Черновы - 39. Станислав. Новый вызов

Михаил Бортников
 
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава – http://proza.ru/2023/05/05/856

Карьера Станислава Малышева в Новороссийском пароходстве складывалась успешно. Два года, которые пришлось работать вторым помощником, Слава принял, как должное. Понимал , что работать старпомом на танкере не готов. Первые рейсы делал на теплоходе «Лубны», однотипном с «Ленкоранью», на которой матросом на Кубу ходил. Прекрасный был танкер, но старенький уже. А потом в службе мореплавания решили использовать опыт работы Малышева на балкерах, направив его на нефтерудовоз «Маршал Говоров».

На «Говорове» он прижился и надолго задержался. Судно сложное, универсальное, с виду – чистый балкер, но мог и нефть возить, что часто и делал. Через год работы вторым помощником Малышева перевели в старпомы, оценили его деловые качества. Вспомнив Котельникова, Станислав судовые порядки по своему разумению ломать не спешил, всё, что не нравилось, менял постепенно, но навсегда. Капитан его решения одобрял, так и стал Слава штатным старпомом «Говорова» работал от отпуска до отпуска пять лет.
 
В конце восьмидесятых начались неприятности. Сначала в семье брата Бориса, у которого заболела и быстро «сгорела» от онкологического заюолевания жена, а сам он, геолог с большим стажем, работу потерял, свернули его экспедиции. Брат с горя совсем сдал, устроился на автостоянку сторожем, и даже пить начал.

Номерной военный завод отца почти закрылся, стал выпускать товары народного потребления, которые любая артель может делать. Смех один! Рабочих и инженеров сокращали безжалостно. Начальник цеха уговорил отца согласиться на понижение в должности, сказал, что иначе и он попадёт под увольнение.

Времена наступали тяжёлые и для моряков. В связи с продолжающейся продажей судов пароходства, работу теряли друзья и приятели Славы. Пересматривались и штатные расписания экипажей, упраздняли должности, без которых можно было обойтись. Сократили четвёртых помощников, ремонтных механиков, вторых радистов, старших матросов, старших мотористов. Добрались, наконец, и до первых помощников капитанов, в просторечии, помполитов, о чём раньше только при закрытых дверях кают можно было побурчать.

Участились случаи, когда суда надолго застревали в заграничных портах, арестованные за долги пароходства. Нарастали долги по зарплатам, вместо валюты стали выдавать чеки Внешторгбанка.

В любом случае, Малышева это касалось мало до тех пор, пока подчинённый его, третий помощник капитана, не нанялся самовольно в Коломбо на парусную яхту, посчитав, что теперь уже всё можно. (Кстати сказать, сын секретаря краснодарского крайкома партии)! Хорошо ещё, что на «Маршале Говорове» не успели сократить четвёртого помощника, и он теперь стал нести вахту третьего, а Станиславу пришлось только его контролировать.
 
Вскоре после возвращения в Новороссийск, на борту появился представитель «органов», который побеседовал и с капитаном судна, и со Станиславом, и с некоторыми другими моряками. В следующий рейс Слава не пошёл, так как ему срочно прислали замену. Доказать своё полное неведение о готовящемся побеге было невозможно, Малышев и не пытался. Сдал дела, собрал вещи и ушёл отгуливать положенные выходные дни, а затем и отпуск, время которого уже подходило.
После отпуска заехал в службу мореплавания, а затем в «кадры» и понял, что его «подвесили», и будет он какое-то время в неопределённом положении, такие случаи Слава знал.

Вспомнил он тогда, как год назад заходил в новороссийское круинговое агентство «Кредо» и решил туда съездить, на этот раз со всеми своими многочисленными дипломами, свидетельствами и сертификатами. Инспектор, которого он застал, был в кабинете один и сказал, что занимается только машинными командами, а Александр Александрович, его коллега,  вышел по делам.

- Вы можете к шефу зайти. Назначения капитанов и старпомов он обычно сам делает, - инспектор показал на дверь с надписью: "Масько Иван Васильевич, замдиректора агентства «Кредо»".

Станислав постучался, и не дожидаясь ответа открыл дверь.
- Разрешите?

Сидящий за столом грузный лысоватый мужчина приглашающе указал на стул.
- Слушаю Вас.

- Инспектор сказал, что можно и к Вам сразу. Я – старпом Новороссийского пароходства. Хочу узнать условия работы и оплаты  у  вас, какая продолжительность контрактов и ...

- Понял вас... - Масько сделал понятную паузу.
- Станислав Петрович Малышев.

- Очень приятно, Станислав Петрович. Скажите, у вас документы с собой?
- С собой. Полный комплект.

- А старпомом вы как давно работаете? На пассажирах бывали?
- Около десяти лет старпомом. Нет, я работал на сухогрузах, балкерах, танкерах...

- А на пассажир пойдёте? Готовы к рейсу прямо сейчас? Мне срочно нужен старпом на израильское пассажирское судно, которое стоит в Хайфе, и чиф им нужен уже завтра!

Слава опешил: «Ничего себе темпы в этом круинге»!
- Завтра – исключено. Я и живу не в Новороссийске. Дня через два хотя бы. Я просто справки пришёл навести. Надо ведь вещи собрать, жену предупредить… И медкомиссию пройти!

- Медкомиссию я беру на себя. Жене позвоните из моего кабинета. Что ещё? Вещи? Пускай жена собирает, пока вы приедете. Ехать-то куда? В Туапсе живёте? Такси возьмёте, авансом обеспечим. Ну что, согласны, Станислав Петрович? Смотрите, следующего предложения будете месяц ждать, а то и два, или три. У нас очередь!

- Условия контракта!
- Вот это разговор! Судно небольшое, грузопассажирское, справитесь. С пассажирами, в основном, контактируют капитан, пассажирский помощник, администраторы и обслуга. Но на вас, кроме вахты и обычных обязанностей старпома, все грузовые операции. На мировом флоте грузом занимаются старпомы. Is everything clear? (Всё ясно)? - Масько перешёл на английский, желая не столько проверить знание языка, сколько реакцию Станислава.

Слава кивнул. – Sure! No problems with cargo. I have enough experience. (Конечно. Никаких проблем с грузом. У меня достаточно опыта).

- Now show me your papers. If everything is in order, sign six months contract. (А теперь покажите свои документы. Если всё в порядке, подписываем контракт на шесть месяцев).

- But you did not mention my salary! (Но вы не упомянули моей зарплаты)!
- Sorry! 21 hundred. ( Извините! Две тысячи сто).
- Agree. (Согласен).

- Значит, так! – Масько взглянул на часы, - сейчас почти двенадцать. Самолет на Москву вылетает из Краснодара завтра в одиннадцать сорок утра. За два часа до вылета нужно быть в аэропорту. Ясно?
- Предельно.

- Сейчас вместе с нашей девушкой поедете в поликлинику, там напечатают  медицинское заключение, проверят наличие необходимых прививок. Если нет фотографий, сделаете по пути. Вернётесь, подпишете контракт. И получите билеты на самолеты в Москву и в Израиль, они будут к четырём часам готовы. Жене звонить будете?
- Надо.

- Звоните, - Иван Васильевич развернул телефонный аппарат к Станиславу.

* Продолжение следует - http://proza.ru/2023/06/18/626