Али-Баба и 40 разбойников. Аудио-спектакль. СССР

Алекс Свитт
Несколько добрых слов о...
 
"Али-Баба и 40 разбойников" (СССР, аудио-спектакль, 1981-1982, телеверсия - 1983).

Гениальное творение благородного советского Атоса - Вениамина Смехова.


"Персия! Персия-я!! Персия-я-я!!! ПЕРСИЯ-Я-Я!!!..".

Тум-тум-тум-тум-тум!..

"О, Аллах, да разве это урюк?!".
"Ха! Это золото, а не урюк! Как ты, презренный, можешь не видеть ясных лучей солнца, что подарили этому благословенному лакомству свои силы?! Как ты можешь не видеть драгоценные соки прекрасного древа, что напоили его сладчайшим ароматом?!".
"О, как ты красноречив, несчастный торговец… Неужели ты не видишь червя, который уже почти съел твой жалкий, ссохшийся годы назад, чёрный, как мой гнев, мелкий урюк?..".

"Вы здесь моего ишака не видали?"

(Вставки из старого, мудрого, восточного сборника сказок "Тысяча и одна ночь", использованные в аудио-спектакле, как фон).

Ах, персидский базар... Ты всё такой же, как и в моём детстве (примечание автора)...

"Скажи мне, почтенный сапожник, не тебя ли зовут Мустафой, который знает про всё на свете?".
"Ах, любезный прохожий... Я и был таким Мустафой, которого знал весь персидский базар, как такого Мустафу, который знает про всё на свете. Но теперь... Проходи мимо, посетитель рынка. Дай мне спокойно починить этот каблук".
"А-а, я хожу по вашей стране и собираю сказки и истории, чтобы через много сотен лет разные дети, разных стран узнавали сказки Шахерезады или правдивые истории Мустафы сапожника".
"Ай-яй-яй! Почему ты не явился раньше, прохожий, посетитель рынка, собиратель историй?!! Почему ты не явился раньше?!! Уходи! Дай мне починить этот каблук! Я буду молчать!".
"Почтенный сапожник Мустафа... Мудрейший Али-Баба (с которым меня свёл случай), посоветовал мне послушать твой рассказ про мудрейшего Али-Бабу...".
"Так!".
"...про его брата Касыма".
"Так!".
"...и 40 каких-то разбойников".
"Так!".
"Никому в мире он не доверит своей истории так, как доверяет почтенному Мустафе. Так сказал Али-Баба...".
"Ай!".
"А чем же ты его так обидел, что он об этом не догадывается?".
"Ай! Я буду говорить, а ты будешь слушать! Итак, Персия! ПЕРСИЯ!!!".

Отрывок из этого великого, советского аудио-спектакля.

Ах, шедевр...


Собственно говоря, я зашёл сюда на несколько минут, чтобы только сказать большое спасибо... Кому?..
 
1. Прежде всего, своему родному отцу - хорошему коллекционеру виниловых пластинок, который собирал их не только для себя, но и дарил матери, а также двум своим родным детям - мне и старшей сестре. Отец, если бы не ты, то мы бы не узнали в раннем детстве с десяток красивых версий популярных сказок и историй, не услышали бы харизматичные, поставленные голоса талантливых актёров и актрис, не развили бы своё воображение, не расширили бы кругозор, а также не узнали бы и не выучили большое количество классных песен!!! За всё это - "СПАСИБО ТЕБЕ БОЛЬШОЕ!!!". Смотреть на экране - это одно, а слушать и представлять себе сказку, историю самому - совсем другое!.. Попробуйте как-нибудь - и вы почувствуете разницу!.. Сейчас, конечно же, всё это можно найти на Youtube, но в моём детстве его не было! И мы слушали виниловые пластинки. Среди которых, как вы понимаете, был и аудио-спектакль про "Али-Бабу...".
 
2. Моё второе "СПАСИБО!!!" я хочу сказать советскому благородному Атосу - Вениамину Смехову, который и придумал весь этот спектакль. Ну, то есть, это были его стихи, его пьеса, его сценарий. Видно, что человек очень любил восточные сказки и хотел одну из них экранизировать. Но, так как подобные проекты создавались постоянно, то решил не повторять предыдущих товарищей, а записать аудио-версию. Для чего пригласил друзей, коллег, музыкантов, уговорил фирму грамзаписи "Мелодия", ну и те выпустили двойную пластинку на полтора часа (1981-1982, а точнее, на 1 час и 32 минуты!)! Кстати, на студии грамзаписи засомневались в подобном эксперименте, а на деле - работа ШЕДЕВРОМ оказалась и разошлась большим тиражом!!! Да таким (3 миллиона экземпляров!!!), что потом пришлось и киноверсию спектакля делать (1983, режиссёр Олег Рябоконь, но всего на 1 час и 13 минут, вот так), чтобы увековечить сие творение... Браво, благородный Атос!!! Ты всегда был, есть и будешь для меня великим человеком!!!..

3. Ну, и своё третье, последнее "СПАСИБО" я хотел бы сказать всем советским актёрам и актрисам, принимавшим участие в этом аудио-спектакле. Это...

"Али-Баба - Олег Табаков.
Зейнаб, его жена - Татьяна Никитина.
Касым, брат Али-Бабы - Сергей Юрский.
Фатима, его жена, дочь судьи - Наталья Тенякова.
Мустафа, рассказчик и сапожник - Вениамин Смехов.
Прохожий, собиратель историй - Леонид Филатов (вырезан в киноверсии).
Хасан, атаман разбойников - Армен Джигарханян.
Разбойник Ахмед-"Сорви-Голова" - Алексей Граббе (в киноверсии - Евгений Тиличеев).
 
В эпизодах: Изиль Заблудовский, Виктор Костецкий (разбойник),
Владимир Курашкин (разбойник Мухаммед), Вадим Никитин,
Станислав Соколов"

("Википедия").
 
А также "БОЛЬШОЕ СПАСИБО" хочу сказать композиторам музыкального спектакля - Сергею Никитину и Виктору Берковскому, аранжировщику Игорю Кантюкову, ансамблю «Мелодия» (под управлением Георгия Гараняна), ну, и вокальному ансамблю «Панорама» (под управлением Михаила Ганеева)!!!..

Примечание: речь идёт только об аудио-версии, не кино! Поэтому, к режиссёру Олегу Рябоконю спасибо не относится!..
 
Вот она, старая, добрая, великая СОВЕТСКАЯ ШКОЛА музыкального и киноискусства!!! Я смог без труда представить себя на Ближнем Востоке и ощутить то Али-Бабой, то его братом Касымом, то разбойником Ахмедом-"Сорви-Голова", то... И почувствовать ПЕРСИЮ!!! Что? Вы мне не верите? Клянусь этим ясным небом и горячим солнцем, что это так! И да разорвут меня дикие звери в лесах и в горах, если же я обманул вас, о почтенные гости!  Хо-хо! А за всё это воображение - я ещё раз благодарю данное советское творение. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!! Браво!!! И аплодирую стоя!!!..

Ну, и поскольку, я уже раз 200 слышал этот аудио-спектакль, то могу лишь добавить, что ставлю ему высший балл (то есть, 10 из 10 на века!!!) и предлагаю разобрать на цитаты... Как? Это уже сделано? Давно? Ах, вот оно что... Ну, тогда в качестве напоминания...
 
"На базаре всем известно:
Я - богач, а ты бедняк!
Это мудро, это честно,
Это правда, это факт!..

Признавайся, ворон старый,
Где украл свои динары?!!".
 
"Учёная дверь... Ждёшь словечка? Ага. Сейчас".

"О, горы Персии, сказочный край,
Леса густые, ходи и наблюдай,
Если бы Али-Баба зашёл за перевал,
Он узнал бы, что Хасан бандитам приказал...".
 
"Съешь апельсин...".

"Пусть сдохнут все мои враги
Вкусней не ел я кураги...".

"Кто обидел эти маленькие глазки?".

"Нет, нет, нет! Ошибаешься!
Вот, вот, вот! Убеждаешься?".

"О, солнце Персии, чего здесь не бывает,
Здесь зависть победила стыд и честь".

"Ты думаешь, я бедный и голодный,
И потому худой?..".

"Вах! Много слов! Зачем так много треска?
Ты мне невестка или не невестка?".

"Отличный плов! Ну, просто первый раз такой".

"Люди живут, пляшут поют,
Берегут свой приют, а у нас -
Старые раны...".

"Дверь, открывайся!.. Капуста! Редька! Чесночок!
Так не честно, старичок!".

"Али-Баба! Чтоб ты сдох! Проклятый врушка!
Укроп! Морковь! Петрушка!".

"Как тебя зовут, разбойник?..".
"Ты, по-моему, покойник". 

"Сезам, слезам не верит".

"О, Али-Баба...".


Ах, ШЕДЕВР... А ещё песни... Которые можно учить наизусть и петь. Или просто слушать и восхищаться...
 
1. "Персия, Персия!..".
2. "Однажды светлым, тёплым утром на базаре
Такую людям злую новость рассказали…".
3. "Эй, Касым, а Касым!".
"Говори, Фатима…" ("Съешь апельсин...").
4. "На Востоке простор, над простором — шатёр…".
5. "Вряд ли сегодня, Али-Баба, гости придут…".
6. "Хочешь — верь своим глазам, хочешь — не верь..." ("Сим-сим, сезам, откройся...").
7. "Шито-крыто...".
8. "Ну, что ты потеряешь, если всё узнаешь?.." ("Любопытство...").
9. "Что там? Новая пещера?..".
10. "Спустилось солнце два часа тому назад...".
11. "Зачем так много треска?..".
12. "Пусть сдохнут все мои враги, вкусней не ел я кураги...".
13. "Вот-вот-вот! Убеждаешься?.." ("Не будь я судейская дочь...").
14. "Признавайся, ворон старый, где украл свои динары?..".
15. "Тяжёлым будет путь до погребов…" ("На/По десять мулов, по два сундука...").
16. "Персия, Персия!..". (Реприза).
17. "Никого умнее нет нашего Хасана..." ("Браво, браво!.. Ну, что вы право!..").
18. "Старые раны...".
19. "Очень чёрные тучи опустил над горами Аллах...".
20. "Был порядок на Земле простым-простой…".
21. "Что-то будет!..".
22. "Если б ты знал, как я устал... ("Моя ноша нелегка...").
23. "Поменьше есть, поменьше пить..." ("Ночью город умолк...").
24. "Отличный плов, ну, просто первый раз такой...".
25. "А она мне нравится!". "Ну, что ты — красавица!..".
26. "С днём рожденья, дорогой Али-Баба!".
27. "Персия, Персия!..". (Финал).

Из любимой "Википедии". Ведь названий нигде нет. Это же литературно-музыкальный спектакль, где даже прочтение стихов звучит, как песня, если их произнести под музыку. Пьеса! А из обычных песен можно выделить, например, "Старые раны"...

Кстати, она одна из первых, что мне сразу понравилась. Ещё в раннем детстве. Хотя я тогда ещё не работал. Но уже чувствовал что-то, наблюдая за взрослыми. И оказался прав, когда вырос и начал трудиться. Ведь что бы мы ни делали - у нас остаются раны... Душевные, физические, моральные, сердечные... И от них не избавиться...   

"Любит Аллах в белых чалмах все вершины в горах, а у нас -
Старые раны...

Пьёт атаман, ест атаман, он живёт, как султан, а у нас -
Старые раны...

Люди живут, пляшут-поют, берегут свой приют, а у нас -
Старые раны...

Утром вставай, ешь-убивай, все ему отдавай, а себе - 
Старые раны!..

Сладкие сны,
Мир без войны.
Мне отсюда видны
Все усталые страны.

Кто мне простит?
Нету пути.
Мне вовек не войти
В эти старые храмы.

Нет ни семей, нет ни детей, нет ни кровли своей, есть у нас -
Старые раны...

Любит Аллах в белых чалмах честный люд в городах, а у нас -
Старые раны...

Любит Аллах в белых чалмах все вершины в горах, а у нас -
Старые раны... 


Атос! Вениамин Смехов! Ты гений!!!.. Какая правда жизни... Между прочим, когда я забывал слова данной песни, то частенько придумывал свои. И вот, что из этого получалось...

"Сладкие сны,
Мир без войны.
Мне отсюда видны
Все далёкие страны.

Я всё смогу,
Я всё бы смог,
Но мне мешают эти,
Эти старые раны...". 

До сих пор так пою, не видя, не чувствуя, что не подходит. Частичка детства... Ах, песня-шедевр... Как и весь музыкальный спектакль... 


И обложка пластинки с персидским ковром, взятым у одной женщины редактора (Ирины Якушенко) - сделана была, как надо! И на века... А актёры и музыканты варили плов, чай из блюдец пили... Красота... Добавить нечего...

Высший балл... И слушать... Годами, десятилетиями... И представлять себе всю историю, развивая мышление, игру воображения. Старая, добрая советская школа. Ценить её нужно. И беречь, как добрую память. Как мудрый урок жизни... Верно, Али-Баба?..

10 из 10 на века!!!..


И благодарю вас за внимание!

С вами был Алекс Джей Лайт.
 

P.S. "Ты очень хитрый, очень, я прошу прощения!
Наверно, хитрым стал задолго до рожденья!
Родиться умудрился ты без разрешенья!
Без разрешенья мамы, я прошу прощения!".
 
"Ха-ха! Но ведь истории твоей не конец?".
"Ну, не конец!".
"Так говори, что было дальше, наконец!".
"Молчи, хитрец!.. Эй, мальчик! У тебя память ясная, как персидское небо. Почему Мустафа не любит вторую часть истории Али-Бабы?".
"На это у него причина есть!".

Ещё один отрывок из этого аудио-спектакля.
 
Гениально! И зачем только из киноверсии убрали прохожего, собирателя историй Леонида Филатова? Многое потеряли! Не-е-е! Лучше слушать аудио-версию... И самому представлять себе всё это. Так, как изначально и задумывал наш великий, благородный Атос - Вениамин Смехов. Занавес.