Хранители тайны Гл. 9 Француз

Анатолий Лубичев
               

  Пройдя совсем немного по мелколесью «разведчики» вышли на открытое пространство покрытое разнотравьем. Местами стали появляться сложенные друг на друга брёвна и не только почерневшие, лежавшие здесь с давних времён, но и совсем свежие. Пройдя через небольшую рощу, заметили лесопилку, заросшую кустарником. Подход к воротам оказался свободным от кустов, трава перед ними была вытоптана. Рядом желтело несколько очищенных от кожуры брёвен. Замка на воротах не было. Всё говорило о присутствии людей или хотя бы о том, что они посещают это место.
Предположение  подтвердилось. Ворота приоткрылись, и вышел сгорбленный, обросший и неопрятно одетый старик. Его голова и борода были покрыты сединой словно инеем. Из–под мохнатых тоже седых бровей блестели чёрные, как уголь,  глаза. Увидев людей, он оторопел от неожиданности, но после пожелания от гостей здоровья, ответил тем же,
- Проходите, люди добрые, испейте водицы, отдохните, расскажите, с чем пожаловали. Военные просто так не приходят. Это наверно по мою душу?

Внутри чувствовался запах свежей древесины. Старик провёл их в коморку,  отгороженную в углу цеха. Зачерпнув деревянным ковшиком воду из стоящего на скамье ведра, подал инженеру. Тот с удовольствием выпил прохладную воду,
- Спасибо, дед. Мы не по твою душу. Есть решение местной власти восстановить работу лесопилки. Что скажешь, возможно такое?

- Наконец-то дождался. Я из последних работников. Когда машина полностью износилась, а пилы сточились, все работники разбежались кто куда, а я вот остался вместо сторожа. Сторожу, значит. Добровольно. Старое оборудование не восстановить. Пилы, шкивы, всё убито долгой эксплуатацией. Паровую машину можно запустить, но нужны некоторые детали.

- Ничего, привезут новое оборудование и всё, что необходимо, заработает лесопилка. Я вижу недавно напиленные доски и брёвна, это ты напилил?

- Нет, куда мне. Это старатели,  золотоискатели да охотники вручную пилят. Иногда тёс да крепёжный лес требуется для шахт. За то, что охраняю инструмент и тёс, мне  продуктов и соли малость подбрасывают. В общем-то трудно. Перебиваюсь, то на ягодах, то на грибах, иногда рыбу словлю, по - всякому бывает.

- Ничего, дед, теперь легче будет. Договорюсь с комендантом порта, поставим тебя на довольствие, будешь сторожить официально.
 
- Очень Вам благодарен за такое чуткое отношение. Состоял я когда-то на довольствии, как учётчик на лесопилке, но это при царе. Теперь с радостью послужу рабоче-крестьянской армии, сколь позволят силы.

- Я смотрю, говор у тебя совсем не сибирский,  правильно уж очень говоришь, как городской. Из столицы? Образование имеешь?

- В Москве не жил. Образование имею,  к сожалению гуманитарное. По технической части, по ремонту подсказать могу, полжизни отработал на лесопилке.

- Слушай, дед, ты наверняка знаешь. Где-то здесь должна быть, вернее была метеостанция.

- Знаю, как не знать. Очень даже хорошо знаю и с удовольствием вас провожу, а вы мне поможете принести воду с родника.

- Договорились. Только мы перекусим и тебя угостим, с раннего утра голодаем.
 
Разместились за столом, выложив запасы, у кого что было. Инженер посоветовал оставить сухой паёк на потом, а сейчас расправиться с большой жареной уткой и половиной буханки ржаного хлеба,
- Жена постаралась, собрала в дорогу.

По утоптанной тропе поднялись на ближайшую сопку. Тропа привела к ухоженной, огороженной валунами  могиле, находившейся рядом со старой покосившейся часовней.
Старик положил сорванный по пути букетик на могилу у креста,
 - Видишь, Анна, не получается у меня к тебе прийти. Опять вот пригодился добрым людям. Придётся задержаться на этом свете. Это моя жена и не родившийся ребёнок, - он перекрестился, -  А их убийцу я так и не нашёл, но всё ещё надеюсь найти и отомстить.

- Что, плохой человек?

- Нет не человек вовсе, а зверь. А, метеостанция совсем рядом, вон крыши виднеются. На ней прошли самые счастливые наши с Анной дни.

Инженер, пробираясь через заросли крапивы, обследовал со всех сторон разрушившиеся от времени строения.

   
- Да, хорошего мало, метеостанцию придётся восстанавливать практически с нуля… Ну, что молодцы, можно сказать всё сложилось удачно. То, что нужно было найти, нашли, осталось только присмотреть удобное место для разгрузки судов. Переночуем на лесопилке, как ни как крыша над головой. Не против, дед?

- Что вы. Буду даже очень рад.

- Тогда назад к берегу, - скомандовал инженер, где твой родник?

Вдоволь напившись вкусной холодной воды, наполнили вёдра.

- Вы идите. Я задержусь. Побуду немного с Анной, - и старик, сгорбившись, медленно ступая, пошёл в сторону часовни.

Какова была радость исследователей, когда  обнаружили стоящий недалеко от берега буксир. Их  заметил капитан и сам подплыл на шлюпке к берегу.
- Можете заночевать на буксире, имеется очень даже удобная каюта.

- Нет ночевать не придётся. Мы нашли, что искали. Ну, а для строительства пристани очень даже подходит этот берег. Как думаешь, капитан?

- Вполне подходящее местечко. Осталось только освободить от топляка фарватер. Я тут без вас поплавал на шлюпке вдоль берега. Вон за тем выступом скалы то, что вам нужно, а здесь можно  организовать временный причал. Раз нам здесь делать больше нечего, прошу на корабль.

- Я думаю, будет правильно, если ты отнесёшь ваши сухие пайки деду. Заодно уточнишь его имя и фамилию, это потребуется для решения  вопроса по охране, - попросил инженер Николая.

Передав винтовку напарнику, и забрав его паёк, Николай поспешил к лесопилке.

В ожидании его возвращения, инженер с капитаном ещё раз осмотрели выбранное место. Оно было вполне пригодным. Обрывистый высокий берег и приличная глубина позволяли причаливать малотоннажным судам, сбросив подмости с палубы непосредственно на берег.

Николай вернулся и протянул щепку,
- Бумаги не нашлось. Хорошо, что у деда завалялся огрызок карандаша. Если бы он не записал, я бы не запомнил. Очень мудрёные имя и фамилия, не наши.

Инженер прочитал:
- «Жак Поль Бертье». Верно француз. Как это тебя занесло в эти края, каким таким ветром?» - Семён Борисович некоторое время молчал.
- Не простой оказывается этот старик. Надо будет разузнать о нём поподробнее и у него самого спросить при следующей встрече.

Служба шла своим чередом без особенных событий. Нескольких солдат переправили на восстановление метеостанции, в том числе и Николая.
После трудового дня в свободное от службы время Николай любил, пройдя пару километров, чтобы  посидеть вблизи моря на склоне сопки на завалившемся дереве и посмотреть на залив. Каждый раз вид был другим: менялся цвет воды, спокойное море превращалось в бурное, безоблачное небо покрывалось облаками и тучами, иногда пустынное море заполнялось снующими туда-сюда судами. 

Однажды в очередной раз Николай, как всегда, сидел и глядя на море с грустью вспоминал Нюру, родной дом и родные сердцу места.

- Что загрустил солдат, - раздался рядом тихий старческий голос, - Можно и мне присесть.    Тяжело мне стало в гору-то подниматься, вот и сажусь отдыхать по пути к могилке. Отдыхаю и морем любуюсь. Я смотрю тебе, солдат, то же нравится это место. По дому скучаешь или весточку плохую получил?

- Садись дед. Место не куплено. Что сказать,  и то и другое, - и Николай вкратце поделился с дедом своими мыслями.

-Дело поправимое, отслужишь, вернёшься, и всё пойдёт по-старому. Это мне уж никогда не вернуться в родные места. Если бы Вы, юноша, знали,   как там хорошо. Круглый год тепло, два урожая собирают. А какое у нас там вино!..

- Это очень далеко, поэтому нельзя туда вернуться?

- Куда же мне от любимого человека? Здесь доживу свой век здесь и помру. Пока, конечно, потружусь для людей, раз нужен оказался. Очень важно, юноша, когда ты кому-то очень нужен.

- Где ж эта земля Ваша, далеко видать? 

- Далеко… Во Франции… Слышал о такой стране?

- Слышал, но мало что, учитель в школе немного рассказывал. Значит Вы - француз. Я так и не запомнил Вашего имени, дедушка.

- Зови, как зовёшь. Ты, значит, служишь в армии. Нравится? Трудно приходится? 

- Служу, но больше топором машу. А к трудностям я привычный. Деревенские они завсегда к трудностям привычны, иначе гибель, с голоду помрёшь, если боишься трудностей. Служить нравится и очень даже не трудно. Потом скажу, интересно здесь: море, океан, киты, медведи, рыба, сопки. А у нас в деревне ни моря и ничего такого. Река есть, вернее речка, в реку превращается, если только разольётся.  Это потом, внизу по течению, Днепр  становится большой рекой.

- Днепр. Да конечно Днепр, - Жак Бертье пошарил за пазухой и достал кисет, высыпал на ладонь немного содержимого, потом растёр ладонями, - Нашёл дикий табак, несколько растений,  там на метеостанции. Нюхаю. Бумаги, что б сигарку скрутить, нет. Хорошую бы папиросу покурить. Ты-то  куришь? Может, угостишь старика.

- Не, я не курю. Батька ремнём в детстве отстегал за это, так до сих пор помню, да и не нравится вовсе.

- Жаль, жаль. Ничего, вот, получу за службу какое либо денежное вознаграждение и куплю много табаку и газет, а может и папирос, если хорошо платить будут. Обещали. Будут? Как думаешь?

- Должны. Раз обещали.

- Что я говорю. Какое там большое, на кулёк конфет хватило бы и то в радость.
 Старик понюхал траву и два раза чихнул.
- Вот и покурил. Экономлю. И как же твоя деревня зовётся?

 - Филиппово. Деревня Филиппово Холм-Жирковского района, колхоз зовётся, как и река,  «Днепр».

- Ты сказал Холм-Жирковского?

- Да. Новый район, недавно образован.

- Слушай, а далеко ли от твоей деревни до деревни Некрасово?

- Далеко, километров семь. Я туда в школу ходил. Три класса закончил. Если сухо, то напрямую через болото километра четыре.

- Усадьба помещичья цела ль?

- Да, в ней-то, как раз школа и была.

- Известно тебе, что-то о хозяйке усадьбы, о княгине Елизавете Вольской?

- Елизавета Александровна учила первоклассников грамоте, чтению и рисованию. Я не знал, что она княгиня. Умерла. Я в третьем классе учился, когда померла. Жалко её было… Вы, дедушка, что, были там?

- Жил некоторое время. Работал у помещиц гувернёром, учителем то есть. Учил мальчика Митю,  сына горничной. Как давно это было.

- Как же здесь-то оказались? 

- Отбывал каторгу за шпионаж и революционную деятельность, вот. Хотя какой из меня шпион или революционер. Такие, солдат, сложились обстоятельства.

- Мне пора. Бывай, дед. Мне очень интересно тебя слушать, но служба есть служба. А, то получу наряд вне очереди. Хотя одну работу поменять на другую, какое это для меня наказание.

- Ну, счастливо. Надеюсь, ещё свидимся. Не плохой ты человек я вижу. Только один вопрос. Не знаешь ли ты, что с моим учеником, как его жизнь сложилась? Попробую вспомнить: Митя… Митя… Щербинин кажется?

- Дмитрий Щербаков может? Это мой отец, но к несчастью утоп, как раз перед моей свадьбой. В Днепре утоп, при разливе. Умный был батька. В большом начальстве ходил.

- Верно, Щербаков. Конечно, Щербаков… Когда  меня на каторгу отправили, думал для мук и страданий, а всё так повернулось,  что здесь прошли самые счастливые дни в моей жизни. Вот как бывает.

В начале следующего месяца Николай получил увольнительную на весь воскресный день, но не пошёл в порт, а направился на лесопилку с большим свёртком из газет. Газеты он выпросил у повара, растапливающего ими печь.
Узнав у рабочих, суетившихся у нового оборудования, где можно найти сторожа, он направился к реке. 
Жак  Поль Бертье стоял по колена в воде и нанизывал на острогу лосося, который начал свой поход к верховьям реки на нерест. Загарпунив очередного лосося, он бросал его в корзину, стоящую на берегу. Он так увлёкся ловлей, что совершенно не замечал Николая.
Чтобы не мешать, Николай присел  на край небольшого выступа. Сняв сапоги и опустив ноги в воду, стал с интересом наблюдать за дедом. Его необычайно поразило количество рыбы, - «Вот было бы столько в Днепре. Хочешь руками лови, хочешь острогой». Наконец он не выдержал и сняв солдатские галифе зашёл в воду и попытался поймать рыбу руками, но, как ни старался, в самый последний момент лосось ускользал, иногда высоко выпрыгивая из воды. Так ни с чем и вышел он на берег насквозь промокший и без добычи.

Дед подобрал, выпрыгнувшую из корзины рыбу накрыл её тряпицей и положил сверху острогу и только тогда заметил Николая.
- Не получилось поймать? Не переживай солдат, выделю тебе часть улова. Твои товарищи по службе будут рады полакомиться свежей рыбкой. Тебя я отдельно угощу. Самое главное в ней икра,  только сольцой присыпь, пальчики оближешь. Посоветуй своему командиру запастись на зиму рыбой да икрой. Раздобудете небольшую сеть - не одну тонну наловите. Посоветуй. Обязательно посоветуй.

- Спасибо, попробуем Ваш улов. Я тоже кое-что принёс, - и Николай поднял с земли свёрток.

- Газетки. Ой, спасибо. А то совсем не из чего  папироски крутить. Ну, подарок, так подарок. Только было бы из чего крутить, табака совсем нет. Иногда рабочие угостят. В порт ходить, ни сил уж нет, ни средств. Не дойду, стар стал. Боюсь, помру по дороге, и разорвут меня медведи, а я хочу лежать рядом с Аней, с женой моей любимой.

 Не надо ходить, -  Николай развернул газеты, в которых были завёрнуты пачки махорки. 

- Держите, курите на здоровье. Я не курящий, а махорка мне положена. Я менял её на еду, но видя, как  Вы бедствуете, накопил для Вас и ещё соберу. Курите.

Жак Поль Бертье трясущимися руками принял подарок и долго нюхал пачки с табаком. Потом тщательно завернул табак в газеты и прижал к груди.
- Прими мою самую искреннюю благодарность. Хороший ты парень. Добрый и не жадный.

Последние слова не очень-то соответствовали действительности.
По своей природе Николай был немного жадноват. Как утверждала мать, весь в неё выродился, такой же бережливый. Поэтому этот его поступок дался ему нелегко. Отдать такое богатство чужому человеку!.. «Может я действительно не жадный», - сделал он для себя вывод. 

- Если так повернулось, забирай-ка ты всю рыбу, я ещё наловлю, да и много ли мне надо. Может и не пригодиться вовсе. Корзину вернёшь, по возможности. Хотя не возвращай, я себе ещё сплету, что мне делать, свободного времени у сторожа много. Моя работа сторожить, а не руками махать. Сплету.

Откушав у сторожа вяленой рыбы и икры, довольный «уловом» Николай зашагал к метеостанции. Корзина оказалась нелёгкой. Пронеся сотню метров или протащив её волоком по траве, он  останавливался, валился на траву и отдыхал, щурясь на солнце. 
Когда он пришёл на метеостанцию, намокшая одежда уже высохла, но зато на спине пропиталась потом.
Сержант приоткрыл тряпицу,
-  Ну, Щербаков, ну, молодец, столько наловил, вот всем подарок.  Обязательно объявлю тебе перед строем  благодарность.

- Да, я не наловил, обменял. 

- Всё равно молодец. Проявил можно сказать инициативу. Постарался для товарищей.
Сержант подозвал, проходящих мимо солдат,
- Берите корзину и следуйте за Щербаковым на кухню.

Николай с видом знатока, этому научил его дед,  разъяснил повару, как обращаться с икрой и рыбой,
- Лучше не варить и не жарить, а засолить, получается вкуснота, пальчики оближешь. Варить и жарить, конечно, можно, но лучше всё-таки засолить. Попробуй то и то, сам определишь.


       Николай много раз приходил на берег, садился на знакомое дерево и смотрел на океан. Незаметно его мысли возвращались к деду. Не терпелось повидать его, поспрашивать о Франции, о том, как он попал в Некрасово, но дед не появлялся. 

Однажды, когда Николай наблюдал, как сплавщики на шлюпках вылавливают брёвна и зацепив баграми буксируют  их в сторону лесопилки,  рядом послышался шелест опавшей листвы. Он повернул голову в сторону, откуда доносился шум, и увидел огромную змею. Она,  извиваясь, ползла мимо в нескольких шагах. Огромная голова с гребешком как у петуха, размером с лошадиную, была приподнята над землёй и покачивалась из стороны в сторону в такт движению. Взгляд больших немигающих глаз был устремлён в сторону сплавщиков. Змея замерла, её челюсть медленно открылась, обнажив, как показалось Николаю, огромные, редкие и острые зубы. Он просто онемел от охватившего его страха. Броситься бы прочь, но он не чувствовал ни ног, ни рук и не мог пошевелиться, видел только эти глаза и эти зубы, ожидая с ужасом, что вот-вот змея  повернёт голову в его сторону.
Но змея, задержавшись на минуту, вновь продолжила свой путь к морю. Сползла на прибрежный пляж и исчезла в волнах.
Только после этого осознание реальности  вернулось к Николаю. Он побежал и сходу,  не дожидаясь разрешения командира отделения, стал возбуждённо рассказывать о увиденном на берегу чудовище.
Сержант приказал взять винтовки, и все поспешили к морю. Внимательно осмотрели траву рядом с поваленным деревом, спустились на пляж.  Николай показал место, где змея нырнула в воду. По  песку к воде вёл извилистый след, глубиной и  шириной подтверждающий его рассказ, сколь огромно было это существо.
- Приказываю, с сегодняшнего дня из расположения метеостанции без оружия не выходить. За территорией лучше ходить группами. Как видите, здесь обитают не только медведи.
Со стороны моря раздался громкий хлопок, и над водой появилось несколько фонтанов. Увидев  спины животных, солдаты приготовили винтовки.
- Отставить! Это киты, я вам рассказывал.  Огромные, весом до шестидесяти тонн, но для нас не опасны,  на берег не выходят и скоро уплывут  далеко в океан, до следующего хода лосося. 

В один из дней, когда, положив рядом винтовку, Николай сидел и смотрел на океан с надеждой увидеть что-то интересное, заметил вдалеке деда, шедшего в его сторону. Он очень обрадовался, но его радостное настроение угасало по мере того, как дед к нему приближался. Сгорбившись, он шёл, опираясь на две палки. Его вид был жалок: трясущаяся голова, не причёсанные волосы и лохматая борода.
- Не ходок я больше. Видно придёт за мной скоро ангел, заберёт на небеса. Я уж и распорядился, начальника лесопилки упросил, чтобы похоронили меня рядом с Аней у часовни. Ты тоже при случае напомни своему командиру о моей просьбе. Много думал последнее время и решил открыть тебе тайну, которой обладаю. Вижу, хороший ты человек и не применишь её во вред людям, да и кому, как ни сыну  Мити её доверить. Слушай и запоминай каждое слово.
Он достал обрывок газеты, кисет и стал по щепотке  насыпать табак на листок, но всякий раз, как он ни пытался, табак просыпался. 
- Измучился пока шёл, руки всё ни как не успокоятся.
Николай помог свернуть «самокрутку». Дед с удовольствием несколько раз затянулся и продолжил,
- Твой подарок. Каждый раз тебя вспоминаю, как закуриваю. Слушай и запоминай. Так, с чего это я хотел начать? Да, Наполеон, когда отступал из Москвы, слышал наверно про него?
- Слышал. В школе стих учили: - «Скажи-ка дядя, ведь недаром, Москва спалённая пожаром, французам отдана?»
- Да, да. Вот именно, недаром. Так вот, когда Наполеон отступал, закопал все ценные трофеи  рядом с твоей деревней. От моего деда мне попала в руки карта с местом клада, и я отправился в Россию,  что бы найти  сокровища, очень большие сокровища. Нанялся гувернёром к барыням, чьё имение в деревне Нестерово  и стал искать то место. Погода стояла дождливая, и я долгое время не мог найти  нужное место, и вот когда нашёл, какой-то злодей убивает горничную, мать Мити. Обстоятельства сложились так, что я оказался в числе подозреваемых. Меня обвинили в убийстве и не только, но и в антигосударственном заговоре и  приговорили к каторжным работам, которые казались мне страшнее смерти. Хотя я и раньше мог погибнуть, в болоте завяз и утонул бы, если б ни волк.
- Волк?
- Да, самый настоящий волк. Он привёл за собой людей, и меня спасли.
После этих слов Николай стал относиться с недоверием к рассказам деда, - «Ни повредился ли его ум от старости».
- Теперь слушай внимательно. Карта и все документы находятся в секретере в потайном месте. Это такой шкаф с множеством отделений, он стоял в кабинете в усадьбе Везенских в нестеровском имении. Его ни с чем не спутаешь, из красного дерева, резной работы.
- Его там уже нет. Когда у помещицы отобрали имение, сделали там школу. А, когда образовался наш  район, всю красивую мебель растащило по своим кабинетам, как говорил мой отец, жадное до чужого районное начальство.
- Значит, находится не далеко. Разыщи обязательно. Обещай мне, Коля. Там огромное богатство. Обещаешь? Не зря мы с тобой здесь встретились. Это судьба, - дед говорил возбуждённо,  глаза лихорадочно сверкали.
Николай, опасаясь деда, решил согласиться,
- Обещаю найти.
- Перекрестись.
Николай вспомнил, что нательный крестик он снял, когда уходил на призывной пункт, но всё ж перекрестился,
- Обещаю.
- И ещё, хочу тебя предупредить, если встретишь людей с фамилией Раменьи или Малышев, держись от них подальше. Они могут быть опасны. Их отцы  не раз пытались заполучить эти документы и карту. Повтори их фамилии. 
Николай замялся,
- Малышев и Ра…
- Раменьи, Раменьи, Ра- ме- ньи. Запомнил?
- Запомнил.
- Теперь я спокоен. Дед подробно обрисовал, как подобраться к тайному ящичку, заставив Николая несколько раз повторить только что услышанное от него.
- Ты, я вижу, с оружием. У вас здесь пост? 
- Не, я тут как-то видел чудище вроде змеи, просто ужас какое огромное и страшное. Командир приказал без оружия не ходить.
- Значит, прав был метеоролог, делая свои предположения. Видимо, эта или другая такая же змея была виновницей гибели Анны. Все эти годы, с самой её смерти, я надеялся найти это чудовище и отмстить. Но мне не повезло, да и справился бы я с ним? Ружьё да несколько патронов берёг на этот случай, но так и не встретил его. А тебе, видишь, повезло. Прошу, если опять увидишь, пристрели его  без всякого сожаления.
- Ещё вопрос, возьмёт ли пуля? Потом, надо точно попасть, знать бы куда.
- Ну, прощай солдат. Помни, о чём я тебе рассказал и о своём обещании. Прощай, чувствую, не увидимся мы с тобой больше, - дед, с трудом встал на ноги и, медленно, осторожно переступая, пошёл в сторону лесопилки.


Николай так и не узнал о дальнейшей судьбе Жака Поль Бертье. Уже на следующий день поступил приказ явиться в часть, и весь гарнизон погрузили на военный транспорт. В устье Амура военных перегрузили на речные суда и направили к месту  строительства укреплений.
Работы проводились спешно, в связи с осложнением внешней политической обстановки и возможностью возникновения военного конфликта с Японией в Монголии.