Счастливчики

Татьяна Африканова
Летом 1941 года Серёжа и Юрик, два брата, как раз сдали выпускные экзамены в школе и поехали отдыхать в Крым. Море было тёплое, они купались, загорали, наслаждались свободой и красотой южной природы. Юрик, который повсюду брал с собой карандаш и бумагу, рисовал горы и море у их подножья.
У меня сохранился рисунок моего отца,на котором он поставил дату: 21 июня 1941 года.
В этот же день отдых кончился, когда, сообразив, что самолеты со свастикой в небе - не шутка, братья немедленно сели в поезд, чтобы вернуться в Москву.

Юрик, тут же получил повестку и пешком отправился в часть далеко за городской чертой, где после музыкальной и художественной школы должен был стать сапёром. Пальцы у него были тонкие, аристократические, музыкальные. Вообще-то после школы он собирался поступать в консерваторию. К тому же,он занимался танцами, серьёзно увлекался рисованием, знал два языка — французский и немецкий.

Старший брат Серёжа к службе в армии был непригоден из-за врожденного порока сердца. Но в госпитале, где отец был хирургом, было много работы с самого начала войны. Приходилось ухаживать за ранеными, даже и без специального медицинского образования: персонала не хватало. Солдатики часто просили, чтобы именно Серёжа их перевязал: у него была «лёгкая» рука.

Не в окопах, не на фронте, а навидался он боли, крови, смертей и разрушенных судеб. Как мог, старался утешить раненых, помогал справиться с болью, а иногда  просто быть рядом, когда будущего больше не оставалось. Многие  ровесники умирали у него на руках.

Сам он, конечно, был не железным, но старался не показывать виду.
Отец без колебаний поручал старшему сыну то, что другим было не под силу. И всё-таки один раз, когда  пришлось держать ногу, которая перестала принадлежать человеку, упал в обморок: вместе с отпиленной ногой грохнулся на пол операционной. Но солдат был спасён.

Юрика тоже не отправили на фронт. Из сапёрной части его сначала перевели в лётную, а позже в Москву, адъютантом коменданта Кремля. Казалось, служба не настолько опасная, не на линии фронта, но вышло так, что однажды он попал в западню, из которой невозможно было выбраться живым. Чудом, он не был даже ранен, находясь под перекрёстным обстрелом в крошечном помещении, - можно сказать, родился в рубашке.

Однако нервы у нежного мальчишки сдали. После ужасного потрясения пришлось долго восстанавливать здоровье, лечиться в госпитале. Врачи не обещали ничего хорошего, но как-то Юрик выбрался из этого кошмара. Об этом ему всегда было тяжело вспоминать. Никто, кроме самых близких, не предполагал, через какие испытания пришлось ему пройти.

Каждое 9 мая в квартире пятиэтажки на Большой Академической за столом собиралась большая семья: к Серёже приезжал младший брат Юрик с семьёй, близкие и дальние родственники, друзья.
Народу было много, но все помещались за столом с пирогами, бульоном, салатами, картошкой и хорошим вином. Стулья и тарелки одалживали у соседей, но это было в порядке вещей, и друзья-соседи тоже с удовольствием подсаживались к столу.

В орденах и медалях, в военной форме приезжал  друг и одноклассник Георгий Стогов, тоже Юра, — подполковник, прошедший войну с первого до последнего дня, от Москвы и до Берлина. Смеялись: «Вот «повезло! Единственное полученное во время войны ранение - «позорное» - в пятку! Не случайно, наверное, у него, счастливчика, день рождения 1 января - в самый Новый год».

Хотя дядя Юра немного заикался, но говорил проникновенно. Его тост был всегда самым трогательным и сильным. Слёзы выступали у всех на глазах. Такой уж праздник! 
Все вставали, поднимали рюмки с водкой, поминали погибших друзей и родных, плакали, не стыдясь, поздравляли друг друга с праздником, пели грустные песни военных лет.
Курили на крошечном балконе, вспоминали хорошее и плохое, голод, потери, дружбу, взаимопомощь и день, когда кончилась война...

Только потом поднимали бокалы за моего дядю Серёжу, у которого 9 мая был день рождения!
Время шло. Всё меньше друзей - фронтовиков собирались «у Серёжи» вспомнить военные годы, всё реже ходили смотреть салют. Но дом не пустел. За столом рядом со старшим поколением уже сидели шустрые внуки.

Вместе с родителями они прислушивались к  рассказам дедушек и бабушек, похожим больше на старое чёрно-белое кино, боевик или компьютерную игру.  Им, конечно, и в голову не приходило, что дедушки когда-то были молодыми суперменами. Дети интересовались медалями, если их кто надевал, и убегали играть в другую комнату.
Им, к счастью было неведомо, что это была за эпоха длиной в четыре года!

Несмотря на больное сердце, дядя Серёжа дожил до очень солидного возраста, стал прадедом. Все эти годы день 9 мая был для него священным: если кто сначала поздравлял его с днём рождения, то он всегда говорил, что самый главный праздник сегодня - День Победы.
А позже шутил, что не знал, когда рождался, что ему посчастливится появиться на свет в такой прекрасный день. 

7 мая 2023 г.