Как рождаются христианские песни

Елена Савенок
Мне уже почти 60 лет... Приличный возраст, есть что вспомнить. Сколько замечательных встреч и знакомств подарил мне Иисус! Я всегда ценила и ценю дружбу с людьми, любящими нашего Господа Иисуса Христа и особенно с людьми творческими, которые всё своё свободное время посвящают тому, чтобы рассказывать окружающим людям о Христе. Будь то музыка, стихи или проза, мне всегда приятно общаться с людьми, которые таким образом служат Богу. В последнее время в поле моего зрения неожиданно попала одна необычная исполнительница христианских песен. Редкий, низкий для женщины, голос, своеобразная манера исполнения с элементами славянского народного пения очень заинтересовали меня. Мне захотелось познакомиться с ней. И Господь устроил нашу встречу и дал мне возможность познакомиться с Еленой Ваймер поближе и задать ей несколько вопросов...

Интервью с Еленой ВАЙМЕР

Как оказалось, Елена не просто исполняет христианские песни, но и создаёт мелодии на стихи многих христианских поэтов, но об этом позже, а сейчас я задаю ей первый волнующий меня вопрос:

- Елена, у тебя немецкая фамилия, а поёшь ты на русском языке. Скажи, пожалуйста, где и когда ты родилась?

Я родилась 3 апреля 1975 года в многодетной семье русских немцев, Надежды Захаровны и Карла Германовича Штебнер. Я одна из двойни, моя сестра Лиля родилась на пять минут раньше меня и стала девятым, а я, соответственно, десятым ребёнком в семье. Всего у моих родителей четырнадцать детей. На вопрос, где я родилась, сложно ответить однозначно. Дело в том, что мы с сестрой появились на свет прямо в машине по пути в роддом. Это было ночью, и по рассказам мамы, мы ехали по Кавказскому району в роддом станицы Кавказская Краснодарского края.

В 1988 году, когда мне было тринадцать лет, мы всей семьёй переcелились в Германию, а так как мои детские и подростковые годы прошли в России, я, живя в Германии, сохранила русский язык.

- Судя по исполняемым тобой песням, ты человек верующий. Это как-то связано с воспитанием в семье, или это твоё осознанное решение?

Да, я человек верующий, мне посчастливилось родиться в христианской семье, но это и моё осознанное решение. 22 мая 1993 года во время святого водного Крещения я дала обещание Богу служить Ему с чистой совестью, и с тех пор Господь Иисус занимает в моей жизни первое место. В любой жизненной ситуации я всегда, в первую очередь, обращаюсь к Иисусу Христу, сама ничего не решаю...

- Когда ты начала петь?

Сколько я себя помню, мы дома часто пели, и я уже в детском возрасте пела на богослужениях, христианских праздниках и свадьбах.

Позже, когда я уже была замужем, я стала пробовать петь христианские стихи, просто брала в руки сборник стихов и пела, записывая своё пение на магнитофонные кассеты. Первое время я очень стеснялась давать кому-то на прослушивание напетые мной песни. Время шло, записей становилось всё больше, и однажды, будучи одна дома, я расплакалась и сказала Иисусу: Неужели Ты дал мне талант пения для того, чтобы петь уже известные христианские гимны в собраниях народа Божьего, а новые - только для себя, дома...

Вскоре после этого произошло одно событие, которое сильно изменило мою жизнь и моё мышление. Случилось так, что мои двоюродные братья и сёстры, живущие в Америке, обратились ко мне с просьбой прислать им несколько песен в моем исполнении, и я, подумав, предложила им, что я запишу несколько песен и выставлю их в ютуб, чтобы они могли их скачать. Я была уверена в том, что никто другой, кроме моих родственников, их и не заметит. Но случилось неожиданное: песни очень быстро распространились, и их даже стали ставить в программы христианского радио.

Одной из первых была песня на слова Михаила Дрондина «Мир прекрасен», и примерно в это же время появилась песня на слова Ольги Май «Я хочу, чтобы на земле был мир». Таким образом стали поступать просьбы выставлять новые песни, и я поняла, что это и есть мой труд для Господа.

- Поддерживает ли тебя твоя семья в этом музыкальном служении?

Мои муж и трое детей всегда молятся за меня и поддерживают меня во всём. Дело в том, что меня часто просят петь на богослужениях и христианских мероприятиях, и мне приходится много ездить по Германии, но моя семья всегда благословляет меня на труд для Господа, а я стараюсь использовать каждую возможность, чтобы рассказать людям о Нём!

- Мне очень хочется задать тебе волнующий многих христиан вопрос: как рождаются христианские песни?

Я очень люблю христианские стихи. Иногда открою сборник, читаю первую строчку стихотворения, и тут же приходит мелодия, и я уже дальше не читаю, а пою это стихотворение. Очень важно сразу записать, иначе мелодия может уйти, и я могу её больше не вспомнить. Бывает, что песня получается как бы на одном дыхании, а то и несколько песен сразу. Я думаю, что это работа Духа Святого, поэтому очень важно хранить своё сердце в чистоте и святости. Рождение песни зависит от двух человек – от автора текста и автора мелодии. Оба должны ходить перед Богом в святости. Обычно я пишу мелодии на слова того стихотворения, которое коснулось меня лично. Читая стихотворение, я проверяю своё сердце, и, если нахожу себя не такой, какой должна быть, и моё сердце сокрушается, реагируя на прочитанный текст, то я понимаю, что эти слова стоит петь, они коснутся многих людей.

Правда, надо сказать, что не всегда и не на всякое стихотворение удаётся написать мелодию. Был в моей жизни случай, когда одна сестра, автор многих христианских текстов, с которой мы сотрудничаем уже много лет, попросила меня написать музыку на одно стихотворение и спеть его. Я целых три дня сидела и пыталась что-то написать, но у меня ничего не получалось. В это же время другой человек прислал мне своё стихотворение, и я без проблем написала на него мелодию. После трёхдневных попыток что-то написать, я позвонила сестре, попросившей меня, и сказала ей: я ничего не могу сделать с твоим текстом. В чём причина? И тогда она призналась мне и покаялась перед Иисусом в том, что, написав этот текст, она подумала: А Лена мне легко положит его на музыку и споёт... Она понадеялась на меня, на человека... Но Бог Своей славы никому не отдаёт. Вот и сидела я три дня и ничего не могла сделать с этим текстом.

Поэтому, когда меня просят написать музыку на стих, я всегда говорю: молитесь, если на это будет Божья воля, то Господь пошлёт мне мелодию. Я всегда прислушиваюсь к моему сердцу, потому что бывает, что в нём даже появляется противление на какой-либо текст. Как я уже сказала, рождение христианской песни зависит от двух человек. Если автор текста преследует какие-либо корыстные цели или ищет человеческой славы, то Дух Святой участвовать в этом деле не будет, и у меня ничего не получится... Или если я не в должном состоянии, то тоже ничего не получается, пока я не выясню причину и не попрошу прощения у Господа.

Но если стихотворение написано в благоговении и сокрушении перед Иисусом Христом, - оно угодно Богу, и писать на него музыку легко, повторюсь, если и я тоже в должном состоянии.

- Со временем, ты стала довольно известной личностью, скажи, пожалуйста, мешает ли тебе известность?

В какой-то мере, да, мешает. Ко мне обращаются разные авторы стихотворений с просьбой написать музыку... Человека кроткого и боящегося Бога видно всегда; эти люди, высказывая свою просьбу, в большинстве своём говорят: если Богу будет угодно... Другая категория авторов буквально настаивает на том, чтобы я написала на их стихотворение музыку, говоря: у тебя очень большая аудитория слушателей, и песня быстро разойдётся... Некоторые, думая, что я получаю большие деньги за мой канал на ютубе, даже требуют своей части оплаты. Хотя на главной странице моего канала написано: «Все мои песни и фонограммы РАЗРЕШЕНО использовать БЕСПЛАТНО, во славу Господа Иисуса Христа! А именно: копировать и петь на христианских Богослужениях и мероприятиях, включать в передачи христианского радио, распространять и выставлять в группах, делиться ими с друзьями, а также использовать для создания христианского видео».

Ни в коей мере нельзя нам, ни автору слов, ни мне, как автору музыки, утверждать, что это я или мы написали песню. Это Божий дар, и если забрать его у нас, то мы сами ничего не сможем сделать. И я, честно сказать, участвуя в богослужениях, предпочитаю, чтобы моё имя не произносилось вслух. Гораздо лучше, если ведущий просто объявляет: у нас в собрании есть гости, и они хотят спеть во славу Иисуса. Потому что, если объявляют моё имя, я начинаю сильно переживать, у меня появляется ощущение, что люди чего-то ждут от меня... Но если я выхожу на церковную сцену, просто как гость, то моё сердце наполняется трепетом и желанием угодить Господу. Цель моего служения - прославить имя Иисуса Христа, а не моё собственное, потому что я всего лишь инструмент, которым пользуется Господь.
Было в моей жизни однажды так, что заранее объявили о моём приезде и участии в Богослужении, и, как результат, я просто заболела...
Я предпочитаю посещать небольшие или даже маленькие общины, так как они часто бывают обделены вниманием гостей.

- И последний вопрос: скажи, какую песню ты бы захотела спеть при встрече с Иисусом?

Какую? Не знаю... но в ней были бы слова: Наконец-то я вижу ТОГО, КТО спас меня, и дал мне талант трудиться для ЕГО славы.

А ещё я сказала бы Ему: Иисус! Меня, ничего не значащую, Ты заметил и доверил мне петь славу имени Твоему! Сколько есть людей, обученных музыкальной грамоте, а я даже не знаю нот (что мне сильно мешает), я неуч, по мерке человеческой, а Ты избрал меня для того, чтобы я могла послужить Тебе.
И я счастлива встретить Того Господа, который дал мне радость пребывать в Нём.
Иисус, я рада увидеть Тебя, прикоснуться к Тебе, заглянуть в Твои глаза и просто поговорить с Тобой, хотя я вовсе не достойна этого...

И в этот момент глаза моей собеседницы наполнились слезами...
Её слёзы при мысли о встрече с Господом Иисусом Христом сказали мне больше, чем весь наш разговор... Передо мной была не известная  исполнительница христианских песен, а любящая Господа душа.

Март 2023 года


Песни ЕЛЕНЫ ВАЙМЕР, на стихи разных поэтов, можно прослушать на ютубе:


https://www.youtube.com/channel/UCALA_ryy926ocbRE75XwXSA