Брянск и мысли о зыбкости бытия

Сергей Евгеньевич Соколов
Часть1. Шоколадный официант            

        Брянск встретил меня в штатном режиме: по-деловому, спокойно, нельзя сказать что без внимания, но и не особо отвлекаясь от своих насущных дел и забот.  Первое впечатление – хорошее, любопытство и желание погулять по улицам – есть, сожалений и разочарований – нет; есть несбывшееся ожидание – хотелось бы, чтоб кафешек побольше было, как в Пскове, чтобы можно было, прогуливаясь, повыбирать. А здесь в Брянске про «выбирать» говорить не приходится, а надо потрудиться, чтобы ещё и найти какое-нибудь работающее заведение общепита и этому факту обрадоваться, что голодным не остался. Но это если сравнивать Брянск с другими городами, более приспособленными для туристов, а Брянск, похоже, из тех городов, которые живут своей жизнью, развиваются как могут и больше для себя, для своих жителей, что, в общем-то, и хорошо.
 
        Я постоял на привокзальной площади, не хотелось сразу направлять своё внимание на поиск транспорта, хотелось выйти из привычного ритма и послушать свои желания, почувствовать, что я вот сейчас - здесь, что это совсем другое место. Обильно падал снег, и хоть времени ещё и 18-ти часов не было, а из-за пасмурного от снежных туч неба и видимость была как предсумеречная.  Я оглянулся, посмотрел вокруг, конечно, ничего особенного, но ощущения другие, - это трудно выразить словами, но мне пришла мысль, что людей манят именно эти соприкосновения с другими энергиями, которые и обогащают душу, а достопримечательности, архитектура и прочие, соглашусь, очень значимые атрибуты, привлекающие к путешествиям, это - просто внешний антураж, некая форма преподнесения этих ощущений.
        Меня вдруг  как  будто одёрнуло что-то изнутри  – пронеслась мысль, что если история повернулась бы чуть по-другому, то я мог бы и не попасть в Брянск, просто потому, что он бы не был российским городом. Ладно, надо потом обдумать эту мысль, а сейчас всё же пора ехать до гостиницы.
 
        Подошёл автобус, я вошёл и сразу стал высматривать кондуктора, чтобы уточнить доеду ли я до гостиницы, уточнил – всё правильно. Кондуктор мне сказала: «На площади Ленина» - таким спокойным тоном, как будто я местный и мне просто напомнить достаточно, - неужели не видно, что я приезжий и немного растерян?
 
        Доехал; гостиница была видна на другой стороне улицы, узнал её по фотке, что была на справочной странице сайта. Здание классическое, примерно конца 50-х годов постройки, - определённая уверенность возникает от вида таких зданий. Вошёл, - чисто, тихо и пустынно, - администратор (женщина, тоже классическая, ничем не выделяющаяся и тем самым по-деловому и располагающая к себе) говорила по телефону. Сначала я подумал, что она по рабочим делам говорит, подождал в сторонке, ведь должна она была закончить и меня увидеть. Время шло, она всё говорила, меня это уже стало напрягать, и я подошёл вплотную к стойке; она продолжала говорить, и как я услышал, совсем не на рабочую тему; я вынул паспорт и ещё плотней подошёл к стойке. Она скосила на меня взгляд, без раздражения, а как на неизбежный фактор, который должен прервать её, она завершила разговор, не потому что тему исчерпала, а потому что решила - всё же пора и к делам возвращаться. Я поздоровался, сказал, что бронировал номер. Она спросила фамилию, посмотрела у себя в реестре и подтвердила. И всё это проходило спокойно, вроде как и без внимания не оставила, и в то же время без особого внутреннего расшаркивания, - ну, типа, приехал, так и поселим, не забудем. И как то и сердиться не хотелось, - а может это как раз и по правде - без напускного сервисного заискивания.
 
        В вестибюле вдоль стены стояли шкафы с книгами, шкафа три, - неожиданно и приятно было посмотреть на множество книг, они были разобраны по темам: классика, фантастика, детективы, - определённо, эти книжные шкафы создавали уют и пробуждали настроение созерцательное, неторопливое.  «Жаль, что не надолго я здесь остановился, - промелькнула мысль, - а то бы сидеть в номере и книжки читать – оторваться от привычной рабочей обстановки, от рабочих обязанностей и домашних будничных хлопот». «Может, на всё плюнуть и пожить здесь подольше? – не унималась шальная мысль, - конечно, такого не получится», - ответил я сам себе, - но хоть что-то я прочитать успею», - подумал я и обратился к администратору:
        - А скажите, пожалуйста, книжки у вас можно брать читать?
        - Да, конечно, - спокойно ответила она.
        Я прислушался к себе, почувствовал, что мне хочется почитать; я смотрел на полки, изучал, и решил взять первый том Шишкова, слышал об этом писателе, но ничего не читал, тем более там были короткие рассказы. Я поднялся в свой номер - он был уютный, вполне достойный вариант для одиночного путешествия.
 
        Поехать в Брянск – это желание возникало у меня время от времени с лета 22 года, когда я начал путешествовать по русским городам, но выбор выпадал в пользу тех городов, где я вообще никогда не был. Здесь же я оказался первый раз 24 года назад, но пришлось из-за обстоятельств быстро уехать, так толком ничего и не увидев. Осталось ощущение незавершённости, и теперь гештальт готов был закрыться. Сидя в номере, я уже испытывал азарт путешественника, очень хотелось погулять по вечернему Брянску уже сегодня, хотя бы поблизости от гостиницы, уловить его особенности, своеобразие, просто увидеть непривычные для меня виды обычных улиц другого города. Но сначала нужно поужинать - и это тоже интересное занятие для путешественника - решил я и стал собираться.

        Времени было только начало восьмого, для вечерней пешей прогулки и предварительного обзора окрестностей возможностей хватало. Я вспомнил, что видел впереди по ходу автобуса церковь или даже церковный комплекс, и решил направиться туда, пока не темно, посмотреть - что попадётся по пути, и зайти куда-нибудь поесть. У самой гостиницы было какое-то кафе, видимо - пригостиничное, заходить туда не хотелось. Есть у меня какое-то предубеждение по отношению к пригостиничным кафе, также как и к привокзальным - представлялось, что заходить туда, это как то банально.
 
        Церковный комплекс приближался; на моей стороне и на другой были какие-то магазины, салоны, офисы, может быть, вполне интересные и полезные, если бы не голод, который уже всё сильней ощущался.  Я почти дошёл уже до церковного комплекса, прошло минут 15, можно было различить купола, крыши, - что ж, это точно нужно будет завтра посмотреть обстоятельно, решил я, - но никаких заведений с едой не просматривалось, и местность впереди была чисто жилая, не туристическая, я решил не рисковать и пошёл обратно. Я дошёл до гостиницы, перешёл на её сторону, прошёл по заманчиво выглядевшим переулкам, но ничего кроме кофейни, чисто кондитерской, не увидел. Я возвратился назад, прошёл немного в ту сторону, откуда приехал на автобусе, на другой стороне увидел пищевое заведение, но оно, то ли не работало вообще, то ли уже было закрыто, а время шло. Голод определённо мешал совершать задуманную вечернюю экскурсионную прогулку, взглядом я отмечал интересные дома, просто дворики, но приходилось бежать мимо, и я решил сдаться – пошёл в кафе при гостинице.
 
        Я вошёл, удивился, что в столь не позднее время в зале никого не было. У стойки на стенах были фото каких-то вкусных блюд, висело меню, заметив которое, я  стал изучать его и уже предвкушал как это будет выглядеть на тарелке…  Появилась из подсобки работница, мы поздоровались, и она, видя как я жадно изучаю меню, поспешила меня остановить и сказала:
        - А у нас после 20 часов только пицца.
        - Как!? – вырвалось у меня, - только пицца?
        - Да, - подтвердила она, - пицца у нас хорошая, - и, видя мой расстроенный вид, добавила, -  сами делаем, но надо подождать. Будете заказывать?
        - Что ж, закажу, подожду, - решил я и стал выбирать пиццу. Уж не до изысков сегодня, - подумал я, - завтра что-нибудь поинтереснее отведаю, и я выбрал вид пиццы и заказал.

        Ждал я минут 15, за это время в кафе вошла пожилая пара, они взяли кофе, - хоть какое-то оживление внесли своим присутствием. Пицца была действительно хорошая, свежая и вкусная, - она была порезана на порционные кусочки-сектора. Доедал я её уже через силу, - неужели это порция на одного человека? - вот немного поменьше бы и было бы в самый раз. Наелся я с запасом, вышел на улицу, и уже не спеша, как бы заново, стал осматривать вокруг, проникался ощущением новизны другого города.
 
        Я хотел почувствовать, в чём же выражается своеобразие этого города, центра одной из самых западных областей России, которая расположена на стыке проживания белорусского, русского и украинского народов, и в своей истории она была и в составе Черниговского княжества, и в составе Великого княжества Литовского. И потомки славянских племён северян и родомичей, которые составляют основу населения Брянской области, также живут и в ближайших украинских и белорусских областях. Явление это по-своему интересное, но это отдельная тема, разве что бросается в глаза, что внешность людей Брянска отличается от внешности населения других русских областей, в которых я бывал: они чаще темноволосые, со своеобразными узкими лицами, немного резкими, но правильными чертами. Это точно не тот тип лиц, про который у русских классиков 19-го века встречается определение: русак, русачка, - здесь люди ближе к южнорусскому типу внешности, что ж племена то всё же разные в древности были.

        Я, не спеша и с вальяжным удовольствием туриста, пошёл направо от гостиницы и увидел, что там тянется Гагаринский бульвар, про который я читал, изучая достопримечательности Брянска. Вот и хорошо! Да, это было пешеходное пространство и бульвар упирался в парк - парк имени А.К.Толстого. Не берусь я в этих моих очерках описывать подробно достопримечательности, не ставлю я такую задачу, а больше свои мысли и впечатления хотел бы выразить, но этот парк стоит того, чтобы в него ходить и гулять там и летом и зимой, посещать его как красивое место для душевного отдыха: одни деревянные скульптуры персонажей сказок стоят внимания, - они большие по размеру, встречаются в разных уголках парка и их приятно разглядывать. И не только персонажи сказок - неожиданно попалась женская скульптура, названная «Деснянка», то есть жительница мест около реки Десны. И таких оригинальных фигур и целых деревянных комплексов типа макета мельницы здесь встречается много. Пасмурная погода такой и оставалась, но было тихо и безветренно, и в парке прогуливались и молодые пары и одинокие пожилые люди, и куда же без них - люди с собаками, но все гуляли тихо, как будто уважительно сохраняли зимнее предночное состояние.
 
        Парк я покидал, буквально оглядываясь, - так приятно было там находиться, но и другие места хотелось посмотреть.  Я возвратился назад по улочке параллельной бульвару Гагарина, перешёл улицу Ленина, одну из главных улиц Брянска; моё внимание привлёк небольшой сквер, он был украшен зимним освещением, лежал снег, но были видны контуры клумб и даже - фонтанчик, и скамейки красиво расположены, - да, летом, скорее всего, это - популярное место для прогулок. Чуть в глубине было здание, искусно украшенное огнями, и окна светились; и хоть было тихо, но угадывалось укрытое внутри веселье, даже разгул, - похоже на ресторан, - подумал я, и тут же увидел вывеску, которая подтвердила мою догадку. Чуть поотдаль от входа стояли ухоженные и красиво одетые две девицы, курили, разговаривали раскованно-возбуждённо, смеялись, в общем, демонстрировали типично ресторанное настроение девиц, чуть подвыпивших, заинтересованных поймать какое-то перспективное приключение.
 
        Да, ресторан здесь был высшей категории, в такие просто так на ужин не ходят, а планируют визит заранее, ещё и гардероб тщательно подбирают для такого случая. В здании рядом я увидел бар, - порог, ступени, окна - всё было отделано дорого и красиво, - определённо я попал в местный центр светских тусовок. Между рестораном и этим зданием был проход, который вёл на вторую часть бульвара Гагарина, которая по описаниям спускалась каскадной лестницей к набережной Десны. Вот и он - лестничный каскад, спускающийся вниз, освещённый гирляндами огней, с угадываемыми в полумраке малоэтажными зданиями, стоящими по сторонам этого каскада, – это впечатляло. И внизу едва различимы были и набережная и русло реки Десны - под снегом всё было равномерно белым. Вот и планы на завтра, - подумал я, - обязательно надо будет и здесь прогуляться, но сейчас до конца, до набережной не было смысла идти.
 
        Справа по ходу моё внимание привлекла кафешка с интригующим названием: «Потёмкин. Шоколадная лавка». Я прошёл чуть вниз, подумал, что может быть начинается ряд кафе, где можно посидеть и выпить кофе, хотелось узнать – а что здесь есть ещё? Но ниже, пройдя метров 20, я ничего не нашёл. Выбора не было, пойду загляну в это заведение, - решил я. Пространство зала было совсем небольшое, всего три столика там умещалось, но атмосфера была уютная, своеобразная и уникальная, когда обязательно хочется посидеть и что-нибудь попробовать; справа от входа – вся стена отдана витрине, и там выставлены разные шоколадные плитки в красивых упаковках, стандартного прямоугольного размера плитки, но совершенно незнакомых сортов, и было их навскидку видов 30! Ну как не попробовать такую заманчивую достопримечательность; и цены подчёркивали эксклюзивность этой продукции. Я спросил у продавца, местное ли это производство, на что он с гордостью ответил, что, конечно, только местное, и добавил, что всё очень качественное. Продавец был одет в стильную униформу  - цвет светлого шоколада и головной убор в виде кепи, - возникли ассоциации с чем-то итальянским. Отвечал он лаконично,  с гордостью за своё заведение, держался стильно и как будто находился в роли. Жидкий питьевой шоколад я не хотел, а его сортов было достаточно, хотелось кофе, любителем и ценителем, которого я был уже несколько лет.  Я выбрал мой любимый эспрессо, потому что предпочитал кофе без добавок и неразбавленный, чтобы лучше различить вкус самого кофе. У прилавка, я обратил внимание, в чашах были набросаны большие толстые куски шоколада, различных сортов, - ну прям, здесь шоколадное царство, - подумал я.
        - А это можно тоже? – спросил я.
        - Да, это развесной шоколад, выбирайте, любого размера, - подтвердил продавец.
        Я выбрал кусочек, который можно съесть за один раз, и тут же решил взять и упакованную плитку, поэкзотичней, для моей жены.
        - Сейчас я ещё и там у вас выберу, - сказал я продавцу.
        - Пожалуйста, я пока готовлю кофе, - сказал продавец.

        Трудное это дело – выбор, когда так много всего незнакомого и по-своему уникального. Я высмотрел какой-то уж совсем необычный шоколад розоватого цвета, - в упаковках плиток были сделаны специальные окошки, чтоб был виден сам шоколад, - назывался он «Рубиновый». «Ну, уж это точно экзотика, будет чем удивить мою жену», - подумал я.

        Я сел пить приготовленный кофе, чашечка была маленькая, прям классика эспрессо! Да, и кофе был вкусен, и развесной шоколад радовал своим качеством. Кофе не был похож на обычную дешёвую арабику, которую можно встретить повсеместно, вкус его был насыщенный, цвет глубоко тёмный. Я решил поинтересоваться, когда уже заканчивал своё пребывание в кафе, что это за сорт:
        - Вкусный кофе. Спасибо! – начал я.
        - Очень приятно, я рад, что по вкусу, - ответил продавец, и было в его манере держаться, что-то такое, что вызывало ассоциации со старинными манерами официантов: сдержанность, достоинство, внимательность, но без угодливости. 
        - А какой сорт кофе у вас? – продолжил я.
        - У нас кофе от проверенного поставщика, и делаем мы его по старинной классике - тёмная обжарочка - как это в начале и было, - ответил продавец, удерживаясь в образе знающего себе и своему заведению цену хозяина, ответил вроде исчерпывающе, но и с оттенком лёгкого загадочного тумана, у него это артистично получилось. 
        - Спасибо, – поблагодарил я его за разъяснения, собрался и вышел. Да, кафешка эта - реальная достопримечательность Брянска. Кстати, больше ни в каких магазинах Брянска, и на рынке тоже, как я не приглядывался, но такого шоколада не видел.

        С настроением удовлетворённым от изысканного десерта, и сберегая впечатление от кафе как сувенир на память, я не спеша возвращался в гостиницу. Учтя, что здесь не так просто найти место, где можно поесть, я зашёл в магазин, и купил себе продуктов на завтрак, чтобы утром не тратить время на поиски.

                *****

Часть 2. Бабушка
       
        На следующий день прежде всего я направился в сторону церковного комплекса, как я для себя его условно назвал. Иногда приятно ходить по наитию, а не по маршруту, подготовленному путём изучения карты города, - этот комплекс оказался Покровским собором 17 века, - ярко синий цвет крыш собора как будто усиливал голубой цвет неба, белые стены собора только подчёркивали этот эффект, форма здания была лаконична и рождала ощущение устойчивости, уверенности. Здание было в очень хорошем состоянии, что радовало; забор, дорожки внутри - всё это содержалось с заботой и с творческой мыслью:  бюст Александру Невскому, современная скульптура, очень хорошо дополняла пространство двора собора и напоминала об истории. Чуть пройдя дальше, я увидел Горно-Никольский мужской монастырь 18 века, но как потом я узнал, изначально, деревянным, он был построен  в 13 веке.

        Да, интересно было побродить, посмотреть, поразмышлять; люди шли по своим делам, кто-то спешил в храм, кто-то выходил оттуда, - в воскресное утро люди решали, что сейчас для них самое важное: кто-то спал, а кто-то уже со службы выходил. Знаю, психологи скажут, что и религиозная вера, и покаяния, и молитвы, как за себя, так и за близких любимых, и даже творчество, - всё это попытки преодолеть страх смерти, попытки продлить себя за грань смерти. Такое ощущение, что или они просто дурят народ, или сами руководствуются некими постулатами, которые ограничивают их выводы, и этими выводами они обеспечивают себе безопасность, прячась за, так называемым, научным подходом. Конечно, не все психологи разделяют такую точку зрения, она, таковая, является лишь некоей официальной вывеской, а за ней творится жизнь, и у каждого человека есть свои прозрения, свои открытия, свои убеждения, основанные не на пустых размышлениях, а на тонком духовном опыте, про который и словами-то не всегда расскажешь.
 
        Понятно, что страх смерти присутствует и живёт, помещённый в область неосознаваемого, чтобы не портил каждодневные радости жизни; но он разве что тормошит, будит, чтобы человек не забылся в спячке. Но не из-за страха смерти происходят все поиски духовные и творчество человеческое, а из других побуждений, - и это другое лежит в иной плоскости и часто плохо пересекается с задачами жизнеобеспечения и выживания. Про эти поиски приблизительно можно сказать так: для познания, для развития, для радости, для того, чтобы хоть как-то приблизиться к пониманию замысла. И каждый по-своему созревает для этого – явление очень индивидуальное. Но ориентиры быть должны, и при этом требовать одинаковой скорости продвижения по этому пути – бесполезно и неправильно. Но может ли сам человек дойти до истины? Может ли сам построить ориентиры, чтобы не запутаться и отличать добро от зла? Вряд ли. По крайней мере, быстро – вряд ли получится. Поэтому и выстроена вся человеческая культура и духовная и художественно-эстетическая, они переплетаются и служат одним задачам, - поэтому так тщательно и берегут культуру и традиции, и текущие явления в мире подтверждают значимость этих задач, когда так ощутимо стала видна роль духовной культуры, а особенно её отсутствие или намеренное искажение.

        Дальше, обогнув монастырь,  я вышел на удочку, которая потихоньку спускалась вниз к набережной в ту сторону, куда с другой стороны в виде Потёмкинской лестницы спускался бульвар Гагарина. Пришлось ещё долго идти по неприглядной улице, которая шла вдоль берега, было шумно от машин, справа поднимался высокий берег Десны, слева были промышленные здания, попалась ещё городская психиатрическая больница, мимо которой хотелось быстрей пройти, уж очень ощущалась тягостная аура над этим заведением, и я ускорил шаги. Наконец, я вышел в то место, куда спускался бульвар Гагарина: да, простор, взгляду приятно, и старые здания как всегда привлекали внимание, как связующие звенья истории, как свидетели других вкусов и принципов градостроительства. Гладь Десны была под снегом, сама набережная была почти на уровне поверхности реки, поэтому как набережная не очень в это время года воспринималась. Зашёл в сувенирную лавку, выслушал, как продавщица рассказала мне о сувенирах, об их особенностях, уникальности, - я выбрал блюдо под закуски, - прикинул, что моей жене оно должно было бы понравиться. Поднялся по Потёмкинскому спуску, оглядывая по новому представшие в дневное время здания, прошёл мимо вчерашнего шоколадного кафе, улыбнулся, вспомнив приятное пребывание в нём вчера.
 
        Я дошёл до моей гостиницы и обратил внимание, что напротив её стоит здание технического колледжа, и вверху на закруглённом его углу укреплён огромный плакат: Бабушка с российским знаменем - репродукция знаменитого плаката, который был создан в апреле 2022 года, на основе событий в Харьковской области. Эта бабушка перепутала и подумала, что идут в село русские солдаты, вышла навстречу со знаменем, а когда узнала, что это бандеровцы, то отказалась у них брать продуктовый паёк, который они предложили ей, предложили не просто так, а чтоб Украину прославляла. Не получилось у них продавить бабушку.  Да, где же эта бабушка сейчас? Что-то совсем о ней не слышно, как хочется надеяться, что с ней всё в порядке. И если бы в человеке была бы только забота о том, чтобы избегать страх смерти, то взяла бы она паёк за милу душу, нужда-то была реальная; вот и простейший пример, что не всегда, - и верней даже, не у всех, - избегание страха смерти является ведущим мотивом.
 
        После обеда я посетил Краеведческий музей, люблю я такие музеи; знакомство с историей и с особенными примечательными событиями, происходившими в краях, где я путешествую, рождают объёмное ощущение во времени, то есть, я не просто вижу дома, улицы и людей данного места, а вижу динамику во времени: что и в какие этапы было до этого, что есть сейчас, и что будет. Правда, что будет - такие мысли и проекции рождаются от игры воображения, это так, для развлечения, серьёзно я никогда не предполагал - а что будет с этим городом, с областью, а может быть и зря; или просто историческое прогнозирование это не мой интерес, не моя способность, - обычно просто хочется думать, что всё будет хорошо.
 
        Ходил я по залам музея, из древних времён шёл по векам истории, приближался к современным, знакомился с событиями, наблюдал, как Брянск и окрестности переходили из одного владения в другое, как находился он в составе разных государственных образований, и все процессы эти сопровождались войнами. Мы очень долго жили в мирное время, и создалось представление, что с крупными длительными войнами покончено, как будто мы эволюционно преодолели исторический этап, когда проблемы государств решались войнами, верилось, и даже было убеждение, что сейчас-то войны невозможны, что они являются неким архаическим методом решения проблем, оставшимся в прошлом. А раньше войны были обычным явлением, люди также умирали, страдали от гибели родных, сходили с ума, но всё же воспринимали войны как часть жизни. И вот сейчас выяснилось, что человечество нисколько в этом смысле не эволюционировало, к большому сожалению и разочарованию. Эволюция произошла лишь в том направлении, что организаторы войн научились изощрённым способом стравливать другие народы и страны, получая свою выгоду. А мотив остался предельно архаичным: власть и богатство, а богатство - непременно за счёт грабежа других, потому что собственными руками столько богатства, сколько хочет больное воображение не заработать, не создать.
 
        Тут же возникла мысль: а что же тогда мы, то есть Россия оставались наивными и доверчивыми, в то время как англосаксы с завидным терпением и коварством не спали, а настойчиво продвигали свой план, вот он, в конце концов, войной и вспыхнул. Стоило, может быть, и нам в своё время копать и рыть им яму? Задумался, - тогда это были бы уже и не мы; здесь другой менталитет нужен, и самое лучшее определение – сатанинский это менталитет, который у англосаксов и наблюдается. Что-то как-то не лежит душа жить, и всё время лицемерно улыбаться, а в это время соседу западню строить. Ну не по-русски это. Но здесь нужна разумная грань, читал я, что были малые народы, в теперешней Ленинградской области, водь, например, которые отличались миролюбием и доверчивостью, так вот – исчезли они: или перебиты были, или ассимилировались более организованными народами, русскими в том числе. И вспомнился рассказ Шишкова, который я успел прочитать в гостинице вчера, про то, как в Сибири русские купцы нещадно обманывали и обдуривали местное население, за бесценок скупая шкурки пушных зверей. Так что и русские не ангелы, но это совсем не то, как англосаксы хладнокровно и цинично травили и уничтожали народы тех земель, которые они занимали.
 
        В каждом зале сидели смотрители, это как обычно, женщины пенсионного возраста, доброжелательные и внимательные, одна из них помогла мне сориентироваться, когда я раздумывал в какую сторону пойти, указала, где залы с историческими событиями, а где про флору и фауну края. Было приятно от проявленного ко мне внимания. Вспомнился случай, когда мы с моей женой Светланой были в 2012 году в Чернигове, это тоже была экскурсионная поездка. Мы, также как и я сейчас, осматривали краеведческий музей, было очень интересно, правда, вызывал ироническую улыбку тот факт, что пояснительные надписи у стендов и экспонатов были сделаны только на украинском и на английском языках, - вроде как имеют право формально, но и была в этом явлении и очевидная фальш, - «Ну ладно, пусть поиграются, может быть и наиграются и тогда всё уравновесится», - подумал я. О, если б я знал, каким наивным я был тогда!  И вдруг, моё внимание привлёк один стенд, где была карта местности и надпись «Украина в 14 веке»
        - Так в 14 веке Украины ещё не было! - эти слова невольно вырвались у меня. Я не громко их произнёс, но эмоционально.
        - Украина была всегда! – громко и как заклинание произнесла рядом сидевшая смотрительница зала, такая же с виду доброжелательная и внимательная, как и здесь - смотрительницы в Брянском музее.
        -  Ну, как же? - я пытался прояснить недоразумение, от которого чуть помутилось сознание, хотелось встряхнуть головой, и пол под ногами показался на мгновенье каким-то зыбким, как будто я на миг оказался в каком-то другом, выдуманном мире, - это же был период после татаро-монголького ига…, - начал было я, но моя жена Света, одёрнула меня молча и посмотрела на меня предостерегающе, всей мимикой давая понять, что не стоит здесь с ней связываться и затевать диспуты. Я остановился.
        - Украина была с древних времён! – торжествующе и с негодованием на моё сомнение ещё раз подчёркнуто твёрдо произнесла смотрительница.
        Мы пошли дальше. «Да, а ей же лет 60 будет, поколение-то советское, да и Чернигов - город с древности чисто русский, и сейчас он русскоязычный, - подумал я, - что-то здесь странное происходит… что же с ними здесь делают?»  Но я оставил этот вопрос, отнёс этот факт просто к временным нелепостям и особенностям, сопровождавшим становление Украины как отдельного государства.

        Я выходил из музея, и странные мысли одолевали меня: какие бы люди жили здесь, каким бы ценностям они были бы преданы, если бы сложилось так, что Брянск не остался бы в составе России?
 
        Музей располагался в специально построенном здании годов 70-х, перед ним была просторная площадь, слякоть от тающего снега усиливала шум проезжающих автомобилей, номера были российские, - я отметил это, чтобы стряхнуть с себя, захватившее меня, наваждение, что будто бы Брянск - не российский город. А ведь он мог бы остаться в составе княжества Литовского, куда он входил в 14 -15 веках, ладно, это давние времена; а в 17 веке он был в составе Черниговско-Северского воеводства Речи Посполитой, - трудно и представить, что это были бы польские земли. И ещё был опасный период, когда значительная часть Брянской области, Стародубщина и Сурожский уезды,  уже в начале 19 века входили в Российскую Империю, но были административными единицами Черниговской губернии, и если бы они в этом подчинении оставались далее, то спокойно бы были отнесены к Украине. Также и Брянск мог бы попасть в состав Украины. И получается, что те же люди, которые здесь живут, имеют русский менталитет, и реально патриотично настроены за Россию, то они же при другом повороте истории могли бы ненавидеть Россию и всё русское! И в 2013 – 2014 годах они рванули бы в Киев поскакать и покричать на майдане: «москаляку на гиляку» и тому подобное, понятно, что за деньги, но всё же!

        Как то печально стало от этих мыслей, от этих выводов. Где же тот дух, который подвигает человека чувствовать себя принадлежащим той или иной нации? Где та почва, те убеждения, которые составляют основу мировоззрения и дают человеку уверенность в своей правоте, готовность поддерживать свою страну, своё государство и даже – отдать на защиту его свою жизнь? А может быть, и не стоит об этом думать? Вот люди ходят по улицам Брянска, говорят по-русски, и плакат что я видел на здании техникума, где бабушка поднимает красный флаг – это радует, и символы «Z» - их много, они и на домах, и на частных автомобилях, - это и есть реальность Брянского края.  Я возвращался по проспекту Ленина в сторону гостиницы: добротные сталинские дома, современные магазины в них, в некоторые я из любопытства заходил, спокойно идущие люди, кто просто совершал воскресную прогулку, кто совершал рейды за покупками, - всё было своим, родным, безопасным.
   
        И всё же, от каких природных факторов зависит приверженность тем или иным идеям? – не отпускал меня этот вопрос, - от свойства нации, народа или от того воспитания, которое народ получил? И если только от воспитания, то из любого народа можно вырастить чудовищ, убеждённых в своей исключительности и в том, что во всех бедах и неудачах виноваты соседи, как это внушили значительной части украинцев. И здесь уловил я интересную мысль: если воспитание может оказать такое влияние, ломая все позитивные черты народа, то именно этот народ породил таких своих воспитателей или позволил другим так себя воспитать, забыв про свою историю, потеряв возможность критически оценить всё происходящее, и, даже не желая что либо изучать такое, что может поколебать их ненависть и решительность. Значит, приверженность какой-либо политической идее рождается из особенностей национального характера  и конкретизируется воспитанием, а воспитатели этим национальным характером и порождаются. Иначе говоря, только на определённые национальные черты может лечь определённое воспитание, а какое угодно – не ляжет.
 
        Грустные мысли, может быть и дилетантские; конечно, эта тема требует профессионального исследования, а я просто шёл и радовался, что Брянск и его область – российские. Улыбнулся, вспомнив, что ещё вчера вечером наткнулся на вполне респектабельное заведение, где делают маникюр и педикюр, по внешнему виду совсем не дешёвое, но с прикольным названием «Мясорубка», да, есть в этом некий вызов, что ж – юмор на любителя. И кстати, что и всем туристам рекомендую, - здесь вкусный и качественный сыр местных производителей, разнообразные сорта, но искать его надо на рынке, не пожалеете; в течении недели с удовольствием доедал его дома. 

Поездка 24 - 26.02.2023.