Молитва о душе

Ольга Анциферова
Анна считала себя счастливой женщиной. Замуж она вышла рано за любимого парня. С Ильёй они ещё в школе дружили,
а как только он отслужил в армии, они поженились. Всё у них было ладно и хорошо, дочка родилась, умненькая росла, смышленая.
Работали оба, по дому всё вместе делали, в праздники в церковь ходили.
Но с некоторых пор стала Аня замечать, что изменился её Илья. Вроде всё, как прежде.  С ней ласковый, дочку любит,
только вдруг иногда застывал его взгляд, ледяным становился, отрешённым каким-то. Перестал с ней в церковь ходить, отнекивался:
- Сходи сама, у меня дела тут есть. И с этими словами уходил то в гараж, то в огород, то вообще со двора уходил. Ещё,
заметила Аня, что Илья перестал ходить на кладбище. Раньше и оградки около могилок сам делал, подкрашивал их. А весной,
перед Радоницей  чистил их участок сам. Были похоронены у них на сельском кладбище родители и его, и Анины. Да ещё друг
Ильи был похоронен. Геннадий его звали, погиб он молодым совсем, восемнадцать ему только исполнилось. Лес он поехал
заготавливать с отцом и братом старшим. И уж как там случилось, но упало спиленное дерево прямо на парня. Смерть
мгновенная была. Илья тогда очень переживал, жалел друга. А потом всегда на могилку к нему заходил. А тут вообще ни к кому
ходить не стал. Заметила Аня и ещё кое-что. Кошка, которая раньше за мужем по следам ходила, ластилась к нему постоянно,
будто перестала видеть хозяина и даже сердито шипела на него иногда. И дочка тоже сторониться отца стала. Вроде побежит
к нему навстречу, когда он с работы придёт, но остановится вдруг и вернётся к своим игрушкам.
Дальше стало ещё хуже. Стал Илья раздражаться, покрикивать на Аню. То суп пересолила, квас не холодный подала,
мало ли придирок можно найти, если хочешь. Ане пожаловаться некому было, и она частенько убегала на кладбище, благо,
рядом оно было. Там на могилках матери и отца выплакивала Аня обиды свои.

 
В тот день уж очень её Илья обидел. Сам выпивши пришёл, чего раньше с ним никогда не было, придрался к какому-то
 пустяку и даже замахнулся на Аню. В слезах убежала Аня на могилки родителей. Время вечернее уже было, но летом
долго  светло бывает. Знала Аня, что в послеобеденное время не надо ходить на кладбище, да не могла она ни о чём думать,
очень уж плохо ей было. Долго Анна там пробыла, чуть смеркаться стало. Вдруг видит она, что рядом на могилке Геннадия кто-то
сидит, пригляделась, а это и есть Геннадий. Смотрит он на неё ласково, грустно так смотрит и говорит:
- Что, Аннушка, обижает тебя муж?
Аня  чувствует, что совсем не боится Геннадия, а наоборот рассказать ему всё хочет. Но потом опомнилась, и спросила:
- Откуда ты здесь, ты же умер?
- Хорошо, расскажу я тебе, почему я здесь. Оказывается души людей, погибших неожиданно и мгновенно, долго не могут
успокоиться. Человек такой как бы между тем и этим светом находится. Здесь много таких, как стемнеет, тут такое творится...
А ещё, Аннушка, не Геннадий я, я - Илья твой. Геннадий в моём обличье там, с тобой, а я в его обличье - здесь. Этим
объясняется то, что между вами сейчас происходит.
- Да разве такое возможно? - ахнула Аня.
- А ты послушай, не перебивай, времени у нас мало, скоро темнеть начнёт, тебе до этого надо уйти отсюда.
Вспомни, как я прошлым летом делал оградку вокруг могилок твоих родителей, задержался я тогда тут, хотелось
закончить. Не заметил, как стемнело. Смотрю, а на скамеечке, на самой этой, сидит Геннадий. Подумал я, что привиделось, но нет..
Сидит он и меня рукой к себе зовёт: подойди, мол. Я струхнул, но подошёл, правда, не очень близко, примерно вот так же, как ты
сейчас от меня. и тоже спрашиваю :
- Откуда ты, Геннадий? Ты же умер.
А он мне про души не успокоенные и рассказал тогда.
Начал жаловаться, что плохо ему, ни на этот, ни на другой свет
попасть не может. Стал он просить меня дать ему одну ночь и один день побыть в моём обличье, а я чтоб тут побыл вместо него.
Отказывался я конечно, но вокруг совсем темно стало, луна появилась, а при лунном свете оборотни сильнее становятся. Смотрю,
а руки у него длинные стали, схватил
он меня за плечи и на скамейку рядом с собой посадил. Оказывается, ему достаточно было прикоснуться ко мне. Его душа в моё
тело вошла, а моя тут осталась. Опомнился я и смотрю, что сижу уже один, а от могилы по тропке идёт
человек. Присмотрелся я и понял,
что человек тот и есть я сам. И обличье, и одежда мои. Так я тут и остался. Геннадий обманул меня, не пришёл, как обещал,
на следующий день. Он вообще больше не пришёл. На первых порах натерпелся я страху, теперь привык. Но навсегда оставаться 
тут не хочу. Аннушка, родная моя, помоги мне.
- Как мне помочь тебе, - заплакала Аня, - ты только скажи. Я сама больше не хочу так, как сейчас, жить.
- Аня, ты иди домой, вида мужу не показывай, что всё знаешь. А завтра пойди в церковь к отцу Тихону и всё ему
расскажи. Отец Тихон поймёт, с ним решите, что делать. А сейчас быстро уходи, уже темнеет, нельзя тебе здесь больше быть.


Когда Аня пришла домой, муж уже спал. А утром отправила она мужа  на работу, увела дочку к соседке и пошла в церковь.
Отец Тихон, выслушав рассказ Анны, долго молчал, а потом сказал:
- Второй раз в жизни я с таким  встречаюсь. Чтобы помочь вам с Ильёй, надо привести мужа твоего теперешнего в
церковь, но он сюда не пойдёт, это ясно.
- Не пойдёт, это точно, - сказала Аня и заплакала, - что же делать?
- Подожди, не плачь. Не пойдёт в церковь, но хоть вокруг церкви надо его провести, - задумчиво проговорил отец Тихон,
- тогда молитвы посложней и длительней будут, но попробовать надо.
- Как его вокруг церкви провести? - всхлипывая проговорила Анна, - он же близко к этому месту не подходит.
- Пойду-ка я председателю сельсовета, попрошу, чтобы он твоего мужа отправил завтра к нам на помощь. Ведь он у тебя
тракторист?
- Да, тракторист, - ответила Аня.
- Председатель обещал мне тракториста на день. Дорожку нам надо выровнять и песком посыпать. Как раз вокруг церкви
дорожку. Вот пойду просить, убеждать. Так что, если всё получится, муж твой завтра работать тут будет, а я молиться за душу
Ильи. И ты тоже молись дома.


Утром на разнарядке бригадир определил работу Илье:
- Загрузишь песка телегу в карьере и вези на церковный двор, там отец Тихон скажет, что делать.
- Что больше негде работать что ли? - недовольно проговорил  тракторист.
- Ну знаешь, выбирать не приходится. Я ведь тебя не молиться посылаю, а работать, - отрезал бригадир, - работа, как
работа, что тебе не нравится?


Из окна церкви отец Тихон видел, как трудится тракторист, работа была не из лёгких, надо было засыпать дорожку
гравием и битым кирпичом, а потом заровнять песком. Вокруг церкви... это долгая работа. - Хоть бы успел за день, надо чтобы он успел полностью церковь обойти, - подумал священник и начал молитву.
Целых шесть часов трудился "Илья", все шесть часов молился отец Тихон о душе Ильи. А дома молилась Анна.


Вечерело. Летнее солнце почти закатилось за дальний лес. В кабине трактора, на церковном дворе спал человек. Спал он
тихо и мирно, улыбаясь во сне. Вот он проснулся, открыл глаза, посмотрел вокруг удивлённо, неуверенно тронул рычаги
трактора. Потом, как будто спохватившись, перекрестился на церковные купола и тронул трактор. На крыльцо вышел отец Тихон.
Он улыбался усталой, доброй улыбкой: -Получилось! Слава тебе, Господи!


Трактор остановился у дома Анны. Она вышла на крыльцо навстречу мужу.
- Это я, Аннушка, это я, - произнёс он и обнял её.