Армейские истории. Первые дни службы в ГСВГ

Сергей Рябцев
В последних числах апреля 1981 года, рано утром, самолётом из Ленинграда, мы, тогда ещё новобранцы, были доставлены на одну из военно-воздушных баз Группы Советских войск в Германии (ГСВГ), где-то в районе Франкфурта-на-Одере. Вышли из самолёта. Молодые, в шинелях без погон, в пилотках на стриженных под ноль головах, а на взлётном поле стояли дембеля в фуражках, заломленных на затылок, и в сверкающих парадках. Ожидали нашего самолёта. Картину контрастней придумать было нельзя.

Вскоре мы пешим ходом проследовали в военный городок. Предстояло пройти по улицам ещё не проснувшегося Франкфурта-на-Одере. Мне, тогда ещё никогда не бывавшему за границей, многое увиденное показалось новинкой, например, машина, доставляющая молоко к крыльцу дома. Водитель пустые бутылки забирал, а на их место выставлял полные. И многое другое, что в Советском Союзе не наблюдалось.

Как только мы прибыли в военный городок, и нас построили на плацу, начался отсев. Из громкоговорителя прозвучало:

- Кто умеет играть на музыкальных инструментах, петь и плясать, выйти из строя!

Таких нашлось несколько человек, остальными занялись «покупатели» попроще, офицеры из других частей, которым плясуны и певцы не требовались. Дошла очередь и до меня.

- Парень, тебе повезло, пойдёшь в учебку поваров, на гражданке будешь работать в ресторане, деньги лопатой грести! — произнёс некий офицер. Тут он читает мою медицинскую карточку, и сразу меняется в лице.

- А у тебя что, инфекционное заболевание?! - удивлённо спрашивает офицер.

Здесь надо заметить, что ещё будучи в Союзе, я пролежал 17 суток в военном госпитале по подозрению на желтуху. К счастью, диагноз не подтвердился. О том событии, и как я был призван в армию, есть рассказ: "Как я не попал на войну"

http://proza.ru/2017/11/21/52

Увы, стать поваром и грести деньги лопатой в тот день не получилось. Далее ко мне обратился другой офицер.

- Парень, тебе повезло, пойдёшь в учебку связистов, на гражданке будешь чинить телевизоры, деньги лопатой грести! — лихо отрапортовал тот. Казалось, это у них такое стандартное обращение, про «деньги лопатой» и «учебку». И опять, прочтя мою медицинскую карточку, офицер произнёс:

- Нет, у нас надо много бегать, физической подготовкой заниматься, ты нам не подойдёшь. - был окончательный вердикт.

Следующим «покупателем» оказался молоденький лейтенант с пушками на петлицах. Тот почему-то волшебного заклинания про «деньги лопатой» не произнёс. Меня это как-то насторожило. Вдобавок он полностью ознакомился с моей медицинской книжкой, и она его нисколько не удивила. Мало того, офицер положил её в свою сумку.

- Товарищ солдат, будете служить в артиллерийской части. - кратко резюмировал тот.

- Но у меня инфекционное заболевание! - произнёс я, пытаясь спасти положение, ведь про «деньги лопатой» предложено не было.

- А вы нам и такой сгодитесь! - что означало: «приговор окончательный и обжалованию не подлежит».

Очень жаль, что я не умел петь, плясать и играть на музыкальных инструментах - подумалось мне в тот день. Впрочем, дальнейшие события показали, что эти таланты не так и важны, когда имеются другие, а служба в артиллерийской части — не самое плохое занятие, хоть и без «денег лопатой».

Моя часть оказалась на северо-западе ГДР, в чудном сосновом лесу со множеством озёр. Лучшего места и придумать было нельзя. К тому же, снаряды, которые приходилось регулярно обслуживать на свежем воздухе, придавали мускулам силу. Как однажды сказал мой командир роты, тот самый офицер, что доставлял меня в часть, у нас только один Рябцев устроился по основной своей гражданской специальности.

Дело в том, что за пару месяцев до призыва в армию я устроился на работу в одно режимное предприятие. И пока проверялась моя анкета, временно работал складским рабочим, проще говоря — грузчиком. Именно такую гражданскую специальность мне и записали в военном билете. Позже ротный писарь переправил её на электромонтёра, как значилось в гражданском дипломе. И ещё один интересный момент, в лет 15, или около того, когда все мальчишки СССР проходили медицинскую комиссию для будущей воинской службы, кто-то записал в моих документах: «приписан к артиллерии». Конечно, то была ни к чему не обязывающая формулировка, могли записать к «авиации» или «флоту», однако слов из песни не выкинешь.

Так начиналась моя воинская служба, а что было далее, расскажу в другой раз...

(фото из интернета)