Ты меня простишь?

Елена Спартаковна Лаврентьева
Благодарю всех, кто читает мои рассказы здесь, на Проза.ру и тех, кто слушает их в ютубе на канале Юрия Шатохина "Веб рассказ".

(Отрывок из повести «Бойтесь своих желаний, они могут исполниться»)

Дело происходило в 2000 году на Сицилии в маленьком городке.

...Я не поклонница картежных игр, но когда вечером Франка пригласила меня поиграть в компании ее родственников, мне показалось неудобным отказаться. Сеньора Кармела меня отпустила, поскольку дом Франки был совсем рядом и в случае, если сеньор Бастиан что-нибудь вытворит, я могла быстро прийти на помощь.

Игра уже была в разгаре. Чтобы не мешать процессу, я присела в сторонке, наблюдая за играющими. Верховодила, естественно, Франка. Стефания во всем подражала матери. Масимо, ее жених, симпатичный парень лет 25, вел себя очень непринужденно, всех смешил своими остротами и шутками. Было понятно, что он в этой компании свой в доску.

Я наблюдала за игрой, раздумывая о национальных особенностях итальянцев, когда ко мне подсел седовласый мужчина лет 75. Среди гостей Франки я его раньше не видела. Он сильно хромал, опираясь на палку. Наверное, сломал ногу здесь в горах, подумала я.
Я успела заметить, что  многие жители этого городка прихрамывают или ходят с палочкой. По-видимому, горная местность мстит за непочтительное к ней отношение.
Мужчина как-то странно посмотрел на меня. В его черных глазах явно читался неподдельный интерес к моей особе.
- Ну, вот, дожила, - подумала я. Интересую только пожилых мужчин. Совсем потеряла форму среди кастрюль, тряпок и капризов сеньора Бастиана.
Невольно я взглянула на свои руки. От частого соприкосновения с водой кожа на руках стала сухая и тонкая. На ногах болтались растоптанные домашние тапки, а на торсе - не первой свежести футболка. Ну и видок у меня, приманка для таких пожилых сеньоров. И что ему надо?

Мне стало совсем неуютно под его пристальным взглядом. Я уже хотела возмутиться, но тут сеньор, наконец, ожил. 
- Это ты, русская? – спросил он.
- Ну, я.
- Говорят, тебя зовут Настя.
- Ну, да.
- А меня - Марио.
- Очень приятно, сеньор Марио.

Он замолчал, не зная как продолжить дальнейшую беседу.
Но я вдруг  ощутила, что его интерес вызван не моим помятым видом, и не моей относительной молодостью, а чем-то совсем другим, даже не связанным конкретно со мной. Я не могла объяснить, как я это почувствовала, но это было именно так. 

Вдруг он стал быстро что-то говорить по-итальянски. Так быстро, что я ничего не могла понять. Его глаза неожиданно повлажнели и заблестели как у человека, который вспомнил что-то очень трогательное и важное для себя. Видно было, что то, о чем он говорит, ему очень дорого.

Что этот странный Марио мне пытается втолковать и зачем? Несколько раз он произнес слово «галина». Я подумала, что это чье-то имя, но тут же вспомнила, что по-итальянски слово «галина» означает курица.
Помню, как хохотала Франка, когда неожиданно это выяснилось.
Я рассказывала про мою питерскую подругу и сказала, что ее имя Галина. Франка как раз была рядом. Она вдруг засмеялась, да так, что не могла остановиться. Такой веселой я ее еще не видела. 
Не понимая, чем именно вызван приступ хохота у всегда серьезной Франки, я уставилась на нее. Увидев мое недоумение, она схватила меня за руку и, не переставая смеяться, потащила в огород, где в небольшом загончике гуляли куры. Тыкая в них пальцем, все еще смеясь, она повторяла: галина, галина, ко-ко-ко галина. Мне тоже стало смешно, но больше от вида кудахтающей Франки. Уж больно она  была комична в этот момент.

И сейчас, стараясь понять, о чем так проникновенно толкует мой сосед, я думала о курицах.
Причем тут куры?  Может он намекает, что я похожа на мокрую курицу в этой одежде? И ему до слез меня жалко?  Ну, тогда это просто верх наглости, товарищ итальянский сеньор.

Я показала на себя и, не скрывая возмущения, спросила: « Я -  галина?»
Он замолчал и непонимающе уставился на меня, а потом улыбнулся и усиленно замотал головой.
- Галина – русская сеньорита, – сказал он, медленно выговаривая слова.

Я ничего не понимала. Значит речь идет все-таки о чьем-то имени. Мне стало интересно.
-Сеньор Марио, пожалуйста, говорите помедленнее и попроще. Извините, я еще плохо понимаю ваш язык. 
Все это я сказала  на «чистом» итальянском.

Он снова стал говорить, на этот раз медленнее, стараясь чуть ли не по буквам выговаривать каждое слова, но слова были какие-то новые, непривычные. Они не касались ни быта, ни погоды, ни развлечений.
Я добросовестно старалась понять его, но меня словно  заклинило. Он что-то говорил, снова убыстряя речь, и лицо его становилось все светлее, и как-будто даже  моложе.  Я поняла, что он рассказывает мне что-то из своей далекой юности. Но зачем он говорит мне об этом? Мне иностранке, которую он только что увидел?

Когда я услышала слово Сталинград, я сразу, как говорится, врубилась в тему. Я мгновенно поняла, что он рассказывает о Великой Отечественной войне и о своем участие в боях под Сталинградом.

- Сеньор Марио, вы были в России? – Я пыталась задавать простые вопросы, используя мои скудные познания  итальянского, чтобы точнее все понять.
Он закивал головой, приговаривая, Сталинград,  бэлла Галина, бэлла русская.
И тут до меня дошло.
С таким вдохновением и светом в глазах можно говорить только о любви. Конечно же это была история о любви. О любви,  которую помнят всю жизнь. История о любви и о войне.

Когда Марио исполнилось 18 лет, его, как и многих таких же молодых итальянских парней, забрали в армию  и отправили воевать в далекую холодную Россию. Зачем он должен был убивать людей в неизвестной ему стране,  об этом ничего не говорили. Просто сказали, что убивать надо. Не будешь убивать ты, убьют тебя. Вот и вся политическая подготовка. 
Марио верил, раз страна послала убивать русских, значит они злые и опасные люди. Они грозят его родной Италии и хотят ее завоевать, чтобы издеваться над простыми итальянцами. Как настоящий патриот, он хотел защитить свою страну, свой народ.

Зимой их привезли на оккупированную немцами территорию России,  и расквартировали в домах местных жителей. Оказалось, что «злые и опасные» русские воюют против тех, кто напал на них, кто разорил их страну и они совсем не собираются нападать на Италию. Все было как раз наоборот. Это немцы хотели завоевать Россию и превратить русских людей в своих рабов. Он видел, как сильно разрушена страна. Он понял, что русские воюют за свободу своей страны и они не отступятся, пока не выгонят завоевателей за пределы своей Родины. В его голове все перевернулось.

Марио и его сослуживцев, таких же молодых мальчишек, еще совсем не умеющих воевать, просто бросили, как пушечное мясо, на самую кровавую битву под Сталинград. Но ему повезло. В первые же дни боев осколок пробил ногу. Ранение было очень серьезным, но он все-таки выжил, в отличие от многих своих однополчан. После госпиталя его признали негодным к военной службе и отправили домой в Италию.

С тех пор он ни разу не был в России, но никак не мог забыть красивую девушку, с которой случайно познакомился где-то на оккупированной немцами русской территории. Он уже не помнил, где именно это было. Помнил лишь, что девушку звали Галина, что она была очень красивая и очень молоденькая.
По его воспоминаниям, он влюбился в нее с первого взгляда и больше уже не мог ни о чем думать. Похоже, и она его полюбила, хотя в те страшные годы немцев и тех, кто воевал на их стороне, наши советские люди ненавидели люто. Но по-видимому, в жизни не бывает без исключений. Любовь, она и на  войне любовь. Приходит не спросясь и  командует жизнью, как хочет. Ее никакими танками не остановить.

Любовь – великая сила. Если бы все люди любили друг друга, как призывает Иисус Христос, разве были бы на Земле войны? Каждый, кто был хоть раз влюблен, знает, как сразу меняется мир, да и сам человек, под воздействием этой волшебной силы.
Мир раскрашивается всеми цветами радуги, а человек наполняется радостью и добротой до краев. Влюбленный человек любит всех вокруг, не влюбленный – только себя. Как может влюбленный убивать других людей? Убивает только тот, кто не умеет любить, или тот, кого никто не любит.

- Я до сих пор помню свою любимую Галину, хотя я давно женат.  У меня  дети взрослые и внуки есть. Но сердцу ведь не прикажешь.  Если бы я мог хоть одним глазком посмотреть на нее. Выжила ли она в те страшные дни войны? Как сложилась ее жизнь? Если бы я мог, я бы поехал искать ее, но прошло столько лет, а я даже фамилии ее не знаю. – Он с потаенной надеждой посмотрел на меня, как-будто я, как волшебница,  вдруг вот прямо сейчас возьму и сообщу ему адрес его прекрасной Галины.

Что я могла сказать этому старому, уже прожившему жизнь человеку? А ведь он ждал  какого-то ответа, я это ясно видела. Как бы ни сложилась жизнь этой Галины, неважно любила она Марио или давно забыла, я должна была сказать ему  слова поддержки.

- Я думаю, сеньор Марио, - бодро начала я, - если она полюбила вас тогда, в дни войны, то, наверное, любит до сих пор. Или, по крайней мере, помнит  до сих пор. Только вам уже не встретиться.  Да и надо ли, ведь вы стали другими. Лучше пусть ваша любовь   останется у вас в сердце, и  будет согревать вас в трудные минуты жизни. Это здорово, что у вас она была. Многие о любви только мечтают. – Я увидела как сеньор Марио вдруг весь поник, как будто из него выпустили воздух.

-Да, Настя, пожалуй ты права. Нам уже никогда не встретиться. Все изменилось, мы стали другими, да  и жизнь уже прошла. – он тяжело вздохнул, -  а тебе спасибо.
- За что спасибо, сеньор Марио? – мне стало нестерпимо жаль этого сицилийского немолодого человека.
- За то, что выслушала, за то, что поняла и не осудила, за то, что ты русская. - Он замолчал, наверное, пытаясь подобрать еще какие-то слова. 
Франка иногда бросала на нас заинтересованные взгляды, но от стола  не отходила.

-Ты меня простишь? –неожиданно спросил Марио.
Я опешила. За что я должна была прощать человека, с которым познакомилась несколько минут назад. Мне лично он ничего плохого не сделал.

 - Я всегда чувствовал вину, за то, что воевал против России. Но время было такое, а мы были несмышленые мальчишки тогда.  И делали то, что нам велели. Я потом  понял, что русские защищали свою землю и свой народ от захватчиков. А тогда... Эх! - он глубоко вздохнул.

Что я могла сказать человеку, который слишком поздно прозрел. Известно, что в Европе стараются как можно меньше вспоминать про ту войну. А молодежь вообще не знает о ней ничего. Для них это древняя история. Но что еще хуже, многие политики в этой самой Европе стараются представить события того времени  в искаженном свете, так, как им выгодно сейчас. Например,  что это мы напали на Германию и хотели ее завоевать, или, что главные освободители народов Европы от фашизма американцы, а не русские. Мы, русские, смирились с таким положением, а зря! И вот вдруг в самом центре Европы я слышу слова покаяния.   

Я сидела и думала, что ему сказать?  Сказать, что прощаю или наоборот, не прощаю, но ведь это покаяние относилось не лично ко мне, а ко всему русскому, точнее советскому народу. Могла ли я взять на себя ответственность судьи в этом вопросе, даже по отношению всего лишь к одному человеку? Все это потрясло меня до глубины души.

Марио сидел и ждал. Похоже, мой ответ был важен для него. Сейчас я была представителем страны, в которую он вступил как оккупант и завоеватель. Он убивал людей в моей стране, хотя и по непониманию, но все же убивал. И только любовь к русской девушке заставила взглянуть на ту войну с другой точки зрения.   И то слишком поздно. Он понял, но исправить ошибку уже  не смог. Так и пришлось всю жизнь прожить с виной перед людьми и Богом, что убивал ни в чем неповинных людей.

Как часто под чьим-то  влиянием или под воздействием  нахлынувших эмоций мы, люди, совершаем ошибки, порой непоправимые. Как горько потом жалеем о сказанном или наоборот не сказанном,  содеянном или не содеянном в ту минуту, но прошедшего мига не вернуть никогда, ровно, как не вернуть и того, что мы сказали или совершили в этом прошедшем миге. И что же делать?  Остается одно – жить с результатом такой ошибки, порой очень тяжелым, всю оставшуюся жизнь, потому что запоздалое раскаяние не приносит облегчения.
 А воспоминания, от которых никуда не уйти,  рвут твою душу на куски от понимания того, что ведь мог же в тот миг не поддаться искушению гнева, обиды, глупости, гордыни и промолчать, не сказать, то, что сказал или не сделать то, что сделал. И не мучился бы сейчас. Это была бы победа, настоящая победа над самим собой, над своими слабостями и пороками.  И душа–самая ценная часть человека, осталась бы цельной и спокойной, потому что она чиста. А ведь это главное для человека – иметь чистую цельную душу.
Душа это свет, живущий в человеке, исходящий из человека. Наверное, этот свет - это частичка Бога, живущая в человеке, причем в каждом человеке, и задача человека -  сохранить ее чистой и светлой, несмотря на все невзгоды и трудности жизни на Земле. Жизни на Земле… а будет ли она, жизнь, где-нибудь еще – вот вопрос.

Марио ждал моего ответа. Видимо чувство вины не давало ему спокойно жить, и сейчас, когда перед ним появилась представительница того народа, он решил попросить прощения  у нее, чтобы хоть немного облегчить свою душу. У него появилась маленькая надежда, что я сниму с него хотя бы часть вины.

Я взглянула на Марио в замешательстве.  В его глазах  была надежда, похожая на молчаливую мольбу. Мне стало его так жалко, что я все же решилась взять на себя смелость и сказала
- Сеньор Марио, если вы сами уже давно осознали свою вину, то я, вообще, не имею права вас осуждать. Но если для вас так важны именно мои слова, то я вас прощаю и не только я, но и ваша Галина, и весь наш незлобивый многострадальный народ.

Он посмотрел на меня с благодарностью и хотел что-то еще сказать, но Франка, по-видимому, заподозрив не ладное, вмешалась в нашу беседу. 
- О чем это вы тут так долго шепчетесь? Давайте-ка, присоединяйтесь к нашей компании.

Играть в карты мне расхотелось, да и не очень я это дело люблю. Поэтому, сославшись на то, что надо проверить, как там мой неугомонный подопечный, я поднялась по ступенькам на террасу сеньоры Кармелы.

В ту ночь я долго не могла уснуть, вспоминая беседу с Марио. 
Как мало мы, люди разных стран, знаем друг друга, я имею ввиду простой народ. Какие неправильные у нас понятия друг о друге. Мы привыкли верить тому, что пишут в газетах и говорят по телевидению. А ведь там не всегда говорят то, что есть на самом деле.
Понятно, что простой народ любой страны никогда не хочет войны. Война – это воплощение завышенных амбиций  политиков и бизнесменов. Ради денег и амбиций их худшие представители готовы ввергнуть в огонь войны любые страны, любые народы, не задумываясь над тем, сколько горя приносит война не только стране, но и каждому человеку в отдельности.
Да, для них и не существует понятие отдельный человек, они привыкли оперировать тысячами разрушенных жизней. И эти тысячи им также совершенно безразличны. И почему так устроен мир?! Неужели люди так медленно развиваются, что  за всю многотысячную историю человечества так и не научились выяснять отношения мирно,  не с помощью кулаков, стрел, ружей, пушек, танков, ракет, а с помощью переговоров, где главной целью является не принцип «главное ввязаться в бой», а принцип нахождения компромисса для всех договаривающихся сторон.
Наступит ли такое время на Земле, когда люди забудут даже само слово война? А ведь должно наступить, иначе совершенно бессмысленно существование человечества. Получается, человечество возникло на планете Земля с главной целью – убивать себе подобных и с каждым витком истории все более изощренным  оружием. Кстати, даже животные одного вида обычно не убивают друг друга. Что же получается, мы, люди, по развитию еще ниже животных!?

Как то утром  Стефа сама вызвалась посидеть с моими подопечными. Меня отпускали в центр позвонить домой! Отпускали без просьбы - невиданное дело.
Я была сильно удивлена  и обрадована. Нарисовались пол-часа свободы. Целых пол-часа! Как мне они были дороги.
Свобода! О, какое это блаженство! Может быть свобода это и есть счастье. Не даром на Земле  так много крови  пролилось и продолжает проливается, именно за свободу. Это сладкое слово свобода! Тридцать минут счастья - так много!

Когда я шла в центр, я чувствовала себя абсолютно счастливой. На эти несколько минут я начисто забыла о своем положении рабыни Изауры. Я наслаждалась свободой. И мир вокруг меня радовался со мной.

В центре, где стояли кабинки с телефонами-автоматами было совсем немного народу. Я поговорила с мамой.  Успокоила ее, что у меня все идет хорошо.   Как мне хотелось поговорить подольше, просто послушать родной голос, услышать слова поддержки, но разговаривать долго не могла, боялась, что не выдержу  и расплачусь. Позволить себе это  я просто  не имела права.  Пусть мамочка  думает, что я довольна нынешней жизнью и пусть не беспокоится за меня. Конечно сердце материнское не обманешь. Но все таки...
 
Я вышла из будки и тут же наткнулась на сеньора Марио. Он ждал меня.
- Настя, я очень рад видеть тебя. - Он схватил меня за руку и потянул в сторону ресторанчика, где на открытой веранде за столиками сидела компания из нескольких пожилых мужчин. -Посиди с нами. Мне очень хочется тебя чем-нибудь угостить.
- Сеньор, Марио, спасибо, я тоже очень рада видеть вас,  но, к сожалению, у меня совершенно нет свободного времени. - улыбаясь, я старалась вывернуться из цепких рук. - Хозяйка отпустила меня лишь на пол-часа. Мне уже пора возвращаться.-  Но Марио держал меня крепко. 
- Сеньора Настя, я очень тебя прошу, посиди с нами со стариками, хоть несколько минут. - Он все-таки подвел меня к столику. - Познакомься,  это мои друзья.
Делать было нечего, не убегать же мне от них в конце концов. Что они подумают, да и что подумают немногочисленные посетители, которые, как я заметила, с интересом наблюдали за нашей перепалкой.- Дикая русская!

Я присела на свободный стул. Каждый из мужчин, приветливо улыбаясь,  протянул мне руку и назвал свое имя. Они с нескрываемым любопытством разглядывали меня, а  довольный Марио что-то быстро говорил им. Наверное, он  рассказывал историю нашего знакомства. Глаза его светились, как в тот день. 

Подошедшая официантка вопросительно взглянула на нас. Что будем заказывать? Заказывать я ничего не собиралась, и, решив, что инцидент исчерпан, подумала, что  пора уходить. Но Марио так не думал. Он во что бы то ни стало желал  угостить меня вином.
Гостеприимство итальянцев не знает границ и не приемлет отказов. 

Снова завязалась словесная перепалка. Я отказывалась, он настаивал. К его уговорам подключились друзья, темперамент которых не соответствовал их преклонному возрасту.  Получился настоящий спектакль. Думаю, посетители были рады посмотреть  неожиданное представление.
В маленьких сонных городках Италии не так часто случаются инциденты, заслуживающие внимания окружающих.

Официантка терпеливо ждала. Ей тоже было интересно, почему  пожилые сеньоры так настойчиво хотят напоить эту непонятную иностранку вином. Кто она? Может она совратительница благородных итальянских мужчин. И это у нее тактика такая, новая. Не пора ли уже звать полицию.

Обстановка накалялась и надо было на что-то решаться.   
- Хорошо, хорошо, сеньор Марио,- сдалась я, - если вы так хотите меня угостить, то угостите  мороженым. Оно у вас в Италии очень вкусное, похоже самое вкусное в мире.

Спектакль закончился моим поеданием мороженого под веселыми взглядами всех участников. Наверное сеньоры были слегка разочарованы, но красное вино, которое они заказали себе, быстро привело их в благодушное настроение.
Спешно проглотив самое вкусное в мире мороженое, я, как полагается у воспитанных девиц, поблагодарила Марио за угощение, остальных за приятную компанию и  побежала домой.
Вслед мне дружно махали не только друзья сеньора Марио, но и те немногочисленные гости ресторана, которые с интересом все это время наблюдали за нами.
Вместо отведенных мне тридцати минут, я провела на свободе почти час.
Спасибо, что дочитали до конца.