Обелиск над Испанской лестницей

Людмила Хаустова
 (Из  цикла «Азбука Рима»)

    Многие почитают Испанскую лестницу одной из самых  красивых в мире. Появилась она в Риме как символ устремления к миру и согласию между Испанией и Францией, которые веками враждовали и воевали друг с другом. Даже несмотря на связывавшие их нередко  родственные союзы и кровные узы.
     Свое название эта своеобразная лестница получила от раскинувшейся у её основания площади. Она стала именоваться площадью Испании  с 1647  года XVII века, после того, как  в стоявшем здесь  дворце  Мональдески обосновалось посольство испанской короны.
     А на холме Пинчо, куда теперь поднимается Испанская лестница, издавна селились французы.  В 1494 году, в ходе итальянских войн,  во время своего пребывании в Вечном городе,  французский король Карл VIII,  взойдя на холм Пинчо, залюбовался  панорамой Вечного города, многочисленными тропами с трех сторон взбегающих наверх и вознамерился построить здесь церковь, посвященную Святой Троице. По договоренности с папой Александром VI Борджа  в Риме со временем появилось несколько французских церквей.
    Неожиданная смерть Карла VIII воспрепятствовала немедленному исполнению замыслов. Впрочем, Людовик XII, занявший французский трон, уже в 1502 году вернулся к проекту строительства церкви  на средства французской короны и на добровольные пожертвования французских меценатов. Правда строительством храма занимались итальянские архитекторы - Мадерно, Фонтана и Джакомо делла Порта. В 1585 году церковь была освящена папой Сикстом V. Церковь Тринита дей Монти и поныне остается собственностью Французской республики. Это приходская церковь французской колонии в Риме, и  службы в ней ведутся на французском языке. Церковь сильно пострадала во времена французской революции, но позднее была  отреставрирована за счет Людовика  ХVIII. Внутри церковь  разделена решеткой,  и  внимания заслуживают две работы ученика Микеланджело - Даниеле да Вольтерра:  "Успение" в третьей капелле справа (где великий учитель изображен в последней фигуре) и "Положение во  гроб"- во  второй капелле слева.
     В годы французской оккупации Наполеон  распорядился разместить в стоящей по соседству вилле Медичи французскую Академию искусств (Accademia di Francia). Сюда и по сей день для изучения шедевров искусства приезжают  талантливые французские художники, лауреаты так называемой  Римской премии.
    Надо сказать, что и сама знаменитая Испанская лестница была построена тоже на французские деньги.  В 1721 году французский посол в Риме Этьен Геффье предложил связать Испанскую площадь с церковью Тринита-дей-Монти, чтобы  подчеркнуть тесную связь между Францией и Испанией. В своем завещании Геффье  пожертвовал 20 000 скудо на строительство лестницы. Немалую лепту в проект внёс известный кардинал Мазарини.
    В 1717 году на объявленном конкурсе победил проект архитекторов  Алессандро Спекки и  Франческо де  Санктиса. Строительством с 1723 года занимался  де Санктис.  Уже через 2 года,  в юбилейном 1725 юбилейном году папа  Бенедикт XIII  торжественно открыл великолепную   лестницу в 136 ступеней, которая  взбегает расходящимися потоками к высящейся на холме церкви Тринита дей Монти. На панорамных репродукциях Рима  церковь опознается по  двум парным колокольням. Причем, на одной из колоколен часы показывали парижское время, а на другой – римское.  Между этими колокольнями  стрелой возносится к небу ещё один обелиск из  розового  египетского гранита.    
      Он был привезен в Рим, вероятно, императором Аврелианом, Поначалу его  установили на ипподроме в садах римского историка Саллюстия, у подножья Квиринала. Позднее на грани монумента, получившего  название Саллустиева обелиска, нанесли иероглифические надписи, скопированные с обелиска Фламинио, стоящего на Пьяцца дель Пополо. (См. «Обелиск на пьяцца дель Пополо). Видимо, работа оказалась сложной для римских копиистов, поэтому некоторые из иероглифов изображены неточно,  с ошибками,  а иногда просто перевернуты. 
     В лихолетье, когда  под напором варваров ослабевшая Римская империя пала,  был опрокинут и древний обелиск. Его обнаружили в 1551 году.  Папа Сикст V, получивший за свою любовь к египетским монументам прозвище  “обелискомана”,  предполагал установить его напротив церкви Санта Мария дельи Анджели, построенной  Микеланджело в термах Диоклетиана.  Под обелиск даже  расчистили  до её современных  размеров  и очертаний площадь Эседру (ныне площадь Республики), которая некогда целиком  входила в комплекс терм Диоклетиана. Однако задуманный проект не был осуществлен, и про обелиск снова забыли.
     В XVII веке территорию бывших садов Саллюстия купил  кардинал  Людовизи, и при  постройке виллы заново открыл  некогда брошенный здесь обелиск.  В  1733  году  папа  Климент XII попросил обелиск у принцессы Людовизи,  намереваясь поставить его у Святой Лестницы,  напротив Сан Джованни ин Латерано.  Обелиск перевезли на Латеранскую площадь, где он пролежал попусту еще полвека.
    Наконец, в конце XVIII века архитектор Джованни Антинори представил на рассмотрение папы Пия VI деревянную модель обелиска, который он затейливо разместил  на небольшой площадке перед церковью Тринита дей Монти. Папа был очарован  представленным проектом.
    На беду Антинори  в это время в церкви шли реставрационные работы.  Проводивший их архитектор  Паннини,  встревожился не на шутку. Опасаясь за сохранность стоящей над обрывом церкви и  соседнего монастыря, которые находились в собственности французского короля,  Паннини подговорил французское посольство протестовать против установки обелиска.
    Но папа, ратуя за исполнение понравившегося ему проекта,  взял всю ответственность на себя. Антинори начал выбирать грунт под фундамент для обелиска. Как вспоминает Гёте в своих путевых заметках о поездке в  Италию, с 11 по 13 февраля 1787 года в Риме шли сильные, проливные дожди с грозами. Котлован  был затоплен, потоки грязи устремились на Испанскую лестницу. Все труды Антинори  пошли насмарку. А обитатели соседнего французского монастыря обратились к папе с петицией, порицая  строителей за то,  что они не приняли  в расчет последствий  от  возможных дождей. Но папа снова  выступил  в поддержку Антинори, и  урезонил настоятеля  монастыря. Вняв увещеваниям первосвященника,  настоятель монастыря на официальной церемонии 3 марта 1787 года заложил в фундамент камень, искусно украшенный двумя геральдическими грифонами из герба папы.
    Как на грех, в мае снова  зарядили дожди,  и Антинори вместо  строительства  пришлось  заниматься  дренажными  работами вплоть до сентября.  К тому же оказалось, что обелиск невозможно было поднять по разрушенному дождями, крутому и сыпучему склону от площади Испании. Тогда  упорный и предприимчивый Антинори проложил деревянные мостки  по более пологому склону холма со стороны Виллы Медичи.  По этим мосткам обелиск  с трудом, но все-таки затащили на холм Пинчо и установили на пьедестале. В 1789 году папа,  наконец, освятил обелиск, а удовлетворенный Антинори поставил свою подпись на постаменте.
     Обелиск римлянам не понравился. Они сетовали на грубость иероглифов и на небольшие размеры стоящего на высокой горе  14-метрового обелиска.  Критические замечания высказывали также Гете и директор Французской Академии. Хотя, как и большинство проектов Антинори, этот монумент прост, оригинален и выразителен.     Обелиск венчает  крест, под которым  помещены  звезда и шишка из герба папы Пия VI, а также французская  лилия - свидетельство присутствия французов на  Пинчо. 
    С высоты холма от подножия обелиска открывается чарующая панорама Вечного города. Среди куполов и черепичной кровли обращают на себя внимание характерные для Рима трогательные пристройки на плоских  крышах старинных домов. Небольшие терраски, верандочки, беседки, увитые растениями изгороди и просто островки зелени  появились здесь давно, когда еще не было возможности, сев на поезд или в автомобиль, покинуть плавящийся от  изнуряющего летнего зноя  Город.
    У подножия Испанской лестницы  в 1627-1629 годах по заказу папы Урбана VIII  соорудили  фонтан в виде лодочки - «Баркачча». Он напоминал римлянам о случившемся в 1598 году наводнении, когда на затопленной площади села на мель проплывавшая куда-то лодка. Выполнен фонтан по проекту  Пьетро Бернини, отца знаменитого архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини.
     Стоящее справа от лестницы здание  примечательно тем, что в нём жил  последние годы и умер английский поэт Джон Китс. Теперь здесь музей Китса и Шелли.  А в  здании слева от лестницы, в английском кафе Babington’s Tea Rooms, можно  выпить хорошего чаю,  столь любимого в Англии и России напитка, не пользующегося, однако, большой популярностью в Италии. Отделкой внутренних помещений занимался Пиранези,  более известный своими гравюрами  с видами Вечного Города. Со времени создания кафе в 1896 году, здесь сохраняются церемонные викторианские традиции и ритуалы чаепития. 
    К слову сказать, в XVIII  веке, после падения династии Стюартов (см. «Стюарты и Ватикан») в этом районе так активно селились англичане, что это место в шутку  стали именовать "английским гетто". 
    Особенно хороша  Испанская лестница в апреле-мае,  когда, по идущей с 1951 года традиции, её украшают  огромными терракотовыми горшками с цветущими азалиями. Обычно все ступени лестницы  заняты неисчислимыми толпами туристов. Но  иногда лестница используется как  изысканная сцена для организуемых здесь показов мод - «дефиле». Вечером, искусно подсвеченные модели торжественно  нисходят по ступеням словно  неземные, фантастические призраки.