленными к тому, чтобы иметь возможность сразу приступить к полноценному творчеству, причём, сразу в некотором диапазоне профессий. Это уже сейчас требует от системы образования перестройки всех образовательных программ, начиная со школьных, однако неповоротливость и инерционность, а также другие проблемы существующего стереотипного подхода к процессу обучения не позволяют рассчитывать на то, что это будет выполнено оперативно и качественно. Смогут ли любители половинчатых подходов к решению системных проблем дать письменное обязательство компенсировать людям потери от своих экспериментов?
Часто научные открытия или новые производственные технологии автоматизируя некоторые рутинные операции, делают ненужными целые профессии. В истории мы даже найдём множество примеров, когда высвобождаемые работники поднимали бунт, любопытный эпизод описан в Иудейских древностях Иосифа Флавия, кн. 18, гл. 3, п. 2 [26]. Как мы сейчас понимаем, автоматизация подачи воды явилась для части палестинских рабочих личной трагедией, для другой части и общества в целом – предоставила новые возможности и спровоцировала новый скачок научно-технического прогресса, а также рост благосостояния и комфорта. Переживаемые нами качественные изменения имеют другой масштаб. Тем не менее можно уверенно заявить, что, автоматизация рутинных задач как правило создаёт условия для появления новых профессий, даже целых отраслей промышленности [27], да и просто меняет концепцию мироустройства [25]. К сожалению, система общего образования целенаправленно не ориентирует учеников на быструю адаптацию к смене вакансий на рынке труда. И поэтому на фоне проблем с низким уровнем осознанности и дефицита востребованности людских ресурсов в последнее время в разных странах прошла серия экспериментов с выплатой населению безусловного базового дохода, которые ожидаемо провалились [28].
В ближайшее десятилетие можно ожидать значительный рост численности гуманоидов с перспективой полного или частичного вытеснения ими человеческой популяции [29]. То, что недавно воспринималось как фантастика, на наших глазах начинает превращаться в близкую по времени реальность. Для этого на данный момент уже изобретены практически все ключевые технологии. Легко предположить, что мозг изрядной доли человечества, не имея возможности или талантов найти себе достойное применение, развращённый бездельем на фоне безусловного базового дохода будет в поисках развлекательного контента и искусственных эмоций осваивать новую технологию в том же ключе, в котором он «освоил» сеть Интернет. Всё начнётся заменой роботами домашних питомцев, затем люди станут покупать или брать в аренду роботов-садовников или даже, скажем так, роботов-домохозяек с расширенными возможностями, позже найдутся желающие заключить с гуманоидом брак. А затем, как когда-то более организованные кроманьонцы вытеснили неандертальцев, а европейцы – индейцев, так и не имеющие человеческих недостатков гуманоиды с интеллектом не ниже уровня большинства населения Земли, зато коллективно лучше организованные, вполне могут вытеснить людей. Всех, кроме тех, кто этими гуманоидами управляет и обслуживает. Как видим, одна из главных задач системы образования как раз состоит в том, чтобы подготовить людей способных успешно адаптироваться в условиях быстро меняющейся внешней среды. Для этого нужно приучать людей с самого детства, с физиологически оправданного возраста, к хорошему образовательному стрессу, разумеется, с периодами отдыха, перепроверки и закрепления материала. Мы определённо переживаем смену эпох, которую сами же себе инициировали. В этих условиях жить прежними канонами, рассчитывать на то, что можно будет обойтись их реформированием, – значит, обречь себя на исчезновение.
Акцентируем внимание на то, что технологии глубокого машинного предварительного обучения вроде GPT3.5 из-за особенностей своего функционирования могут составлять серьёзную конкуренцию в основном для тех, кто привык опираться в жизни на так называемое интуитивно-гормональное мышление. Для остальных они, наоборот, до поры, до времени [27] будут служить помощниками в работе и жизни, двигать прогресс и далее повышать для людей планку соответствия. Необходимо осознавать, что новые технологии и избыток энергии по определению интенсифицируют эволюционные процессы. Человечество само создаёт искусственные барьеры, которые постоянно принудительно разделяют его на две части – тех, кто смог их преодолеть и тех, кто не смог. Так было всегда, это эволюционная данность, проистекающая из нашей индивидуальной изменчивости. Это обстоятельство рождает глобальные общественные и личностные конфликты, периодически приводящие к скачкообразным революционным коллизиям. В хорошем смысле принудительное индивидуальное интеллектуальное целостное взросление один из немногих надёжных способов нивелирования указанной проблематики. Существующая образовательная парадигма в рамках ФГОСов вроде бы даже декларирует озабоченность ею и намерение работать с данной повесткой. Однако по факту, как известно, выпускники системы среднего и даже высшего образования зачастую не способны с первых дней полноценно приступить к работе, они просто не готовы к современным вызовам времени. Наоборот, нередки случаи, когда на первом месте работы они слышат совет забыть всё, чему их учили до этого. В этом смысле можно уверенно заявить о том, что школа по какой-то причине дезориентирует учеников, учит их по устаревшим программам заведомо устаревшим знаниям и компетенциям [5].
В этих условиях мы ещё и наблюдаем значительный отток самой подготовленной и (излишне?) активной молодёжи, которая, не видя для себя конъюнктурных перспектив, околдованная нецензурированной государством пропагандой, старательно учит языки и пробует найти себя в других странах. Строго говоря, для некоторых это оканчивается успехом [30], однако далеко не для всех. В любом случае, фактически, Россия осуществляет экспорт не только своих дешёвых природных ресурсов, но и бесплатный – своих наиболее активных людских. Заметим, что другая часть не желающей социализироваться молодёжи, не склонная к таким серьёзным переездам, своё протестное поведение осуществляет иначе – уходит в различные субкультуры, праздное времяпрепровождение, алкоголизацию и наркоманию. Надо ли говорить, что и эти концептуальные проблемы современная средняя школа профессионально и эффективно решить не в состоянии, по крайней мере, не решила до сих пор?
Итак, не приходится ожидать от внешних источников устойчивого массового запроса на получение настоящего качественного высшего профессионального образования в стране. По разным причинам, для государства оно превращается из инструмента мировой конкуренции в досадную социальную нагрузку. Соответственно, средняя школа, несмотря на декларативные реляции ФГОС, также не нацелена на кумулятивное целенаправленное выращивание исключительных и просто сильных и счастливых людей. Скорее наоборот, управляемая старыми и убаюкиваемая некоторыми новомодными заблуждениями [8] и полумерами [2] существующая парадигма среднего школьного образования на фоне возросшего энергетического и технологического потенциала способствует масштабному снижению общей грамотности населения и ослаблению его перед новыми вызовами времени [17]. Между тем, это очень странно и расточительно – не заботиться о воспроизводстве одного из самых ценнейших ресурсов любого современного государства – интеллектуальном и творческом потенциале населения и его психическом здоровье.

Литература

1. Церебральный сортинг / С.В. Савельев. — М.: ВЕДИ, 2016. — 232 с .: ил. ISBN 978-5-94624-049-9.
2. Ясюкова Л. А. Роль образовательных программ в интеллектуальном развитии учащихся. — URL: (дата обращения: 06.03.2023 г.).
3. Anita Williams Woolley, Christopher F. Chabris, Alex Pentland, Nada Hashmi, Thomas W. Malone. Evidence for a Collective Intelligence Factor in the Performance of Human Groups // Science. 2010. V. 330 P. 686–688.
4. Каратыгина, Е. В. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя / Е. В. Каратыгина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 113-115. — URL: moluch.ru/conf/ped/archive/209/11418/ (дата обращения: 04.03.2023 г.).
5. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Пантелеев В.Л. Самостоятельное образование как наиболее перспективная форма обучения подростков. — 2023. — №1(57). — С. 52-62.
6. Эксперты проекта ОНФ «Равные возможности – детям» выяснили, как выглядит идеальный день российского подростка. — URL: (дата обращения: 27.02.2023 г.).
7. Мониторинг ОНФ: За прошедший год уменьшилась доля детей, которым нравится учиться в школе. — URL: (дата обращения: 27.02.2023 г.).
8. Профессор Савватеев: Манифест спасения массовой школы в России. — URL: (дата обращения: 06.03.2023 г.).
9. Пантелеев В. Л. Руководство по семейным отношениям, или В чём смысл жизни?: Издательские решения, 2020 – 188 с.
10. Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад / Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. — М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. — 96 с.: ил. ISBN 978-5-907212-02-2.
11. Fully Vaccinated With Pfizer? You’re 6 to 13 Times More Likely to Get Delta Than Someone With Natural Immunity, Study Says. — URL: (дата обращения: 04.03.2023 г.).
12. Ahonen, A.K. (2021). Finland: Success Through Equity—The Trajectories in PISA Performance. In: Crato, N. (eds) Improving a Country’s Education. Springer, Cham. doi.org/10.1007/978-3-030-59031-4_6.
13. ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2021. Краткий обзор. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2021: Рим, ФАО. doi.org/10.4060/cb5409ru.
14. Л. Д. Столяренко. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное: Феникс. – Ростов на Дону. – 2000 г. – 348 c. ISBN 5-222-00483-X.
15. Морев М.В., Шматова Ю.Е., Любов Е.Б. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект // Суицидология, 2014. Т. 5. № 1 (14). С. 3–11.
16. Ключевые тенденции потребления энергии в XXI веке. Энергетическая политика. Общественно-деловой научный журнал, 21.05.2021 г. — URL: (дата обращения:  20.02.2023 г.).
17. DeSilva JM, Traniello JFA, Claxton AG and Fannin LD (2021) When and Why Did Human Brains Decrease in Size? A New Change-Point Analysis and Insights From Brain Evolution in Ants. Front. Ecol. Evol. 9:742639. doi: 10.3389/fevo.2021.742639.