Хранители тайны Гл. 13 Искатели клада

Анатолий Лубичев
           Г л а в а      т р и н а д ц а т а я
               
        И с к а т е л и    к л а д а

В обязанность специальной команды из полицаев входила охрана комендатуры и борьба с подпольщиками и пособниками партизан.
Выполняя очередное задание Николай, как всегда, управлял грузовиком, в кузове которого сидела группа полицаев.
Направлялись в Некрасово по сигналу тамошнего старосты. Тот сообщил, что в одном из пустующих домов скрывается раненый партизан.
     При въезде в деревню из окна крайней  избы раздались выстрелы.
Полицаи повыскакивали из кузова и разбежались, окружая избу.
Николай присел за машиной, наблюдая за происходящим.
Он никогда не брал оружие на операцию, чтобы не принимать участия в убийствах людей. Командиру специальной группы объяснил, что винтовка, хотя и короче советского образца, трудно помещается в кабине и мешает вождению. На что тот обещал раздобыть ему пистолет или автомат.
Полицаи открыли стрельбу по окнам, а один из них подобравшись ближе, бросил внутрь гранату. Стрельба прекратилась. Полицаи, соблюдая крайнюю осторожность, вошли в избу. Партизан, совсем ещё мальчишка, лежал в луже крови на полу, его ноги были забинтованы.

Перед тем как залезть в кузов один из полицейских подошёл к Николаю,
- Совсем пацан, как мой сын, что удумал, тягаться с такой силищей. Видно комсомолец.

Грузовик не проехал и трёхсот метров, как заглох. Николай, выйдя из кабины, сразу заметил струйку, вытекающих из пробитого бака остатков горючего.
Он подпоясался куском шланга, взял канистру и пошёл через болото в сторону «большака» в надежде разжиться горючим. Полицаи не стали его ждать и зашагали по дороге в сторону города.
Николай шёл через «Сучье болото» по тропе, которую хорошо знал. Рассвело. Над болотом стелился понизу густой туман, скрывающий его почти до груди. Он перепрыгнул через небольшой ручей и, сделав несколько шагов, вдруг ощутил каким-то непонятным чувством, чьё-то присутствие. То, что он увидел через мгновение, сковало его, и он не мог от страха сдвинуться с места. По опушке, обходя болото, возвышаясь над туманом, шёл огромного роста человек, с большой, как туман белой, бородой, в рубахе, подпоясанной кушаком, за которым торчал топор. 

 


Мираж медленно приближался к Николаю и, не доходя шагов ста, свернул прямо в середину болота. Остановившись и повернув голову в его сторон, которого охватил ещё больший ужас, гигант  вытянул руку, указывая  пальцем на что-то, находящееся в болоте. Постояв так некоторое время, он развернулся и пошёл в сторону леса.  Войдя  в него, побрёл вглубь. Постепенно его силуэт растворился в, окончательно покрывшей всё, дымке.
Николай опустился на канистру и просидел, пока ни рассеялся туман.

На «большаке» он остановил грузовик. Водитель грузовика, войдя в положение Николая, и за пачку немецких сигарет нацедил из бака канистру бензина.
К машине Николай возвращался той же дорогой, с опаской оглядываясь по сторонам.

У машины стоял мужичок невысокого роста лет шестидесяти в затёртой до блеска кепке и в безрукавке из овчины поверх просторной холщёвой рубахи и штанов. На ногах были валенки с галошами.
- Здешний староста, Прокопий Кодашов. Это я сообщил о партизане, господин офицер, - он явно хотел польстить Николаю, - Чем могу помочь.

- Сам управлюсь, а вот, партизана надо бы похоронить по-христиански, совсем ещё ребёнок, - Николай еле сдерживался, чтобы не ударить по этой поганой предательской морде.

Пуля зацепила самый уголок у дна бензобака. Николай ввернул в отверстие подходящий по размеру болтик, размягчил смоченный в бензине кусочек хозяйственного мыла и замазал этой массой, оставшиеся щели вокруг болта. Кусочек мыла у него всегда был в запасе. Ещё при работе в МТС он прибегал к такому ремонту бензобака.

Возвращаясь, он испытывал угнетающее чувство вины за происшедшее в деревне и ненависть к старосте и полицейским, - «Чем я лучше, разве я ни служу фашистам. Всё надо с этим кончать», - и он провёл остаток пути в тяжёлых раздумьях.

Судьба решила за него. Вечером он приехал на велосипеде домой, чтобы заночевать. За ужином рассказал Нюре о увиденном на болоте,
- У меня точно, что-то с головой, такое привиделось.

- Погоди гадать. Я тебе кое-что покажу.

На полке, которая висела между окон, лежало несколько книг и старые школьные тетради. Нюра порылась и выбрала одну из книг.
- Взяла из избы читальни, ещё до войны. Это писатель Чехов. Здесь написано как то там, то здесь появлялся призрак монаха. Зря бы Чехов об этом писать не стал. Ни одному тебе призраки являлись. А, ещё скажу вот что, моя бабушка рассказывала, что есть такое поверье, что призраки охраняют клады. Может твой призрак тоже клад охраняет.
       
- Вспомнил. Мне об этом месте один странный старик рассказывал, француз. Там на Дальнем Востоке. Я не поверил, подумал он не в себе. Я про то уж и забыл, совсем забыл, а вот сейчас думаю, он, видать, правду говорил. Слушай, что он мне рассказал: где-то тут у нас спрятаны огромные сокровища, что настоящая карта и список сокровищ находится в потайном месте в шкафу. Помнишь, Нюр, шкаф, который стоял в кабинете директора школы. Раньше там помещица жила, а этот француз был домашним учителем. Ты знаешь у кого, Нюр? У моего батьки. Он и имена называл и деда мово и учительницы нашей, бывшей владелицы усадьбы. Но только теперь этот шкаф в канцелярии в комендатуре стоит.  Допустим, я смогу проникнуть в канцелярию во время ночного дежурства внутри комендатуры. Только сомневаюсь, что найду это потайное место.
      
- Тебе дед ни чего не рассказывал про это?
     - Да, рассказывал, только я не очень-то запомнил. Как я понял, нужно в одном из отделений нажать на верхнюю стенку и поднимется вверх ещё одно отделение. И в нём, как он сказал и карта, где всё указано и помечено, и список. Он говорил, огромные ценности спрятаны французами при отступлении из Москвы. Может не стоит? Риск всё-таки. Да, и правда ли это?
      - Думаешь, нет этого клада? 
- А, вдруг есть этот клад, лежит и ждёт меня. Не зря же призрак указывал мне на болото. Нет, я такой случай не упущу. Мы не знаем, какая жизнь будет, когда война закончится. Лишнее богатство не помешает. Если немцы победят, уедем в Америку и с сокровищами заживём как  баре. Если прогонят немцев, приду к нашим и скажу: нате вам подарок, всю оккупацию охранял. Не расстреляют, как думаешь? Я всё ж попробую, а вдруг, правда, всё это. Интересно!
Уже в следующее воскресенье, когда Нюра с сыном завтракали, к дому подъехал на велосипеде Николай. Когда он вошёл, Нюра сразу определила, что он находится в хорошем настроении.
- О, здорово! А, то я голодный, как волк.
Завтрак состоял из картофеля в мундире, репчатого лука и берёзового кваса. Берёзового сока Николай ещё в апреле набрал большую деревянную бочку.
Пока Нюра, обжигаясь, чистила картофель, Николай, по ходу дела, спешил поделиться с близким человеком своими новостями.
- Сегодня ночью дежурил внутри комендатуры, Со своим бывшим приятелем по МТС, подменился. Упросил за бутылку самогона и двадцать немецких марок. Когда стемнело, ни стоило большого труда открыть с помощью ножа дверь в канцелярию. Ну, и шкафчик, я скажу. Одних отделений не меньше двадцати. Час, а может и больше, потратил на поиски потайного места.  Много чего нашёл. Толком не смотрел. Поедим и посмотрим, что за бумаги.
Позавтракав, они сели по одну сторону стола и стали внимательно по порядку изучать трофеи. Трёхлетний Лёша с трудом влез на скамейку напротив и уселся в ожидании чего-нибудь интересного. И он не обманулся. Из бумаг выкатилась монета и повертевшись завалилась набок. Стало заметно чьё-то изображение. Все по очереди крутили и рассматривали монету.
 - Жаль, что не золотая, - Николай вручил монету Лёше, - На держи  награду за молчание. Ни кому не рассказывай,  что мы тут нашли.
 - Коль, а, кто это на монете, как ты думаешь.
Николай  взял монету и повернул к свету, чтобы лучше рассмотреть портрет,
 - Король наверно какой-нибудь ихний или полководец. Написано по иностранному.
 - Я, Коль, думаю – это Наполеон. О чьих сокровищах говорил тебе старик? Вот. Наполеон, Коль, точно.
 Стали по порядку изучать документы: кусок холста с рисунком треугольной шапки на карте;  несколько пожелтевших листков каких-то списков на иностранном языке; выцветшая от времени карта; незапечатанный конверт. 
      - Эх, найти бы того, кто французский знает. Что будем делать? 
      - Погоди, Коль, давай дальше смотреть.
      Аккуратно разложили карту, чтобы не порвать, они стали изучать.
      - Смотри, Коль, похоже, наша земля. Вот, Днепр, а здесь отмечено Некрасово.
       - Похоже.
       Карта оказалась подробной, но надписи были не понятны. И цифры, что они могут означать, они понять не могли.
       Николай вынул из конверта два листка. Это было письмо помещика Некрасова к своему сыну. В конверте кроме письма лежал чертёж.
       Прочитав письмо и рассмотрев чертёж, супруги повеселели.
      - Нам повезло. Смотри, Коль, это ж и искать не надо, иди и бери клад. А?
      - Возьмёшь, как же. Это ж «Сучье болото». Оно ж сейчас почти всё затоплено.
       - Ты уверен, что это именно то болото?
       - Конечно, я его всё исходил.
      - Смотри, а, вот эти крестики, два, перед большаком, что это, может тоже богатство закопано. Вроде, как столбик с ручками по бокам.
     - Я знаю, где этот столбик, но он не перед большаком, а за ним. Он всё время там мешается работам на поле. Пробовали вытащить руками - куда там. Откапывать не стали, а, что б плугом не наехать случайно, стали у него камни, что в пашне попадались, складывать. Приметное место. С него и начнём.
      Но поиски клада пришлось отложить, Николая перевели водителем к самому бургомистру.
«А, ни тот ли это Раменьи, о котором предупреждал дед», - подумал он, прочитав табличку на двери кабинета  бургомистра, и решил держать ухо востро.
Бургомистр хорошо владел русским языком, поэтому в поездках они чаще всего были вдвоём.
Хотя Николаю до этого не приходилось водить легковой автомобиль, он быстро освоился и уже через несколько дней лихо объезжал ухабы и рытвины на дорогах.
Свободного времени почти не было, даже спать приходилось урывками из-за поломок машины и ночных ремонтов.
Николаю показалось странным, что очень часто бургомистр приказывал ехать по просёлочным дорогам и при этом, поглядывая на лист бумаги, лежащий у него на коленях, крутил головой осматривая окрестности.
Причина такого поведения раскрылась, когда однажды бургомистр приказал остановить машину и развернув лист перед Николаем спросил,
- Посмотри, ни эта ли округа нанесена на эту карту?

Николай взглянул на карту и сразу определил, что она очень схожа с той, которую он достал из тайника, но в тоже время было много отличий, - «Значит, всё верно, как я и предполагал, это тот самый человек, которого предупреждал остерегаться дед», - он сделал вид, что очень внимательно изучает карту, при этом то и дело осматривал окрестность.
- Очень похоже, что это то самое место, но я, господин бургомистр, очень плохо разбираюсь в картах и могу ошибиться. Николай воспользовался случаем и тоже стал внимательно изучать местность вокруг, особенно, когда проезжали у места, где предположительно был закопан клад.

   У меня имеется хорошая мысля, - заявил Николай за ужином Нюре, когда в очередной раз приехал навестить семью, - Бургомистр давно просил подыскать место для захоронения немецких солдат, которые, случается, погибают от рук партизан и подпольщиков. Просил, чтобы место было ровное, сухое и не далеко от дороги. Я думаю, что вот это самое поле, о котором мы говорили, ему понравится. Начнут копать могилы, напрошусь на это дело, а там сообразим, как быть. Ты приготовь лопаты поострее и тачку. Сегодня же поговорю с бургомистром.
      Бургомистр место утвердил, и уже через несколько дней потребовались могилы. 
      Погода выдалась на славу. Стоял самый настоящий погожий почти летний день, не смотря на то, что был конец мая.
      Телега мягко катилась по ещё не совсем просохшей дороге, оставляя неглубокий след от колёс.
       Когда стали приближаться к «Облецовскому полю», Николай начал, не отрываясь следить, чтобы не пропустить то место, что отмечено на карте. И сразу заметил небольшой островок, покрытый высокой сухой травой,
       - Вот хорошее место! Там подходяще устроить кладбище, - и, не сдержавшись, добавил, -  Для многих хватит.
       Николай разметил землю и распределил работу, а сам направился к островку и сразу заметили торчащий среди камней столбик, - «Точно, это самое место. Сегодня же придём с Нюрой ночью и будем копать».
      
       Работы закончили, когда было готово четыре могилы.
      Напротив Филиппово Николай соскочил с телеги и скомандовал,
      - Вы давайте в холм, доложите своему начальству, что всё сделано как надо, а я  подготовлю берёзовые брёвна для крестов и заночую здесь у своих.
Он смастерил из молодых берёзок несколько крестов. После ужина погрузил их на тачку и отправился вместе с Нюрой к месту поиска клада.

Коротка ночь в мае. Несмотря на поздний час, было светло. 
Они отбросили от вкопанной пушки наваленные горкой валуны и принялись за работу. Почти полностью отрыв её присели отдохнуть на край ямы.
Вдали на дороге показались лучи фар, и через несколько минут на большаке, напротив, остановился крытый грузовик и мотоцикл с коляской. Ночь была не такая уж тёмная, и Николай различил среди выпрыгнувших с кузова шестерых полицаев и двух немцев на мотоцикле. Из кабины грузовика вылез ещё один человек. Все уверенно направились в сторону раскопок. Когда впереди идущий человек заговорил, Николай сразу узнал голос бургомистра. 
      - Что, Щербаков, решил меня провести. Меня барона Раменьи? Ты, деревенщина необразованная. Меня потомственного барона ещё никому не удавалось обвести вокруг пальца. Я уже в самый первый раз, когда показывал тебе карту, сразу понял, что это место тебе знакомо. Но ты не соизволил мне об этом доложить. Захотел поживиться за счёт меня. С того самого дня я установил за тобой слежку. Но ты мне сам помог, когда предложил это место для немецкого кладбища. Я сразу догадался и принял твой выбор, понял, почему именно это место ты показал и вызвался организовать работы. Неужели бы не нашлось места лучшего рядом с городом. Поэтому и выделил тебе своих людей вот этих самых. Вглядись. Подойдите-ка ближе. Вот они твои землекопы. Когда мне доложили, что ты решил заночевать в деревне, мне стало ясно: ночью ты будешь здесь. Глупец, вздумал тягаться с бургомистром. Но я великодушен: за то, что ты помог мне найти то, что я искал, я не повешу вас на улице посреди вашей деревни, а расстреляю здесь сейчас. И бросим ваши трупы вон в те заготовленные для немцев могилы.
Бургомистр хотел ещё что-то произнести, но не успел. Ночную тишину разорвал залп из винтовок и автоматные очереди. Немцы и полицаи не успели даже приготовить к бою своё оружие, как оказались с пробитыми пулями телами на земле. Последний из них, водитель грузовика, был застрелен, когда попытался завести мотор.
Всё это время боя супруги лежали на дне вырытой ими ямы и не понимали, что происходит.
Когда всё стихло, то на фоне светлеющего неба они увидели склонившегося над ними человека в фуражке офицера Красной Армии,
     - Ну, что обделались, прихвостни немецкие!
     - Мы свои. Мы из деревни. Нас привезли сюда, чтобы мы копали. Заставили, - поспешил оправдаться Николай.
     «Хорошо, что я снял немецкую форму и переоделся в своё. Лежать бы мне здесь вместе с этими», - пробежала мысль в голове Николая, и он невольно посмотрел на убитых.
      - Заставили, а что ж с немцами не воюешь, склонился офицер над Николаем.
      - Так, как-то не получилось. Попал в окружение, вернулся домой. Куда деваться. Я вообще-то давно хотел уйти к партизанам. Да вас разве отыщешь.
      -Ну, что же, считай, что ты в отряде. Придём на базу примешь партизанскую присягу и вперёд бить немецких гадов.
      - Я с радостью, вот, только бы жену проводить, ночь…
      - Ну, что, баба, забирай свою тачку и иди в свою деревню, пользуйся тем, что я сегодня добрый.
      Николай вылез из ямы и помог вылезти Нюре.  Хотел бросить лопаты на тачку, но его остановил окрик офицера,
      - Лопаты оставь. Пошевеливайся, пока я не передумал.
      Николай поспешил выполнить команду, и отойдя с Нюрой на несколько шагов обнял прощаясь и прошептал на ухо,
      - Прибереги бумаги. Может, понадобятся ещё. Как-нибудь зайду, заберу. Лучше мамке моей передай. Поняла. 
    Партизаны начали интенсивно работать лопатами, чтобы узнать причину ночных раскопок. Когда копали, обнаружили человеческий скелет.
- Видно клад спрятан. Всегда рядом клали покойника по поверью, чтобы охранял сокровища, - заметил один из партизан.
 Лопаты обо что-то застучали. Когда с расширили яму и  обнаружили большой валун, поняли , что копать дальше нет смысла.
Офицер приказал останки покойника опустить в яму и засыпать, установив обратно пушку, как стояла, вместо памятника,
- Кто знает, может быть, этот человек достоин большего, а не этой скромной могилы.

Когда над полем рассеялся лёгкий утренний туман, и в небе запел жаворонок, из леса показалась стая волков и стала медленно с опаской, с остановкой подкрадываться к месту ночного боя, и только длинная автоматная очередь с подъезжающего к стоящему грузовику мотоцикла, спугнула их.

Нюра выполнила просьбу мужа. Тщательно завернула в кусок холста конверт с письмом помещика Некрасова и со схемой нарисованной им, опустила в горлач и присыпала сверху сушёной  малиной. Остальные бумаги и холст положила в футляр из-под гармони и отнесла  в конец усадьбы, в «щель».
Когда Нюра рассказала свекрови о ночном происшествии и попросила спрятать принесённые документы, Александра разволновалась,
- Ой, что будет, что будет… Нюра, тебе нужно немедля перебираться ко мне. Ты говоришь, партизаны расстреляли немецкий патруль и полицейских, Коля ушёл с ними в лес. Немцы  обнаружат убитых и, определив, что среди них нет  Коли, обязательно придут к тебе. Не думай, забирай Лёшу и ко мне. В случае чего у меня есть, где спрятаться.
Сборы были не долгими, и уже на следующую ночь Нюра с сыном на руках вошла в избу Александры.