Отцы и внуки Глава 21. Не делай добра...

Надежда Дьяченко
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

         Олег, когда стелил линолеум в комнате матери, сорвал старые деревянные плинтуса, и попросил Алика поставить новые. Алик обещал. Вера Петровна купила плинтуса, надеясь, что зять обещанное выполнит. Напомнила зятю об обещании, он кивнул головой. Уезжая в Сибирь ещё раз попросила, вроде, не отказался.

       Обещанного три года ждут. Плинтуса за время долгого отсутствия хозяйки покрылись толстым слоем грязи, которую Эдик назвал чёрной ватой. Это была не просто мелко-дисперсная пыль, а рыхлая  тёмно-серая волокнистая масса. Вера Петровна принялась за уборку комнаты и санузлов.

        В воскресенье Алик с сыновьями сидели за компьютером. Бабушка позвала Эдика гулять. Внук, любитель прогулок, отказался! Паша пояснил:
- Пока ты была у тёти Нины, он привык к компьютеру. Не оторвёшь.

         Вера Петровна всё-таки уговорила внучка. Как только вышли из подъезда Эдик сорвался, как собачка с цепи, и побежал. Бабушка едва поймала.
- Эдик, куда ж ты бежишь? А вдруг машина. Играй с детьми на площадке, чтобы я тебя видела. Или по роще погуляем.
- Пойдем на площадку.

        Ирина пыталась ограничить общение бабушки со внуками.
- Почему ты, Ира, не пускаешь Эдика со мной гулять?
- Ты падаешь.
- Как падаю? Когда споткнулась и руку поломала? Так с кем не бывает. Я что? Больна и сознание теряю? Что ты придумываешь?
- Было что-то, - сказала дочь и юркнула в свою комнату.

        Вера Петровна выйдя на пенсию в прошлом году, принялась баловать домочадцев пирожками с картошкой, которые очень любили внуки. Ира обрадовалась:
- Какие вкусные! Алик, иди попробуй!

       Алик не пришёл. Видимо сделал внушение жене, она тоже перестала есть материну стряпню, но детям не запрещала. Алик же продолжал свою игру. Когда дети уплетали с аппетитом  бабушкины пирожки, блинчики, котлетки с жареной картошкой, он стоял на кухне, скрестив руки на груди, и, как орёл, стерёг своих деток от бабушки-хищницы.

        У Веры Петровны по поводу её угощений был небольшой конфликт с дочерью, но дети не пострадали. Ира утром повела Эдика в поликлинику. На обратном пути она купила ему коржик, он его съел и запил водой из бутылки.
- Что-то он у тебя съел вчера вечером?
- У меня он ел в восемь часов вечера, а вырвало его в десять утра на другой день. Не от моих котлеток, а оттого, что ты утром повела его голодным к врачу, натощак он проглотил сухой коржик и в мороз запил холодной водой. Следи за питанием в своей семье!

         У дочери был другой взгляд на правильное питание: позволять есть детям всё, что хочется. Правда, только тогда, когда есть деньги. С получки Алик вёз семью в супермаркет, там они закупали продуктов на десять - двенадцать тысяч и на столе в изобилии были шоколадные конфеты и плитки шоколада в разных обёртках. Поездки в супермаркет стали основным развлечением семьи. Когда сладости кончались, Ира начинала варить, но дети есть супы  не хотели. Ира, упрекавшая мать за то, что она заставляла её есть борщ и есть утром, детей не насиловала. Не хочешь - не ешь. Увы, дети есть хотели, выручала бабушкина еда.

     Теперь Ирины объявила:
- Не заставляй есть свои пирожки! Ладно бы ещё с картошкой, так ты колбасу туда стала добавлять. У Эдика на неё аллергия.
- Какая аллергия? Я вижу, что он с вами ест такую же колбасу. Без картошки и не в пирожках можно?

     Ира сходила на скрининг и рассказала матери, что за короткое время прошла всё обследование и здоровье у неё оказывается лучше, чем у женщин, работающих в с ней в отделе. Вера Петровна  спросила, что это за больница, ей тоже хотелось туда попасть.
- Я не знаю, меня провели девочки туда. Но я спрошу у них адрес.

         Не спросила. Сначала сослалась на забывчивость, потом грубо ответила:
- Не буду спрашивать. Узнавай сама.
          Грубость в общении с матерью у Ирины стала нормой. Вера Петровна не вытерпела:
- Ирина, я тебе мать, а не бомжиха из подворотни. Держи себя в рамках, не хами.
- Какая ты мне мать?! Ты только о работе думала, а что у меня в душе делается, тебя не интересовало. У тебя одна забота - Олежка. Я тебе не нужна была. Ты меня прокляла, как твоя мать тётю Валю!
- Ты про меня всё там у тёти Нины рассказывала!
- Нет Ирина, не рассказывала. Не рассказывала, потому что мне за тебя стыдно.
       
        То, что  мать может рассказать про Ирину и её жизнь с Аликом кому-нибудь очень беспокоило дочь. Павлик это знал и, любя  свою маму, тоже выговаривал бабушке:
- Я слыша, как ты на скамейке рассказывала Лидии Александровне про ремонт.
- А что тут такого зазорного? Что я делаю ремонт, соседи знают. Что твой папа в этом не участвует они без моих рассказов видят. Тамара Михайловна, которая напротив нас живет, у меня спросила: "Почему ты, Вера сама обои, плитку носишь? Вед у зятя машина есть". Пришлось рассказать. Жить надо так, чтобы не бояться, что о тебе люди скажут.

     Выкрикнув обиды, Ира убегала в свою комнату. Дочь перестала называть Веру Петровну мамой. Столкнувшись в узком коридоре с ней, она отодвигала мать как неодушевлённы предмет. В сентябре у Эдика день рождения. Обычно праздничный стол накрывали в комнате Веры Петровны. На этот раз Ира устроила праздник на кухне. Крикнула матери:
- Пить будешь.
- Не буду,-  ответила она.

     Вера Петровна поняла, что в последнюю поездку на её родину Ирина увидела как живут её ровесники. При малых зарплатах они строятся, берут кредиты, подрабатывают.  Муж Марины, работая на железной дороге, выходные дни пашет, окучивает сеет. У него во дворе трактор с навесами, грузовик.  Свой большой дом они переоборудовали в коттедж со всеми удобствами. У старшей сестры внук, неизлечимо больной, тоже благоустраивает свою квартиру. Летом подрабатывает перевозя туристов в Тофаларию, зимой,  заготавливая дрова. А её муж играет в танчики и винит тёщу в том, что у них нет квартиры. Ирина ему верит.  Дочь стала невменяемой. Губы, щёки побледнели и будто одеревенели. Она постоянно напряжена. Вера Петровна поняла, что её терпение может довести до беды и решила продать свою долю, чтобы купить  себе однокомнатную квартиру. Она изучила рынок квартир в своём микрорайоне, походила по дворам, присматривая себе подходящий. Посчитала, что на вырученные от продажи деньги, добавив свои сбережения, она вполне может купить квартиру без мебели, бытовой техники и евроремонта. Мебель, стиральная машинка, холодильник  микроволновка у неё были.
       При удобном случае она решила сказать о своём намерении дочери.
       Подаренный коллегами при проводах на пенсию аэрогриль Вера Петровна поставила на подоконнике рядом с микроволновкой.   Испытала его в деле и не оценила. Ирине же он понравился. Она постоянно им пользовалась, но чашу не мыла. Пригарки, крошки в чаше и на подоконнике раздражали хозяйку. На замечания дочь не реагировала. Когда на пластиковом откосе Вера Петровна увидела вмятину:след от горячей крышки аэрогриля, она сказала:
- Ира, ты бы поаккуратней  с грилем. Я решила продать свою долю в квартире и купить себе однокомнатную. С Олегом ещё не говорила, но я думаю, что он будет не против.

        Дочь испуганно взглянула на мать и молча ушла из кухни, а мать вынесла аэрогриль на свалку.

        Вера Петровна позвонила Олегу, рассказала о сложившейся ситуации и о своих намерениях. Сын с ней согласился: надо жить отдельно.

- Олег, мы же в первую очередь должны предложить им свою часть. Я ходила в банки, интересовалась ипотекой. У Ирины малая зарплата, а Алика предпенсионный возраст. Сбербанк готов дать кредит на Ирину. Алик говорит что если бы он был подполковник, то лет пять ему разрешили бы поработать на пенсии. Но у него нет высшего специального образование, он майор и его по возрасту сразу отправят на заслуженный отдых. Устроиться потом он сможет только в охрану.
- Мама, я поговорю с Владом, может он даст ему справку о том, что Алик у нас работает и напишет ему хорошую зарплату.
- Ни в коем случае! Подведёшь Влада! Алик воспользуется услугой, а потом его же и подставит! Он рассказывал про ночные тайные рейды, про Влада и вашу фирму он всё знает. Этот мародёр бывает очень "честным". Он, когда работал следователем,  с покойников,  снимал золотые украшения. Ирина показала мне пакет с золотым ломом.
- Я подумаю как сделать, чтобы им меньше было платить по кредиту. У меня есть знакомые ребята, понимающие в этих вопросах.
       
       Через день позвонил Олег.
- Мама, не знаю согласишься ты или нет. Наша квартира стоит где-то в районе двух миллионов шестисот тысяч рублей. Нам с Ириной по шестьсот пятьдесят тысяч достается, тебе - миллион триста. Я предлагаю взять с них только миллион, написать расписку, что они якобы нам миллион триста аванс дали. По-родственному договорились.
- Конечно согласна. Я боюсь как бы Ирина не заболела.
- Мы с Галей к вам в субботу с тортиком придём . Я думаю, что Алик с Ирой не откажутся от такого предложения.
- Олег, да они обрадуются. Квартира - их главная мечта.

       В субботу, выставляя на стол торт, Олег объявил:
- Мама, поздравляй. Мы с Галей зарегистрировались. Галя беременна, срок три месяца.
- Наконец-то, давно пора, - обрадовалась Вера Петровна.
- Пойду, поговорю с покупателями. Скажу, чтобы месяца три поднакопили деньжат: больше взнос, меньше кредит. Легче будет выплатить. В конце декабря оформим договор купли-продажи, а ты мама, пока готовь документы. Приглашу их на чай.
   
     На чай, торт прибежали дети. Ира вышла, постояла в проёме двери, бледная, с окаменевшим лицом, поздравила молодожёнов, и ушла.
- Олег, что они сказали про покупку.
- Сказали, что подумают. Потом тебе сообщат о своём решении.
- Ещё и ломаются. Подождём.

       Думали долго. Олег посоветовал:
- Мама, скажи им, что сроки выходят и мы будем продавать посторонним. Скорее всего купят торгаши: гастарбайтеры. Пусть живут с китайцами или узбеками.
      
     После такого напоминания Алик сообразил, что игра его затягивается, надо соглашаться. Вера Петровна видела,  как весело Алик с Ириной тратят деньги на пустяки и поняла, что они пренебрегли советом Олега поднакопить деньжат.
      
     Павел ходил в школу очень нерегулярно. Отсиживал уроки, ничего не понимая и не делая. Ирина его уже не напрягала с учёбой, оставляла с Эдиком дома, когда тот болел.   Дети просиживали за компьютером. Несмотря на запрет дочери, бабушка иногда вынуждена была кормить внуков.  Павлу было пятнадцать лет, он задумывался над своим будущим:
- Бабушка, надо было мне тебя послушать и поступать в техникум.
- Не ты решал.

     Продажу квартиры оформили в самом конце декабря. Все деньги перевели на счёт Веры Павловны. По дороге домой Олег предложил:
- Мама, мы как сделаем ремонт в нашей квартире, переходи в мою однокомнатную. У меня долг по кредиту остался около пятисот тысяч. Выплатишь, оформим квартиру на тебя. У тебя  ещё и на евроремонт останется. Квартира запущенная, я ничего не делал. Не собирался в ней долго жить.
- Олег, я хочу в этом районе купить квартиру, видеться с внуками.  Добавлю к миллиону свои сбережения и куплю.
- Делай как тебе лучше.
- Какой у них кредит? Сколько выплачивать ежемесячно?
- Взяли миллион двести тысяч рублей. Могли бы уложиться в миллион сто, но видать на свои расходы нужны деньги.  Там страховка, ещё что-то тысяч 80. Не мне же платить. Мы им и так щедрый подарок сделали. А выплачивать немного больше восемнадцати тысяч. Почти вся Ирина зарплата.
- Может Ирина шубейку какую-нибудь купит. Мороз, а она в куртке на сантепоне ходит, которую в прошлом году пошила. Говорит, что тёплая. Сомневаюсь. Сорок лет, а она бегает, как бедная студентка.

      Алик с Ириной пришли поздно. Алик сиял:ему купили новый компьютер. Паша бабушке объяснил:
- У нового компа мощность больше, можно любую игру установить.
- Да уж, без этого компа папе вашему не прожить. Мог бы маме зимнее пальто купить. 

      Когда Вера Петровна улеглась спать, в комнату зашёл Алик. Уселся в кресло напротив и спросил:
- Ну что, довольны? Урвали свой миллион.
- Это ты должен быть доволен: за миллион приобрели трёхкомнатную квартиру на третьем этаже кирпичного дома. В очень хорошем месте.
- Чему нам радоваться, мне уже в январе надо платить, а где я возьму?
- Не позорься, иди в свою комнату, я не собираюсь обсуждать твои проблемы.
- Алик ушёл, через несколько минут выскочила Ирина и скороговоркой выпалила:
- Месяц тебе на сборы и уходи. Если за месяц не управишься, ваши вещи загрузим  в контейнер, замок перекодируем.
            
     Вера Петровна молча слушала ставшую чужой дочь. Она послушно повторяла то, чему этот полицай научил. Позвонила Олегу, сказала что ей отвели срок месяц, потом надо убраться.

      Сын приехал, прошёл в комнату к Ирине.
- Ира, куда ты гонишь маму. Подожди пока я ремонт закончу, мама перейдёт в мою квартиру.
- У тебя две квартиры, а ей места нет?!
- Ты видела, какая у нас однокомнатная. Там некуда маме кровать поставить, а в новой идут работы, грязь, цемент кругом.
- У нас тоже скоро будет цемент. И вообще, мы не хотели эту квартиру, вы нам её навязали!
- Так надо было покупать какую хотели. Какого чёрта здесь сидели?! За семнадцать лет не могли купить! Навязали мы вам видишь ли. У вас были варианты?
- Ладно, Олег, пусть твои вещи полежат два месяца, - смилостивилась  сестра.
- Олег, не уговаривай её, я уйду в срок.
- Хорошо, мама. Мы с Галей завтра улетаем на Сахалин, неделю покатаемся на лыжах, а потом найдём тебе квартиру.

      Утром назавтра Вера Петровна проснулась уже не за занавеской. Она валялась на полу вместе с карнизом. Зять постарался напоследок отравить жизнь тёщи.

     Вера Петровна сходила к подруге, намного старше её и много повидавшей на своём веку, рассказала про свою беду. Та посочувствовала:
- Как ты это всё вытерпела, я бы с инфарктом уже лежала. Переходи ко мне, места хватит. Поживёшь пока не устроишься. Давай договоримся. Деньги я за проживание не возьму, питаться будем отдельно. Устраивает это тебя?
- Лидия Александровна, конечно же устраивает. Спасибо Вам. Упакую вещи свои и Олега и перейду. Ещё раз - спасибо.

      Вера Петровна насобирала коробок на рынке, купила мешки и принялась за дело. У Паши были вопросы:
- Бабушка, ты хрустальные рюмки забираешь, а Новый год как мы будем праздновать?
- Рюмки мои, вы себе свои купите.
- И поварёшка твоя?
- И поварёшка, и ложки-вилки мои. Папа с мамой себе купят. Не бойся вашего ничего не возьму.
Бабушка, я не понимаю почему папа так сделал. Они же радовались с мамой, что им квартира дёшево достаётся.
- Спроси у папы.
- Но вы же нас выгоняли, когда я был маленький.
- Выгоняли, потому что твой папа деда угрожал убить. Оскорблял его.
- Никогда не поверю, что угрожал убить.

      Пройдет немного времени, Павел повзрослеет и убедится, что его отец ради денег готов на любую подлость.

       Позвонил Олег поздравил с Новым годом и спросил:
- Как там, тебя соседи не обижают.
- Те соседи мне уже не соседи. Я за два дня упаковала вещи и ушла жить к Лидии Александровне. Она живёт на пятом этаже, квартира у неё точно такая же как наша. Живёт одна. Мне выделила маленькую комнату.
- Ребята нашли  двухкомнатную квартиру в центре. Приедем, перевезём тебя туда.
- Нет, Олег. Мне сейчас тяжело одной жить. Я с Лидией Александровной в разговорах душу отвожу.
- Понятно. Когда будешь готова, найдем другое жилье.

      Срок хранения вещей, отведённый Ириной матери подходил к концу. Олег забеспокоился:
- Мама, Ирина замки не перекодировала? Друг мой согласился наши вещи у себя в гараже разместить. Как в квартиру попасть?
- Олег, какая кодировка? Я свободно хожу туда, стираю на машинке, общаюсь с детьми. Приезжай днём, увози вещи. Я думаю, что и мне пора уходить от Лидии Александровны. К ней сын с женой приезжает. И ещё... Я передумала покупать квартиру в нашем микрорайоне, нет у меня желания встречаться на улице  с дочерью и зятем, после того, как они с нами поступили.
- Тогда тебе придётся подождать. У меня не было денег на лестницу, бригада ушла на другой объект. Ремонт затягивается. Но ничего, мы    подыщем тебе квартиру.
      
   Квартиру нашли быстро. Подсказала подруга сватьи. Хозяйка сдавала её с условием: квартирант будет ухаживать за кошкой. Позвонил Олег:
- Мама, я в командировке в Москве. Когда будешь готова, набери Галю. Она тебя отвезёт на квартиру. Ключи у неё.

      Вера Петровна посмотрела по объявлениям, за какие деньги сдают комнату в квартире.  Выяснила: семь тысяч. Она набрала на семь тысяч сухофруктов, орехов и шоколада для Лидии Александровны, так как деньги она бы не взяла. Про подарок  решила сказать ей потом по телефону.

        Детям купила подарки и зашла попрощаться. Договорилась с Павликом, что будут созваниваться и письма, которые придут на её имя, он ей  передаст. Расстроенный Эдик заметался по комнате в поисках ответного подарка. Подарил книжку "Лихо одноглазое". Подарок оказался пророческим.

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/07/1016