Саид ал-Кушхури - лезгинский поэт

Али Албанви
Са‘ид ал-Кушхури ал-Курали ’ад-Дагистани (1767–1812) — лезгинский ашуг и поэт из сел. Кочхюр Кюринского ханства (лезг. Кьуьчхуьр; ныне Курахского района Дагестана). Окончил медресе в родном селении. Писал на лезгинском, арабском, фарси и тюркских языках. Был ослеплён за то, что осмелился поднять голос против жестокого феодального гнёта.


Са‘ид ал-Кушхури родился в селении Кочхюр Кюринского ханства в 1767 году. Известно, что село Кочхюр образовалось от переселившихся четырёх селений, отсюда и названия — Кудхюр (лезг. Кьудхуьр — село из четырех сел) или «Кюч хайибурун хюр» (лезг. «Куьч хьайибурун хуьр» — село переселившихся). Со временем «Кудхюр», или «Кюч хайибурун хюр» превратился в Кочхюр (лезг. Кьуьчхуьр).


Са‘ид ал-Кушхури прожил свою жизнь в нужде. Многие годы батрачил в лезгинском Ширване. Са‘ид выступал против феодального гнета и бесчинства местных ханов. Батрача в Ширване Са‘ид ал-Кушхури часто встречался с прославленными тюркскими ашугами. Благодаря этому он стал популярным певцом, песни которого были сложены в форме гошма. Он умел одинаково хорошо писать, как на родном лезгинском, так и тюркских языках. Реалистические стихи Са‘ид ал-Кушхури, в которых рассказывалась о жестоком феодальном гнете приводили в бешенство ханов. Правивший в то время Сурхай-хан Второй решил расправиться с Са‘идом ал-Кушхури и пригласил его к себе на встречу. Хан, отметив, что Са‘ид прекрасно поёт, но дерзко смотрит на всех приказал своим охранникам выколоть глаза Са‘ида ал-Кушхури. Слепой ашуг сложил «Проклятье Мурсал-хану», в котором выразил не только свою трагедию, но и трагедию всего лезгинского народа. Отрывок из стихотворения:

«Проклятие Мурсал-хану»

Будь проклят свет, где ты рожден на свет.
Будь проклят свет, где тьма, где правды нет.
Кровавый хан, источник наших бед,
Скажи, докуда нам терпеть, проклятый?

Ты разорил аулы наших гор,
Вверг в ад мужей, а женщин вверг в позор.
Терпеть нам это все до коих пор?
Когда, скажите, грянет час расплаты?

(Перевод Н. Гребнева)

В 2012 году в родном селе Са‘ид ал-Кушхури, в сел. Кочхюр, состоялось открытие памятника поэту. В 2012 году Лезгинский Государственный музыкально-драматический театр имени С. Стальского открыл 78-й сезон спектаклем «Ашуг Са‘ид».


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Са‘ид ал-Кушхури ал-Курали ’ад-Дагистани (1767–1812).


АЛ-КУШХУРИ (араб.), АЛ-КОЧХЮРВИ (лезг.-араб.), КОЧХЮРСКИЙ (рус.) — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Кочхюр (лезг. Кьуьчхуьр, ныне Курахского района Дагестана).


АЛ-КУРИ (араб.), АЛ-КУРАЛИ (араб.), КЮРИНСКИЙ (рус.) — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанской области Кюра (лезг. Куьре); историко-географическая область в Южном Дагестане — одна из основных областей расселения лезгин. Расположена между рекой Самур на юге и областью Табасаран на севере. Территориально соответствует современным Курахскому и Сулейман-Стальскому р-нам Дагестана. Ограничена с запада и юго-запада Самурским хребтом, с юга — р. Самур. Исторический центр — сел. Курах, нынешний — сел. Касумкент.


’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;, ad-D;;ist;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.